Пояснительная записка 1 подготовительный - 4 классы
Рабочая программа по учебному предмету « Изобразительное искусство» для обучающихся разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании
в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) (29 декабря 2012 г.);
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№ 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата ГБОУ
ГБОУ школы- интерната № 113 г.о. Самара.
4.Примерная рабочая программы по изобразительному искусству 1 подготовительный
-9 классы общеобразовательных учреждений авторы: Б.М.Неменцкий. М., «Просвещение», 2013 г.
Пояснительная записка Цель учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса изобразительное искусство является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности обучающихся. Школьный курс изобразительного искусства помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования обучающихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию познавательных способностей обучающихся. Кроме того, занятия изобразительным искусством оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда.
Задачи
Научить сознательно, оценивать произведения художественного творчества . Самостоятельно выполнять эскизы и несложные рисунки для изображения предметов, решать творческие задачи с элементами конструирования.
Ознакомить обучающихся с важнейшими правилами изобразительной грамоты.
Учить в процессе изображения воссоздавать художественный образ предметов и анализировать их форму и конструкцию.
Способствовать развитию у обучающихся художественного и образного мышления, а также пространственных представлений, имеющих большое значение в художественном обучении, производственной деятельности и техническом творчестве.
Научить самостоятельно, пользоваться разнообразными художественными материалами и техниками в своей художественно – творческой практике Способствовать привитию обучающимся культуры художественного труда Воспитывать отношение к изобразительному искусству как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общечеловеческом развитии.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство относиться к предметной области Искусство и художественный труд. Изобразительное искусство является той учебной, дисциплиной, которая в максимальной степени способствует развитию пространственных представлений, пространственного воображения и пространственного мышления обучающихся, так необходимых в любой деятельности человека. Курс изобразительного искусства направлен на развитие технического мышления, пространственных представлений, а также способностей познания техники с помощью графических изображений.
Усвоенные в курсе изобразительного искусства знания и способы действий необходимы для других школьных дисциплин в основной и старшей школе и для решения практических задач в повседневной жизни. Творческая деятельность создает условия для развития креативных качеств личности обучающихся
Содержание курса строится на основе системно-деятельностного подхода, принципов разделения трудностей, опережающего формирования ориентировочной основы, принципов позитивной педагогики.
Для обучающихся школьный учебный предмет имеет важное коррекционно- развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала, количество контрольных и проверочных работ.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение следующих разделов: "Обучение композиционной деятельности", "Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию", "Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений искусства". Выделение этих направлений работы позволяет распределять по годам программное содержание обучения при соблюдении последовательности усложнения учебных задач.
Содержание программы
Первый подготовительный год обучения
В процессе обучения детей изобразительной деятельности в нулевом классе решаются следующие задачи:
Выявление изобразительных возможностей детей. С этой целью проводится обследование детей, в ходе которого учитель предлагает детям рисование по желанию (по замыслу). Проверяется умение принимать задание, выполнять самостоятельно, с помощью взрослого, пользоваться трафаретами (внутренними и внешними), рисовать по контурам, дорисовывать линии, детали, раскрашивать, не выходя за линии контура. В процессе наблюдений определяется ведущая рука, сформированность представлений об основных цветах (сличение цвета, называние, показ с ориентировкой на образец), сформированность графических умений.
Ознакомление учащихся с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности (карандаш, кисть, бумага, краски, мелки, глина, пластилин и т. п.), со способами их использования, с процессом рисования, лепки, выполнения аппликации, с изображением как отражением реально существующих предметов, явлений, ситуаций понятных и близких к опыту детей.
