СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примерное поурочно-тематическое планирование по биологии 10-11 класс (профильный уровень).

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на 272 часа (10-11 класс), 4 часа в неделю. 

Просмотр содержимого документа
«Примерное поурочно-тематическое планирование по биологии 10-11 класс (профильный уровень).»

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 10-11 КЛАСС, ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.


Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что даёт возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне, и в то же время доступно для учащихся. Изменения связаны еще и с медицинским направлением профильного класса и, наконец, с тем, что по программе обучаются учащиеся пришедшие из разных школ города и области, с разным уровнем знаний приобретённых по разным программам и учебникам. За основу программы взят учебник «Общая биология» 10 – 11 класса, под редакцией А.О. Рувинского.

В содержании курса, в отличие от содержания учебника, произведены изменения и дополнения. Глава «Селекция и биотехнология» перенесена из раздела «Эволюция органического мира» в раздел «Основные закономерности наследственности и изменчивости» после изучения главы «Генетика человека». В разделе «Эволюция органического мира» произведены перестановки глав: на первое место вынесена глава «Возникновение и развитие жизни на Земле», на второе – «Факторы эволюционного процесса», на третье – «Видообразование и макроэволюционный процесс», на четвёртое – «Возникновение и развитие человека».

В связи с тем, что данная профильная программа разработана для медицинского направления, увеличен объём материала раздела «Основные закономерности наследственности и изменчивости» и сделан акцент на «экологию человека». Содержание материала расширено за счёт дополнительной, специализированной литературы биологического и медицинского направления.

По данной программе мною разработано развёрнутое поурочное планирование. В него вошли лекции по каждой теме программы, тестовые задания и терминология для закрепления и проверки знаний учащихся по каждой теме.

Выполнение заданий «Терминологии» помогает учащимся лучше запоминать определения терминов. Каждому термину, указанному в левой колонке, учащиеся подбирают соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке.

Тесты, используемые на уроке, включают не более 10 заданий. Задания могут иметь один или несколько правильных ответов. Задания с несколькими вариантами ответов выделяются звёздочками (**).

К лекционному материалу прилагаются дополнительные схемы и таблицы, которые учащиеся оставляют себе для дальнейшей подготовки к ЕГЭ.

В конце изучения материала предусмотрено проведение зачётных занятий, которые сочетают письменную (итоговые тесты) и устную формы материала. Задания для зачётных уроков так же входят в структуру развёрнутого планирования.

В начале изучения того или иного раздела курса учащиеся получают тестовые задания для самостоятельного выполнения. Тесты собираются после зачётного урока, проверяются и возвращаются учащимся.

Тестовые задания двух типов: закрытые и открытые тесты. Закрытые тесты (тесты I и II) содержат один правильный ответ из четырёх предлагаемых вариантов или правильные и ошибочные утверждения. В открытых тестах (тест III) требуется вместо точек вставить нужные термины и понятия. Звёздочкой (*) отмечены задания повышенной сложности, предназначенные для углубленного изучения биологии.

В программе даётся примерное распределение материала по разделам и темам.



10 -11 КЛАСС.


ВВЕДЕНИЕ.

Биология наука о жизни. Уровни организации живой материи. Основные признаки живых организмов (критерии живых систем). Методы исследования, используемые в биологических науках.

Основные понятия: Уровни организации живой материи. Дискретность. Авторегуляция. Ритмичность. Энергозависимость.


1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА И ОРГАНИЗМ.

I. Химия клетки.

Химические вещества клетки. Биологически важные химические элементы. Неорганические соединения. Соли.

Биополимеры: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ.

Основные понятия: биогенные элементы, адгезия, когезия. Биополимеры


II. Клеточные структуры и их функции.

История изучения клетки. Создание клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Классификация живых организмов. Клетка прокариотическая и эукариотическая.

Биологические мембраны. Функции плазмолеммы. Цитоплазма.

Мембранные органоиды клетки. Ядро.

Одномембранные органоиды клетки. Вакуолярная система (эндоплазматическая сеть или Эндоплазматический ретикул, комплекс Гольджи или аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли). Пероксимы или микротельца.

Двумембранные органоиды клетки (митохондрии, пластиды).

Немембранные органоиды клетки (рибосомы, клеточный центр, микротрубочки, микрофиламенты, клеточные включения).

