Примеры конструирования заданий
для формирования и оценки развития
функциональной грамотности в курсе биологии
Учитель биологии высшей категории
МАОУ№186 «Авторская академическая школа»
Горелова М.В.
26 марта 2020 г.
- Научно-обоснованный инструментарий Наличие критериев и шкалы оценивания
- Научно-обоснованный инструментарий
- Наличие критериев и шкалы оценивания
- Научно-обоснованный инструментарий Проверяют именно те результаты, которые запланированы
- Научно-обоснованный инструментарий
- Проверяют именно те результаты, которые запланированы
- Оценка продуктов деятельности обучающихся по заранее известным критериям Критерии доступны, как проверяющим, так и учащимся, выполняющим задание
- Оценка продуктов деятельности обучающихся по заранее известным критериям
- Критерии доступны, как проверяющим, так и учащимся, выполняющим задание
Требования к оценочному средству
Объективность
Валидность
Открытость процедуры оценивания
В кейс-заданиях производится анализ реальной жизненной ситуации описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Анализ схемы практических ситуаций
Отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;
Экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса
Оценочное средство. Кейс- задания.
Кейс-задание «Легенда о папоротнике»
Организационно-методическая часть
Дисциплина: Биология
Раздел: Ботаника (растения)
Объект оценивания: знания и познавательные УУД (логические действия) 1. Установление причинно-следственных связей; 2. Построение логической цепи рассуждений; 3. Доказательство.
Образовательные результаты:
1. Устанавливает причинно-следственные связи; 2. Строит логические цепи рассуждений; 3. Доказывает, аргументирует свой ответ.
Формулировка задачи
В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на нём распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища.
Подзадачи
1. Как вы считаете, правдива ли легенда? Аргументируйте свой ответ, применяя знания, полученные в ходе изучения темы «Папоротники». 2. Можно ли папоротник «развеять по ветру»? Аргументируйте свой ответ, применяя знания, полученные в ходе изучения темы «Папоротники».
Базис решения
Должен: владеть знаниями раздела «Ботаника», по теме «Папоротники», уметь применять данные знания для решения нестандартных ситуаций и вопросов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, аргументировать свой ответ.
Решение
1) Папоротник спороносное растение, а не цветущее, значит и легенда не правдива (решение может быть приведено в обратной последовательности).
2) Одним из видов размножения папоротника является размножение спорами. После созревания споры разносятся ветром, поэтому папоротник можно «развеять по ветру» (решение может быть приведено в обратной последовательности).
Индикаторы
Владеет знаниями раздела «Ботаника», по теме «Папоротники», применяет данные знания для решения нестандартных ситуаций и вопросов. Устанавливает причинно-следственные связи, строит логические цепи рассуждений, аргументирует свой ответ.
Содержательная часть
Легенда о папоротнике
Инструкция по выполнению задания: внимательно прочитайте текст кейса и выделите в нём проблему. Найдите и запишите ответы на вопросы кейса. На выполнение кейса отводится 15 минут.
В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на нём распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища.
1. Как вы считаете, правдива ли легенда? Аргументируйте свой ответ, применяя знания, полученные в ходе изучения темы «Папоротники». 2. Можно ли папоротник «развеять по ветру»? Аргументируйте свой ответ, применяя знания, полученные в ходе изучения темы «Папоротники».
Критериально-оценочная часть
Полнота решения
Обоснованность ответа
Даны верные, полные ответы на все вопросы, ответы выстроены логически, установлены причинно-следственные связи.
Баллы
Аргументация выстроена логически, правильно определены причинно-следственные связи, высказанные утверждения основаны на знаниях раздела «Ботаника» по теме «Папоротники».
Отсутствует один из показателей полноты решения.
3
Отсутствуют два показателя полноты решения.
Отсутствует один из показателей обоснованности ответа.
2
Отсутствуют два показателя обоснованности ответа.
Отсутствует более двух показателей полноты решения.
1
Отсутствует более двух показателей обоснованности ответа.
0
Шкала оценивания
Уровни достижения образовательного результата
Вопрос
Полнота
1
3
2
Σ
2
3
6
1
2
4
0
1
Обоснованность
3
2
0
0
3
2
1
6
2
4
1
0
Баллы
6, 5, 4, 3, 2, 1, 0
2
0
6, 5, 4, 3, 2, 1, 0
0
12,10, 8, 6, 4, 2, 0
Уровни
Оптимальный
Оценка в баллах
Допустимый
12-10
Процент выполнения всех заданий
не менее 85%
Критический
9-8
Недопустимый
не менее 70%
7-6
не менее 50%
менее 6
менее 50%
Выводы
- Если результат решения кейса составляет от 12 до 10 баллов, то образовательные результаты достигнуты на оптимальном уровне.
- Если результат решения кейса составляет от 9 до 8 баллов, то образовательные результаты достигнуты на допустимом уровне.
- Если результат решения кейса составляет от 7 до 6 баллов, то образовательные результаты достигнуты на критическом уровне.
- Если результат решения кейса составляет менее 6 баллов, то образовательные результаты не достигнуты.
Оценочное средство. Трехуровневая задача.
