13
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенского района Алтайского края
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Зам.директора по УВР Директор школы
__________ Мосина Л.В. ______ А.И.Сушков
«___»______ 2018 г. «___»_____ 2018 г.
План работы школьной библиотеки
2018 – 2019 учебный год
Библиотекарь – Вандакурова М.П.
п. Новокулундинка, 2018
Цель:
- обеспечение учебно-воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного обслуживания;
- содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании учащихся;
- привитие учащимся любви к чтению, воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
- привлечение учащихся к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи, познавательных интересов и способностей, расширения кругозора;
- приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно – досуговой деятельности;
- оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов.
Задачи:
- формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательной программой;
- осуществление каталогизации и обработки книг, учебников, журналов, картотеки учебников, запись и оформление вновь поступившей литературы, ведение документации;
- оформление новых поступлений в книжный фонд;
-осуществление контроля своевременного возврата выданных изданий в библиотеку;
- осуществление образовательной, информационной и воспитательной работы среди учащихся школы;
- организация мероприятий, ориентированных на воспитание нравственного, гражданско- патриотического самосознания личности, формирование навыков здорового образа жизни;
- оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов
- формирование у учащихся информационной культуры и культуры чтения;
- воспитание патриотизма и любви к родному краю, его истории, к малой родине.
Функции школьной библиотеки:
- информационная— предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя;
- воспитательная – способствовать развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе;
- культурная — организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся;
- образовательная — поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в задачах развития школы и в образовательных программах по предметам.
Направления деятельности библиотеки:
- библиотечные уроки;
- информационные и прочие обзоры литературы;
- беседы о навыках работы с книгой;
- подбор литературы для внеклассного чтения;
- выполнение библиографических запросов;
- поддержка общешкольных мероприятий.
Работа с библиотечным фондом
№ п/п | Содержание работы | Срок исполнения |
Работа с фондом учебной литературы |
1 | Комплектование фонда учебной литературы: - работа с «Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений начального общего, основного общего, среднего общего образования» (далее - «Федеральный перечень»); - оценка состояния фонда библиотеки на предмет обеспечения полным комплектом учебников учащихся; - работа с методическими объединениями школы (учителями - предметниками) по подготовке перечня программно-методического обеспечения учебного процесса и списка учебников, планируемого к использованию (в будущем году); - формирование общешкольного заказа учебников из действующего Федерального перечня с учетом имеющихся фондов учебников в муниципальном обменном фонде; - утверждение перечня учебников на новый учебный год; - осуществление контроля над выполнением сделанного заказа; - прием и обработка поступивших учебников: - запись в книгу суммарного учета; - штемпелевание; - оформление картотеки; - занесение в электронный каталог; - составление списков классов. | сентябрь декабрь март, июнь, август |
2 | Работа по комплектованию недостающих учебников: а) с поставщиком согласно утвержденному списку учебников, используемых в образовательном процессе образовательной организации в текущем году; б) с обменно-резервным фондом района | август |
3 | Диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой на текущий учебный год | август |
4 | Составление отчетных документов | август, сентябрь |
5 | Прием и выдача учебников (по графику). | май, июнь, август, сентябрь |
6 | Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий. | по мере поступления |
7 | Проверка фонда, списание фонда с учетом ветхости и смены программ. | июнь |
8 | Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов) | 2 раза в год |
9 | Работа с резервным фондом учебников: -ведение учета невостребованных учебников, заимствуемых учебников; - размещение на хранение; -составление электронного каталога | в течение года |
