СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры разноуровневых адаптированных заданий для детей РАС в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрим наиболее распространённые способы адаптации учебных материалов, и в частности, самих учебных заданий по предметам.  

Просмотр содержимого документа
«Примеры разноуровневых адаптированных заданий для детей РАС в начальной школе»

Воронова Ю.В., учитель начальных классов,

МБОУ «ООШ №27»


Примеры разноуровневых адаптированных заданий для детей с РАС в начальной школе


Учащиеся с РАС нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы.

Под «изменением способов подачи информации» понимается предоставление учащимся с РАС особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменения формы выполнения задания, его организации, способов представления материалов, сроков сдачи.

Рассмотрим наиболее распространенные способы адаптации учеб­ных материалов, и в частности, самих учебных заданий.

Упрощение инструкции к заданию

  • Данный способ адаптации включает:

  • разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма;

  • замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать;

  • дублирование устных инструкций письменными.

Индивидуализация стимульных материалов

У многих обучающихся с РАС есть специфические интересы, кото­рые эффективно использовать при подготовке адаптированных зада­ний. Например, ученик может решать задачу не на счетных палочках, а на игрушечных машинках из мультфильма «Тачки»; читать предло­жение не про маму, которая «мыла раму», а про одного из героев лю­бимого мультфильма.

Дополнительная визуализация

Этот прием позволяет лучше понять содержание задания. При воз­никновении у детей с РАС трудностей понимания условий математи­ческих задач необходимо использовать не только краткую запись и схему, но и наглядную реалистичную иллюстрацию или инсцениров­ку условия задачи с помощью реальных предметов.

При знакомстве с твердыми и мягкими звуками на уроках чтения можно представить их в виде твердого камешка (или синего кубика) и мягкой травки (или зеленого помпона).

Минимизация двойных требований

В процессе обучения важно сконцентрироваться на первостепенной цели и максимально исключить дополнительные требования

По русскому языку вместо списывания текста из учебника мы можем предложить ребенку вставить пропущенные орфограммы в напе­чатанном и вклеенном в тетрадь бланке.

Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности

У детей с РАС часто отмечается замедленный темп работы, они могут не успевать выполнять все задания наравне с другими детьми. В этом случае ученику с РАС мож­но предложить меньшее количество заданий. При этом уровень их сложности не меняется.

Упрощение содержания задания

Для обучающихся с РАС, уровень развития которых ниже уровня развития сверстников меняется уровень сложности задания.

Например, все ученики пересказывают прочитанный текст, а ребенок с РАС подбирает к простым предложениям из этого текста, на­печатанным на отдельных листочках, соответствующие картинки.

Таким образом, варианты адаптации задания могут быть совершен­но разными и касаться разных его аспектов: инструкции к заданию, его объема, уровня сложности, содержания.

При этом основной вид деятельности учащихся при использовании учителем обычных и адаптированных заданий принципиально не отлича­ется. Если все ученики класса пишут, то ученик, выполняющий адаптиро­ванное задание, так же будет в данный момент заниматься письмом

Рассмотрим на конкретном материале.

«Литературное чтение», 1 класс

Приемы, используемые для формирования осмысленного отношения к чтению

  • Логика обучения выстраивается в соответствии с принципом «от смысла – к технике» (поэтому, например, сначала- глобальное чтение, а потом – слоговое)

  • Связь учебного материала с личным опытом, с жизнью ребенка и его семьи.

  • Слово, фраза всегда соотносятся с изображением (фотография, картинка, рисунок).



На уроках литературного чтения в первом классе ученикам, которые овладели навыком чтения слов, предлагается следующее задание:

Адаптация учебных заданий для обучающихся с РАС по
предмету «Русский язык»

Детям с аутизмом необходимо:

  • Визуальная поддержка

  • Четкая информация о том, чего ожидать и что делать

  • Что будем делать? – знать, что делать

  • Где я буду? – подготовка к восприятию пространства

  • Сколько мне нужно будет сделать? – знать сферу деятельности

  • Сколько времени это займет? – знать конец действия

  • Что мы будем делать потом? – нужно знать, что последует


Учащиеся с РАС нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Под «изменением способов подачи информации» понимается предоставление учащимся с РАС особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменения формы выполнения задания, его организации, способов представления материалов, сроков сдачи.

В значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе. Посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания ребенка к ситуации обучения в классе оно должно приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения. Выбор уроков, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные. Возможны изменения в программе обучения: выстраивание порядка изучаемых тем (темы по окружающему миру выстраиваются в зависимости от сезонов, темы по математике – в логическую последовательность); установление связей между изучаемыми темами: окружающий мир- математика, изменение объёма изучаемых тем: математика - меры объёма, веса. Подавать инструкцию доступно, она должна быть простая, четкая, произнесённая индивидуально или фронтально

Записывай Посмотри на картинку, реши пример Посчитай

При обучении работе с линейкой или другим практическим действиям, проговаривать выполняемые действия: поэтапное, последовательное выполнение задания.

