СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры конструирования заданий для формирования и оценки развития функциональной грамотности в курсе биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Целью своей работы считаю – развитие таких умений, которые способствуют успешности моих учеников в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Примеры конструирования заданий для формирования и оценки развития функциональной грамотности в курсе биологии»

 Примеры конструирования заданий для формирования и оценки развития  функциональной грамотности в курсе биологии Учитель биологии высшей категории МАОУ№186 «Авторская академическая школа» Горелова М.В. 26 марта 2020 г.

Примеры конструирования заданий

для формирования и оценки развития

функциональной грамотности в курсе биологии

Учитель биологии высшей категории

МАОУ№186 «Авторская академическая школа»

Горелова М.В.

26 марта 2020 г.

Научно-обоснованный инструментарий Наличие критериев и шкалы оценивания Научно-обоснованный инструментарий Наличие критериев и шкалы оценивания Научно-обоснованный инструментарий Проверяют именно те результаты, которые запланированы Научно-обоснованный инструментарий Проверяют именно те результаты, которые запланированы Оценка продуктов деятельности обучающихся по заранее известным критериям Критерии доступны, как проверяющим, так и учащимся, выполняющим задание Оценка продуктов деятельности обучающихся по заранее известным критериям Критерии доступны, как проверяющим, так и учащимся, выполняющим задание Требования к оценочному средству Объективность Валидность Открытость процедуры оценивания
  • Научно-обоснованный инструментарий Наличие критериев и шкалы оценивания
  • Научно-обоснованный инструментарий
  • Наличие критериев и шкалы оценивания
  • Научно-обоснованный инструментарий Проверяют именно те результаты, которые запланированы
  • Научно-обоснованный инструментарий
  • Проверяют именно те результаты, которые запланированы
  • Оценка продуктов деятельности обучающихся по заранее известным критериям Критерии доступны, как проверяющим, так и учащимся, выполняющим задание
  • Оценка продуктов деятельности обучающихся по заранее известным критериям
  • Критерии доступны, как проверяющим, так и учащимся, выполняющим задание

Требования к оценочному средству

Объективность

Валидность

Открытость процедуры оценивания

В кейс-заданиях производится анализ реальной жизненной ситуации описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Анализ схемы практических ситуаций Отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;   Экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса Оценочное средство. Кейс- задания.

В кейс-заданиях производится анализ реальной жизненной ситуации описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Анализ схемы практических ситуаций

Отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;

Экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса

Оценочное средство. Кейс- задания.

Кейс-задание  «Легенда о папоротнике»

Кейс-задание «Легенда о папоротнике»

Организационно-методическая часть Дисциплина: Биология Раздел: Ботаника (растения) Объект оценивания: знания и познавательные УУД (логические действия)  1. Установление причинно-следственных связей;  2. Построение логической цепи рассуждений;  3. Доказательство. Образовательные результаты: 1. Устанавливает причинно-следственные связи;  2. Строит логические цепи рассуждений;  3. Доказывает, аргументирует свой ответ.

Организационно-методическая часть

Дисциплина: Биология

Раздел: Ботаника (растения)

Объект оценивания: знания и познавательные УУД (логические действия) 1. Установление причинно-следственных связей; 2. Построение логической цепи рассуждений; 3. Доказательство.

Образовательные результаты:

1. Устанавливает причинно-следственные связи; 2. Строит логические цепи рассуждений; 3. Доказывает, аргументирует свой ответ.

Формулировка задачи В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на нём распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища. Подзадачи 1. Как вы считаете, правдива ли легенда? Аргументируйте свой ответ, применяя знания, полученные в ходе изучения темы «Папоротники».  2. Можно ли папоротник «развеять по ветру»? Аргументируйте свой ответ, применяя знания, полученные в ходе изучения темы «Папоротники».

Формулировка задачи

В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на нём распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища.

Подзадачи

1. Как вы считаете, правдива ли легенда? Аргументируйте свой ответ, применяя знания, полученные в ходе изучения темы «Папоротники». 2. Можно ли папоротник «развеять по ветру»? Аргументируйте свой ответ, применяя знания, полученные в ходе изучения темы «Папоротники».