Работа с фондом художественной литературы
1 | Изучение состава фонда, анализ его использования. Комплектования фонда с учетом потребностей образовательного процесса общеобразовательной организации. Предоставление доступа к печатной и электронной продукции | постоянно |
2 | Своевременное проведение обработки и регистрации поступающей литературы. | по мере поступления |
3 | Выдача изданий читателям. | постоянно |
4 | Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах. Расстановка книг в соответствии с ББК. | постоянно |
5 | Систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий. | постоянно |
6 | Ведение работы по сохранности фонда. | постоянно |
7 | Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей. | постоянно |
8 | Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением учащихся. | в течение года |
9 | Списание фонда с учетом ветхости, морального износа и срока хранения. | декабрь, июнь, июль |
10
| Оформление новых разделителей: -полочные разделители по темам и алфавиту. | в течение года |
11. | Сверка фонда библиотеки на наличие экстремисткой литературы, составление акта. | по положению общеобразовательной организации (ежемесячно) |
12. | Оформление подписки печатных изданий. | октябрь, апрель |
13. | Формирование фонда электронных книг (библиотека «ЛитРес: Школа») | в течение года |
Ведение справочно-библиографического аппарата
1. | Ведение СБА, с учетом возрастных особенностей. Работа с алфавитным каталогом (пополнение, редактирование); пополнение и редактирование систематической картотеки, картотеки статей. Изъятие карточек с устаревшей по содержанию информацией | В течение года |
2. | Работа с электронным каталогом МАРК-SQL (внесение вновь поступившей литературы). | В течение года |
3. | Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: - знакомство с правилами пользования библиотекой; - знакомство с расстановкой фонда; - приёмы работы с СБА, электронным каталогом; - ознакомление со структурой и оформлением книги; - овладение навыками работы со справочными изданиями | В течение года |
Работа с пользователями библиотеки
Индивидуальная работа |
1. | Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технический персонал, родителей | В течение года |
2. | Обслуживание в читальном зале: учащихся и учителей | В течение года |
3. | Рекомендательные беседы при выдаче книг | В течение года |
4. | Беседы о прочитанных книгах с целью развития способностей понимать прочитанное и правильно излагать свои мысли | В течение года |
5. | Подбор материала по интересующим темам | В течение года |
6. | Учет справок, выданных учащимся к рефератам, докладам, проектам | В течение года |
7. | Перерегистрация читателей (перерегистрация классов); прибытие/выбытие читателей | Август, сентябрь; В течение года |
8. | Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку | По мере поступления |
9. | Книжные выставки | В течение года |
10. | Исследование картины чтения учащихся 1-4; 5-11 классов | В течение года |
11. | Составление рейтинга популярных книг | Март |
12. | Индивидуальная выдача комплекта учебников | Август, сентябрь. |
15. | Индивидуальный сбор учебников | Май, июнь |
Работа с родителями |
1. | Отчет перед родительской общественностью о новых поступлениях в библиотеку | Октябрь |
2. | Выставление списка учебников на сайт общеобразовательной организации для будущего учебного года | |
3. | Беседы с родителями о пользе чтения | В течение года |
4. | Информирование родителей обучающихся о пользовании библиотекой их детьми | В течение года |
Работа с педагогическим коллективом |
1. | Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах | На педсоветах |
2. | Работа с методическими объединениями учителей - предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году | Февраль |
3. | Участие в общешкольных мероприятиях | В течение года |
4. | Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Оказание помощи педагогическому коллективу в поиске информации на электронных носителях | По требованию |
Работа с учащимися школы |
1. | Обслуживание учащихся согласно расписанию работы библиотеки | В течение года |
2. | Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям) | 1 раз в четверть |
3. | Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг и журнальной периодики | В течение года |
4. | Информирование классных руководителей о чтении и посещении библиотеки каждым классом | 1 раз в четверть |