С этой целью учитель может рисовать мелом на доске, красками на большом листе бумаги, фломастером на соответствующей доске, на бумаге, прикрепленной к мольберту, понятное детям содержание («Петя идет в школу», «Маша и Вова катают мяч» и др.), лепить из глины, пластилина простые и привлекательные предметы (шарики, конфетки, собаку, кошку и т. п.). Вся деятельность сопровождается яркими, эмоциональными высказываниями. Целесообразно на этом этапе: формировать интерес к изобразительной деятельности;
закреплять представления о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и их свойствах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.);
учить пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;
учить оставлять графический след на бумаге, доске с помощью фломастера, карандаша, мела, кисти и т. п.;
учить узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображение словами или звукоподражаниями;
знакомить детей в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым;
учить детей проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные произвольные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие;
учить детей раскрашивать красками поверхность листа с помощью учителя и самостоятельно;
знакомить детей с приемами работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);
учить детей приемам работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);
учить подражать действиям учителя. закреплять представления о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и их свойствах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.);
Первый год обучения
учить пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;
учить оставлять графический след на бумаге, доске с помощью фломастера, карандаша, мела, кисти и т. п.;
учить узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображение словами или звукоподражаниями;
знакомить детей в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым;
учить детей проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные произвольные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие;
учить детей раскрашивать красками поверхность листа с помощью учителя и самостоятельно;
знакомить детей с приемами работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);
учить детей приемам работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);
Второй год обучения
В процессе обучения изобразительной деятельности детей на этом этапе решаются следующие задачи:
продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;
закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;
учить выполнению равной аппликации;
закреплять приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов, мазков, точек;
продолжать учить в процессе декоративного рисования использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании;
закреплять умение работать с пластилином, глиной в соответствии с основными правилами (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки);
продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;
закреплять приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);
Третий год обучения
В процессе обучения изобразительной деятельности детей на этом этапе решаются следующие задачи:
закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;
учить выполнению равной аппликации;
закреплять приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов, мазков, точек;
продолжать учить в процессе декоративного рисования использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании;
закреплять умение работать с пластилином, глиной в соответствии с основными правилами (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки);
продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;
Четвертый год обучения
закреплять умение работать с пластилином, глиной в соответствии с основными правилами (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки);
продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;
закреплять приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать).
Место предмета в базисном учебном плане
Изобразительное искусство создает условия для реализации над предметной функции, которую «Изобразительное искусство » выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения обучающийся получает возможность совершенствовать обще учебные умения, навыки, способы деятельности в данной предметной области. Происходит развитие конструкторских способностей, установление логической связи изобразительного искусства с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого совершенствуется общая графическая грамотность обучающихся, развивается навык самостоятельной работы
В Государственном стандарте основного общего образования по изобразительному искусству подчеркивается, что каждое направление технологической подготовки обязательно включает в себя «Художественный труд и графику»
Курс изобразительного искусства учебным планом НОДА рассчитан на 5 лет
обучения, 1 час в неделю.
Информация о внесенных изменениях в программу
Изменения в программу вносились: увеличено количество часов на изучение следующих тем:
Ты изображаешь, Знакомство с предметами и принадлежностями художника – 9 ч.
Ты украшаешь.
Знакомство с приемами и формами работы художника с Мастером Украшения,- 8 ч
Знакомство с приемами и формами работы с пластилином -9 ч
Знакомство с изображением, украшением-8 ч
Информация об используемом УМК Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1.Б М Неменцкий Изобразительное искусство и художественный труд ,
– М.: «Просвещение» 2014 г.
Методическая литература для учителя
Б. М. Неменцкий : Учебник для 1-4 классов общеобразовательных учреждений М.: ООО «Издательство Астерель», 2013.
Программы по изобразительному искусству 1-9 классы общеобразовательных учреждений авторы: Б М Неменцкий, М. , «Просвещение», 2013.
«Методическое пособие по изобразительному искусству »Б М Неменцкий .
