СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примерная рабочая программа по учебному предмету "Родная (русская) литература " 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная рабочая программа по учебному предмету "Родная (русская) литература" 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Примерная рабочая программа по учебному предмету "Родная (русская) литература " 8 класс»

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» 8 класс


Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» содержит следующие разделы:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»;

  • содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»;

  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;

  • материально-техническое обеспечение учебного предмета «Родная (русская) литература».

Учебный предмет «Родная (русская) литература» – часть образовательной области «Филология», который тесно связан с предметом «Родной (русский) язык» и является одним из основных источников обогащения речи учащихся школ с русским языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью.

Родная (русская) литература изучается в тесной связи с обществознанием, историей России, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность.

Цель изучения родной (русской) литературы в образовательных учреждениях с русским языком обучения на уровне основного общего образования направлена на достижение следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, не изучаемых в курсе “Литература”, личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • воспитание уважения к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств; потребности в самостоятельном чтении произведений художественной литературы; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • развитие устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык является родным;

  • расширение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей и их жизни;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы.

Родная (русская) литература, как и словесное творчество других народов и этносов, является гуманитарным учебным предметом в российской школе, который содействует формированию разносторонне развитой личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к нравственным ценностям, изучение литературно-культурных достижений народа – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого, интеллектуально развитого, креативно мыслящего и конкурентоспособного.

Знакомство с произведениями словесного искусства народов нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Изучая художественную картину жизни, изображенную в литературном произведении, учащиеся осваивают философию, историю и культурологические ценности народов России.

Рабочая программа родной (русской) литературы в 8 классе выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и региональной программы «Час чтения» (в 2016 году программа вошла в число лучших методик России).

В настоящее время при  отсутствии утвержденных примерных программ учебных предметов "Родная (русская) литература", "Литературное чтение на русском языке" образовательная организация самостоятельно принимает решение о содержании учебного курса по этим предметам, а также определяет выбор учебных пособий для реализации утвержденных на уровне образовательной организации рабочих программ.   


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»


В результате изучения родной (русской) литературы на уровне основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: любовь и уважение Отечеству, чувство гордости за свою Родину, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего культурное, социальное, духовное многообразие явлений;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; культурным, языковым, религиозным ценностям народов России и всего мира;

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом познавательных интересов;

  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в социуме; владение умениями совместной деятельности в полиэтническом коллективе; оценка своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина полиэтнического, поликонфессионального государства;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом религиозных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического осознания через освоение художественного и культурного наследия народов России и всего мира.

Метапредметные результаты изучения родной (русской) литературы:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижений целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение читать и понять суть художественного произведения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;

  • умение строить связанное речевое высказывание в зависимости от типа коммуникации и ситуации;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников на уровне основного общего образования по родной (русской) литературе выражается в следующем:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) классической и современной литературы, литературных взаимосвязей и взаимовлияний;

  • осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; проведение смыслового анализа текста; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при обсуждении художественного произведения;

  • умение пересказать содержание прозаического произведения или отрывка, используя цитаты из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

  • умение устанавливать связи между фольклорными и художественными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

  • владение навыками сопоставления произведений родной (русской) литературы с произведениями литератур других народов и этносов самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для самостоятельного анализа;

  • владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию;

  • использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • использование приобретенных знаний и умений за рамками учебного процесса, то есть в практической деятельности и повседневной жизни.


В результате освоения предмета «Родная (русская) литература» выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 КЛАСС (34 ЧАСА)



Притча «Чему учат книги?». Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп».

Человек и родина

Борис Екимов «Фетисыч». Тема малой родины. От чего и от кого зависит её судьба? Чем для людей оборачивается разрушение деревень?


Вертель Л. «Моя вторая родина». Тема разрушения деревенского уклада жизни, разрыва связи между поколениями людей, разрушения традиций.

Человек и школа

Геннадий Жаворонков «Однажды на пятом уроке». Истинное и мнимое милосердие. Одиночество «в толпе». Учитель и ученик.


Анатолий Маркуша «Ненаписанное сочинение». Взаимоотношения учителя и учеников. «Любимый» и «нелюбимый» учитель. Каким должен быть настоящий учитель?


Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро». Художественное исследование поведения и нравственного самосознания подростков и юношества. Тема борьбы добра и зла. Терпение, целеустремлённость, внутренняя чистота главной героини Светки Сергеевой как залог будущего успеха. Понятие о «дружбе» в классе.