Основные понятия: гликокаликс, гомеостаз, эндоцитоз, экзоцитоз, кариоплазма, хроматин, кариотип, гомологичные хромосомы, фагоцитоз, пиноцитоз, матрикс, крист, тилакоид, граны, центриоли, цитоскелет, полирибосомы, центросфера, микротрубочки, микрофиламенты.

III. Обеспечение клеток энергией.

Обмен веществ. Энергия и жизнь. Обеспечение клеток энергией. Аккумуляторы энергии.

Фотосинтез. Хемосинтез.

Обеспечение клеток энергией вследствие окисления органических веществ. Автотрофные, гетеротрофные и автогетеротрофные организмы. Биологическая роль окисления. Гликолиз. цикл Кребса или цикл трикарбоновых кислот. Цепь переноса электронов. Окислительное фосфорилирование.

Основные понятия: НАДФ, НАДФ*Н, хемосинтез, гликолиз, цикл Кребса, фосфорилирование.

IV. Наследственная информация и реализация её в клетке.

Генетическая информация. Белки – основа видовой специфичности. Матричный принцип. ДНК – носитель генетической информации.

Репликация ДНК (консервативная, полуконсервативная, дисперсивная).

Транскрипция. Генетический код.

Биосинтез белка. Трансляция. Регуляция транскрипции и трансляции.

Генная инженерия. Вирусы.

Основные понятия: комплементарность, амитоз, цистрон, матрица, гистон, кодон.

V. Воспроизведение биологических систем.

Размножение. Амитоз или прямое деление. Митоз или не прямое деление. Мейоз или процесс образования гамет.

Типы размножения. Бесполое: деление, множественное деление, споруляция, почкование, фрагментация, вегетативное размножение (луковица, клубнелуковица, корневище, столон, усы, клубень, корневые клубни, мясистые стержневые корни, черенки, отводки, прививка). Половое. Гермафродитизм. Партеногенез.

Происхождение полового процесса. Образование половых клеток. Развитие сперматозоидов - сперматогенез, развитие яйцеклеток – оогенез. Оплодотворение.

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие.

Основные понятия: онтогенез, дробление, бластула, гаструла, нейрула, партеногенез, спорогенез, гаметогенез, синергиды, микропил.


2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ.

VI. Основные закономерности явлений наследственности.

Генетика. История развития генетики. Предметы изучения генетики. Природа гена. Современные представления о гене. Исследования Менделя. Гибридологический метод.

Моногибридное скрещивание. 1 закон Менделя. 2 закон Менделя.

Аллельные гены. Множественный аллелизм. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование.

Дигибридное и полигибридное скрещивание. 3 закон Менделя.

Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов (комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропия). Статистическая природа генетических закономерностей.

Наследование сцепленных генов. Сцепление. Кроссинговер и частота рекомбинаций.

Генетические карты.

Генетика определения пола. Группы сцепления и хромосомы. Гигантские хромосомы и гены. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Основные понятия: Ген, геном, генотип, фенотип, промотор, интрон, сплайсинг, гибрид, доминант, рецессив, расщепление, гомозиготы, гетерозиготы, аллели, решётка Пеннета, полигибрид, эпистаз, полимерия, группы сцепления, кроссинговер, локус.

VII. Основные закономерности явлений изменчивости.

Изменчивость. Дискретная изменчивость. Непрерывная изменчивость. Влияние среды. Источники изменчивости.

Модификационная изменчивость.

Типы наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость. Источники комбинативной изменчивости.

Мутационная изменчивость. Классификация мутаций. Свойства мутаций. Частота мутаций и их причины.

Хромосомные мутации. Структурные изменения хромосом (хромосомные перестройки).Инверсия, транслокация, делеция, дубликация. Геномные мутации: анеуплоидия, полиплоидия (аутополиплоидия, аллополиплоидия). Генные мутации. Значение мутаций.

Закон гомологических рядов. Мобильные генетические элементы, их свойства и способы перемещения.

Цитоплазматическая наследственность. Роль материнской цитоплазмы в наследовании признаков. Внеядерные гены. Цитоплазматическая мужская стерильность. Плазмиды и вирусоподобные элементы.

