СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примениние информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии в 8-м классе для развития у учащихся интеллектуальных компетенций

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал о возможности использования программы СМАРТ на уроках биологии в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Примениние информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии в 8-м классе для развития у учащихся интеллектуальных компетенций»

ПРИМЕНИНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 8-М КЛАССЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


Т.В. Литвинович

Государственное учреждение образования «Гимназия имени Я. Купалы», г. Мозырь,

e-mail: [email protected]


В статье рассмотрены эффективные приемы развития умений сравнения, классификации, обобщения как составляющих интеллектуальной компетенции учащихся на уроках биологии средствами информационно-коммуникативных технологий на основе программного обеспечение SMART Notebook для интерактивной доски. Представлены алгоритмы заданий, которые могут применяться при организации различных форм работы на всех этапах урока.


Современные тенденции развития образования предусматривают реализацию компетентностного подхода. Задача современного учителя биологии заключается в формировании ключевых компетенций у учащихся, и в первую очередь учебно-познавательных. Актуальность данной задачи обусловлена сложностью выполнения требований учебной программы при несформированных интеллектуальных умениях у учащихся. Эти умения Н.И. Запрудский определяет как «интеллектуальную компетенцию, одну из составляющих учебно-познавательной компетенции» [1, с. 40]. Требования по овладению данными компетенциями представлены в учебной программе для учреждений общего среднего образования «Биология» через перечень формируемых умений в разделе «Основные требования к результатам обучения учащихся» [2, с. 26-27].

Средства информационно-коммуникативных технологий помогают учителю биологии организовать системную эффективную работу по развитию у учащихся интеллектуальных компетенций. Данная работа начинается в 6-м классе. В 6–7-х классах осуществляется системная работа по развитию умений анализа и синтеза учебного материала, опираясь на теорию поэтапного формирования и развития умственных действий Н.Ф. Талызиной [3]. В 8-м классе на основе сформированных раннее умений развиваются такие интеллектуальные компетенции, как умения сравнения, классификации, обобщения по отношению к биологическим объектам и их систематическим группам. Системная работа по развитию данных компетенций осуществляется также на основе алгоритмов. Задания для отработки алгоритмов создаются с помощью программного обеспечение SMART Notebook для интерактивной доски.

Работа по развитию умений сравнения начинается с предоставления учащимся алгоритма:

  1. Определите каждый сравниваемый объект.

  2. Сопоставьте эти объекты, т.е. убедитесь, что они однородны по происхождению.

  3. Выделите признаки для сравнения: общие и отличительные.

  4. Охарактеризуйте признаки сравнения.

  5. Сделайте вывод из сравнения.

  6. Рефлексия: Какие действия вы совершили? Какие испытали трудности и как их преодолели? Где вы можете применить умение сравнения?

Первоначально организуется фронтальная, а затем групповая и индивидуальная работа на сравнение отдельных животных одной систематической группы по данному алгоритму на этапах урока изучения и закрепления учебного материала, проверки домашнего задания.

При фронтальной работе на странице SMART Notebook демонстрируется изображения животных, относящихся к одному классу. Учащиеся совместно определяют сравниваемые объекты и по цепочке выделяют признаки для сравнения. На первых этапах развития умения признаки сравнения определяются учителем. Затем организуется работа по характеристике признаков в форме таблицы. После заполнения таблиц учащиеся формулируют вывод о сходстве и отличии сравниваемых объектов. Постепенно учащиеся переходят к самостоятельному определению признаков сравнения, заполнению таблицы и формулированию выводов.

Задания на сравнение биологических объектов представляются и в виде кругов Вена. Для этого с помощью функции «Фигура» на странице отображается нужное количество кругов, соответствующих числу сравниваемых объектов. Учащиеся с помощью функции «Перо» дописывают признаки сравниваемых объектов: в соответствующий круг помещают отличительные особенности, а на пересечение кругов располагают общие черты.

Сравнение биологических объектов осуществляется и путем анализа заданных признаков. На странице записываются названия двух животных или помещаются их изображения, прописываются признаки для сравнения и предлагается отнести признак к одному из объектов или к обоим объектам, определяя при этом сходства и различия. Задание может выполняться как одним учеником, так и фронтально. После выполнения задания учащиеся формулируют вывод о сходстве и различии животных.