В рамках усвоения тем по предмету «Математика» наиболее труднодостижимыми результатами являются решение и составление задач. В большинстве случаев проблема решения задачи связана с недостаточным пониманием ее условия и вопроса, и невозможностью наглядно представить себе то, о чем говорится в условии задачи. Меньше трудностей вызывает запись решения и ответа задачи. Ученикам с РАС особенно сложно освоить решение задач с денежными единицами, мерами длины, объема, веса, что связано с трудностями овладения абстрактными понятиями. Составление задач затруднено в связи с особенностями воображения и недостатком творческих идей, характерными для детей с РАС.

Сложности с решением простых задач в одно действие на сложение и вычитание могут возникнуть уже в 1 классе. Это связано трудностями соотнесения слов с арифметическими действиями («купила», «приехал», «положила», «сколько всего» и т.п. (действие сложения); «съели», «уехала», «сломалась», «сколько осталось» и т.п. (действие вычитания). Для соотнесения действия с ключевыми словами может использоваться визуальная подсказка

Во 2-м классе могут возникнуть трудности при изучении математических терминов (делимое, делитель, частное и др.) при решении уравнений. Если задание предполагает восприятие уравнения на слух (устный счет, устный математический диктант), ученик, способный списать уравнение и решить его без ошибок, может оказаться неуспешным.

Особые сложности у детей с РАС вызывает решение задач с единицами измерения. В данном случае могут помочь визуальные подсказки:

– ленты, иллюстрирующие иерархию единиц измерения;

– опорные таблицы, показывающие взаимоотношения между величинами.

Пример: Лента времени.

Проблемным оказывается и решение простых и составных задач с различными величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние). Отмечаются трудности при решении задач, связанных с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях. Это обусловлено не только абстрактностью используемых понятий, но и недостаточностью практического опыта учащихся. Не все учащиеся с РАС имеют опыт посещения магазинов, торговых центров: часто из-за нежелательного поведения в этих местах родители отказываются от их посещения.

По предмету «Окружающий мир» наиболее труднодостижимыми результатами являются следующие:

  • усвоение абстрактных понятий (например, «экономика», «промышленность»);

  • усвоение временных понятий, последовательностей;

  • соблюдение социальных правил поведения и др.

В1-м классе обучающимся с РАС часто трудно называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице, в общественных местах, в транспорте. Определенные правила поведения обучающиеся могут и выучить, но все, же будут испытывать трудности при их соблюдении в повседневной жизни. Детям с РАС сложно понять роль денег, природных богатств в экономике, основ семейного бюджета. Трудно устанавливать взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы. Сложно составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них, ученикам с РАС.

Многие трудности, возникающие у учащихся с РАС при изучении предмета «Окружающий мир», связаны с тем, что последовательность преподаваемых тематик недостаточно учитывает потребность обучающихся с РАС в развитии представлений о себе и своем теле, а также связь учебного материала с личным опытом ребенка, с возможностью применения полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Для преодоления сложностей используются различного рода визуальные подсказки, которые предлагаются учащимся не только в помещениях школы (класс, туалет, столовая, раздевалка, спортивный зал и т.д.), но и дома. Единые требования помогают ученику быстрее освоить необходимые правила в школе.

Для усвоения временных последовательностей используются наглядные иллюстрации и схемы. Они должны развивать представления учащихся о временах года, месяцах, днях недели, частях суток. Важно, чтобы изучаемые понятия соотносились с жизненным опытом учащихся. Так, части суток должны изучаться в контексте того, что учащиеся делают в течение дня, какие режимные моменты они выполняют. При изучении дней недели нужно обращать внимание учащихся на то, что расписание уроков, по которому они учатся в школе, разное и зависит от дня недели, а для всех учеников класса оно одинаковое. Изучение времен года должно сопровождаться обучением умению выбирать одежду по погоде. При этом также используются различные визуальные подсказки.

Усвоение абстрактных понятий (например, «экономика», «промышленность», «семейный бюджет») осуществляется с помощью наглядных схем, иллюстрирующих эти понятия. Для иллюстрации понятия «промышленность» используется карта России с отмеченными на ней ключевыми предприятиями. Кроме того, для изучения абстрактных понятий используются презентации, на которых к одному понятию подбирается большое количество иллюстрирующих его фотографий. При изучении темы «семейный бюджет» можно сфотографировать ситуации, в которых ученик с родителями тратит деньги на определенные семейные нужды: покупку продуктов, одежды, оплату квитанций за электричество, покупку путевки в санаторий и т.д.

Вышеописанные труднодостижимые результаты по предмету «Окружающий мир» обусловлены специфическими особенностями обучающихся с РАС. Но есть и такие труднодостижимые результаты, которые характерны не только для обучающихся с РАС, но и для других категорий детей с ОВЗ: недостаточный словарный запас, трудности усвоения обобщающих понятий, неполная сформированность временных представлений(части суток, дни недели, месяцы, времена года) и др.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!