Основные понятия: Изменчивость, дискретная изменчивость, непрерывная изменчивость, модификационная изм., комбинативная изм., мутации, геномные мутации, мутационная изм., генеративные мут., соматические мут, летальные мут., мутагены, анеуплоидия, полиплоидия, аутополиплоидия, аллоплоидия, инверсия, транслокация, делеция, дубликация, стерильное и фертильное состояние цитоплазмы.

VIII. Генетические основы индивидуального развития.

Дифференцировка и детерминация. Дифференциальная активность генов. Модели функционирования генома в процессе развития. Основные этапы эмбрионального развития.

Экспрессивность и пенетрантность. Плейотропное действие генов. Гены и признаки в развитии.

Общая характеристика летальных мутаций. Проявление доминантного аутосомного гена.

Инактивация Х – хромосомы у самок млекопитающих. Цикл Х – хромосомы у самок млекопитающих.

Взаимодействие ядра и цитоплазмы. Устойчивость дифференцированного состояния клеток. Обратимость дифференцированного состояния клеток. Гормоны и действие генов. Химеры.

Иммунитет. Клеточный иммунитет. Гуморальный иммунитет. Тимус и развитие Т-клеток. Образование В-клеток. Классы иммуноглобулинов и их биологическая активность. Типы иммунитета: Естественный пассивный иммунитет, приобретённый пассивный иммунитет, естественный активный иммунитет, приобретённый активный иммунитет (Анатоксины, убитые микроорганизмы, ослабленные микроорганизмы).

Злокачественный рост как биологическое явление. Причины возникновения злокачественных опухолей (Генетическая теория, канцерогенно-мутационная теория, теория наследственности, теория изменения ДНК, вирусогенетическая теория). Иммунологический контроль.

Изучение поведения (этология). Простые формы поведения и гены. Генетические основы сложного поведения.

Основные понятия: Дифференцировка, детерминация, диски, пуфы, экспрессивность, плейортопное действие, гетерохроматин, эухроматин, генетические индукторы, химеры, трансгенность, иммунитет, онкогенные вирусы,

IX. Генетика человека.

Стандартный набор хромосом человека. Хромосомные болезни. Генетические карты человека.

Методы изучения генетики человека: генеалогический метод, близнецовый метод, цитогенетический метод, биохимический метод.

Характеристика мутационного процесса у человека. Диагностика и лечение наследственных аномалий обмена веществ. Резус – фактор. Нежелательность родственных браков. Медико-генетическое консультирование.

Основные понятия: метацентрические, субметацентрические, акроцентрические, пробанда, пенетрантность дизиготные и монозиготные близнецы.

  1. Селекция и биотехнология.

Селекция. Этапы селекции.

Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания.

Искусственный отбор: массовый, индивидуальный, комбинационная селекция.

Методы селекции: отбор (бессознательный, методический), гибридизация. Явление гетерозиса. Применение цитоплазматической мужской стерильности. Полиплоидия. Отдалённая гибридизация. Искусственный мутагенез. Новейшие методы селекции: клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия.

Успехи селекции. Основные направления современной селекции.

Основные понятия: селекция, порода, сорт, штамм, одомашнивание (домистикация), массовый отбор, индивидуальный отбор, инбридинг, гетерозис (гибридная сила), отдалённая гибридизация, мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия, биотехнология.


3. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.

XI. Возникновение и развитие жизни на Земле.

Теории возникновения жизни: креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, теория стационарного состояния, теория панспермии.

Биохимическая эволюция.

Образование и эволюция биологических мембран. Способы питания первых организмов.

Геохранология. Развитие жизни на Земле: криптозой, фанерозой.

Основные понятия: креационизм, панспермия, пробионты, аноксигенный (бескислородный) фотосинтез, эон, эра, период, криптозой: архей, протерозой, фанерозой: палеозой, мезозой, кайнозой.

  1. Факторы эволюционного процесса.

Эволюция. История развития эволюционных идей. Труды К. Линнея. Идеи Ж.-Б. Ламарка. Эволюционные идеи в России. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Основные положения теории эволюции Ч. Дарвина.

Доказательства эволюции: сравнительно-морфологические, палеонтологические, эмбриологические, биогеографические. Биогенетический закон.

Факторы эволюционного процесса. Популяция. Генетическая изменчивость в популяциях.

