МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Администрация Кулундинского района
МБОУ ЗСОШ
РАССМОТРЕНО
педагогический совет
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
директор
Чекрышева Н.В. Пономаренко И.В.
Протокол №9
от "24" 08 2022 г.
Протокол №9
от "24" 08 2022г.
Приказ №34
от "25" 08 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2756140)
учебного курса
«Геометрия»
для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Шияненко Екатерина Валериевна
Учитель математики
с.Златополь 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ"
Рабочая программа по учебному курсу "Геометрия" для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство
с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ"
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», — писал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. И в этом состоит одна из двух целей обучения геометрии как составной части математики в школе. Этой цели соответствует доказательная линия преподавания геометрии. Следуя представленной рабочей программе, начиная с седьмого класса на уроках геометрии обучающийся учится проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные утверждения и строить контр примеры к ложным, проводить рассуждения от «противного», отличать свойства от признаков, формулировать обратные утверждения. Ученик, овладевший искусством рассуждать, будет применять его и в окружающей жизни.
Как писал геометр и педагог Игорь Федорович Шарыгин, «людьми, понимающими, что такое доказательство, трудно и даже невозможно манипулировать». И в этом состоит важное воспитательное значение изучения геометрии, присущее именно отечественной математической школе. Вместе с тем авторы программы предостерегают учителя от излишнего формализма, особенно в отношении начал и оснований геометрии. Французский математик Жан Дьедонне по этому поводу высказался так: «Что касается деликатной проблемы введения «аксиом», то мне кажется, что на первых порах нужно вообще избегать произносить само это слово. С другой же стороны, не следует упускать ни одной возможности давать примеры логических заключений, которые куда в большей мере, чем идея аксиом, являются истинными и единственными двигателями математического мышления».
Второй целью изучения геометрии является использование её как инструмента при решении как математических, так и практических задач, встречающихся в реальной жизни. Окончивший курс геометрии школьник должен быть в состоянии определить геометрическую фигуру, описать словами данный чертёж или рисунок, найти площадь земельного участка, рассчитать необходимую длину оптоволоконного кабеля или требуемые размеры гаража для автомобиля. Этому соответствует вторая, вычислительная линия в изучении геометрии в школе. Данная практическая линия является не менее важной, чем первая. Ещё Платон предписывал, чтобы «граждане Прекрасного города ни в коем случае не оставляли геометрию, ведь немаловажно даже побочное её применение — в военном деле да, впрочем, и во всех науках — для лучшего их усвоения: мы ведь знаем, какая бесконечная разница существует между человеком причастным к геометрии и непричастным». Для этого учителю рекомендуется подбирать задачи практического характера для рассматриваемых тем, учить детей строить математические модели реальных жизненных ситуаций, проводить вычисления и оценивать адекватность полученного результата. Крайне важно подчёркивать связи геометрии с другими предметами, мотивировать использовать определения геометрических фигур и понятий, демонстрировать применение полученных умений в физике и технике. Эти связи наиболее ярко видны в темах «Векторы», «Тригонометрические соотношения», «Метод координат» и «Теорема Пифагора».
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану в 7 классе изучается учебный курс «Геометрия», который включает следующие основные разделы содержания: «Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин», а также «Декартовы координаты на плоскости», «Векторы», «Движения плоскости» и «Преобразования подобия». Учебный план предусматривает изучение геометрии на базовом уровне, исходя из 68 учебных часов в учебном году.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОМЕТРИЯ"
Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник. Параллельность и перпендикулярность прямых.
Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии. Примеры симметрии в окружающем мире.
Основные построения с помощью циркуля и линейки. Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, их свойства.
Равнобедренный и равносторонний треугольники. Неравенство треугольника.
Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников.
Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника.
Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Прямоугольный треугольник с углом в 30°.
Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о длине ломаной, теорема о большем угле и большей стороне треугольника. Перпендикуляр и наклонная.
Геометрическое место точек. Биссектриса угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.
Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение окружности и прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в угол. Вписанная и описанная окружности треугольника.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Геометрия» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;
овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Геометрия» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:
Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи. Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов.
Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни, размеров природных объектов. Различать размеры этих объектов по порядку величины.
Строить чертежи к геометрическим задачам.
Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства равнобедренных треугольников при решении задач.
Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем.
Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством медианы, проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника, в решении геометрических задач.
Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая. Определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек одной прямой до точек другой прямой.
Решать задачи на клетчатой бумаге.
Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение углов.
Владеть понятием геометрического места точек. Уметь определять биссектрису угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.
Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности, пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при решении задач.
Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить её центр. Пользоваться фактами о том, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, и
о том, что серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке.
Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о перпендикулярности касательной и радиуса, про ведённого к точке касания.
Пользоваться простейшими геометрическими неравенства ми, понимать их практический смысл.
Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
| Раздел 1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин. |
1.1. | Простейшие геометрические объекты точки прямые, лучи и углы, многоугольник, ломаная. | | 6 | 0 | 0.25 | | Формулировать; основные понятия; и определения;; | Устный опрос; тестирование; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
1.2. | Смежные и вертикальные углы. | | 4 | 1 | 0.25 | | Распознавать; изученные; геометрические фигуры; определять их; взаимное; расположение; выполнять чертёж; по условию; задачи; | Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; | https://resh.edu.ru/subject/17/7 |
1.3. | Работа с простейшими чертежами. | | 1 | 0 | 0.25 | | Проводить; простейшие; построения с; помощью циркуля; и линейки; | Практическая работа; | http://school- collection.edu.ru |
1.4. | Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов. | | 2 | 0 | 0.75 | | Измерять; линейные и; угловые величины; геометрических и; практических; объектов; | Практическая работа; | http://school- collection.edu.ru |
1.5. | Периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников. | | 1 | 0 | 0 | | Распознавать; изученные; геометрические фигуры; ; определять их; взаимное; расположение; выполнять чертёж; по условию; задач; | Устный опрос; | http://school- collection.edu.ru |
Итого по разделу: | | 14 | | | | | | |
| Раздел 2. Треугольники |
2.1. | Понятие о равных треугольниках и первичные представления о равных (конгруэнтных) фигурах. | | 1 | 0 | 0 | | Распознавать пары равных треугольников на готовых чертежах (с указанием; признаков); | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
2.2. | Три признака равенства треугольников. | | 6 | 1 | 0 | | Применять признаки равенства треугольников в задачах; | Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; | http://school- collection.edu.ru |
2.3. | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | | 2 | 0 | 0 | | Применять признаки равенства прямоугольных треугольников в задачах; ; | Тестирование; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
2.4. | Свойство медианы прямоугольного треугольника. | | 1 | 0 | 0 | | Применять; признаки; равенства; прямоугольных; треугольников в; задачах; ; | Устный опрос; | http://school- collection.edu.ru |
2.5. | Равнобедренные и равносторонние треугольники. | | 1 | 0 | 0 | | Формулировать; определения:; остроугольного; ; тупоугольного; ; прямоугольного; ; равнобедренного; ; равностороннего; треугольников; биссектрисы; ; высоты; медианы; треугольника; серединного; перпендикуляра; отрезка; периметра; треугольника; | Устный опрос; | http://school- collection.edu.ru |
2.6. | Признаки и свойства равнобедренного треугольника. | | 4 | 0 | 0 | | Формулировать; свойства и; признаки; равнобедренного; треугольника;; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
2.7. | Против большей стороны треугольника лежит больший угол. | | 1 | 0 | 0 | | Выводить; следствия; (равенств; соответствующих; элементов) из; равенств; треугольников;; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
2.8. | Простейшие неравенства в геометрии. | | 1 | 0 | 0 | | Использовать; цифровые ресурсы; для исследования; свойств; изучаемых фигур;; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
2.9. | Неравенство треугольника. | | 1 | 0 | 0 | | Использовать; цифровые ресурсы; для исследования; свойств; изучаемых фигур;; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
2.10. | Неравенство ломаной. | | 1 | 0 | 0 | | Использовать; цифровые ресурсы; для исследования; свойств; изучаемых фигур;; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
2.11. | Прямоугольный треугольник с углом в 30°. | | 1 | 0 | 0 | | Формулировать; определения:; остроугольного; тупоугольного; прямоугольного; равнобедренного; равностороннего; треугольников; биссектрисы; высоты; медианы; треугольника; серединного; перпендикуляра; отрезка; периметра; треугольника; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
2.12. | Первые понятия о доказательствах в геометрии | | 2 | 1 | 0 | | Знакомиться с; историей развития; геометрии | Устный опрос; Контрольная работа; | http://school- collection.edu.ru |
Итого по разделу: | | 22 | | | | | | |
| Раздел 3. Параллельные прямые, сумма углов треугольника |
3.1. | Параллельные прямые, их свойства. | | 4 | 0 | 0 | | Формулировать; понятие; параллельных; прямых; находить; практические; примеры; | ; Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
3.2. | Пятый постулат Евклида. | | 1 | 0 | 0 | | Знакомиться с; историей развития; геометрии; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
3.3. | Накрест лежащие, соответственные и односторонние углы (образованные при пересечении параллельных прямых секущей). | | 3 | 0 | 0 | | Изучать свойства; углов; образованных при; пересечении; параллельных; прямых секущей; | Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; | http://school- collection.edu.ru |
