Примеры задач, направленные на развитие пространственного мышления обучающихся 10-х классов методом моделирования при обучении стереометрии
Для развития пространственного мышления считаем, что наиболее эффективной для учащихся будет следующая подборка задач:
1. Задачи на перевод словесных данных задачи в графический образ
Такие задачи широко используются в школьной геометрии (как в планиметрии, так и стереометрии). Они предполагают выполнение чертежа в соответствии с условием задачи, заданными в словесной или символьной форме. Решение такой задачи требует перевода ее текста в графический образ, т.е. выполнение чертежа, в точности воспроизводящего условия.
Есть и такие задачи, которые задаются словами и не содержат ни букв, ни символов в тексте. Нужно сделать чертеж и, опираясь на него решить задачу.
Таблица 2– Развиваемый компонент пространственного мышления
Тема | Развиваемые компоненты пространственного мышления | № |
1. Параллельность прямых и плоскостей | создание геометрического образа, оперирование геометрическими образами | 1, 3, 4 |
2. Аксиомы стереометрии | 2, 5 |
1 Параллельные прямые и лежат в плоскости . Докажите, что прямая , пересекающая прямые и , также лежит в плоскости .
2 Даны прямая и точка, не лежащая на этой прямой. Докажите, что все прямые, проходящие через данную точку и пересекающие данную прямую, лежат в одной плоскости.
3. Точка не лежит в плоскости трапеции с основанием . Докажите, что прямая параллельна плоскости .
4. Три прямые попарно пересекаются. Докажите, что они либо лежат в одной плоскости, либо имеют общую точку.
5. Три точки соединены попарно отрезками. Докажите, что все отрезки лежат в одной плоскости.
2. Задачи на выделение существенных признаков геометрических понятий, их актуализацию
Выделение существенных признаков может осуществляться:
– по словесному описанию условий задачи;
– по графическому изображению фигуры.
Из словесного текста задачи обучающиеся должны выделить те слова, в которых заключены существенные признаки понятий, опознать их; уметь дифференцировать словесно те условия (их совокупность), которые определяют, что «дано», а что «требуется найти» (доказать, вычислить и т.п.). Это необходимо, чтобы обучающиеся могли сознательно отчленять известное от искомого.
Вычисление существенных признаков понятий можно организовывать и по чертежу.
Таблица 3– Развиваемый компонент пространственного мышления
Тема | Развиваемые компоненты пространственного мышления | № |
1. Векторы в пространстве | понятие пространственных характеристик фигуры, анализ ее внутреннего строения | 7, 8 |
2. Параллельность прямых | 6 |
3. Взаимное расположение прямых в пространстве | 9, 10 |
6. Назовите все параллельные ребра параллелепипеда.
Рисунок 16. Данные к задаче 6
7. На рис. изображен параллелепипед. Точки и – середины ребер и . Укажите на этом рисунке все пары:
а) соноправленных векторов;
б) противоположно направленных векторов;
в) равных векторов.
Рисунок 17. Данные к задаче 7
8. На рис. изображен тетраэдр , ребра которого равны. Точки – середины сторон.
а) Выпишите все пары равных векторов, изображенных на этом рисунке.
б) Определите вид четырехугольника .
Рисунок 18. Данные к задаче 8
9. Назовите все пары скрещивающихся (т.е. принадлежащих скрещивающимся прямым) ребер тетраэдра . Сколько таких пар ребер имеет тетраэдр?
Рисунок 19. Данные к задаче 9
10. Покажите на рисунке все скрещивающиеся, параллельные и пересекающиеся прямые.
Рисунок 20. Данные к задаче 10
3. Задачи на вычленение фигуры из состава других фигур чертежа
Очень часто чертеж представляет собой не одну (однородную) фигуру, а их совокупность. Для решения задачи не все фигуры одинаковы значимы. Необходимо зрительно выделить эту фигуру из состава других, мысленно ее «подчеркнуть»; удержать в образе, чтобы работать с ней. Для этого необходимо фиксировать внимание не на всех, а лишь на отдельных фигурах; причем на разных этапах решения задачи может происходить как бы смена «фигуры и фона»: т.е. фигуры, которые рассматривались как значимые для решения задачи, должны смениться другими. Для этого обучающимся нужно от них отвлечься, чтобы перейти к другим. Этот переход не у всех обучающихся осуществляется сразу. Иногда наступает «смещение» образов, их персеверация. Поэтому необходимы специальные упражнения, обеспечивающие возможность не только продуктивного выделения фигуры из фона, но и динамической смены их.
Таблица 4– Развиваемый компонент пространственного мышления
Тема | Развиваемые компоненты пространственного мышления | № |
1. Многогранники | понятие пространственных характеристик фигуры, анализ ее внутреннего строения | 11, 12, |
2. Двугранный угол | 13, 14, 15 |
11. Рассмотрите рисунок. Посчитайте:
а) сколько треугольников в данной фигуре;
б) сколько вершин треугольников.
Рисунок 21. Данные к задаче 11
12. Рассмотрите рисунок. Посчитайте:
а) сколько квадратов в данной фигуре;
б) сколько углов в данной фигуре.
Рисунок 22. Данные к задаче 12
13. Найдите двугранный угол тетраэдра , если углы, и прямые, .
Рисунок 23. Данные к задаче 13
14. Дан куб . Найдите следующие двугранные углы:
а);
б) ;
в) , где – середина ребра .
