Виртуальная экскурсия в Ботанический сад ЮФУ
Виртуальная экскурсия как форма учебной деятельности является одной из эффективных форм использования современных образовательных технологий. Виртуальную экскурсию можно создать с помощью компьютерных программ, видео и презентации. Виртуальная экскурсия позволяет ознакомиться с интересующими объектами, не выходя из дома, в любое время, имея в распоряжении лишь современные гаджеты и доступ в интернет. Что особенно актуально в реалиях современного дистанционного обучения в условиях самоизоляции.
Модель урока-экскурсии
Тема: «Виртуальная экскурсия в Ботанический сад ЮФУ г. Ростов-на-Дону»
Дидактическая цель:
Создать условия для знакомства учащихся с редкими и исчезающими видами растений, представленных в коллекциях Ботанического сада ЮФУ.
Формирование экологической культуры у учащихся, воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ее достояниям, повышение уровня экологического сознания, развивать эстетический вкус и бережное отношение к растениям.
Задачи по содержанию:
Образовательные: сформировать представление о структуре ботанического сада, о его коллекциях, о категориях статуса редкости видов (подвидов) растений
Развивающие: способствовать активизации познавательной деятельности, развитию навыков исследовательской деятельности, интеллектуальных и коммуникативных умений
Воспитательные: осознание ответственности за сохранение биоразнообразия, формирование положительной мотивации учения, правильной самооценки
Планируемые результаты:
Предметные: сформулируются представления о фауне, растениях, нуждающихся в особом внимании.
Метапредметные: научатся отличать новое, от уже известного, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: сформируется познавательный интерес к изучению родного края, научатся управлять своей познавательной деятельностью, появится у учащихся чувство ответственности и бережное отношение к природе.
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: виртуальная экскурсия
Основные понятия урока: ботанический сад, Красная книга, категории статуса редкости видов (подвидов) растений.
Оборудование: Мультимедийный комплекс, презентация виртуальной экскурсии
Технологическая карта урока-экскурсии
1.Организационный
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку:
-Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Надеюсь, что вы готовы к работе.
(Приветствуют учителя)
2. Мотивация
Организует диалог:
- Начинаем работу, полагаю, что она будет результативной!
(Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы)
- Ребята, обратите внимание. Сегодня на уроке биологии, на доске вы видите карту г.Ростов-на-Дону. Как вы думаете, почему? Кому нужна карта?
-Карта нужна путешественникам, отправляющимся в путешествие
- Верно, и сегодня мы отправимся в путешествие в столицу ЮФО, в город Ростов-на-Дону
3.Актуализация знаний и целеполагание
Организует «мозговую атаку»:
- Как вы думаете, о чем идет речь в следующем высказывании «Их называют живыми коллекциями, ведь здесь собраны самые различные растения, которые встречаются на нашей планете.»
(Участвуют в «мозговой атаке», высказывают свое мнение, основанное на субъектном опыте)
- Речь идет о ботанических садах. Что вы знаете о их назначении?
(Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение)
- Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на этот вопрос. А поможет нам в этом виртуальная экскурсия, которую мы совершим в Ботанический сад Южного федерального университета г. Ростов-на-Дону
Формулирует цели урока:
-Вы можете узнать:
Назначение ботанических садов
Структуру Ботанического сада ЮФУ
Познакомиться с коллекциями ботанического сада
Вы можете научиться:
Характеризовать роль ботанических садов в сохранении биоразнообразия
Распознавать категориях статуса редкости видов (подвидов) растений
4. Первичное усвоение новых знаний, «открытие нового знания»
Организует познавательную деятельность учащихся:
- Известно, что в ботанических садах Европы и Северной Америки собрано около 5 миллионов образцов флоры. Спрашивается, а зачем собирать в одном месте то, что и так растет на нашей планете?
-Вероятно, для того чтобы познакомить людей с различными видами растений
-Ваши предположения верны, но недостаточны для полного ответа. Получить исчерпывающую информацию по заявленной проблеме мы сможем во время нашей виртуальной экскурсии.
-Определимся с маршрутом нашей экскурсии. Мы совершим остановки на импровизированных «станциях» в Ботаническом саду.
Маршрутный лист экскурсии
Остановка «Научная»
Остановка «Историческая»
Остановка «Структура Ботанического сада»
Остановка «Коллекции»
Остановка «Редкие и исчезающие виды растений Ботанического сада ЮФУ»
Организует виртуальную экскурсию, используя презентацию
1.Остановка «Научная»
Миссия Ботанического сада ЮФУ состоит в изучении, сохранении, рациональном использовании биологического разнообразия растений степной зоны; сохранении мировой флоры в коллекциях и экспозициях, обогащении культивируемой в регионе флоры, развитии образовательной и культурной Основное научное направление: Оценка состояния, мониторинг и проблемы сохранения биологического разнообразия в степной зоне. Рациональное использование и воспроизводство биологических ресурсов в условиях антропогенного воздействия среды на благо ныне живущих и будущих поколений.
2. Остановка «Историческая»
В 1915 году, в связи с первой мировой войной в Ростов из Варшавы был эвакуирован университет. Инициаторами создания Ботанического сада стали профессора Ростовского государственного университета В.Ф. Хмелевский и В.Н. Вершковский. В1927 года Президиум Ростово-Нахичеванского Горсовета вынес решение об отводе под Ботанический сад земельного участка площадью в 74,11 га в северо-западной части города в районе реки Темерник. В 1933 году территория Сада была увеличена до 259 га. В декабре 1938 г. Ботанический сад был передан в ведение Северо-Кавказского государственного университета (позднее Ростовский государственный университет, ныне Южный Федеральный университет)
3. Остановка «Структура Ботанического сада»
Структура Ботанического сада Академии биологии и биотехнологии ЮФУ включает:
Сектор дендрологии
Сектор природной флоры
Сектор тропических и субтропических растений
Сектор цветочных культур
Сектор защиты растений
Лаборатория клеточных и геномных технологий растений
Лаборатория экологии и физиологии растений
Экспертно - консультационный центр
Инновационный центр «Зеленые технологии»
4. Остановка «Коллекции»
А) Дендрологическая коллекция
Б) Коллекции цветочных культур открытого грунта
В) Коллекция тропических и субтропических растений
Г) Коллекция лекарственных растений
З) Экспозиция “Приазовская степь”
5. Остановка «Редкие и исчезающие виды растений в коллекциях Ботанического сада ЮФУ»
- Наша экскурсия завершена, но мы обязательно сюда вернемся…
Аналитический блок
5. Включение новых знаний в систему знаний, применение знаний в новой ситуации
Предлагает учащимся, используя новые знания, выполнить задания:
- Что такое ботанический сад?
(Уч-ся дают ответы на поставленные вопросы)
- Вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале урока? С какой целью создаются ботанические сады, какую роль они играют в природоохранной деятельности?
6.Рефлексия
Предлагает ответить на вопросы:
- Как вы считаете достигли ли мы целей нашего занятия?
- Что было для вас самым интересным на нашей виртуальной экскурсии?
7.Домашнее задание
Зайти на сайт Ботанического сада ЮФУ http://bg.sfedu.ru, познакомиться с электронным гербарием Ростовской области