Базис решения Должен: владеть знаниями раздела «Ботаника», по теме «Папоротники», уметь применять данные знания для решения нестандартных ситуаций и вопросов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, аргументировать свой ответ. Решение 1) Папоротник спороносное растение, а не цветущее, значит и легенда не правдива (решение может быть приведено в обратной последовательности). 2) Одним из видов размножения папоротника является размножение спорами. После созревания споры разносятся ветром, поэтому папоротник можно «развеять по ветру» (решение может быть приведено в обратной последовательности). Индикаторы Владеет знаниями раздела «Ботаника», по теме «Папоротники», применяет данные знания для решения нестандартных ситуаций и вопросов. Устанавливает причинно-следственные связи, строит логические цепи рассуждений, аргументирует свой ответ.

Базис решения

Должен: владеть знаниями раздела «Ботаника», по теме «Папоротники», уметь применять данные знания для решения нестандартных ситуаций и вопросов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, аргументировать свой ответ.

Решение

1) Папоротник спороносное растение, а не цветущее, значит и легенда не правдива (решение может быть приведено в обратной последовательности).

2) Одним из видов размножения папоротника является размножение спорами. После созревания споры разносятся ветром, поэтому папоротник можно «развеять по ветру» (решение может быть приведено в обратной последовательности).

Индикаторы

Владеет знаниями раздела «Ботаника», по теме «Папоротники», применяет данные знания для решения нестандартных ситуаций и вопросов. Устанавливает причинно-следственные связи, строит логические цепи рассуждений, аргументирует свой ответ.

Содержательная часть   Легенда о папоротнике Инструкция по выполнению задания: внимательно прочитайте текст кейса и выделите в нём проблему. Найдите и запишите ответы на вопросы кейса. На выполнение кейса отводится 15 минут. В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на нём распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища. 1. Как вы считаете, правдива ли легенда? Аргументируйте свой ответ, применяя знания, полученные в ходе изучения темы «Папоротники».  2. Можно ли папоротник «развеять по ветру»? Аргументируйте свой ответ, применяя знания, полученные в ходе изучения темы «Папоротники».

Содержательная часть

Легенда о папоротнике

Инструкция по выполнению задания: внимательно прочитайте текст кейса и выделите в нём проблему. Найдите и запишите ответы на вопросы кейса. На выполнение кейса отводится 15 минут.

В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на нём распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища.

1. Как вы считаете, правдива ли легенда? Аргументируйте свой ответ, применяя знания, полученные в ходе изучения темы «Папоротники». 2. Можно ли папоротник «развеять по ветру»? Аргументируйте свой ответ, применяя знания, полученные в ходе изучения темы «Папоротники».

Критериально-оценочная часть   Полнота решения Обоснованность ответа Даны верные, полные ответы на все вопросы, ответы выстроены логически, установлены причинно-следственные связи. Баллы Аргументация выстроена логически, правильно определены причинно-следственные связи, высказанные утверждения основаны на знаниях раздела «Ботаника» по теме «Папоротники». Отсутствует один из показателей полноты решения. 3 Отсутствуют два показателя полноты решения. Отсутствует один из показателей обоснованности ответа. 2 Отсутствуют два показателя обоснованности ответа. Отсутствует более двух показателей полноты решения. 1 Отсутствует более двух показателей обоснованности ответа. 0

Критериально-оценочная часть

Полнота решения

Обоснованность ответа

Даны верные, полные ответы на все вопросы, ответы выстроены логически, установлены причинно-следственные связи.

Баллы

Аргументация выстроена логически, правильно определены причинно-следственные связи, высказанные утверждения основаны на знаниях раздела «Ботаника» по теме «Папоротники».

Отсутствует один из показателей полноты решения.

3

Отсутствуют два показателя полноты решения.

Отсутствует один из показателей обоснованности ответа.

2

Отсутствуют два показателя обоснованности ответа.

Отсутствует более двух показателей полноты решения.

1

Отсутствует более двух показателей обоснованности ответа.

