СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение технологии развития критического мышления у обучающихся с ДЦП на уроках биологии»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
««Применение технологии развития критического мышления у обучающихся с ДЦП на уроках биологии»»

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями опорно - двигательного аппарата № 20 г. Иркутска»












«Применение технологии развития критического мышления у обучающихся с ДЦП на уроках биологии».










Учитель биологии: Семенова Надежда Владимировна






«Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли - это поручить другому родить твоё дитя.

Есть мысли, которые надо самому рожать в муках и они-то, и есть самые ценные»

Я. Корчак


В ГОКУ Школе-интернате №20 г. Иркутска обучаются дети с диагнозом детский церебральный паралич.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющаяся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц. Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность. У детей с ДЦП двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями.

При детском церебральном параличе имеет место сложная структура дефекта. У обучающихся с ДЦП имеются особенности развития познавательной сферы.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

- нарушение активного произвольного внимания;

- повышенная истощаемость всех психических процессов, выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности;

- повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям переключения с одного вида деятельности на другой и др.

Оптимальное развитие такого ребенка может происходить только при условии адекватного воспитания и обучения.

Особенности развития познавательной и личностной сфер учитываются при организации учебного процесса. Задачей педагога является вывести на первое место в шкале ценностей ребёнка с ДЦП те, которые бы способствовали ориентации личности ребёнка на достижение реальных, доступных для него целей: учёбы, приобретения профессии, занятия любимым и полезным делом, решение какой-либо творческой задачи и формированию адекватного уровня притязаний. Одним словом, помочь успешно социализироваться в общество. Для выполнения этой задачи необходимо повышение эффективности обучения, привлечение новых технологий, которые будут способствовать усвоению учебного материала.

При преподавании естественных предметов, наиболее приемлемыми современными технологиями, соответствующим особенностям учащихся с ДЦП, является сочетание технологии развития критического мышления с использованием интерактивных приёмов.

В условиях современного общества и требований, предъявляемых к школе, необходимо помочь таким детям развить, реализовать свои способности и стать полноправными членами общества. Поэтому особо актуальной является проблема коррекции негативных проявлений детского церебрального паралича.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования наша школа работает над социальной адаптацией обучающихся с ДЦП, которая осуществляется в процессе социализации - приоритетным направлением деятельности общеобразовательного учреждения.
Задачи современной школы – создать условия для успешной социализации и формирования личности гражданина России, обладающего яркими индивидуальными способностями, способного на самостоятельную творческую деятельность в любой области. Для этого необходимы новые технологии в образовательном процессе, позволяющие эффективно использовать имеющиеся ресурсы и достигать поставленных целей, учитывая особенности развития обучающихся с ДЦП.

Наиболее продуктивной, для детей с особенностями развития (ДЦП), я считаю технологию развития критического мышления (ТРКМ), которая учит мыслить логически, нестандартно, творчески, самостоятельно добывать знания, что является залогом их успешного усвоения и дальнейшего применения на практике в жизни, формирования активной жизненной позиции, успешной социализации.

В процессе реализации ТРКМ в первую очередь обеспечивается:

  • коррекция познавательной деятельности;

  • достаточный уровень мотивации учащихся, положительный эмоциональный фон процесса обучения, заинтересованность в его результатах;

  • сознательное отношение школьников к результатам своей деятельности;

  • формирование учебных навыков и умений, учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию;

  • учебный процесс ориентирован на развитие творческого потенциала обучающегося;

  • учит мыслить логически, нестандартно, творчески;

  • возможность учета индивидуальных особенностей познавательных интересов учащихся;

  • возможность организации работы учащихся с различными источниками информации;

  • возможность организации коллективной, парной и индивидуальной, самостоятельной деятельности на уроке.

Модель технологии развития критического мышления включает три стадии: вызов, осмысление содержания, рефлексия.

На стадии вызова осуществляется: настрой на достижение целей урока или его отдельного этапа, возврат к уже накопленным знаниям по предложенной теме, анализ своего мышления и чувства, относительно какого-то вопроса, связанного с целями обучения.

Стадия вызова логически приводит к следующей стадии осмысление содержания. На данной стадии осуществляется изучение нового материала и установление связей с ранее усвоенным материалом. При этом используется различная форма работы: индивидуальная, в парах, групповая.