Принцип популяционного равновесия. Закон Харди – Вайнберга. Миграция. Изоляция. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов.

Естественный отбор. Борьба за существование. Формы естественного отбора.

Адаптация: по окраске и форме (покровительственная, предупреждающая, маскировка, мимикрия), по поведению.

Основные понятия: переходные формы, рудименты, атавизмы, палеонтология, эмбриология, биогенетический закон (анаболия, девиация, архаллаксис), популяция, миграция, изоляция, дрейф генов, естественный отбор, адаптация, мимикрия.

  1. Видообразование и макроэволюционный процесс.

Развитие представлений о виде.

Концепция вида. Критерии вида. Популяционная структура вида.

Видообразование. Ч. Дарвин о видообразовании. Способы видообразования: географическое (аллопатрическое) видообразование, экологическое (симпатрическое) видообразование, внезапное видообразование. Видообразование в эволюции.

Уровни эволюционного процесса: популяционный, надвидовой. Возникновение новых таксонов. Появление эволюционных новшеств.

Основные направления эволюционного процесса: онтогенез, филогенез, прогресс, регресс, ароморфоз, идиоадаптация (аллогенез), общая дегенерация. Правила и закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, необратимость эволюции, моно- и полифилия.

Принцип молекулярной эволюции: закономерности изменений генома, возникновение новых генов, значение точковых мутаций в эволюции генов и белков, «молекулярные часы эволюции», нейтральная эволюция.

Основные понятия: вид, ареал, критерии вида, репродуктивная изоляция, клины, подвиды, филетическое видообразование, гибридогенное видообразование, истинное видообразование, принцип основателя, аллопатрическое, симпатрическое видообразование, онтогенез, филогенез, прогресс, регресс, ароморфоз, идиоадаптация (аллогенез), общая дегенерация, дивергенция, конвергенция, параллелизм, моно- и полифилия, «молекулярные часы эволюции», нейтральная эволюция.

XIV. Возникновение и развитие человека – антропогенез.

Развитие взглядов на происхождение человека. Ч. Дарвин о происхождении человека от животных.

Доказательства происхождения человека от: животных; человекообразных обезьян. Филогенетические связи гоминид и понгид. Движущие силы антропогенеза: биологические, социальные.

Стадии эволюции человека: ископаемые обезьяны, древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек), древние люди (неандертальцы), первые современные люди (кроманьонцы).

Современный этап эволюции человека. Расы современного человека. Время и место возникновения. Механизмы расогенеза. Расизм.

Основные понятия: антропогенез, гоминиды, понгиды, питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек, неандертальцы, человек разумный, кроманьонцы, расы, негроидная раса, монголоидная раса, европеоидная раса, расогенез, расизм.


4. ЭКОЛОГИЯ.

XV. Экология как наука. Жизнь и среда обитания.

Предмет, задачи и методы экологии.

Среда жизни, среда обитания, экологические факторы их классификация.

Влияние основных абиотических факторов: температура, влажность, свет.

Закономерности действия абиотических факторов на живые организмы. Закон оптимума. Правило ограничивающих факторов. Закон минимума. Независимое приспособление видов к каждому из факторов. Взаимодействие факторов. Экологические индикаторы. Экологическая ниша вида. Биоты и биомы. Ритмичность в природе.

Фотопериодизм. Типы фотопериодизма. Биологические часы.

Основные понятия: экология, аутоэкология, демэкология, синэкология, глобальная экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные, зона оптимума, экологическая валентность (толерантность), эврибионты (эвривиды), стенобионты (стеновиды), лимитирующий фактор, экологические индикаторы, экологическая ниша, биота, биом, ритмы, фотопериодизм, биологические часы.

XVI. Популяция.

Понятие популяций в экологии.

Основные свойства популяций: структура численности; динамика численности (биотический потенциал, экспоненциальный рост численности, рост численности при ограниченных ресурсах, рождаемость и смертность). Математические модели численности. Колебания численности и их причины. Гомеостаз популяций.

Экологические стратегии: влияние условий среды на численность; представление об r – и Кстратегиях.