0

Шкала оценивания     Уровни достижения образовательного результата Вопрос Полнота 1 3 2 Σ 2 3 6 1 2 4 0 1 Обоснованность 3 2 0 0 3 2 1 6 2 4 1 0 Баллы 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 2 0 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 0 12,10, 8, 6, 4, 2, 0 Уровни Оптимальный Оценка в баллах Допустимый 12-10 Процент выполнения всех заданий не менее 85% Критический 9-8 Недопустимый не менее 70% 7-6 не менее 50% менее 6 менее 50%

Шкала оценивания

Уровни достижения образовательного результата

Вопрос

Полнота

1

3

2

Σ

2

3

6

1

2

4

0

1

Обоснованность

3

2

0

0

3

2

1

6

2

4

1

0

Баллы

6, 5, 4, 3, 2, 1, 0

2

0

6, 5, 4, 3, 2, 1, 0

0

12,10, 8, 6, 4, 2, 0

Уровни

Оптимальный

Оценка в баллах

Допустимый

12-10

Процент выполнения всех заданий

не менее 85%

Критический

9-8

Недопустимый

не менее 70%

7-6

не менее 50%

менее 6

менее 50%

Выводы   Если результат решения кейса составляет от 12 до 10 баллов, то образовательные результаты достигнуты на оптимальном уровне. Если результат решения кейса составляет от 9 до 8 баллов, то образовательные результаты достигнуты на допустимом уровне. Если результат решения кейса составляет от 7 до 6 баллов, то образовательные результаты достигнуты на критическом уровне. Если результат решения кейса составляет менее 6 баллов, то образовательные результаты не достигнуты.

Выводы

  • Если результат решения кейса составляет от 12 до 10 баллов, то образовательные результаты достигнуты на оптимальном уровне.
  • Если результат решения кейса составляет от 9 до 8 баллов, то образовательные результаты достигнуты на допустимом уровне.
  • Если результат решения кейса составляет от 7 до 6 баллов, то образовательные результаты достигнуты на критическом уровне.
  • Если результат решения кейса составляет менее 6 баллов, то образовательные результаты не достигнуты.
Оценочное средство. Трехуровневая задача. Функциональная грамотность Трехуровневая задача Конструирование нового способа действия на базе известного Видоизменение известного способа действия Уровни освоения способа действия: Формальный Рефлексивный Функциональный 12

Оценочное средство. Трехуровневая задача.

Функциональная грамотность

Трехуровневая задача

Конструирование нового способа действия на базе известного

Видоизменение известного способа действия

Уровни освоения способа действия:

Формальный

Рефлексивный

Функциональный

12

Умение  Работать с текстом и рисунком Извлечение вторичной информации Работать с текстом и рисунком Извлечение вторичной информации Умение  «Представлять проблему», анализировать информацию Разрабатывать форму представления информации, переводить текстовую информацию в схему «Представлять проблему», анализировать информацию Разрабатывать форму представления информации, переводить текстовую информацию в схему Умение  Преобразовывать или корректировать схему Устанавливать причинно-следственные связи Преобразовывать или корректировать схему Устанавливать причинно-следственные связи Основные подходы к конструированию заданий для оценивания естественнонаучной грамотности.

Умение

  • Работать с текстом и рисунком Извлечение вторичной информации
  • Работать с текстом и рисунком
  • Извлечение вторичной информации

Умение

  • «Представлять проблему», анализировать информацию Разрабатывать форму представления информации, переводить текстовую информацию в схему
  • «Представлять проблему», анализировать информацию
  • Разрабатывать форму представления информации, переводить текстовую информацию в схему

Умение

  • Преобразовывать или корректировать схему Устанавливать причинно-следственные связи
  • Преобразовывать или корректировать схему
  • Устанавливать причинно-следственные связи

Основные подходы к конструированию заданий для оценивания естественнонаучной грамотности.

Организационно-методическая часть Дисциплина: Биология Раздел: Биология человека Объект оценивания: знания и познавательные УУД (логические действия)  1. работа с текстом и рисунком, извлечение вторичной информации 2. Преобразовывать текстовую информацию в схему 3. Преобразовывать или корректировать схему 4. Установление причинно-следственных связей;   Образовательные результаты: 1. Устанавливает причинно-следственные связи;  2. Преобразовывает тестовую информацию в схему 3. Строит логические цепи рассуждений; корректирует схему

Организационно-методическая часть

Дисциплина: Биология

Раздел: Биология человека

Объект оценивания: знания и познавательные УУД (логические действия) 1. работа с текстом и рисунком, извлечение вторичной информации