Во время стадии рефлексии осуществляется возвращение к ключевому вопросу урока. На этом этапе школьники закрепляют новые знания, выражают новую информацию своими словами, делают выводы, что они узнали на уроке, чему научились. Одна из задач ТРКМ – стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности. (Под рефлексией понимается осознание и осмысление собственных действий, приемов, способов учебной деятельности; самооценка, самоконтроль.)

Для организации каждого этапа урока использую различные приёмы, учитывая особенности познавательной сферы учащихся с ДЦП.

Одной из задач современного образования является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие обучающегося с ДЦП к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Умелая организация взаимодействия учащихся становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Цель моей педагогической деятельности:

  1. Развитие мыслительных навыков обучающихся с ДЦП, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны своих решений);

  2. Повысить качество преподавания через использование различных форм и методов обучения.

Поэтому на своих уроках я стараюсь применять методы обучения, которые могут реализовываться в разных формах.

Приведу примеры уроков, где можно реализовывать цель моей педагогической деятельности с использованием педагогической технологии развития критического мышления (ТРКМ).


I стадия - Вызов:
1. Урок «Гигиена сердечно-сосудистой системы» в 9-ом классе рассказываю старый анекдот: «Студент-медик решил выяснить, как вредные привычки влияют на продолжительность жизни человека, и стал у всех очень пожилых, на его взгляд, людей спрашивать о том, какой образ жизни они ведут и как это помогло им дожить до столь преклонного возраста…»
«Здоровье - это главное богатство человека, это жизнь! С этим трудно поспорить. Не будет здоровья - не надо ни денег, ни друзей, ни работы и карьеры, ничего-ничего. Поэтому первое, с чего надо начать свое пожелание всем - это, конечно, здоровье. Ведь часто мы даже не осознаем насколько оно важно, и задумываемся о здоровье только тогда, когда заболело там и сям».

Предлагаю учащимся вспомнить, какую тему они изучают и предположить, что мы будем изучать на уроке. Использую метод ассоциаций.

Учащиеся не все, но догадываются, что тема урока будет посвящена здоровью сердечно-сосудистой системы. Озвучиваю тему урока.

На стадии вызова я не только активизирую, заинтересовываю учащихся, мотивируя их на дальнейшую работу, но и «вызываю» уже имеющиеся знания, либо создаю ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

На данной стадии ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Главная моя задача, как учителя, актуализировать имеющиеся знания, вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности. 

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Возможные записи обучающихся о строении сердечно-сосудистой системы:

Возможные записи обучающихся:

Что в связи с темой урока хотел бы узнать гигиене

сердечно-сосудистой системы?

Возможные записи обучающихся:

Что узнал о гигиене сердечно-сосудистой системы?

Учащиеся записывают свои личные знания о строении сердечно-сосудистой системы в первую колонку. Обмениваются информацией и обсуждают её.

2. Например, на данном этапе при изучении темы «Цветок – генеративный орган, его строение и значение» (биология 6 класс) учащиеся собирают цветок на интерактивной доске и каждой части цветка находят соответствующее название соединяя стрелками, что для учащихся с ДЦП очень актуально. Затем отвечают на вопросы (в таблице):

  • Что вы знаете о цветке как об органе растения?

  • Что бы вы хотели узнать о цветке?

И возникает учебная проблема: Почему цветок является генеративным органом растения?

Проблемные ситуации обеспечивают усвоение знаний, как продукта самостоятельного творческого поиска, вызывают у учащихся ярко выраженный познавательный интерес и разнообразные положительные эмоции.

3. На уроке в 10 классе:

Формулирую перед классом проблемные вопросы, подводя учащихся к теме урока:

1. Почему в тропических районах люди чаще всего погибают от укуса змеи?

2. Почему в зимний период в водоемах мы не можем увидеть одноклеточных животных?

3. Почему представители некоторых рыб могут быть неподвижны на фоне кораллов при встрече их с акулами?

- Как вы думайте, какая у нас сегодня будет тема урока?

Формулируют, с моей помощью, тему урока «Приспособленность организмов и её относительность».

Ставлю цель урока: рассмотреть основные формы приспособленности у животных и ее относительность.

Каждый учащийся заполняет таблицу по мере изучения материала (что уже знает и т. д.):

Знаю

Хочу знать

Узнал (рефлексия)

1.Приспособленность

(адаптация) - совокупность особенности строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида выживание в определенных условиях внешней среды.

2. Все живые организмы имеют те или иные приспособления к среде обитания.