К учебникам Изобразительное искусство «.1-4 классы»; М.: ООО «Издательство
Астерель», 2013. /Программно-методические материалы /
Информация о количестве учебных часов
(1учебный час в неделю) 1 подготовительный класс
№п /п | Название раздела | Всего часов: | Теории | Практики: | Способы контроля. |
1. | Ты изображаешь. Знакомство с предметами и принадлежностями художника | 9 | 4 | 5 | Беседа |
2. | Ты украшаешь. Знакомство с приемами и формами работы художника с Мастером Украшения | 8 | 2 | 5 | Опрос. Анкетирование |
3. | Знакомство с приемами и формами работы с пластилином | 9 | 4 | 8 | Практическая работа. |
4. | Знакомство с изображением, украшением. | 7 | 2 | 4 | Практическая работа. Мини- выставка |
Итого: | 33 | 12 | 21 | |
Информация о количестве учебных часов
(1учебный час в неделю) 1 класс
№п /п | Название раздела | Всего часов: | Теории: | Практики: | Способы Контроля. |
1. | Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения | 9 | 4 | 4 | Беседа |
2. | Ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения | 8 | 2 | 5 | Опрос. Анкетирование |
3. | Ты строишь. Знакомство с мастером постройки | 9 | 4 | 8 | Практическая работа. |
4. | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 7 | 2 | 4 | Практическая работа. Мини- выставка |
Итого: | 33 | 12 | 21 | |
2 класс (1учебный час в неделю) Итого 34часа в год
№п /п | Название раздела | Всего часов: | Теориии: | Практики: | Способы контроля. |
1. | Чем и как работают худож ники»? | 9 | 4 | 4 | Беседа |
2. | Реальность и фантазия. | 8 | 2 | 5 | Опрос. Анкетирование |
3. | О чем говорит искусство? | 9 | 4 | 8 | Практическая работа. |
4. | Как говорит искусство? | 8 | 3 | 4 | Практическая работа. Мини- выставка |
Итого: | 34 | 13 | 21 | |
3 класс
(1учебный час в неделю) Итого 34часа в год
№п /п | Название раздела | Всего часов: | Теории: | Практики: | Способы контроля. |
1. | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. Чем и как работают художники | 9 | 4 | 4 | Беседа |
2. | Искусство на улицах твоего города | 8 | 2 | 5 | Опрос. Анкетирование |
3. | Художник и зрелище | 9 | 4 | 8 | Практическая работа. |
4. | Художник и музей | 8 | 3 | 4 | Практическая работа. Мини- выставка |
Итого: | 34 | 13 | 21 | |
4 класс
(1учебный час в неделю) Итого 34 часа в год
№п /п | Название раздела | Всего часов: | Теории: | Практики: | Способы контроля. |
1. | Пейзаж родной земли | 9 | 4 | 4 | Беседа |
2. | Древние города нашей Земли | 8 | 2 | 5 | Опрос. Анкетирование |
3. | О чем говорит искусство | 9 | 4 | 8 | Практическая работа. |
4. | Искусство объединяет народы | 8 | 3 | 4 | Практическая работа. .Мини- выставка |
Итого: | 34 | 13 | 21 | |
Одна из обязательных художественно графических работ является контрольной.
В 1 подготовительном классе Графических работ -2
В 1 классе Графических работ -2
Во 2 классе Графических работ -4.
В 3 классе Графических работ -5.
В 4 классе Графических работ -7.
Инструменты, принадлежности и материалы для изобразительного искусства
Бумага формата «А - 3»;
Альбом для рисования формата А4;
Клей ПВА
Скульптурный пластилин (для выполнения объемных фигур,);
Линейка деревянная 30 см.;
Мелки восковые
Кисти колонок пони щетина № 2 5 8; Акварель;
Гуашь художественная ;
Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
Ластик для карандаша (мягкий);
Инструмент для заточки карандаша.
Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство»
в 1-м подготовительном классе являются формирование следующих знаний и умений:
Учащиеся должны знать:
три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную
и конструктивную;
· названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
· правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
· элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;
· простейшие приёмы лепки.
Учащиеся должны уметь:
· верно держать лист бумаги, карандаш;
· правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
· выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
· передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
· применять элементы декоративного рисования.