2. Преобразовывать текстовую информацию в схему

3. Преобразовывать или корректировать схему

4. Установление причинно-следственных связей;

Образовательные результаты:

1. Устанавливает причинно-следственные связи; 2. Преобразовывает тестовую информацию в схему

3. Строит логические цепи рассуждений; корректирует схему

Содержательная часть Прочитайте текст: Свет попадает на глазное яблоко через зрачок. Хрусталик и стекловидное тело служат для проведения и фокусирования световых лучей на сетчатку. Глазодвигательные мышцы – их шесть – обеспечивают такое положение глазного яблока, чтобы изображение предмета попадало бы точно на сетчатку, на ее желтое пятно. В рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг – в зрительную зону коры. Зрение людей меняется с возрастом, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. В этом случае изображение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы, развивается близорукость. При близорукости изображение предмета фокусируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое. Близорукость и дальнозоркость исправляются специально подобранными очками или линзами.   13

Содержательная часть

  • Прочитайте текст:

Свет попадает на глазное яблоко через зрачок. Хрусталик и стекловидное тело служат для проведения и фокусирования световых лучей на сетчатку. Глазодвигательные мышцы – их шесть – обеспечивают такое положение глазного яблока, чтобы изображение предмета попадало бы точно на сетчатку, на ее желтое пятно. В рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг – в зрительную зону коры.

Зрение людей меняется с возрастом, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. В этом случае изображение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы, развивается близорукость. При близорукости изображение предмета фокусируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое. Близорукость и дальнозоркость исправляются специально подобранными очками или линзами.

 

13

Содержательная часть Задание 1. Рассмотрите схему, сделайте подписи к рисунку «Орган зрения»,  опираясь на текст : Комментарий (для ответа на этот вопрос, необходимо внимательно прочитать текст.)  Задание 2. Сколько проблем (причин), приводящих к нарушению зрения, описано в тексте? На какие группы их можно разделить?   Задание 3. Создайте схему дальнозоркости и близорукости, опираясь на текст. Нарисуйте и подпишите все ее части. Воспроизвести схему близорукости, опираясь на текст, схему дальнозоркости – самостоятельно.   Задание 4 . Предложите тип очков или линз, способных скорректировать дальнозоркость и близорукость . Постарайтесь, чтобы это отразилось на вашей схеме.   

Содержательная часть

Задание 1. Рассмотрите схему,

сделайте подписи к рисунку «Орган зрения»,

опираясь на текст :

Комментарий (для ответа на этот вопрос, необходимо внимательно прочитать текст.)

Задание 2. Сколько проблем (причин), приводящих к нарушению зрения, описано в тексте? На какие группы их можно разделить?

  Задание 3.

Создайте схему дальнозоркости и близорукости, опираясь на текст. Нарисуйте и подпишите все ее части.

Воспроизвести схему близорукости, опираясь на текст, схему дальнозоркости – самостоятельно.

  Задание 4 . Предложите тип очков или линз, способных скорректировать дальнозоркость и близорукость . Постарайтесь, чтобы это отразилось на вашей схеме.

 

Базис решения Должен: владеть знаниями раздела «Биология человека», по теме «Анализаторы», уметь применять данные знания для решения нестандартных ситуаций и вопросов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, аргументировать свой ответ. Решение 1) Подписи к рисунку: Глазодвигательные мышцы, глазное яблоко, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка, желтое пятно, зрительный нерв 2) Проблема: хрусталик теряет эластичность , способность менять кривизну. Две группы: близорукость и дальнозоркость 3) Варианты схем: 4) Коррекция зрения

Базис решения

Должен: владеть знаниями раздела «Биология человека», по теме «Анализаторы», уметь применять данные знания для решения нестандартных ситуаций и вопросов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, аргументировать свой ответ.

