СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры использования ТРИЗ - технологий в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры использования  ТРИЗ - технологий   в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Примеры использования ТРИЗ - технологий в начальной школе.»

Филимонова С.Ю.,

учитель начальных классов

МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д.Ушинского»



Примеры использования ТРИЗ - технологий

в начальной школе.




Приведу примеры использования приемов ТРИЗ на уроках в начальной школе.


  1. Приём “Нестандартный вход в урок”

Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)

Тема: “Невидимые нити”

Учитель: В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: “Лес – это деревья, всё остальное лишнее!” И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу… Прошёл год, другой, третий. И видит лесничий: в лесу что-то неладно. Везде торчат высохшие голые деревья. Призадумался лесничий: “Отчего деревья сохнут?”


  1. Приём “Отсроченная отгадка”

Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)

Тема: “Из чего что сделано”

Учитель: А знаете ли вы, что качество вашей зимней шерстяной варежки частично зависит от сочности травы летом?


  1. Приём “Удивляй!”

Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)

Тема: “Какие бывают животные?”

Учитель: Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят — они ведь насекомоядные! Тем более что на зиму никакое пропитание им и не требуется — в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что из множества яблок ежи выбирают дички, то есть наиболее кислые яблоки. Зачем они ежам?


  1. Приём Пинг-понг «Имя – Значение»

Русский язык (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс)

Тема: «Обобщение и систематизация изученного о частях речи».

Учитель: Играем в пинг-понг с объектом «Часть речи». Первая команда называет имя признака, вторая – соответствующее значение признака. Затем наоборот. Будьте внимательны, называйте имена, которые имеют одно конкретное значение признака. Проигрывает та команда, которая не может назвать имя признака или ответить значением.

- Имя существительное. Что обозначает?

- Предмет. На какие вопросы отвечает?

- Кто? Что? Как называются существительные, которые отвечают на вопрос кто?

- Одушевленные. Как называются существительные, которые отвечают на вопрос что?

- Неодушевленные. Как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы?

- Собственные. Как называются остальные имена существительные?

- Нарицательные. В какую форму надо поставить имя существительное, чтобы определить род?

- Начальную. У имен существительных какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак?

- Женского. Как называется изменение имен существительных по вопросам?

- Склонение. Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? ….и т.д.


  1. Прием «Синквейн»

Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, 3 класс)

Тема: «Авторское отношение к герою стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Задание: напиши синквейн о деде Мазае.

Дед Мазай.

Старый, добрый.

Поплыл, спас, высадил.

Вот молодец, дед Мазай!

Спасатель.


Дед Мазай.

Жалостливый, сообразительный.

Приплыл, посадил, спас.

Побольше бы таких Мазаев!

Спасатель.

Дед Мазай.

Добрый, жалостливый.

Спасает, помогает, жалеет.

Мне нравится дед Мазай.

Отважный.


  1. Приём “Рюкзак”

Математика (М.И. Моро, М.А. Бантова, 3 класс)

Тема: «Деление с остатком. Что узнали? Чему научились?»

Учитель: Сегодня мы завершили изучение темы «Деление с остатком». Наш рюкзак ждет, чтобы мы заполнили его своими достижениями и успехами. Расскажи, чему научился? Каких успехов достиг? Если не сможешь собраться с мыслями, скажи «пропускаю ход».

- Я научился выполнять деление с остатком и узнал, что при делении остаток всегда должен быть меньше делителя.

- Я научился выполнять деление с остатком разными способами.

- Я, наконец-то понял, как выполнять деление с остатком способом подбора.

- Я разобрался, как решать задачи на деление с остатком.

- Я научился делать вычисления, когда делитель больше делимого.

- Теперь я знаю, как выполнить проверку деления с остатком. И т.д.


  1. Приемы «Морфологический ящик», «Создай паспорт».

Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, 3 класс)

Тема: «Характеристика героев рассказа К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей».

Учитель:

- Назови главного героя произведения. (Воробей Пашка).

- Какие личностные качества соответствуют этому герою? (Смелый, сообразительный, верный, благодарный, и т.д.)

Дети перечисляют качества воробья, учитель «собирает» их в «Морфологический ящик».

- Какой герой является противоположностью главному герою? (Ворона)

- Какие качества подходят этому герою? (Сварливая, хитрая, злая и т.д.)

Дети перечисляют качества вороны, учитель «собирает» их в «Морфологический ящик».

- Поработаем в парах. Задача: создать паспорта двух противоположных героев – воробья и вороны.


  1. Прием «Жокей и лошадь».

Математика (М.И. Моро, М.А. Бантова, 3 класс)

Тема: «Умножение двузначного числа на однозначное».

У каждого ребенка – половинка яблока, на которой записано числовое выражение. Учитель предлагает детям найти свою половинку так, чтобы получилось равенство.


Вывод: включение в уроки подобных заданий создают возможность включить учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания такого характера побуждают учащихся к самостоятельности, учат ставить цели, достигать результатов. Применение ТРИЗ позволяет учителю вдохновлять своих учеников на открытие новых знаний, на поиск ответов на вопросы, на желание изобретать, мыслить, а значит, ТВОРИТЬ, а не созерцать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!