СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение трансформируемого оборудования " Цветок" в разных видах музыкальной деятельности

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение трансформируемого оборудования " Цветок" в разных видах музыкальной деятельности»

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт регионального развития Пензенской области»




Центр дошкольного образования



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 59 г. Пензы «Росинка»




Конспект мастер-класса

«Трансформируемое пособие «Цветок»

для музыкальной деятельности»
















Разработали музыкальные руководители:

Ерёмина Диана Игоревна,

Щеглова Наталья Николаевна









Пенза

2019

Цель: оказание информационной и методической поддержки педагогам дошкольных образовательных организаций по вопросу  применения трансформируемого оборудования в разных видах музыкальной деятельности дошкольников.

Задачи:

  • Продемонстрировать педагогам реализацию принципов предметно-пространственной развивающей среды в музыкальном зале.

  • Продемонстрировать практическое применение принципа трансформируемости на примере пособия «Цветок».

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация к выступлению, трансформируемое игровое пособие «Цветок» (ромашка и цветик-семицветик), столы.

План проведения:

  1. Вступительная часть.

  2. Теоретическое обоснование.

  3. Практическая часть:

  • 1-я группа участников мастер-класса – работают с трансформируемым цветком «Ромашка».

  • 2-я группа участников мастер-класса работают с трансформируемым цветком «Цветик-семицветик».

  1. Интерактивная игра «Знатоки музыки» для зрителей мастер-класса.

  2. Презентация работы групп.

  3. Рефлексия.

Содержание мастер-класса.

  1. Вступительная часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Организация развивающей среды в дошкольном учреждении строится с учетом ФГОС ДО, а также позволяет наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Сегодня нам хотелось бы рассказать о музыкальной предметно-пространственной развивающей среде, уделить особое внимание принципу трансформируемости. Показать, как мы реализуем данный принцип на практике.

  1. Теоретическая часть.

В нашем детском саду уделяется особое внимание созданию и наполнению музыкальной предметно-пространственной развивающей среды, т.к. от этого зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребёнка. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Остановимся кратко на каждом из принципов.

Всё пространство музыкального зала безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Оборудование, представленное в музыкальном зале, имеет все необходимые документы и сертификаты качества.

Содержание музыкальной предметно-пространственной развивающей среды насыщено и соответствует возрастным особенностям детей, направлено на ведущий вид деятельности – игру. По всем видам музыкальной деятельности в зале имеется: методическая литература, наглядно-дидактический материал, демонстрационный материал. Зал оснащён технически: имеется мультимедийная техника, которая используется на занятиях и других формах организации детей, музыкальная аппаратура (микшер и колонки), микрофоны и стойки. Всё это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами думать, сравнивать, моделировать, размышлять и творить.

Принцип вариативности в музыкальном зале реализуется следующим образом. Музыкальный зал делится на 3 зоны: зона для восприятия, зона активной музыкально-двигательной деятельности, экспериментально-творческая зона.

1.Зона для восприятия.

Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольников. От того, насколько ребёнок подготовлен к восприятию музыки, насколько сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию музыки, зависит качество осуществления всех остальных видов музыкальной деятельности. Зона для восприятия подразумевает слушание детьми музыкальных произведений, разучивание песенного материала, распевания, ознакомление с дидактическими играми и пособиями. Оборудование зоны для восприятия состоит из музыкального инструмента (рояль), ноутбука и колонок, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, магнитной доски, куда можно поставить наглядный материал или прикрепить его магнитами, столика, куда можно положить музыкальные инструменты или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации. В этой зоне необходимо соблюдать важный принцип личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми - «глаза в глаза». Это возможно при условии, если дети располагаются справа от музыкального руководителя.

2.Зона активной музыкально-двигательной деятельности.

В нашем музыкальном зале это достаточно большое свободное пространство для движений. Музыкально-ритмические движения, дидактические игры на развитие ритмического слуха, творческие импровизации, разыгрывание сценок и сказок – всё это происходит в данной зоне. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лёжа, на полу постелен ковёр. Рояль расположен таким образом, что музыкальный руководитель может видеть всех детей, а технические средства (ноутбук, микшер, выключатели для зеркального шара и для зажигания огоньков на ёлке) расположены так, что в любой момент можно ими воспользоваться в соответствии с задуманным сценарием без помощи посторонних, что очень удобно.

  1. Экспериментально-творческая зона.

Эта зона очень важна для музыкального воспитания дошкольников. Здесь расположены стеллажи, на которых располагаются музыкально-дидактические игры и атрибуты к танцам и играм; столы, на которых находятся музыкальные инструменты в свободном для детей доступе. Так же в этой зоне имеется реквизит и атрибуты для театральных постановок. Здесь дети могут музицировать и «рисовать» музыку. Организуя ППРС в этих зонах мы руководствуемся принципом комплексно-тематического планирования и выкладываем тот дидактический материал, который относится к определённой теме занятия и возрасту детей.

