Муниципальное общеобразовательное учреждение
«___________________________________________ »
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на педагогическом совете Директор __________ __________
(протокол № __ от ______ _____) (приказ № ___ от_____________ )
.
Примерный Порядок
организации внутреннего мониторинга качества образования
1. Общие положения.
1.1. Настоящий Порядок о системе внутреннего мониторинга качества образования в образовательной организации (далее – Порядок) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в образовательной организации, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования.
1.2. Порядок представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Положения о мониторинге качества образования в образовательных организациях общего образования Донецкой Народной Республики» и Положением от 05.11.2015 № 765, Уставом образовательной организации и локальными актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования в образовательной организации.
1.3. Порядок, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом директора на основании решения педсовета образовательной организации.
1.4. В настоящем Порядке используются следующие понятия:
Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия государственным образовательным стандартам, государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Общее образование - вид образования, который направлен на развитие способностей личности и приобретение в процессе освоения основных
общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование
компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
Качество условий – это кадровый потенциал образовательной организации, материально-техническое, финансово-экономическое, программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.
Мониторинг качества образования - это система сбора, обработки данных
по показателям и индикаторам, хранения и предоставления информации о
качестве образования при проведении процедур оценки образовательной
деятельности образовательных организаций системы общего образования, в том числе в рамках лицензирования, государственного контроля и надзора.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностно-смысловых установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях физического, интеллектуального, личностного, духовно-нравственного, творческого, социального и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем и содержание, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, а также оценочных и методических материалов.
Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований к результатам освоения образовательной программы.
Экспертиза качества образования – совокупность контрольных процедур, позволяющих получить экспертное суждение о педагогическом объекте с последующим пофакторным анализом и рекомендациями по коррекции учебно-воспитательной деятельности.
Показатели и индикаторы мониторинга качества образования – это комплекс утвержденных на республиканском уровне показателей и индикаторов, по которым осуществляется сбор, обработка, хранение информации о состоянии, динамике качества образования.
2. Основные цели, задачи и принципы
внутренней оценки качества образования
2.1. Целью мониторинга является создание системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования, для принятия обоснованных управленческих решений, а также предоставления всем участникам образовательных отношений, обществу достоверной информации о качестве образования в образовательной организации.
2.2. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
информации о состоянии системы образования;
индикаторов мониторинговые исследования качества образования;
отбор и разработка методик мониторинговых исследований;
создание механизмов организации мониторинговых исследований;
координация деятельности всех участников мониторинга;
своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии
образовательной организации;
мер по минимизации действий и устранению отрицательных последствий;
системы образования на основе анализа полученных данных.
2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы:
Принцип научности заключается в том, что содержание каждого компонента мониторинга и его структура должны быть соотнесены с основополагающими принципами менеджмента, педагогики и психологии.
Принцип системности означает целостность, в которой элементы или части, обладая самостоятельностью, интегративно входят в целое.
Принцип комплексности несет в себе интеграцию информации о количественных и качественных сторонах объекта, которые позволили бы видеть изучаемый объект.
Принцип минимальности и достаточности означает использование минимума критериев и методик, позволяющих получить достоверную информацию об эффективности образовательного процесса.
Принцип действенности означает то, что результаты мониторинга должны играть важную роль при принятии управленческого решения.
Принцип открытости и прозрачности процедур оценки качества образования.
Принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для потребителей.
Принцип индивидуализации означает учет индивидуальных способностей и развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания.
3. Объекты, предметы и механизм
внутреннего мониторинга качества образования
3.1. Основными объектами в системе внутреннего мониторинга являются качество образовательных результатов и условия их достижения.
3.2. Мониторинг качества образования в образовательной организации проводится по следующим уровням и ступеням образования:
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
3.3. Объектами мониторинга являются учебные и внеучебные достижения обучающихся, профессиональная деятельность педагогов и администрации, образовательные программы и условия их реализации.
3.4. Предметами внутреннего мониторинга оценки качества образования являются:
- основные и дополнительные образовательные программы, условия их реализации;
- учебные и внеучебные достижения обучающихся, степень соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному стандарту;
- уровень учебной и социальной компетентности обучающихся;
- продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических работников;
- качество условий организации образовательного процесса.
3.5. Механизм внутреннего мониторинга оценки качества образования включает в себя:
- сбор данных об образовательной организации посредством процедур контроля и экспертной оценки качества образования;
- анализ и оценку качества образования;
- коррекцию результатов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
- обеспечение статистической и аналитической информацией всех субъектов
образовательного процесса.
4. Организация и управление внутренним мониторингом
качества образования
4.1. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию образовательной организации, педагогический совет, методический совет, методические объединения преподавателей-предметников, временные структуры (педагогический консилиум, комиссии).
4.2. Администрация образовательной организации:
- формирует концептуальные подходы к оценке качества образования;
- планирует и организует мониторинговые исследования;
- координируют деятельность подразделений образовательной организации в мониторинговых исследованиях качества образования;
- определяет состояние и тенденции развития образовательной организации;
-принимает управленческие решения по совершенствованию качества образования на основании анализа результатов мониторинга;
- формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы образовательной организации за учебный год, публичный доклад директора образовательной организации) и организует распространение информации о результатах мониторинга.
4.3. Методический совет образовательной организации и методические объединения преподавателей-предметников:
- участвуют в разработке методики, критериев и системы показателей оценки качества образования;
- проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;
- готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне образовательной организации;
- содействуют реализации принципа общественного участия в управлении образованием в образовательной организации;
- инициируют и участвуют в организации конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий;
- принимают участие в оценке качества и результативности труда работников образовательной организации.
4.4. Педагогический совет образовательной организации:
- содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в образовательной организации;
- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с образовательной организацией по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения;
- принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию по результатам учебного года.
5. Реализация внутреннего мониторинга качества образования
5.1. Периодичность, критерии, показатели и индикаторы мониторинговых исследований, формы сбора и представления информации определяются методическим советом образовательной организации.
5.2. Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации. Лица, организующие мониторинг, несут персональную ответственность за обработку, анализ и использование данных мониторинга при принятии управленческого решения.
5.3.Мониторинг может быть представлен двумя частями базы данных:
-инвариантная часть (набор одинаковых для всех субъектов образовательного процесса по структуре, составу и методологии расчета показателей);
- вариативная часть (показатели, отражающие специфику образовательного процесса по предметам, направлениям учебно-воспитательного процесса и сопутствующих процессов, дающие оценку выполнения отдельных задач, нововведений и их эффективность).
5.4. К методам проведения мониторинга относятся:
- экспертное оценивание,
- тестирование, анкетирование, ранжирование,
- проведение контрольных и других квалификационных работ,
- статистическая обработка информации и др.
5.5.Основными пользователями информации о результатах оценки качества образования являются:
- обучающиеся и их родители (законные представители);
- педагогический коллектив образовательной организации;
- органы, осуществляющие управление в сфере образования.
5.6. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации:
- средствам массовой информации через публичный доклад директора образовательной организации;
- размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте образовательной организации.
6