Екатерина Мурашова «Класс коррекции» (в сокращении) (2 часа). Екатерина Мурашова говорит с подростками на самые трудные темы. Практикующий школьный психолог, она умеет увидеть проблему, показать с разных сторон, обобщить сходные явления и диагностировать общие тенденции. Ее повесть «Класс коррекции» очень сильно выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков. Тема детей — отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом, но еще труднее говорить так, чтоб не осталось от разговора осадка отвращения, мрака и безысходности. Екатерина Мурашова виртуозно справляется с задачей написания жизнелюбивого, оптимистического произведения там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. И дело здесь не в том, что сюжет в «Классе коррекции» условно фантастический. Скорее, секрет писательницы в том, что она искренне верит: в конце концов, все будет хорошо и правильно, надо только понять, что «правильно», которое не для всех людей одинаковое, очень зависит от стремления к справедливости, взаимопониманию и взаимодействию (Ксения Молдавская, обозреватель детской литературы газеты «Книжное обозрение»).

Человек и семья

А. Приставкин «Фотография». Война и дети. Тема сиротства. Два маленьких человека пережили страшную трагедию – потеряли своих близких, пережили предательство родного человека, но сохранили в своих душах любовь и привязанность друг к другу. Фотографии как реликвия, память, связь поколений.



Борис Екимов «Ночь исцеления». Тема памяти, милосердия, сострадания. Одиночество пожилого человека, имеющего детей и внуков. «Отголоски» войны в жизни людей, переживших её. Исцеляющая сила доброты.



Юрий Бондарев «Щенок». Тема ответственности взрослых перед детьми и за детей. Щенок как символ детской беззащитности перед миром.

Человек и его выбор

Ю. Нагибин «Эхо». Тема предательства, раскаяния, истинной дружбы.

Ю. Яковлев «Последний фейерверк». Проблема поиска смысла жизни. «Мастерская праздников» дяди Евгения. Желание прожить достойно, т.е. привнести в эту жизнь свою час­тицу добра, любви, красоты.

Радий Петрович Погодин «Сколько стоит долг» (в сокращении). Тема ответственности и благодарности. История про мальчика, который прошел огромное расстояние по северной земле, чтобы устроиться на работу и помочь маме прокормить еще двух детей. Из-за возраста его никто не хотел брать на работу. Но здесь он встретил Романа, который был "должен" старику, спасшему ему жизнь в войну, и Виктора Николаевича, задолжавшего младшему своему сыну, сидевшему в тюрьме. Они взяли его на работу, устроили в общежитие. И Павлуха спас жизнь своему начальнику.  Рассказ о том, что все мы кому-то должны и обязаны помнить об этом всю жизнь, стараясь частями вернуть долг пусть и другим уже людям, чтоб цепочка добра не оборвалась.


Рождественские рассказы

Л. Улицкая «Капустное чудо». Рождественский рассказ как канонический жанр русской литературы. Традиции и новизна в рождественских рассказах современных авторов. Враждебность внешнего мира. Мотив ожидания чуда. Тема прозрения.

В. Крупин «Зимние ступени». Тема всепрощения. Открытый финал.

Н. Телешов «Елка Митрича». Человеколюбие. Истинная гуманность.

Человек и природа

Ю. Яковлев «Багульник». Тема красоты детской души в сравнении с багульником, раскрывающимся неожиданно для других. Любовь мальчика к животным. Отношение собак к Косте. Доброта, чуткость, милосердие подростка по отношению к чужим людям и собакам. Образ учителя, способного понять детей.


Яшин А. «Старый валенок». Взаимоотношения человека и его питомца. Привязанность двух одиноких существ друг к другу.



Защитники Отечества

Виктор Некрасов «Вася Конаков». Жизнь солдата на войне, быт солдата, какой солдат между боями – тема рассказа Некрасова. Герой рассказа – рядовой войны с его непоколебимой верой в победу и ежедневной, ежеминутной трудной и честной службой для ее достижения. Автор высвечивает души своих «маленьких» героев, их напряженную внутреннюю жизнь, сильное чувство долга.

В. Соловьев «По европейскому асфальту». Проблема бесчеловечности, жестокости войны; изображение войны как тяжёлой работы. Мужество и незаметный героизм солдат на войне. Гордость за русского солдата. Образ-символ дороги.