1.Какие формы приспособленности существуют у животных?

2.Относительна ли приспособленность?

1.Существуют различные формы приспособленности у животных.

2.Приспособленность относительна.

3.Приспособленность является результатом движущих сил эволюции.

II стадия – осмысление содержания:

На этом этапе я предлагаю; прочитать текст, просмотреть видеоролик, презентацию как вид самостоятельной работы учащихся по теме, выполнить практическую работу, прослушать выступление учащихся по теме урока, как результат групповой или индивидуальной самостоятельной работы с различными источниками информации, в том числе и Интернет-ресурсами или выполнить эксперимент. Именно во время этой стадии обучающийся с ДЦП должен самостоятельно и активно участвовать в учебной деятельности.

  1. Прием «Пометки на полях» (работа с текстом):

При составлении текста включаю в него ведущие биологические понятия данной темы, а также материал, который вызывает интерес, удивление у школьников, стремление узнать больше. Например, при изучении темы «Семейство пасленовых», в тексты включаю материал о многообразии семейства, местообитании видов, строении цветка, плодов, дикорастущих ядовитых и лекарственных растениях, культурных растениях этого семейства, важных с/х культурах. Особо останавливаюсь на табаке, истории его появления и отрицательном воздействии на организм человека. Работая с текстом, учащиеся разбиваются на пары, каждая пара получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

«+» — поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

«-» — поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что это знаете;

“V” — поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

«?» — поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения текста, учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста, с учетом особенностей обучающихся с ДЦП.

2. 9 класс. «Гигиена сердечно – сосудистой системы»

Практическая работа:

– Сейчас, мы выполним небольшое задание, с помощью которого определим тренированность вашего сердца.
Для этого вам потребуется определить пульс, в положении сидя, прощупав артерию в области запястья подсчитав удары.
Теперь выполним 10 приседаний, и вновь определите ваш пульс.
С помощью формулы, определите тренированность вашего сердца.

Если, Т Т = 38% – тренированность сердца недостаточная. Нужно обратить внимание на ваше физическое состояние.
Т 45% – тренированность  низкая, сердце усиливает свою работу за счет частоты сердечных сокращений, в этом случае необходимо пройти обследование и получить рекомендации врача.
10 класс, урок «Приспособленность организмов и её относительность»

Класс делится на три группы – мастерские.

Перед началом работы учащиеся проходят инструктаж работы в группах.

Каждой группе выдаются рабочие тексты, таблицы, алгоритм изучения данного объекта.

Алгоритм работы

Используйте для выполнения задания коллекции, фотографии, источники различной информации, в том числе Интернет.

  1. Определить среду обитания данного вида (детеныша тюленя и белого медведя - 1 гр.), (гусеницы и бабочки-павлиний глаз - 2 гр.), (лягушки и голожаберного моллюска эолидии - 3 гр.).

  2. Выявить черты приспособленности к данной среде обитания.

  3. Определите защитные приспособления у каждого представителя. Какая форма приспособленности характерна для этих живых организмов?

  4. Оформление результатов работы в виде таблицы:

Приспособленность организмов к среде обитания

Название животного

Среда обитания

Черты приспособленности

Форма приспособленности





При ответах учащимся задаю следующие вопросы:

  • Только ли окраска тела помогает животному выжить в данной среде обитания?

  • Какому фактору среды соответствуют данные приспособления?

  • Какие преимущества получили животные в связи с приобретением определенных вами характерных признаков приспособленности?

III стадия - рефлексия:

Необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в начале урока или в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.

На стадии рефлексии обучающиеся с ДЦП систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания.

Прием «Синквэйн»

Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. Составить короткий вывод по материалам урока в нескольких словах – это важное умение. Для обучающихся с ДЦП - это требует сосредоточенности, активизации мыслительной деятельности, выделение из большой массы информации, основных понятий. Синквэйн — это белый стих, в котором нужно осуществить синтез информации и материала урока в коротких выражениях. Это своего рода творческая работа

Каждому ученику дается время, в конце урока, 5-7 минут, на то, чтобы написать синквэйн. Затем в парах из двух синквэйнов они составляют один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность обсудить и еще раз критически рассмотреть данную тему. При этом обучающиеся с ДЦП учатся слушать друг друга, соглашаться или оспаривать мнение партнера. Затем весь класс может ознакомиться с синквэйнами.

