СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примерная рабочая программа по информатике в 7 классе на уровне основного общего образования

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная рабочая программа по информатике в 7 классе на уровне основного общего образования по обновленным ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Примерная рабочая программа по информатике в 7 классе на уровне основного общего образования»

Лариса Александровна Кочергина,

учитель информатики,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 57»

Владимир Алексеевич Чистяков,

учитель информатики,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 57»


Примерная рабочая программа по информатике в 7 классе
на уровне основного общего образования

С 1 сентября все школы нашей страны переходят на работу по обновленным ФГОС. Изучение информатики на уровне основного общего образования по обновленным ФГОС начинается, как правило, в 5 или в 7 классах. Цифровые технологии широко и активно проникают во все сферы жизни современного общества – экономическую, политическую, социальную и духовную. Без них уже невозможно представить работу организаций, предприятий, больниц, школ, университетов, учреждений культуры; они есть в каждом современном доме.

Происходящее на наших глазах преобразование методов осуществления профессиональной деятельности во всех сферах жизни путем интеграции цифровых технологий и перехода к модели принятия решений, основанной на данных, принято называть цифровой трансформацией или цифровизацией. В условиях цифровизации радикально изменяется социальный заказ системе образования.

Школьная информатика непрерывно развивается: цели обучения приводятся в соответствие с вызовами современного общества, среди них на первый план выходит формирование цифровых навыков и вычислительного мышления; традиционное фундаментальное содержание обогащается новой тематикой, направленной на знакомство обучающихся с технологиями искусственного интеллекта, телекоммуникационного общения, 3D‑моде-лирования, распознаванием образов, Интернетом вещей, умным домом и др.; в средствах обучения наблюдается тенденция постепенного перехода к открытой системе электронного обучения; используются как традиционные, так и инновационные методы обучения, в том числе, основанные на мобильных технологиях; для формирования широкого спектра планируемых результатов в области информатики и информационных технологий используются урочные и внеурочные формы обучения.

Обновленные ФГОС учитывают цифровые навыки как интеграцию фундаментальных и прикладных аспектов. Проблемы, которые мы сегодня имеем:

  • поздний старт обязательного изучения информатики;

  • короткая продолжительность обязательного курса информатики;

  • достигшая критического уровня информационная насыщенность;

  • малая эффективность одночасового предмета.


Обновленные ФГОСы в основной школе впервые объявили пять стратегических предметов для развития нашей страны: Математика, Информатика, Физика, Химия, Биология. Изучение этих предметов может идти на углубленном уровне, начиная с 5 класса.

В новом документе ФГОС сформулированы требования к результатам освоения программ ООО.

Личностные результаты:

  • патриотическое воспитание;

  • гражданское воспитание;

  • эстетическое воспитание;

  • ценности научного познания;

  • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;

  • трудовое воспитание;

  • экологическое воспитание;

  • личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды.

Межпредметные понятия

Курс информатики по структуре – это метапредмет, в содержании которого в явном виде отражаются метапредметные результаты.

Предметные результаты

Структура содержания учебного предмета «Информатика» включает 4 группы:

  • цифровая грамотность;

  • теоретические основы информатики;

  • алгоритмы и программирование;

  • информационные технологии.

Цифровая грамотность, информационные технологии изучаются и на базовом и на углубленном уровнях одинаково. А вот алгоритмизация и программирование, теоритические основы информатики существенно различаются по количеству часов на базовом и углубленном уровнях.

Новый учебник Информатика 7 класс УМК Л.Босовой входит в Федеральный перечень 2023.

Примерная рабочая программа по информатике в 7 классе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), а также Примерной программы



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Компьютер — универсальное устройство обработки данных

Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные устройства.

Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных устройств, средства биометрической аутентификации.

История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения компьютеров.

Современные тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры.

Параллельные вычисления.

Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей.

Техника безопасности и правила работы на компьютере.

Программы и данные

Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Правовая охрана программ и данных. Бесплатные и условно-бесплатные программы. Свободное программное обеспечение.

Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя файла.

Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Типы файлов.

Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Архивация данных.

Использование программ-архиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствами операционной системы.

Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов.

Компьютерные сети

Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.

Современные сервисы интернет-коммуникаций.

Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в сети Интернет. Стратегии безопасного поведения в Интернете.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

Информация и информационные процессы

Информация — одно из основных понятий современной науки.

Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой.

Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных.

Информационные процессы — процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.

Представление информации

Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный алфавит. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите.

Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество различных слов фиксированной длины в алфавите определённой мощности.

Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.

Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.

Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма данных. Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных.

Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объём текста.

Искажение информации при передаче.

Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Палитра.

Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка информационного объёма графических данных для растрового изображения.

Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.

Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением звуковых файлов.



ИНОФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Текстовые документы

Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор — инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Правила набора текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры страницы. Стилевое форматирование. Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы.

Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др.

Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование сервисов сети Интернет для обработки текста.

Компьютерная графика

Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование графических примитивов.

Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности.

Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы.

Мультимедийные презентации

Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.

Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки.



РАЗДЕЛ 1. ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

базовый

углубленный

Тема 1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

3 часа

6 часов

Тема 2. Программы и данные

4 часа

7 часов

Тема 3. Компьютерные сети

3 часа

3 часа

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

Тема 4. Информация и информационные процессы

2 часа

2 часа

Тема 5. Представление информации

4 часа

9 часов

РАЗДЕЛ 3. АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Тема 6. Алгоритмы и исполнители. Алгоритмические конструкции

-

16 часов

Тема 7. Программирование изображений

-

8 часов

РАЗДЕЛ 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Тема 8. Текстовые документы

7 часов

7 часов

Тема 9. Компьютерная графика

5 часов

4 часа

Тема 10. Мультимедийные презентации

5 часов

3 часа

Резервное время

2 часа

5 часов

Итого:

35 часов

70 часов

Тематическое планирование





Рекомендации по работе с отсутствующими элементами содержания


Отсутствующие элементы содержания

Рекомендации по компенсации

(при отсутствии элементов содержания)

Компьютерные сети

Структура адресов веб-ресурсов. Современные сервисы интернет-коммуникаций. Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в сети Интернет. Стратегии безопасного поведения в Интернете.

Использовать материалы авторской мастерской (https://bosova.ru/) и учебника 9 класса

Глава 4. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

4.2.3. Доменная система имён

§ 4.3. Информационные ресурсы и сервисы Интернета

4.3.1. Всемирная паутина

4.3.6. Сетевой этикет

4.3.7. Безопасность в Интернете

Использовать



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!