Применение здоровье сберегающей деятельности
на уроках изобразительного искусства
Е.Ю.Степанова,
учитель изобразительного искусства
г. Кемерово
Состояние здоровья молодого поколения – важнейший показатель благополучия общества. Здоровье учащихся, их социально-психологическая адаптация, нормальное развитие и обучение во многом определяется средой, в которой они живут. Для школьников этой средой является система образования.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в России является наиболее актуальной для системы образования, поскольку от состояния духовного, физического здоровья во многом зависит качество обучения и воспитания.
Опыт субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что в настоящее время сделан значительный шаг к пониманию проблемы развития образования в тесной связи с его здоровьесберегающим потенциалом.
Главной задачей образовательного компонента является воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни.
Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения.
И, хотя традиционно считается, что основная задача средней общеобразовательной школы дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье учащихся и выпустить здоровых школьников.
С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Учитывая сказанное, необходимо придерживаться здоровьесберегающей организации учебного процесса. И педагогическая практика подтверждает, что в системе образования страны сформировалась основа здоровьесберегающей деятельности, которая предполагает применение программ и методов, направленных на воспитание у школьников культуры здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Уроки с внедрением здоровьесберегающих элементов и занятия во внеурочной деятельности связанные со здоровым образом жизни способствуют созданию здоровьесберегающего направления в учебном процессе. На занятиях педагоги учат своих учеников ценить, беречь, сохранять и укреплять свое здоровье, поскольку лишь здоровые молодые люди в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Такие занятия помогают обучающимся повысить потребность в знаниях о здоровом образе жизни, расширить опыт школьников по сопротивлению
внутреннему и внешнему деструктивному воздействию, профилактировать и укреплять свое здоровье.
Занятия здоровьесберегающего направления обеспечивают положительный эмоциональный настрой учащихся, которые в свою очередь осваивают различные способы самооздоровления, получение позитивных установок на успех учебной деятельности; проведение разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики направлены на поддержание у школьников высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости, а значит сохранение, укрепление и развитие своего здоровья.
Учащиеся осваивают и используют способы снятия напряжения и усталости. Занятия носят творческий характер, способствуют развитию креативного мышления.
Здоровьесберегающая деятельность связаны и с изучением своего собственного здоровья. Школьники овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятием иной точки зрения, умением слышать и слушать, умением понять и принять другого человека, овладевают способами формирования правильной осанки и т.д. Составляют рекомендации по рациональному питанию, гимнастике, закаливанию и т.п. Особое место уделяют арт-терапии. Выпускают стенгазеты, листовки на валеологическую тематику.
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, обучающиеся используют в своей жизни за пределами класса и школы. И просто получают удовольствие от процесса обучения. Ценностное отношение к здоровью у учащихся не может формироваться без участия педагогов, родителей.
Таким образом, вне всякого сомнения, применение здоровьесберегающих основ в педагогической деятельности позволит педагогам выпустить из средней общеобразовательной школы не только выпускника со знанием школьных предметов, но и здоровых физически и нравственно-духовных молодых людей, в которых так нуждается наша страна. Ибо, как сказал А.Шопенгауер:
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».
Литература
Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт трудящихся / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М.: Советский спорт, 2015. - 172 c.
Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт в Российской Федерации в цифрах (2000-2012 годы). / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М.: Советский спорт, 2013. - 186 c.
Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - М.: КноРус, 2012. - 184 c.
Елизарова, Е.М. Физическая культура 2-4 классы. Уроки двигательной активности. / Е.М. Елизарова. - М.: Советский спорт, 2013. - 95 c.
Каинов, А.Н. Физическая культура 1-11классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - М.: Советский спорт, 2013. - 171 c.
21. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 252 c.