Правила написания синквэйна:

В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

Вторая строчка - это описание темы в двух словах (два прилагательных).

Третья строка - описание действия в рамках темы тремя глаголами.

Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строчка - синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример синквэйна к теме «Витамины»:

Витамины

Вкусные, полезные

Ускоряют, расщепляют, помогают

Важные вещества для жизни

Ферменты


Прием «Эссе»

Этот вид письменного задания применяется, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Я прошу учащихся ответить на два вопроса:

- Что они узнали по пройденной теме?

- Что хотели бы узнать? (или задать вопрос, на который они не получили ответа).

Пример эссе к уроку: «Цветок – орган полового размножения»

1. «На уроке я узнал о половом размножении растений. Оказывается цветок совсем не для красоты растению. Никогда не думал, что главные органы цветка такие неприметные».

2. «Ни разу не видел цветка папоротника, хотел бы посмотреть!»

Прием «Самоанализ». Урок в 6 классе «Строение цветка»:

Новые понятия

Знаю уверено

Надо повторить

Строение цветка

+


Строение тычинки

+


Строение пестика


+

Обоеполые цветки

+


Однодомные растения


+

Двудомные растения



Женские цветки

+


Мужские цветки

+


Приём “Ключевые слова”

 На основе данных слов прошу составить рассказ-предположение или рассказ-подведение итогов какого-либо события. Главное — использовать в тексте все ключевые слова.

Подведение итогов практической работы «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц»:

Ключевые слова: Нетренированный, нагрузки, в течение жизни, соблюдать, человек, утомление, работа и отдых, дозироваться, кислород

Учащиеся на основе данных слов делают обобщение:

  1. Нетренированный человек не должен сразу приступать к большим нагрузкам. (Это приведет не только к утомлению мышц, но и к кислородному голоданию, а сердце очень чувствительно к недостатку кислорода).

  2. Слабые нагрузки тренировочного эффекта не дают. Поэтому нагрузка должна не только постепенно наращиваться, но и правильно дозироваться.

  3. Необходимо в течение жизни соблюдать правильное соотношение работы и отдыха.

Прием» Кластер»

1. Пишу ключевое слово или предложение, отражающее тему урока.

2. Записываю слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой или использую для работы готовые карточки.

З. По мере того, как у учащихся возникают идеи, они начинают распределять карточки, понятия относительно ключевого слова или предложения, начинают устанавливать связи между идеями, которые им кажутся подходящими.

4. Разбирают столько идей, сколько предложено, пока не будут исчерпаны все идеи.

Заключение.        

Технология развития критического мышления дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения: «Учитель-ученик», «Ученик-группа», и «Ученик- ученик», что очень благоприятно сказывается на усвоение учебного материала у обучающихся с ДЦП, имеющих множественные нарушения познавательной сферы:

- осуществляется коррекция познавательной деятельности;

- повышается ответственность учащихся за качество собственного образования;

- формируются навыки работы с интерактивными, информационными источниками разных типов;

- раскрывается творческий потенциал школьников.

Приёмы образовательной технологии развития критического мышления на уроках биологии позволяют мне сделать учебную деятельность более эффективной, интересной, творческой и добиться поставленных целей.

Список литературы:

1. Антонова Е.В. Развитие критического мышления через чтение и письмо,2010

2. В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. М., «Просвещение», 2021.
3. В.В. Пасечник. Биология. Покрытосеменные растения: строение и жизнедеятельность. 6 класс. М., «Просвещение», 2021.
4. В.В. Пасечник, Каменский А.А., Криксунов Е.А. и др. Учебник. Биология. Общие биологические закономерности. 9 кл., Москва. «Просвещение».; 2021.
5. Д.В. Колесов и др. Биология. Человек. 9 класс. М., «Просвещение», 2021г.

6. Детские церебральные параличи. - Москва: РГГУ, 2011.
6. Детский церебральный паралич. - М.: Дидактика Плюс, 2012.
7. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений. Учебно-методическое пособие / Коллектив авторов. - Москва: Высшая школа, 2012. 6.

8. Мухина В.С. Возрастная психология, М., Академия 1999г
9. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. Творческий центр.- М., 1996.
10. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии, - М, Народное образование, 1998г.
11. Сиратюк И. Н. Обучение детей с учетом психофизиологических особенностей. М., 1998.
12. Сиротина Л.М. Использование на уроках химии и биологии элементов технологии развития критического мышления. 2009.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!