Филимонова С.Ю.,
учитель начальных классов
МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д.Ушинского»
Примеры использования ТРИЗ - технологий
в начальной школе.
Приведу примеры использования приемов ТРИЗ на уроках в начальной школе.
Приём “Нестандартный вход в урок”
Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)
Тема: “Невидимые нити”
Учитель: В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: “Лес – это деревья, всё остальное лишнее!” И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу… Прошёл год, другой, третий. И видит лесничий: в лесу что-то неладно. Везде торчат высохшие голые деревья. Призадумался лесничий: “Отчего деревья сохнут?”
Приём “Отсроченная отгадка”
Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)
Тема: “Из чего что сделано”
Учитель: А знаете ли вы, что качество вашей зимней шерстяной варежки частично зависит от сочности травы летом?
Приём “Удивляй!”
Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)
Тема: “Какие бывают животные?”
Учитель: Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят — они ведь насекомоядные! Тем более что на зиму никакое пропитание им и не требуется — в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что из множества яблок ежи выбирают дички, то есть наиболее кислые яблоки. Зачем они ежам?
Приём Пинг-понг «Имя – Значение»
Русский язык (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс)
Тема: «Обобщение и систематизация изученного о частях речи».
Учитель: Играем в пинг-понг с объектом «Часть речи». Первая команда называет имя признака, вторая – соответствующее значение признака. Затем наоборот. Будьте внимательны, называйте имена, которые имеют одно конкретное значение признака. Проигрывает та команда, которая не может назвать имя признака или ответить значением.
- Имя существительное. Что обозначает?
- Предмет. На какие вопросы отвечает?
- Кто? Что? Как называются существительные, которые отвечают на вопрос кто?
- Одушевленные. Как называются существительные, которые отвечают на вопрос что?
- Неодушевленные. Как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы?
- Собственные. Как называются остальные имена существительные?
- Нарицательные. В какую форму надо поставить имя существительное, чтобы определить род?
- Начальную. У имен существительных какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак?
- Женского. Как называется изменение имен существительных по вопросам?
- Склонение. Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? ….и т.д.
Прием «Синквейн»
Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, 3 класс)
Тема: «Авторское отношение к герою стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Задание: напиши синквейн о деде Мазае.
Дед Мазай. Старый, добрый. Поплыл, спас, высадил. Вот молодец, дед Мазай! Спасатель. | Дед Мазай. Жалостливый, сообразительный. Приплыл, посадил, спас. Побольше бы таких Мазаев! Спасатель. | Дед Мазай. Добрый, жалостливый. Спасает, помогает, жалеет. Мне нравится дед Мазай. Отважный. |
Приём “Рюкзак”
Математика (М.И. Моро, М.А. Бантова, 3 класс)
Тема: «Деление с остатком. Что узнали? Чему научились?»
Учитель: Сегодня мы завершили изучение темы «Деление с остатком». Наш рюкзак ждет, чтобы мы заполнили его своими достижениями и успехами. Расскажи, чему научился? Каких успехов достиг? Если не сможешь собраться с мыслями, скажи «пропускаю ход».
- Я научился выполнять деление с остатком и узнал, что при делении остаток всегда должен быть меньше делителя.
- Я научился выполнять деление с остатком разными способами.
- Я, наконец-то понял, как выполнять деление с остатком способом подбора.
- Я разобрался, как решать задачи на деление с остатком.
- Я научился делать вычисления, когда делитель больше делимого.
- Теперь я знаю, как выполнить проверку деления с остатком. И т.д.
Приемы «Морфологический ящик», «Создай паспорт».
Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, 3 класс)
Тема: «Характеристика героев рассказа К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей».
Учитель:
- Назови главного героя произведения. (Воробей Пашка).
- Какие личностные качества соответствуют этому герою? (Смелый, сообразительный, верный, благодарный, и т.д.)
Дети перечисляют качества воробья, учитель «собирает» их в «Морфологический ящик».
- Какой герой является противоположностью главному герою? (Ворона)
- Какие качества подходят этому герою? (Сварливая, хитрая, злая и т.д.)
Дети перечисляют качества вороны, учитель «собирает» их в «Морфологический ящик».
- Поработаем в парах. Задача: создать паспорта двух противоположных героев – воробья и вороны.
Прием «Жокей и лошадь».
Математика (М.И. Моро, М.А. Бантова, 3 класс)
Тема: «Умножение двузначного числа на однозначное».
У каждого ребенка – половинка яблока, на которой записано числовое выражение. Учитель предлагает детям найти свою половинку так, чтобы получилось равенство.
Вывод: включение в уроки подобных заданий создают возможность включить учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания такого характера побуждают учащихся к самостоятельности, учат ставить цели, достигать результатов. Применение ТРИЗ позволяет учителю вдохновлять своих учеников на открытие новых знаний, на поиск ответов на вопросы, на желание изобретать, мыслить, а значит, ТВОРИТЬ, а не созерцать.