Полифункциональность материалов в нашем зале предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: например, детской мебели (столы, мягкие модули, стулья), ширм, полочек и т.д. Эти предметы пригодны в разных видах детской деятельности.

Трансформируемость пространства музыкального зала предполагает возможность изменений предметно- пространственной развивающей среды в зависимости от меняющихся интересов и возможностей детей, а так же от образовательной ситуации. Наличие трансформируемого оборудования (ширм и полочек), модулей позволяет видоизменять пространство зала. Кроме того, видоизменяется и оформление музыкального зала в зависимости от тематики и форм организации с детьми (например, утренники, праздники, ярмарки, досуги, театральные постановки, викторины и т.д.)



3. Практическая часть


Дорогие коллеги, сейчас предлагаем Вам перейти к практической части нашего мастер-класса, в которой более подробно остановимся на принципе трансформируемости, а именно трансформируемом пособии. Мы разработали трансформируемое пособие по развитию музыкальных способностей дошкольников «Цветок». Представляем Вам два варианта цветка: «Ромашка» и «Цветик-семицветик». Эти цветы можно использовать, как атрибуты для танцев и театральной деятельности, на музыкальных занятиях в разных видах музыкальной деятельности, а также в совместной деятельности педагога с детьми.

Практическую часть мы организуем таким образом: сначала мы покажем вам, как мы работаем с одной из частей цветка, а именно с его лепестками, а затем Вы сами поработаете над другой частью цветка.

Трансформируемое пособие «Цветок Ромашка».

Это пособие можно использовать как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте. Как же можно использовать лепестки нашего цветка? Лепестки отстёгиваются от сердцевинки цветка и могут использоваться отдельно. Применяя лепестки в музыкально-ритмической деятельности, мы играем с детьми в игру «Танцующие лепестки». Дети выполняют с лепестками разные виды музыкально-ритмических движений (бег на носочках по кругу и врассыпную, кружение, покачивания, взмахи руками и т.д.) Эти движения можно потом применить и в танце. Если использовать на занятии два цветка: ромашку и цветик-семицветик, можно поиграть в игру «Какой цветок быстрее соберётся?».

На каждом лепестке ромашки есть маленькие звенящие бубенчики. Мы используем их во время слушания в игре «Тихо-громко». В ходе игры различают тихое и громкое звучание музыки. Когда музыка играет тихо, дети звенят лепестком с бубенчиком перед собой, когда громко – звенят над головой.

На обратной стороне лепестка есть картинки с липучками. Мы можем использовать их во время слушания музыки в качестве наглядного материала (например, слушая песенку о героях сказки «Теремок» показывать лепесток с их изображением).

Так же мы применяем лепестки с изображением героев в играх «Кто как ходит», «Кто как поёт?».

Музыкально-дидактическая игра «Кто как ходит?». Например, слушаем короткие песенки про Медведя, мышку, лису, волка и т.д. Дети должны определить по музыке персонажа и изобразить его походку.

Играя в игру «Кто как поёт?», педагог показывает детям лепестки с картинками, на которых нарисованы животные: кошка, собачка, курочка, корова, петушок и т.д. и говорит о том, что все они говорят разными голосами. Например, кошка поет «Мяу», собачка – «Гав», курочка – «Ко-ко-ко» и т.д. Когда дети это усвоят, педагог предлагает им поиграть. Он говорит о том, что у куклы Маши много разных животных: и кошка, и собачка и т.д. Их всех пора кормить, но они разбежались. Послушайте, кого зовет Маша: - Ко-ко-ко!   Дети повторяют за педагогом повторяющиеся звукоподражания, называют животное и выбирают соответствующую картинку, пока не соберут все.

В пении мы используем лепестки с изображением мальчика и девочки для лучшего усвоения детьми песенного материала. В процессе пения показывается лепесток с изображением мальчика - поют мальчики, если лепесток с изображением девочки – значит, поют девочки.

Кроме того, используем лепестки с изображением героев в процессе игрового распевания. Это происходит следующим образом: ребёнок надевает лепесток с изображением соответствующего персонажа (на каждом лепестке есть прорезь для того, чтобы ребёнок мог надеть лепесток на руку) и поёт в образе данного героя.

Лепестки-бубенчики можно использовать и в таком виде музыкальной деятельности, как игра на ДМИ. Например, с малышами (ранний возраст) можно поиграть в игру «Звеним-молчим». Когда музыка звучит, лепестки - бубенчики звенят, когда музыка молчит – не звеним.


Трансформируемое пособие «Цветик-семицветик»

Перейдём к следующему трансформируемому пособию, под названием «Цветик-семицветик, Данное пособие мы применяем с детьми старшего дошкольного возраста.