Развитие умений сравнения осуществляется также с помощью тестовых заданий, используя интерактивное средство LAT 2.0-RU «Создатель тестов». Овладев умениями сравнения отдельных биологических объектов, учащиеся переходят к сравнению систематических групп животных: отрядов, классов, типов.

Работу по развитию умения классификации начинается с предоставления учащимся алгоритма:

  1. Рассмотрите представленные объекты, определите их.

  2. Выделите общие черты объектов.

  3. На основании общих черт распределите объекты на группы.

  4. Дайте название группам.

  5. Рефлексия: Какие действия вы совершили? Какие испытали трудности и как их преодолели? Где вы можете применить умение классификации?

Умение классифицировать позволяет учащимся уверенно ориентироваться в разнообразии живых организмов, чётко описывать их и создавать их системы. Для развития умений классификации предлагаются задания, позволяющие разделить совокупности биологических объектов, процессов по существенным признакам. С этой целью применяются таблицы. На странице SMART Notebook в одной графе таблицы указываются примеры объектов или процессов, а вторую графу таблицы учащиеся заполняют классификационными категориями, используя функцию «Множественное клонирование».

Классифицировать биологические объекты позволяют также применяемые на уроках интерактивные средства LAT 2.0-RU «Сортировка вихрей – изображения или текст». В форме игры учащиеся сортируют животных на две категории, например, на определенные отряды, классы или типы. Имеется два «вихря» с конкретными названиями систематических групп, под ними расположены в случайном порядке картинки или названия животных. Учащиеся по цепочке выполняют сортировку организмов, называя общие признаки группы.

Для развития умений классификации животных применяются задания на установление правильно составленных пар, где указаны представитель и классификационная категория. Также учащиеся могут выбрать и из перечня видов животных, относящихся к одному отряду, классу, типу. Например, установите название видов, относящихся к одному и тому же отряду, что и носорог. Выполняя данное задание, учащиеся должны также дать название отряду животных, выделить отличительные признаки отряда. Для развития умений по определению единиц классификации учащимся предлагается указать единицу классификации, объединяющую перечень животных.

Работу по развитию умения обобщения начинается с предоставления учащимся алгоритма:

  1. Рассмотрите представленные объекты, процессы.

  2. Выделите общие черты объектов, процессов.

  3. Установите главный (существенный) общий признак.

  4. Сделайте вывод о причинах сходства.

  5. Рефлексия: Какие действия вы совершили? Какие испытали трудности и как их преодолели? Где вы можете применить умение классификации?

Развитие умения обобщения осуществляется с помощью схем, позволяющих установить связи между отдельными элементами целого. Так на уроках при изучении внутреннего строения животных, предлагается следующее задание: дать название системе органов по предложенным компонентам, расставить их в логической последовательности на странице SMART Notebook.

Обобщить биологические объекты на уроке позволяет интерактивное средство LAT 2.0-RU «Подбор ключевого слова», где во время работы нужно установить соответствие между перечнем объектов и обобщающей категорией.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии являются эффективными для развития таких компонентов интеллектуальной компетенции как умения сравнения, классификации, обобщения учебного материала. Представленные способы развития компетенций могут применяться на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, на этапе актуализации опорных знаний, в ходе изучения и закрепления изученного материала.

Литература

  1. Запрудский, Н.И. Педагогический опыт: обобщение и формы представления: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2014. – 256 с.

  2. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Биология. VI–XI классы. – Минск: Национальный институт образования, 2012. – 248 с.

  3. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учебное пособие для студ. средних педагогических учебных заведений / Н.Ф. Талызина. – Москва: Академия, 1998. – 288 с.


The article deals with effective methods of development of skills of comparison, classification, generalization as components  of the intellectual competence of students in biology lessons by means of informative-communicative technologies based on Smart  Notebook software for interactive whiteboard. There are also presented  algorithms of tasks which can be used  in organization of various forms of work at all parts of a lesson.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!