Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ "Заиграевская ОССОШ" п. Заиграево
Применение викторины как способа диагностики текущих знаний учащихся на уроках биологии
Составитель: Шойдопов Б.Б.,
учитель биологии
п. Заиграево
2020
Цели урока-викторины:
Учебная: совершенствование, обобщение и закрепление знаний обучающихся по специальным предметам, осуществление связей между предметами.
Развивающая: развитие мышления, памяти, эрудиции.
Воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения, а также воспитание у учащихся самостоятельности как черты личности.
Задачи урока-викторины:
Повторение и обобщение полученных ранее знаний
Формирование общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией
Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, интеллектуальный характер
Диагностика ранее полученных знаний на уроках биологии
Ход игры: Игра рассчитана на 45 минут, из них 5 минут на знакомство с игрой, 5 минут на подведение итогов, 35 минут на игру.
На доске расположены разделы:
1. Ботаника
2. Зоология.
3. Человек
4. Грибы
5. Разное
В каждом разделе 4 вопроса за которые можно получить от 10 до 70 баллов, чем выше балл тем сложнее вопрос.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа по порядку выбирает вопрос из любого раздела, если на вопрос нет ответа, то на него может ответить другая команда.
Правила игры:
1. Если команда не ответила на вопрос, то его может перехватить другая команда.
2. Если команда ответила на вопрос неправильно, ход переходит к другой команде.
В конце игры подводятся итоги.
Содержание викторины
Ботаника:
Это растение замачивают, мнут, режут, бьют. Что это за растение? (Лён) – 10 б.
Верхняя сторона листьев этого растения холодная, а нижняя -тёплая и нежная. Назовите это растение. ( Мать-и-мачеха) – 30 б.
Давно было замечено, мох может выдержать жару, порозы, но погибает при недостатке воды. Почему? (Мох не может жить и размножаться без воды.) – 50 б.
Учёные отнесли папоротники к высшим растениям. Обоснуйте их мнение. (Папоротник листостебельное растение, имеет корневище, что соответствует строения высших растений) - 70б.
Зоология:
Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь) – 10 б.
Во время кругосветного путешествия,- рассказал капитан дальнего плаванья,- мне пришлось встретится на одном материке с двумя видами любопытных животных. Они четвероногие, но несут яйца, подобно птицам или гадам, однако, как я убедился, вылупившихся из яиц детёнышей мать, подобно млекопитающим, кормит своим молоком ..» Что это за животные? Где они водятся? (Это Австралийские обитатели ехидна и Утконос) 30б.
Из чего осы строят свои гнезда? (Из бумаги. Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы). – 50 б.
Как называется самая большая лягушка? (Лягушка- голиаф. Длина её тела достигает 40 см, а масса 3,5 кг.) – 70 б.
Человек:
Из какой чашечки невозможно пить? (Из коленной чашечки) – 10б.
“ ... — самое сложное, что есть в теле человека” (Клавдий Гален). (Мозг) 30б.
Какое дерево растет в организме человека? (Бронхиальное) 50б.
Какое насекомое напоминает серое вещество спинного мозга на поперечном разрезе? (бабочка) 70 б.
Грибы:
« Быстро спасут от голода в лесу. (Сыроежки). – 10 б.
Какие выделяют группы грибов? (Трубчатые и пластинчатые) – 30б.
Какие грибы из-за ярких приметных шляпок называют красноголовиками? (Подосиновики). – 50б.
У каких грибов, растущих группками в сосново-березовых лесах, шляпки похожи на широкие дудочки и бывают белого, черного или желтого цвета? (У груздей). 70б.
Разное:
Корневище отличается от корня горизонтальным ростом и…? (наличие почек) 10б.
Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (Нет, так как будет ночь) 30б.
Научный сотрудник рассказывал экскурсантам, посетившим лабораторию:
-….Некоторые относят их к растениям
-….Некоторые к животному миру
Если поместить этот организм в благоприятную среду, то через насколько часов мы увидим свыше 4000 таких организмов. О чём рассказал лаборант? (Речь шла о бактериях) 50б.
Однажды древнего гончара спросили, почему он собирает пух одуванчика и смешивает с глиной? (Одуванчик в глине образует поры , и влага уходит , а глина быстро высыхает и не даёт трещин) 70б.