Основные понятия: структура популяции: возрастная, половая, генетическая и фенетическая, пространственная структуры, динамика численности, биотический потенциал, экспоненциальный рост, абсолютная и удельная скорости роста численности, ёмкость среды, абсолютная и удельная рождаемость, смертность, принцип отрицательной обратной связи.

XVII. Сообщества и экосистемы.

Сообщество – живой компонент экосистемы. Связи сообщества. Основные компоненты экосистем и их взаимодействие.

Биотические факторы среды. Типы взаимодействий в экосистеме: внутривидовые, межвидовые. Трофические (пищевые) связи. Типы отношений: хищничество, паразитизм, комменсализм, мутуализм (симбиоз), нейтрализм, комменсализм, конкуренция.

Состав и структура сообществ. Смены сообществ – сукцессии.

Сообщества и эволюция. Причины экологических катастроф прошлого.

Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Продуктивность экосистем.

Основные понятия: сообщество, биом, биоценоз, сукцессия, продуценты, редуценты, консументы, тропические связи, трофические связи (пищевые), хищничество, паразитизм, комменсализм, мутуализм (симбиоз), нейтрализм, комменсализм, конкуренция, видовое богатство, виды-доминанты, видовое разнообразие, экологические двойники или экологические эквиваленты, биомасса, первичная и вторичная продукция, экологические пирамиды, пирамиды численности, пирамиды потоков энергии.

XVIII. Биосфера и место в ней человека.

Биосфера. Развитие биосферы.

Глобальные биогенные круговороты: биохимические циклы, круговорот воды, круговорот углерода, круговорот азота.

Антропогенные экологические факторы. Глобальные проблемы: рост населения Земли; изменение климата, его причины и последствия; истоньшение озонового экрана в стратосфере; проблема пресной воды; загрязнение подземных вод; загрязнение природных вод; истощение и загрязнение почвы; кислотные осадки; проблема сокращения биологического разнообразия; экологическая катастрофа в океане и проблема биоконцентрации.

Пути решения экологических проблем.

Основные понятия: биосфера, живое вещество, биотический круговорот веществ, биогенная миграция атомов, ноосфера, биогенные круговороты или биохимические циклы, загрязнитель, биосферные заповедники, смог.












ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.



Содержание учебных тем

Практ.раб.

Количество часов

Раздел

Глава

Тема урока



1

2

3

4

5


Введение

Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи.



4ч.

Биологические системы: клетка, организм.



Химия клетки.

1. Химические вещества клетки. Неорганические вещества.

  1. Биополимеры. Углеводы.

  2. Биополимеры. Липиды.

  3. Биополимеры. Белки.

  4. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. АТФ.



+


+



10ч.

Клеточные структуры и их функции.

  1. История изучения клетки. Клеточная теория.

  2. Биологические мембраны. Функции плазмолеммы.

  3. Мембранные органоиды клетки. Ядро.

  4. Одномембранные органоиды клетки. Вакуолярная система.

  5. Двумембранные органоиды клетки. Митохондрии. Пластиды. Пероксиды.

  6. Немембранные органоиды клетки.







+






16ч.



Обеспечение клеток энергией.

  1. Обеспечение клеток энергией.

  2. Механизм фотосинтеза. Хемосинтез.

  3. Обеспечение клеток энергией вследствие окисления органических веществ.





10ч.

Наследственная информация

и реализация её в клетке.

  1. Генетическая информация.

  2. Репликация ДНК

  3. Транскрипция. Генетический код.

  4. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции и трансляции.

  5. Генная инженерия.

  6. Вирусы.






10ч.

Воспроизведение биологических

систем.

  1. Размножение клеток.

  2. Типы размножения: бесполое и половое.

  3. Индивидуальное развитие организмов.

  4. Эмбриональное развитие.

  5. Постэмбриональное развитие.

  6. Взаимоотношения клеток в многоклеточном организме.

  7. Образование половых клеток и оплодотворение.






14ч.

1

2

3


4

Основные закономерности наследственности и изменчивости.

Основные закономерности явлений наследственности.


  1. Генетика. Современное представление о гене. Исследования Менделя

  2. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

  3. Аллельные гены. Анализирующее скрещивание.

  4. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

  5. Взаимодействие неаллельных генов. Статистическая природа генетических закономерностей.

  6. Наследование сцепленных генов.

  7. Генетические карты.

  8. Генетика определения пола. Сцепленное с полом наследование.