К концу 1 подготовительного класса учащиеся должны уметь:
передавать в рисунке форму изображаемого предмета, его строение и пропорции
(отношение длины к ширине и частей к целому)
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших
художественно творческих и графических работ;
приводить примеры использования изобразительного искусства в жизни, быту и
профессиональной деятельности человека
Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков и методах обучения Используемые технологии обучения на уроках изобразительного искусства :
Личностно - ориентированные;
Учебного проектирования (метод проектов);
Здоровьесберегающие технологии;
Информационно-коммуникационные.
Реализовать программу планируется в условиях классно-урочной системы обучения.
Основные формы работы:
урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида занятий:
Рисование с натуры
Декоративное рисование;
Рисование на тему;
-беседы об изобразительном искусстве.
Изобразительное искусство
Виды художественной деятельности с 1 подготовительного – 4 класс
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство.
Истоки декоративно
прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской
и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, т. д.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства.
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов
Виды и формы текущего, промежуточного, итогового контроля
В процессе обучения используется текущий контроль и промежуточная аттестация. Формы контроля предусматривают: художественно – творческие графические и практические и контрольные работы, которые являются проверочными после изучения основного художественного материала в разделах. Кроме того контроль предусматривает опрос обучающихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по карточкам
Главной формой проверки знаний является выполнение художественно графических работ. Программой по изобразительному искусству предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания обучающихся программного материала.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков обучающихся, приобретённых за год или курс обучения изобразительному искусству; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы. Знания и умения обучающихся оцениваются по пятибальной системе. За художественно творческие композиции в том числе и графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления рисунка.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство»
являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Проговаривать последовательность действий на уроке;
Работать по предложенному учителем плану;
Отличать верно выполненное задание от неверного;
Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД:
Пользоваться языком изобразительного искусства;
Слушать и понимать высказывания собеседников;
Согласованно работать в группе.
Личностные УУД:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Календарно-тематическое планирование
1 час в неделю – 33 часа в год, 1 А. Б. класса
№ | Тема урока | Тип урока. Ко - во часов | Характеристика деятельности ученика | Планируемые результаты: ключевые компетенции, коррекционные задачи формируемые УУД | Способы контроля |
Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения (9ч) | |
1 | Изображения всюду вокруг нас Ты учишься изображать | Вводный 1 час | Используют: приемы Получения Новых цветов Изображают: разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи | Волевая саморегуляция. Контроль в форме сличения способа действия | Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. | Текущий |
2 | Мастер Изображения учит видеть | Комбинированный 1 час | Получают: новые цвета. Путем смешивания | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция. Контроль в форме сличения способа действия | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. | Текущий |
3 | Изображать можно пятном | Комбинированный 1 час | Изображают: осенний лес, используя выразительные возможности материалов, работать пастелью, мелками, акварелью | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция. Контроль в форме сличения способа действия | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. | Практи ческая работа |
4 | Изображать можно в объеме | Комбинированный 1 час | Создают: коврик на тему осенней земли, выполнять аппликацию | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы | Волевая саморегуляция. Контроль в форме сличения способа действия | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. | Текущий |
5 | Изображать можно линией | Комбинированный 1 час | Создают: графические художественные материалы. Изображают: зимний лес, используя графические материалы | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы | Волевая саморегуляция. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. | Проект |
6 | Разноцветные краски | Комбинированный 1 час | Работают: с целым куском пластилина, создавать объемное изображение. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы | Волевая саморегуляция. Контроль в форме сличения способа действия | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. | Самостоя тельная работа |
7 | Изображать можно и то,что невидимо (настроение) | Комбинированный 1 час | Конструируют: из бумаги объекты игровой площадки | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы | Волевая саморегуляция. Контроль в форме сличения способа действия | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Текущий |