Рисунок 24. Данные к задаче 14
15. Основанием прямой призмы является равнобедренная трапеция с основаниями см и f см и высотой h см. Найдите двугранные углы при боковых ребрах призмы.
Рисунок 25. Данные к задаче 15
4. Задачи на сравнение фигур чертежа
Такие задачи требуют произвольного внимания, обеспечивающего гибкий переход от одних элементов к другим, с целью их сравнения по заданным признакам. Эти задачи требуют знания существенных признаков; фиксации внимания на двух или более фигурах; мысленного сопоставления фигур на основе их сходства и различия с целью вычленения общего признака, т.е. установления в образах определенной логической связи. Задачи на установление того, является ли данный объект элементом определенного множества объектов или нет и установление принадлежности данного объекта к одному из классов заданного множества объектов.
Таблица 5– Развиваемый компонент пространственного мышления
Тема | Развиваемые компоненты пространственного мышления | № |
1. Взаимное расположение прямых в пространстве | понятие пространственных характеристик фигуры, анализ ее внутреннего строения | 17 |
2. Параллельность прямых и плоскостей | 18 |
3. Угол между двумя прямыми | 16 |
16. Найдите все углы, имеющие одну общую вершину.
Рисунок 26. Данные к задаче 16
17. Точка не лежит в плоскости треугольника , точки и – середины отрезков , и соответственно, точка лежит на отрезке . Выясните взаимное расположение прямых:
а) и ;
б) и ;
в) и ;
г) и ;
д) и ;
е) и .
18. Параллельные отрезки, и заключены между параллельными плоскостями и . Определите вид четырехугольников , и.
Рисунок 27. Данные к задаче 18
5. Задачи на построение недостающих фигур чертежа в ходе решения задачи
Основаны на тщательном анализе исходных элементов чертежа, определении их существенных (по условию задачи) признаков, причем этот анализ идет в мысленном плане (элементы чертежа сравниваются зрительно). На этой основе возникает догадка о необходимости введения нового элемента и только после этого осуществляется его построение.
Таблица 6– Развиваемый компонент пространственного мышления
Тема | Развиваемые компоненты пространственного мышления | № |
1. Перпендикулярность прямых и плоскостей | действие над образом пространственных фигур | 19 |
2. Площадь поверхности | 20, 21, 22, 23 |
19. Отрезокперпендикулярен к плоскости прямоугольника . Докажите, что прямая перпендикулярна к плоскости .
20. В правильной четырехугольной призме через диагональ основания проведено сечение параллельно диагонали призмы. Найдите площадь сечения, если сторона основания призмы равна см, а ее высота равна см.
21. Сторона основания правильной треугольной призмы равна см, боковое ребро равно см. Найдите площадь сечения, проходящего через сторону верхнего основания и противолежащую вершину нижнего основания.
22. Высота правильной треугольной призмы равна . Плоскость , проведенная через среднюю линию нижнего основания и параллельную ей сторону верхнего основания, составляет с плоскостью нижнего основания острый двугранный угол . Найдите площадь сечения призмы плоскостью .
23. Ребро куба равно . Найдите площадь сечения, проходящего через диагонали двух его граней.
6. Задачи на рассмотрение фигур чертежа с разных точек зрения
Эти задачи используются в тех случаях, когда некоторые фигуры чертежа надо рассмотреть в плане разных понятий, т.е. переосмыслить их. Это достигается вычленением отдельной фигуры, выделением ее из остальных и включением в новые фигуры, путем их сочетания. При выполнении требуется воссоздание образа по словесному описанию или чертежу и его мысленное видоизменение (без изменения самого чертежа).
Таблица 7– Развиваемый компонент пространственного мышления
Тема | Развиваемые компоненты пространственного мышления | № |
1. Правильные многогранники | действие над образом пространственных фигур | 24, 25, 26, 27, 28 |
24. Тетраэдр разрезали по трем ребрам и развернули. Нарисуйте получившуюся развертку.
Рисунок 28. Данные к задаче 24
25. Нарисуйте развертку октаэдра.
26. На рисунке изображена фигура, являющаяся разверткой куба. Мысленно сверните куб из развертки. Определите, какая грань является верхней, если закрашенная грань - нижняя.
Рисунок 29. Данные к задаче 26
27. На рисунке изображена фигура, являющаяся разверткой куба. Какие точки совместятся с точкой А при склеивании развертки, изображенной на рисунке?
Рисунок 30. Данные к задаче 27
28. На рисунке вы видите три детских кубика. Все они повернуты к нам одним и тем же рисунком - елочкой. Укажите, какие картинки мы увидим на каждом из кубиков, взглянув на них сверху, учитывая развертку кубика.
Рисунок 31. Данные к задаче 28
Далее в пункте 2.3 рассмотрим применение моделирования для развития пространственного мышления на уроках стереометрии.
Выполнение таких задач позволяет повысить уровень развития пространственного мышления учащихся, развить творческие способности, т.к. в основе творчества лежит деятельность образных компонентов мышления. Однако надо понимать, что с появлением графического моделирования и изучением основ компьютерной графики задача усложняется, так как приходится заменять наглядные изображения условными обозначениями, зачастую абстрактными, применяя различные знаки и символы, что также требует хорошо развитого пространственного мышления.