Наименование программы | «Мониторинг качества образования в общеобразовательной организации» |
Основания для разработки программы | 1. | Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» |
2. | Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Положения о мониторинге качества образования в образовательных организациях общего образования Донецкой Народной Республики» и Положение от 05.11.2015 № 765 |
3. | Государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования |
4. | Решение коллегии Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 27.09.2016 г. № ПК-4/3 «О внедрении мониторингового подхода к изучению состояния обучения и воспитания по новым образовательным стандартам» |
5. | Устав общеобразовательной организации |
6. | Результаты проблемно-ориентированного анализа организации и управления мониторингом качества образования общеобразовательной организации |
7. | Решение педагогического совета |
Разработчики программы | | Рабочая группа (5-7 человек) |
Основные исполнители программы | | Администрация и педагогический коллектив образовательной организации |
Цель программы | | Создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательной организации, адаптированной к функционированию в условиях инновационной деятельности и выявленным проблемам, обеспечивающей образование, соответствующее социальному заказу |
Задачи | 1. | Проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в образовательной организации |
| 2. | Изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в образовательных организациях |
3. | Разработать модель мониторинга качества образования в образовательном учреждении |
4. | Подготовить нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга качества образования в образовательной организации |
5. | Осуществить отбор, адаптацию и проектирование критериальной базы, методик и способов получения информации о качестве образования в образовательной организации |
6. | Разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований |
7. | Создать информационный банк по теме «Мониторинг качества образования в образовательной организации» |
Перечень основных направлений программы | 1. | Создание условий для повышения качества образования в образовательной организации |
2. | Создание условий и механизмов для перехода к качественно новой модели мониторинговых исследований в образовательной организации |
3. | Создание качественно новой модели мониторинга качества образования |
4. | Разработка методических материалов по использованию мониторинговых исследований в работе по повышению качества образования |
Этапы реализации программы | 1. | Аналитико-проектный Основные виды деятельности: 1. Анализ состояния организации управления мониторингом качества образования; 2. Изучение нормативных документов, научной и методической литературы по теме; 3. Мотивация субъектов образовательного процесса на осуществление внутреннего мониторинга качества образования образовательной организации; 4. Разработка модели мониторинга качества образования образовательной организации: 4.1. определение направлений мониторинговых исследований; 4.2. определение критериев, показателей, исполнителей мониторинговых исследований; 4.3. осуществление отбора методик и способов получения информации о результатах мониторинга качества образования; 4.4. разработка рабочего инструментария для проведения мониторинговых исследований, обработки, хранения, представления информации (методики, тестовые комплексы, анкеты, бланки и т.д.). Подготовка нормативно-методических документов и материалов для обеспечения функционирования мониторинга качества образования |
2. | Основной этап Основные виды деятельности: Разработка системы мероприятий по реализации программы мониторинговых исследований по основным направлениям деятельности образовательной организации Реализация разработанной программы «Мониторинг качества образования в образовательной организации» Подготовка и проведение педагогического совета «Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения» Корректировка содержательной, организационной и управленческой сторон в процессе реализации программы мониторинговых исследований Определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования Оценка эффективности осуществления программы |
3. | Обобщающий этап Основные виды деятельности: Обработка, анализ, систематизация информации по результатам мониторинга Анализ затрат времени, усилий, средств на проведение мониторинговых исследований Подготовка аналитических материалов по результатам внутреннего мониторинга Коррекция модели мониторинга качества образования в образовательной организации Обобщение результатов работы, соотношение с поставленными целями и задачами Создание информационного банка по теме «Мониторинг качества образования в образовательной организации» Принятие управленческих решений по результатам оценки качества образования |
Способы и каналы получения информации | 1. | Анализ статистических данных |
2. | Анкетирование, тестирование |
3. | Экспертное оценивание |
4. | Анализ документов |
5. | Диагностические методики и процедуры |
Ожидаемые результаты | 1. | Достижение качества образования обучающихся образовательной организации, удовлетворяющее социальным запросам |
2. | Создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом |
3. | Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ внутренних мониторинговых исследований качества образования |
4. | Создание ценностно-мотивационного поля для реализации идеи мониторинга и внедрение основных блоков информационного обеспечения мониторинговых исследований качества образования в образовательной организации |
5. | Отработка технологии мониторинга и процедур получения диагностической информации о результатах обученности, состоянии здоровья обучающихся, профессионализма педагогических и руководящих кадров на уровне образовательной организации |
6. | Получение сведений о состоянии качества основных видов деятельности и результатов работы как в целом по образовательной организации, так и по отдельным направлениям |
7. | Создание банка данных по результатам мониторинговых исследований качества образования на уровне образовательной организации |
8. | Осуществление анализа результатов внутреннего мониторинга качества образования |
9. | Рост личностных достижений педагогических работников и обучающихся |
II. Анализ исходного состояния проблемы |
Основания для разработки программы | | В условиях проведенного в образовательной организации анализа действующих подходов к организации и управлению мониторингом качества образования выявлены противоречие и проблемы |
Противоречие | | Между государственным заказом на создание условий для повышения качества образования в образовательной организации и отсутствием в настоящее время в учреждении действенной системы, позволяющей объективно оценивать все структурные элементы качества образования, своевременно осуществлять корректировку и прогнозирование развития образовательной организации |
Проблемы | 1. | Отсутствие системного подхода к управлению качеством образования в образовательной организации |
2. | Недостаточная работа по мотивации всех участников образовательного процесса на его качество: обучающихся, учителей, родителей |
3. | Отсутствие качественных изменений на протяжении двух лет в качественных показателях образованности обучающихся в образовательной организации |
4. | Отсутствие качественного рабочего инструментария, позволяющего объективно оценить все структурные элементы системы обеспечения качества образовательного процесса в образовательной организации |
3.1. При разработке модели мониторинга качества образования за основу взяты оценочные показатели, разрабатываемые в республиканской системе оценки качества образования. В соответствии с данной системой на уровне образовательной организации выбраны следующие критерии:
3.1.1. Уровень обученности обучающихся по базовым образовательным программам, по специальным направлениям;
3.1.2. Уровень жизненной защищенности и социальной адаптации обучающихся.
3.1.3. Уровень сформированности метапредметных компетенций, рефлексивности собственной деятельности.
3.1.4. Уровень сформированности проектных действий в социальных и учебных сферах.
3.1.5. Количество медалистов, призеров и победителей олимпиад, участие в конкурсах обучающихся.
3.1.6. Поступление выпускников в высшие и средние специальные профессиональные образовательные организации.
3.1.6. Состояние здоровья и психического развития обучающихся.
3.2. Наряду с показателями личной результативности обучающихся (обученность, социализация, развитость мышления и рефлексии, сохранение физического и психического здоровья) используются системные показатели организации образовательного процесса, функционирования и развития образовательной организации:
(показатели оснащенности кабинетов, фонд библиотеки, учебно-методические комплекты по предметам обучения)