8- 9 | Художники и зрители (обобщение темы) | Обобщающий 2 часа | Создают: образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы | Волевая саморегуляция. Контроль в форме сличения способа действия | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. | Работа с доской |
Ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения (8ч) | |
10 | Мир полон украшений | Комбинированный 1 час | Передают: в изображении характер животного | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы | Волевая саморегуляция. Контроль в форме сличения способа действия | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | Текущий |
11 | Красоту надо уметь замечать | Комбинированный 1 час | Изображают: сказочных существ, работают с гуашью | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы | Волевая саморегуляция. Контроль в форме сличения способа действия | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата | Устный опрос |
12 | Узоры на крыльях бабочки | Комбинированный 1 час | Создают: с помощью графических материалов изображения различных украшений в природе, работают тушью, пером, углем, мелом. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция, контроль . | Текущий |
13 | Красивые рыбы | Комбинированный 1 час | Преображают: реальные формы в декоративные, работать с графическими материалами | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Работа в парах |
14 | Украшения птиц | Комбинированный 1 час | Конструируют: из бумаги формы подводного мира работать в группе | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Текущий |
15 | Узоры, которые создали люди | Комбинированный 1 час | Сравнивают: природные формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения | Фронталь ный опрос |
16- 17 | Как украшает себя человек Мастер Украшения помогает сделать праздник котором, мы живем Ритм линий и пятен, цвет пропорции – средства (обобщение темы) | Комбинированный 2 часа | Обсуждают: творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Текущий |
Ты строишь. Знакомстство с мастером постройки (9 ч) | |
18 | Постройки в нашей жизни | Обощающий | Изображают: живописными материалами контрастные состояния природы. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения . | Эврестичес кая беседа |
19 | Постройки в нашей жизни | Комбинированный 1 час | Изображают: животного с ярко выраженным характером | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция, | Эврестичес кая беседа | |
20 | Домики, которые построила природа | Комбинированный 1 час | Создают: живописными материалами выразительные контрастные женские образы | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Эврестичес кая беседа | |
21 | Домики, которые построила природа | Комбинированный 1 час | Создают: живописными материалами выразительные, контрастные образы доброго и злого героя | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия | Эврестичес кая беседа |
22 | Дом снаружи и внутри Строим город Все имеет свое строение. Постройка предметов | Комбинированный 1 час | Работают : с пластилином | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция | Эврестичес кая беседа |
23 | Дом снаружи и внутри Строим город Все имеет свое строение Постройка предметов | Комбинированный 1 час | Работают : с пластилином | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Потребность в общении | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения | Эврестичес кая беседа |
24 | Дом снаружи и внутри Строим город Все имеет свое строение Постройка предметов | Комбинированный 1 час | Работают : с пластилином | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения | Эврестичес кая беседа |
25 | Дом снаружи и внутри Строим город Все имеет свое строение Постройка предметов | Комбинированный 1 час | Работают : с пластилином | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения | Эврестичес кая беседа |
26 | Дом снаружи и внутри Строим город Все имеет свое строение Постройка (упаковок) | Комбинированный 1 час | Работают : с пластилином | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения | Текущий |
7 часов на блок Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу постройки |
27 | Дом снаружи и внутри Строим город Все имеет свое строение | Комбинированный 1 час | Работают : с пластилином | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. | Формирование социальной роли ученика. . | Потребность в общении с учителем. | Волевая саморегуляция. | Текущий |
28 | Дом снаружи и внутри Строим город | Комбинированный 1 час | Работают : с пластилином | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа. | Формирование социальной роли ученика. | Потребность в общении с учителем. | Волевая саморегуляция. | Текущий |
29 | Дом Снаружи и внутри Строим город Все имеет свое строение | Комбинированный 1 час | Работают : с пластилином | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия | Текущий |
30 | Дом Снаружи и внутри Строим город Все имеет свое строение | Комбинированный 1 час | Работают : с пластилином | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения | Текущий |
31 | Дом снаружи и внутри Строим город Все имеет свое строение. | Комбинированный 1 час | Работают : с пластилином | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция, контроль | Текущий |
32-33 | Дом снаружи и внутри | Комбинированный 2 часа | Работают : с пластилином | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. | Формирование социальной роли ученика. | Потребность в общении с учителем. | Волевая саморегуляция. | Текущий |