3.4. | Признак параллельности прямых через равенство расстояний от точек одной прямой до второй прямой. | | 1 | 0 | 0 | | Проводить; доказательства; параллельности; двух прямых с; помощью углов; образованных при; пересечении этих; прямых третьей; прямой; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
3.5. | Сумма углов треугольника и многоугольника. | | 2 | 0 | 0 | | Вычислять сумму; углов; треугольника и многоугольника; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
3.6. | Внешние углы треугольника | | 3 | 1 | 0 | | Находить; числовые и; буквенные; значения углов в; геометрических; задачах с; использованием; теорем о сумме; углов; треугольника и многоугольника;; | Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; | http://school- collection.edu.ru |
Итого по разделу: | | 14 | |
| Раздел 4. Окружность и круг. Геометрические построения |
4.1. | Окружность, хорды и диаметры, их свойства. | | 2 | 0 | 0 | | Формулировать; определения:; окружности; хорды; диаметра и; касательной к; окружности;; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
4.2. | Касательная к окружности. | | 3 | 0 | 0 | | Формулировать; определения:; окружности; хорды; диаметра и; касательной к; окружности;; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
4.3. | Окружность, вписанная в угол. | | 1 | 0 | 0 | | Овладевать; понятиями; вписанной и; описанной; окружностей; треугольника; находить центры; этих окружностей;; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
4.4. | Понятие о ГМТ, применение в задачах. | | 2 | 0 | 0 | | Использовать метод ГМТ для; доказательства; теорем о; пересечении; биссектрис углов; треугольника и; серединных; перпендикуляров; к сторонам; треугольника с; помощью ГМТ; | Устный опрос; Письменный контроль; | http://school- collection.edu.ru |
4.5. | Биссектриса и серединный перпендикуляр как геометрические места точек. | | 1 | 0 | 0 | | Использовать метод ГМТ для; доказательства; теорем о; пересечении; биссектрис углов; треугольника и; серединных; перпендикуляров; к сторонам; треугольника с; помощью ГМТ;; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
4.6. | Окружность, описанная около треугольника. | | 1 | 0 | 0 | | Исследовать; в; том числе; используя; цифровые; ресурсы:; окружность; вписанную в угол; центр окружности; вписанной в угол; равенство; отрезков; касательных; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
4.7. | Вписанная в треугольник окружность. | | 2 | 1 | 0 | | Исследовать; в; том числе; используя; цифровые; ресурсы:; окружность; вписанную в угол; центр окружности; вписанной в угол; равенство; отрезков; касательных; | Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
4.8. | Простейшие задачи на построение. | | 2 | 0 | 1 | | Решать основные; задачи на; построение: угла; равного данному; серединного; перпендикуляра; данного отрезка; прямой; проходящей через; данную точку и; перпендикулярной; данной прямой; биссектрисы; данного угла; треугольников по; различным; элементам; | Практическая работа; | http://school- collection.edu.ru |
Итого по разделу: | | 14 | | | | | | |
| Раздел 5. Повторение и обобщение знаний. |
5.1. | Повторение и обобщение основных понятий и методов курса 7 класса. | | 4 | 0 | 0 | | Решать задачи на; повторение; иллюстрирующие; связи между; различными; частями курса; | Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; | https://resh.edu.ru/subject/17/7/ |
Итого по разделу: | | 4 | | | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | | 68 | 5 | 2.5 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Точки и прямые | 1 | 0 | 0 | 08.09.2022 | Устный опрос; |
2. | Точки и прямые | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
3. | Отрезок и его длина | 1 | 0 | 0 | 15.09.2022 | Устный опрос; |
4. | Отрезок и его длина | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
5. | Луч. Угол. Измерение углов | 1 | 0 | 0 | 22.09.2022 | Устный опрос; |
6. | Луч. Угол. Измерение углов | 1 | 0 | 0.25 | | Тестирование; Практическая работа |
7. | Смежные и вертикальные углы | 1 | 0 | 0 | 29.09.2022 | Письменный контроль; |
8. | Смежные и вертикальные углы | 1 | 0 | 0.25 | | Устный опрос; Практическая работа |
9. | Перпендикулярные прямые | 1 | 0 | 0 | 06.10.2022 | Устный опрос; |
10. | Контрольная работа № 1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства» | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
11. | Работа с простейшими чертежами. | 1 | 0 | 0.25 | 13.10.2022 | Практическая работа; |
12. | Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов. | 1 | 0 | 0.25 | | Практическая работа; Письменный контроль |
13. | Измерение линейных и угловых величин, вычисление отрезков и углов. | 1 | 0 | 0.5 | 20.10.2022 | Практическая работа; Письменный контроль |
14. | Периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
15. | Понятие о равных треугольниках и первичные представления о равных (конгруэнтных) фигурах | 1 | 0 | 0 | 27.10.2022 | Устный опрос; |
16. | Первый признак равенства треугольников | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
17. | Второй признак равенства треугольников | 1 | 0 | 0 | 10.11.2022 | Устный опрос; |
18. | Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
19. | Третий признак равенства треугольников | 1 | 0 | 0 | 17.11.2022 | Устный опрос; |
20. | Повторение и систематизация учебного материала по теме "Признаки равенства треугольников" | 1 | 0 | 0 | | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
21. | Контрольная работа №2 "Признаки равенства треугольников" | 1 | 1 | 0 | 24.11.2022 | Контрольная работа; |
22. | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
23. | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | 1 | 0 | 0 | 01.12.2022 | Письменный контроль; |
24. | Свойство медианы прямоугольного треугольника | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
25. | Равнобедренные и равносторонние треугольники | 1 | 0 | 0 | 08.12.2022 | Устный опрос; |
26. | Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
27. | Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 | 0 | 0 | 15.12.2022 | Устный опрос; |
28. | Признаки равнобедренного треугольника | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
29. | Признаки равнобедренного треугольника | 1 | 0 | 0 | 22.12.2022 | Устный опрос; |
30. | Против большей стороны треугольника лежит больший угол. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
31. | Простейшие неравенства в геометрии. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
32. | Неравенство треугольника | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
33. | Неравенство ломаной. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
34. | Прямоугольный треугольник с углом в 30° | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
35. | Первые понятия о доказательствах в геометрии | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
36. | Контрольная работа № 3 по теме «Треугольники» | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
37. | Параллельные прямые | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
38. | Параллельные прямые | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
39. | Признаки параллельности прямых | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
40. | Признаки параллельности прямых | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
41. | Пятый постулат Евклида. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
42. | Свойства параллельных прямых | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
43. | Свойства параллельных прямых | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
44. | Решение задач по теме "Параллельность прямых". | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
45. | Признак параллельности прямых через равенство расстояний от точек одной прямой до второй прямой | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
46. | Сумма углов треугольника и многоугольника. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
47. | Решение задач по теме "Сумма углов треугольника" | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
48. | Внешние углы треугольника | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
49. | Внешние углы треугольника | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
50. | Контрольная работа № 4 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
51. | Окружность, хорды и диаметры, их свойства. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
52. | Окружность, хорды и диаметры, их свойства. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
53. | Касательная к окружности | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
54. | Касательная к окружности | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
55. | Решение задач по теме "Касательная к окружности" | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
56. | Окружность, вписанная в угол. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
57. | Понятие о ГМТ, применение в задачах | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
58. | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
59. | Биссектриса и серединный перпендикуляр как геометрические места точек | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
60. | Описанная и вписанная окружности треугольник | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
61. | Описанная и вписанная окружности треугольник | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
62. | Решение задач | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
63. | Геометрические построения | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
64. | Задачи на построение | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
65. | Повторение и обобщение основных понятий и методов курса 7 класса. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
66. | Повторение и обобщение основных понятий и методов курса 7 класса. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
67. | Повторение и обобщение основных понятий и методов курса 7 класса. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
68. | Контрольная работа №5 | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 5 | 2.5 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Геометрия. 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений./Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутузов и др.– М.: Просвещение.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Геометрия. 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений./Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутузов и др.– М.: Просвещение.
2. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7класс: учебное пособие для общеобщеобразоват. организаций / М.А.Иченская. - М.: Просвещение.
3. Геометрия. Диагностические тесты. 7 – 9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.И.Рыжик. – 2-е изд. – М.: Просвещение.
4. Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс:учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Б.Г.Зив,В.В.М.Мейлер.– М.: Просвещение.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/17/7/ http://school-
collection.edu.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, проектор, мульмедийная доска
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Линейка, транспортир, циркуль