Цветик – семицветик используется во всех видах и формах музыкальной деятельности при ознакомлении детей со средствами музыкальной выразительности.

Используя данный цветок можно работать как над одним средством выразительности, так и со всеми средствами выразительности вместе. На обратной стороне каждого лепестка расположен прозрачный кармашек, в который мы можем помещать различные картинки.

С лепестками цветка можно поиграть в музыкально-дидактическую игру на определение средств музыкальной выразительности «Цветик-семицветик».

Примерный музыкальный репертуар для слушания:

1. «Кавалерийская» (Д. Б. Кабалевский).

2. «Клоуны» (Д. Б. Кабалевский).

З. «Новая кукла» (П. И. Чайковский).

4. «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом (П. И. Чайковский).

5. «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» (П. И. Чайковский).

6. «Шествие гномов» (Э. Григ).

7. «Дед Мороз» (Р. Шуман).

Игра начинается с того, что к детям приходит «садовник» воспитатель или музыкальный руководитель и приносит необыкновенный музыкальный цветок. Ребёнок по желанию вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его обратной стороной и видит рисунок по сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель проигрывает или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера и темпа музыки данного произведения, его жанра.

Если игра проводится на занятии, то достаточно использовать 2 – 3 лепестка, а если в совместной деятельности педагога с детьми, то все лепестки.

Работы фокус групп

Сейчас мы продемонстрировали Вам часть работы с пособием и его трансформацией, а вам предлагаем поработать с другими частями цветка. Работа будет проходить в двух фокус-группах: первая группа (3 чел.) работает с «ромашкой», а вторая (3 чел.) с «цветиком-семицветиком». Постарайтесь трансформировать пособие так, чтобы его можно было применить в работе с детьми в разных видах музыкальной деятельности, на конкретных примерах. На выполнение задания вам будет отведено 5 минут.

Вовремя подготовки участников педагог-мастер работает со зрителями.


  1. Интерактивная игра «Знатоки музыки».

Все задания появляются на мультимедийном экране.

1-й раунд «Что объединяет эти понятия?»

  • темп – ритм – форма - динамика (это музыкальные средства выразительности);

  • безопасность – насыщенность – вариативность - трансформируемость (принципы предметно-пространственной развивающей среды);

  • «Три оркестра» - «На чём играю?» - «К нам гости пришли» - «Теремок» (музыкально-дидактические игры на развитие тембрового слуха)

  • Моделирование – наглядность – беседа – пластическое интонирование – импровизация (методы и приёмы)

  • Adagio- grave – lento – largo (это медленные темпы в музыке)


2-й раунд «Формула всего»

На экране появляются картинки-формулы, сложив которые получится ответ.

  • Портрет Чайковского + картинка подснежника = ? (фортепианный цикл «Времена года»)

  • Картинка поющих детей +скрипичный ключ = ? (виды музыкальной деятельности)

  • робот + картинка музыкального зала = ? (трансформируемость музыкальной предметно-развивающей среды)

  • портрет К. Сен-Санса + картинка с изображением лебедя = ? (цикл «Карнавал животных»)


3-й раунд «Угадай, чья тень»

На мультимедийном экране появляются тени известных композиторов. Нужно угадать, чья эта тень. (И.С. Бах, В. А. Моцарт, Л.В. Бетховен, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев)


4-й раунд « Угадай песню по картинкам»

На экране появляются картинки. По ним нужно угадать, какая песня зашифрована.

(«В траве сидел кузнечик», «Голубой вагон», «Улыбка», «Песенка львёнка и черепахи», «В лесу родилась ёлочка», «Ты и я мы с тобой друзья», «Спят усталые игрушки», «Колыбельная медведицы», «Песенка крокодила Гены»)


  1. Презентация работы групп.

Группы представляют практические задания.

1 группа показывает, как можно трансформировать и работать с пособием «Ромашка». Стебель цветка трансформируется в ширму. Сердевина цветка и цветные ленты могут использоваться в игре «Карусель».

2 группа трансформирует и показывает, как можно применять на практике пособие «Цветик-семицветик». Стебель цветка трансформируется в нотный стан. Сердевина цветка и цветные ленты могут использоваться в игре «Карусель».


Рефлексия.

Уважаемые коллеги, сейчас просим вас выразить своё отношение к мастер-классу и выбрать 1-наиболее значимое для Вас и дополнить своими мыслями:

  • На мастер-классе я…

  • Самым интересным для меня сегодня было…

  • В своей дальнейшей работе я…

  • Я пожелала бы…

  • Я бы хотела посоветовать…

Мы искренне благодарим всех за нашу совместную работу и думаем, что используемые сегодня методические материалы могут вам пригодиться в работе.

Спасибо за внимание, с удовольствием ответим на ваши вопросы.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!