Мама, бабушка

А. Костюнин «Сострадание». Тема взаимоотношения близких людей. Отношение внука к бабушке. Душевная черствость. Детство – «сон Разума и Души». Обретение способности воспринимать чужую боль как свою собственную.



Анатолий Алексин «Раздел имущества». В центре повести Алексина – семья. Тема взаимоотношений в семье. Бабушка как главный человек в жизни Верочки.


Б. Екимов «Говори, мама, говори…». Отношение к матери, одиночество пожилых людей. Красота мира природы и «убогость» мира людей.



Л. Чарская «Урок». Гуманность, чувство долга, готовность девочки взять на себя ответственность за семью, бабушку.



Человек и искусство

К. Паустовский «Старый повар». Волшебная сила музыки. Композитор В.А. Моцарт, музыка которого делает людей счастливыми. Великая сила искусства, которому подвластно возродить даже навсегда утраченное.
Евгений Носов «Шопен, соната номер два». Тема святости памяти, невозможности поступиться ею. Рассказ-реквием, в котором соотносятся события прошлого и настоящего. Музыка в жизни людей.

Г. Мехед «Скрипач». Грустная и  одновременно светлая  история о  серых буднях нашей современной действительности, о музыке, о старости и о юности, о смерти и о бесконечности бытия, о красоте, которая ускользает, о добре и зле, об одиночестве, о счастье, которое у каждого свое. Музыка, которая «омывает души людей и воскрешает в них надежду».


«И помнит мир спасенный»

Даниил Гранин «Дом на Фонтанке». Тема памяти. Нужно ли навещать жен и матерей погибших товарищей? «Я знаю, никакой моей вины…»


А. Лиханов «Последние холода» (в сокращении). Достоинство и благородство детей войны, милосердие, доброта, человечность.



Проект «Я читаю….»







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,

ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ


8 КЛАСС


Тематический блок

Количество

часов

Введение


Человек и родина


Человек и школа


Человек и семья


Человек и его выбор


Рождественские рассказы


Человек и природа


Защитники Отечества


Мама, бабушка


«И помнит мир спасённый»


Проект «Я читаю….»




Примерное календарно-тематическое планирование

8 КЛАСС


Тематический блок

Тема занятия

Дата

Введение

1

Чему учат книги?



Человек и родина

2

Борис Екимов «Фетисыч»



3

Вертель Л. «Моя вторая родина»



Человек и школа

4

Геннадий Жаворонков «Однажды на пятом уроке»



5

Анатолий Маркуша «Ненаписанное сочинение»



6

Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро»



7

Екатерина Мурашова «Класс коррекции» (в сокращении)



8

Екатерина Мурашова «Класс коррекции» (в сокращении)



Человек и семья

9

А. Приставкин «Фотография»



10

Борис Екимов «Ночь исцеления»



11

Юрий Бондарев «Щенок»



Человек и его выбор

12

Ю. Нагибин «Эхо»



13

Ю. Яковлев «Последний фейерверк»



14

Радий Петрович Погодин «Сколько стоит долг» (в сокращении)



Рождественские рассказы

15

Л. Улицкая «Капустное чудо»



16

В. Крупин «Зимние ступени»



17

Н. Телешов «Елка Митрича»



Человек и природа

18

Ю. Яковлев «Багульник»



19

А. Яшин «Старый валенок»



Защитники отечества

20

Виктор Некрасов «Вася Конаков»



21

В. Соловьев «По европейскому асфальту»



Мама, бабушка

22

А. Костюнин «Сострадание»



23

Анатолий Алексин «Раздел имущества»



24

Б. Екимов «Говори, мама, говори…»



25

Л. Чарская «Урок»



Человек и искусство

26

К. Паустовский «Старый повар»



27

Евгений Носов «Шопен, соната номер два»



28

Г. Мехед «Скрипач»



«И помнит мир спасенный»

29

Даниил Гранин «Дом на Фонтанке»



30

А. Лиханов «Последние холода» (в сокращении)



Проект

«Я читаю….»

31

Проект «Я читаю….»



32

Проект «Я читаю….»



33

Проект «Я читаю….»



34

Проект «Я читаю….»




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА


  1. Программа “Час чтения” // URL:https://gigabaza.ru/download/191231.html

  2. Сопровождение программы // URL: https://vk.com/chas_chteniya_petrovsk




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!