Решение

1) Подписи к рисунку: Глазодвигательные мышцы, глазное яблоко, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка, желтое пятно, зрительный нерв

2) Проблема: хрусталик теряет эластичность , способность менять кривизну. Две группы: близорукость и дальнозоркость

3) Варианты схем:

4) Коррекция зрения

Критериально-оценочная часть задание 1 Критерии оценивания Степень полноты выполнения задания Показатели баллы Выбраны и верно указаны все структуры органа зрения, указанные в тексте 3 Указаны верно отдельные структуры органа зрения 2 2 Указаны верно отдельные структуры и «лишние» структуры органа зрения 1 Структуры органа зрения указаны не полностью и с ошибками Степень полноты выполнения задания Верно определена проблема (причина) нарушения зрения и указаны заболевания 0 2 Неверно определена причина нарушения зрения, но указаны заболевания 1

Критериально-оценочная часть

задание

1

Критерии оценивания

Степень полноты выполнения задания

Показатели

баллы

Выбраны и верно указаны все структуры органа зрения, указанные в тексте

3

Указаны верно отдельные структуры органа зрения

2

2

Указаны верно отдельные структуры и «лишние» структуры органа зрения

1

Структуры органа зрения указаны не полностью и с ошибками

Степень полноты выполнения задания

Верно определена проблема (причина) нарушения зрения и указаны заболевания

0

2

Неверно определена причина нарушения зрения, но указаны заболевания

1

Критериально-оценочная часть задание Критерии оценивания 3 Показатели Полнота решения баллы Верно созданы обе схемы, учтены особенности строения органа зрения 1 Схемы созданы с ошибками или отсутствуют Степень обоснованности 4 0 Учтены особенности оптических структур Полнота решения 1 Схемы созданы без учета особенностей оптических структур Верно определена идея коррекции 0 1 Правильно выражена схема, но коррекция не найдено или найдено неверно Степень обоснованности 0 Верно найдены в сопоставлении оба варианта коррекции (с учетом оптических свойств) 2 Обоснование отсутствует или неверно 0

Критериально-оценочная часть

задание

Критерии оценивания

3

Показатели

Полнота решения

баллы

Верно созданы обе схемы, учтены особенности строения органа зрения

1

Схемы созданы с ошибками или отсутствуют

Степень обоснованности

4

0

Учтены особенности оптических структур

Полнота решения

1

Схемы созданы без учета особенностей оптических структур

Верно определена идея коррекции

0

1

Правильно выражена схема, но коррекция не найдено или найдено неверно

Степень обоснованности

0

Верно найдены в сопоставлении оба варианта коррекции (с учетом оптических свойств)

2

Обоснование отсутствует или неверно

0

Шкала оценивания      Уровни достижения образовательного результата Вопрос 1 Полнота 3 2 3 2 1 2 4 Σ Обоснованность 0 1 1 0 1 0 0 Баллы 1  3, 2, 1, 0 2 0 1  2, 1, 0  2, 1, 0 0 Уровни Высокий Оценка в баллах Процент выполнения всех заданий 10-8 Хороший не менее 80% Средний 7 Низкий не менее 70% 6-5 не менее 50% 0-4 менее 50%

Шкала оценивания

Уровни достижения образовательного результата

Вопрос

1

Полнота

3

2

3

2

1

2

4

Σ

Обоснованность

0

1

1

0

1

0

0

Баллы

1

3, 2, 1, 0

2

0

1

2, 1, 0

2, 1, 0

0

Уровни

Высокий

Оценка в баллах

Процент выполнения всех заданий

10-8

Хороший

не менее 80%

Средний

7

Низкий

не менее 70%

6-5

не менее 50%

0-4

менее 50%

Выводы   Если результат решения задачи составляет от 10 до 8 баллов, то образовательные результаты достигнуты на высоком уровне. Если результат решения кейса составляет 7 баллов, то образовательные результаты достигнуты на хорошем уровне. Если результат решения кейса составляет от 6 до 5 баллов, то образовательные результаты достигнуты на среднем уровне. Если результат решения кейса составляет менее 5 баллов, то образовательные результаты достигнуты на низком уровне.

Выводы

  • Если результат решения задачи составляет от 10 до 8 баллов, то образовательные результаты достигнуты на высоком уровне.
  • Если результат решения кейса составляет 7 баллов, то образовательные результаты достигнуты на хорошем уровне.
  • Если результат решения кейса составляет от 6 до 5 баллов, то образовательные результаты достигнуты на среднем уровне.
  • Если результат решения кейса составляет менее 5 баллов, то образовательные результаты достигнуты на низком уровне.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!