Лариса Александровна Кочергина,
учитель информатики,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 57»
Владимир Алексеевич Чистяков,
учитель информатики,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 57»
Примерная рабочая программа по информатике в 7 классе
на уровне основного общего образования
С 1 сентября все школы нашей страны переходят на работу по обновленным ФГОС. Изучение информатики на уровне основного общего образования по обновленным ФГОС начинается, как правило, в 5 или в 7 классах. Цифровые технологии широко и активно проникают во все сферы жизни современного общества – экономическую, политическую, социальную и духовную. Без них уже невозможно представить работу организаций, предприятий, больниц, школ, университетов, учреждений культуры; они есть в каждом современном доме.
Происходящее на наших глазах преобразование методов осуществления профессиональной деятельности во всех сферах жизни путем интеграции цифровых технологий и перехода к модели принятия решений, основанной на данных, принято называть цифровой трансформацией или цифровизацией. В условиях цифровизации радикально изменяется социальный заказ системе образования.
Школьная информатика непрерывно развивается: цели обучения приводятся в соответствие с вызовами современного общества, среди них на первый план выходит формирование цифровых навыков и вычислительного мышления; традиционное фундаментальное содержание обогащается новой тематикой, направленной на знакомство обучающихся с технологиями искусственного интеллекта, телекоммуникационного общения, 3D‑моде-лирования, распознаванием образов, Интернетом вещей, умным домом и др.; в средствах обучения наблюдается тенденция постепенного перехода к открытой системе электронного обучения; используются как традиционные, так и инновационные методы обучения, в том числе, основанные на мобильных технологиях; для формирования широкого спектра планируемых результатов в области информатики и информационных технологий используются урочные и внеурочные формы обучения.
Обновленные ФГОС учитывают цифровые навыки как интеграцию фундаментальных и прикладных аспектов. Проблемы, которые мы сегодня имеем:
поздний старт обязательного изучения информатики;
короткая продолжительность обязательного курса информатики;
достигшая критического уровня информационная насыщенность;
малая эффективность одночасового предмета.
Обновленные ФГОСы в основной школе впервые объявили пять стратегических предметов для развития нашей страны: Математика, Информатика, Физика, Химия, Биология. Изучение этих предметов может идти на углубленном уровне, начиная с 5 класса.
В новом документе ФГОС сформулированы требования к результатам освоения программ ООО.
Личностные результаты:
патриотическое воспитание;
гражданское воспитание;
эстетическое воспитание;
ценности научного познания;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
трудовое воспитание;
экологическое воспитание;
личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды.
Межпредметные понятия
Курс информатики по структуре – это метапредмет, в содержании которого в явном виде отражаются метапредметные результаты.
Предметные результаты
Структура содержания учебного предмета «Информатика» включает 4 группы:
цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
информационные технологии.
Цифровая грамотность, информационные технологии изучаются и на базовом и на углубленном уровнях одинаково. А вот алгоритмизация и программирование, теоритические основы информатики существенно различаются по количеству часов на базовом и углубленном уровнях.
Новый учебник Информатика 7 класс УМК Л.Босовой входит в Федеральный перечень 2023.
Примерная рабочая программа по информатике в 7 классе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), а также Примерной программы
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Компьютер — универсальное устройство обработки данных
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные устройства.
Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных устройств, средства биометрической аутентификации.
История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения компьютеров.
Современные тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры.
Параллельные вычисления.
Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Программы и данные
Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Правовая охрана программ и данных. Бесплатные и условно-бесплатные программы. Свободное программное обеспечение.
Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя файла.
Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Типы файлов.
Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Архивация данных.
Использование программ-архиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов.
Компьютерные сети
Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.
Современные сервисы интернет-коммуникаций.
Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в сети Интернет. Стратегии безопасного поведения в Интернете.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
Информация и информационные процессы
Информация — одно из основных понятий современной науки.
Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой.
Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных.
Информационные процессы — процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.
Представление информации
Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный алфавит. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите.
Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество различных слов фиксированной длины в алфавите определённой мощности.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма данных. Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных.
Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объём текста.
Искажение информации при передаче.
Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Палитра.
Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка информационного объёма графических данных для растрового изображения.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением звуковых файлов.
ИНОФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Текстовые документы
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор — инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Правила набора текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры страницы. Стилевое форматирование. Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др.
Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование сервисов сети Интернет для обработки текста.
Компьютерная графика
Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование графических примитивов.
Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности.
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы.
Мультимедийные презентации
Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки.
РАЗДЕЛ 1. ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ | базовый | углубленный |
Тема 1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 3 часа | 6 часов |
Тема 2. Программы и данные | 4 часа | 7 часов |
Тема 3. Компьютерные сети | 3 часа | 3 часа |
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ |
Тема 4. Информация и информационные процессы | 2 часа | 2 часа |
Тема 5. Представление информации | 4 часа | 9 часов |
РАЗДЕЛ 3. АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ |
Тема 6. Алгоритмы и исполнители. Алгоритмические конструкции | - | 16 часов |
Тема 7. Программирование изображений | - | 8 часов |
РАЗДЕЛ 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
Тема 8. Текстовые документы | 7 часов | 7 часов |
Тема 9. Компьютерная графика | 5 часов | 4 часа |
Тема 10. Мультимедийные презентации | 5 часов | 3 часа |
Резервное время | 2 часа | 5 часов |
Итого: | 35 часов | 70 часов |
Тематическое планирование
Рекомендации по работе с отсутствующими элементами содержания
Отсутствующие элементы содержания | Рекомендации по компенсации (при отсутствии элементов содержания) |
Компьютерные сети Структура адресов веб-ресурсов. Современные сервисы интернет-коммуникаций. Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в сети Интернет. Стратегии безопасного поведения в Интернете. | Использовать материалы авторской мастерской (https://bosova.ru/) и учебника 9 класса Глава 4. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 4.2.3. Доменная система имён § 4.3. Информационные ресурсы и сервисы Интернета 4.3.1. Всемирная паутина 4.3.6. Сетевой этикет 4.3.7. Безопасность в Интернете Использовать |