+


+


+



+



+

+









26ч.

Основные закономерности явлений изменчивости.


  1. Основные закономерности явлений изменчивости.

  2. Модификационная (ненаследственная) изменчивость.

  3. Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

  4. Мутационная изменчивость.

  5. Типы мутаций: хромосомные, геномные, генные мутации.

  6. Множественный аллелизм. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Мобильные генетические элементы.

  7. Цитоплазматическая наследственность.










20ч.

Генетические основы индивидуального развития.


  1. Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития.

  2. Проявление генов в развитии. Плейотропное действие гена.

  3. Летальные мутации.

  4. Особенности проявления Х-хромосомы у самок млекопитающих.

  5. Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы.

  6. Генетические основы иммунного ответа.

  7. Злокачественный рост в онтогенезе.

  8. Генетические основы поведения.















+












14ч.


1

2

3


4



Генетика человека.

        1. Хромосомы и генетические карты человека.

        2. Методы изучения генетики человека.

        3. Предупреждение и лечение некоторых наследственных болезней человека.




8ч.

Селекция и биотехнологии

  1. Селекция как процесс и как наука.

  2. Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания.

  3. Искусственный отбор.

  4. Методы селекции.

  5. Успехи селекции. Основные направления современной селекции.




+





10ч.


Эволюция органического мира.

Возникновение и развитие жизни на Земле.

  1. Теории возникновения жизни на Земле.

  2. Биохимическая эволюция.

  3. Формирование мембранных структур и эволюция пробионтов.

  4. Геохронология. Развитие жизни на Земле.

  5. Развитие жизни на Земле: криптозой.

  6. Развитие жизни на Земле: фанерозой.






20ч.

Факторы эволюционного процесса.

1. История развития эволюционных идей.

  1. Доказательства единства происхождения органического мира.

  2. Факторы эволюционного процесса: Популяция – элементарная эволюционная структура. Генетическая изменчивость в природных популяциях.

  3. Принцип популяционного равновесия. Закон Харди-Вайнберга.

  4. Миграция. Изоляция. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов.

  5. Естественный отбор. Формы естественного отбора.

  6. Адаптации как результат взаимодействия факторов эволюции.







+



+






16ч.

Видообразование и макроэволюционный процесс.

  1. Развитие представлений о виде

  2. Концепция вида.

  3. Популяционная структура вида.

  4. Видообразование. Способы видообразования. Видообразования в эволюции.

  5. Уровни эволюционного процесса.

  6. Основные направления эволюционного процесса.

  7. Правила и закономерности эволюции.

  8. Принципы молекулярной эволюции.




+





16ч.


Возникновение и развитие человека.

  1. Развитие взглядов на происхождение человека.

  2. Доказательства происхождения человека.

  3. Движущие силы антропогенеза.

  4. Стадии эволюции человека.

  5. Современный этап эволюции человека. Расы современного человека.






10ч.



1

2

3

4

5

Экология.


Экология как наука.

Жизнь и среда обитания.

  1. Предмет и основные задачи экологии.

  2. Среда жизни, среда обитания, экологические факторы их классификация.

  3. Влияние основных абиотических факторов на живые организмы.

  4. Общие закономерности воздействия абиотических факторов.

Экологическая ниша вида.

5. Фотопериодизм.


+


+





10ч.


Популяция.

  1. Понятие популяции в экологии.

  2. Основные свойства популяции. Динамика численности популяций. Колебания численности и гомеостаз популяций.

  3. Экологические стратегии.


+




14ч.


Сообщества и экосистемы.

  1. Сообщества – живой компонент экосистемы.

  2. Биотические факторы среды.

  3. Типы отношений в экосистеме.

  4. Состав и структура сообществ.

  5. Смены сообществ – сукцессии.

  6. Сообщества и эволюция. Причины экологических катастроф прошлого.

  7. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Продуктивность экосистем.


+


+








16ч.


Биосфера и место в ней человека.

  1. Биосфера. Развитие биосферы.

  2. Глобальные биогенные круговороты.

  3. Антропогенные экологические факторы. Глобальные проблемы.

  4. Пути решения экологических проблем.




+




18ч.

Лабораторные работы

10ч.

Итого

272ч.

Резерв

6ч.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!