Функциональная грамотность
Трехуровневая задача
Конструирование нового способа действия на базе известного
Видоизменение известного способа действия
Уровни освоения способа действия:
Формальный
Рефлексивный
Функциональный
12
Умение
- Работать с текстом и рисунком Извлечение вторичной информации
- Работать с текстом и рисунком
- Извлечение вторичной информации
Умение
- «Представлять проблему», анализировать информацию Разрабатывать форму представления информации, переводить текстовую информацию в схему
- «Представлять проблему», анализировать информацию
- Разрабатывать форму представления информации, переводить текстовую информацию в схему
Умение
- Преобразовывать или корректировать схему Устанавливать причинно-следственные связи
- Преобразовывать или корректировать схему
- Устанавливать причинно-следственные связи
Основные подходы к конструированию заданий для оценивания естественнонаучной грамотности.
Организационно-методическая часть
Дисциплина: Биология
Раздел: Биология человека
Объект оценивания: знания и познавательные УУД (логические действия) 1. работа с текстом и рисунком, извлечение вторичной информации
2. Преобразовывать текстовую информацию в схему
3. Преобразовывать или корректировать схему
4. Установление причинно-следственных связей;
Образовательные результаты:
1. Устанавливает причинно-следственные связи; 2. Преобразовывает тестовую информацию в схему
3. Строит логические цепи рассуждений; корректирует схему
Содержательная часть
Свет попадает на глазное яблоко через зрачок. Хрусталик и стекловидное тело служат для проведения и фокусирования световых лучей на сетчатку. Глазодвигательные мышцы – их шесть – обеспечивают такое положение глазного яблока, чтобы изображение предмета попадало бы точно на сетчатку, на ее желтое пятно. В рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг – в зрительную зону коры.
Зрение людей меняется с возрастом, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. В этом случае изображение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы, развивается близорукость. При близорукости изображение предмета фокусируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое. Близорукость и дальнозоркость исправляются специально подобранными очками или линзами.
13
Содержательная часть
Задание 1. Рассмотрите схему,
сделайте подписи к рисунку «Орган зрения»,
опираясь на текст :
Комментарий (для ответа на этот вопрос, необходимо внимательно прочитать текст.)
Задание 2. Сколько проблем (причин), приводящих к нарушению зрения, описано в тексте? На какие группы их можно разделить?
Задание 3.
Создайте схему дальнозоркости и близорукости, опираясь на текст. Нарисуйте и подпишите все ее части.
Воспроизвести схему близорукости, опираясь на текст, схему дальнозоркости – самостоятельно.
Задание 4 . Предложите тип очков или линз, способных скорректировать дальнозоркость и близорукость . Постарайтесь, чтобы это отразилось на вашей схеме.
Базис решения
Должен: владеть знаниями раздела «Биология человека», по теме «Анализаторы», уметь применять данные знания для решения нестандартных ситуаций и вопросов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, аргументировать свой ответ.
Решение
1) Подписи к рисунку: Глазодвигательные мышцы, глазное яблоко, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка, желтое пятно, зрительный нерв
2) Проблема: хрусталик теряет эластичность , способность менять кривизну. Две группы: близорукость и дальнозоркость
3) Варианты схем:
4) Коррекция зрения
Критериально-оценочная часть
задание
1
Критерии оценивания
Степень полноты выполнения задания
Показатели
баллы
Выбраны и верно указаны все структуры органа зрения, указанные в тексте
3
Указаны верно отдельные структуры органа зрения
2
2
Указаны верно отдельные структуры и «лишние» структуры органа зрения
1
Структуры органа зрения указаны не полностью и с ошибками
Степень полноты выполнения задания
Верно определена проблема (причина) нарушения зрения и указаны заболевания
0
2
Неверно определена причина нарушения зрения, но указаны заболевания
1
Критериально-оценочная часть
задание
Критерии оценивания
3
Показатели
Полнота решения
баллы
Верно созданы обе схемы, учтены особенности строения органа зрения
1
Схемы созданы с ошибками или отсутствуют
Степень обоснованности
4
0
Учтены особенности оптических структур
Полнота решения
1
Схемы созданы без учета особенностей оптических структур
Верно определена идея коррекции
0
1
Правильно выражена схема, но коррекция не найдено или найдено неверно
Степень обоснованности
0
Верно найдены в сопоставлении оба варианта коррекции (с учетом оптических свойств)
2
Обоснование отсутствует или неверно
0
Шкала оценивания
Уровни достижения образовательного результата
Вопрос
1
Полнота
3
2
3
2
1
2
4
Σ
Обоснованность
0
1
1
0
1
0
0
Баллы
1
3, 2, 1, 0
2
0
1
2, 1, 0
2, 1, 0
0
Уровни
Высокий
Оценка в баллах
Процент выполнения всех заданий
10-8
Хороший
не менее 80%
Средний
7
Низкий
не менее 70%
6-5
не менее 50%
0-4
менее 50%
Выводы
- Если результат решения задачи составляет от 10 до 8 баллов, то образовательные результаты достигнуты на высоком уровне.
- Если результат решения кейса составляет 7 баллов, то образовательные результаты достигнуты на хорошем уровне.
- Если результат решения кейса составляет от 6 до 5 баллов, то образовательные результаты достигнуты на среднем уровне.
- Если результат решения кейса составляет менее 5 баллов, то образовательные результаты достигнуты на низком уровне.