5. | Рекомендации по художественной литературе и периодических изданий согласно возрастным категориям каждого читателя библиотеки | В течение года |
6. | Привлечение пользователей: - знакомство первоклассников с библиотекой; - беседы о правилах пользования библиотекой и правах пользователей; - проведение выставок-обзоров, раскрывающих фонд; - проведение различных массовых мероприятий, способных заинтересовать пользователей; -привлечение учащихся к участию в различных мероприятиях - изготовление рекламной печатной продукции: буклетов, календарей, памяток, указателей, закладок и др. | В течение года |
7. | Работа с активом читателей: - подключение актива читателей к проведению различных акций, проводимых библиотекой; - подготовка и проведение массовых мероприятий; -организация работы актива читателей по ремонту книг и учебников. | В течение года |
Повышение квалификации
1 | Самообразование: - чтение и анализ публикаций в газете «Школьная библиотека», журнале «Библиотека в школе», «Вестник образования» и др.; - знакомство с новой информацией посредством сети Интернет; - изучение локальных актов, касающихся работы библиотеки | Постоянно |
2 | Изучение и использование опыта работы лучших библиотечных специалистов: - посещение семинаров, курсов; - присутствие на открытых мероприятиях и др. | Постоянно |
3. | Повышение квалификации на курсах | По мере необходимости |
4. | Освоение новых систем автоматизированного комплектования фондов | Постоянно |
5. | Участие в работе методических объединений | В течение года |
6. | Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых информационных технологий | В течение года |
7. | Взаимодействие с другими организациями и библиотеками района | В течение года |
Выставки
№ п/п | Наименование мероприятия | Время проведения |
1. | Постоянно действующие выставки Выставка художественных произведений юбиляров | В течение года |
2. | Выставки по актуальным темам: - День знаний - Ко Дню учителя - К всемирному Дню борьбы со СПИДом - Символы России - День космонавтики | В течение года |
3. | Выставки к знаменательным и памятным датам | В течение года |
4. | Выставки новых поступлений | По мере поступления |
5. | В помощь выпускнику: - В мире профессий. Куда пойти учиться? - «Путеводитель» по учебным заведениям - В мире профессий. Куда пойти учиться? | Постоянно |
Уроки информационной культуры
№ п\п | Тема | Класс | Дата |
1. -
| «Давайте познакомимся!» - экскурсия в библиотеку. Правила и умения обращаться с книгой | 1 | ноябрь |
2. | «Её Величество Книга». Знакомство со структурой книги | 2 | октябрь |
3. | «Остров периодики». Газеты и журналы для детей. Справочная литература | 3 | декабрь |
4. | Твои первые энциклопедии, словари, справочники. | 4 | ноябрь |
5. | Древние книги. История появления основных источников информации | 5 | январь |
6. | Библиотеки России. Крупнейшие книжные центры | 6 | январь |
7. | Выбор книг. Библиографические указатели | 7 | февраль |
8. | Методы самостоятельной работы с книгой. Как писать отзыв о прочитанной книге. Памятка для учащихся | 8 | март |
9 | Электронные средства поиска информации в современной библиотеке | 9-11 | март, апрель |
Внеурочная деятельность
№ | Название мероприятия, | Форма работы | Сроки проведения |
1. | «Дом, где сказка живет» | Экскурсия по школьной библиотеке - беседы о правилах пользования, о сохранности книжного фонда; - беседы «Как выбрать книгу?» -беседа о культуре чтения | Сентябрь |
2. | «Знатоки сказок» | Литературные игры и викторины по сказкам. | Октябрь |
3. | «Мы встречаем Новый год» | К именинам деда Мороза (письмо деду Морозу) | Декабрь |
4. | «Дай учебнику - вторую жизнь» | рейд | в течение года |
5. |
«В мире сказок» |
К неделе детской книги | Март |
6. | «В библиотеку за информационной культурой» | Информационный урок | Апрель |
7. |
«Война. Победа. Память» |
Выставка книг, посвященная ВОВ | Май |
|
Работа с активом
Привлечение заинтересованных детей к элементам библиотечной работы.
Участие детей в проведении библиотечных мероприятий. Библиографическая работа.
Пополнение справочного фонда с целью наиболее полного и быстрого выполнения читательских запросов.
Постоянное ведение информационной работы в адрес детей и учителей посредством:
- обзоров новой литературы;
- экспресс – выставок;
- экспресс – информации;
- индивидуальной информации.
Формирование навыков пользования научно – познавательной, художественной и справочной литературой.
Пропаганда библиотечно–библиографических знаний на библиотечных уроках и индивидуально.