СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры задач, направленные на развитие пространственного мышления обучающихся 10-х классов методом моделирования при обучении стереометрии

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры задач, направленные на развитие пространственного мышления обучающихся 10-х классов методом моделирования при обучении стереометрии

Просмотр содержимого документа
«Примеры задач, направленные на развитие пространственного мышления обучающихся 10-х классов методом моделирования при обучении стереометрии»

Примеры задач, направленные на развитие пространственного мышления обучающихся 10-х классов методом моделирования при обучении стереометрии



Для развития пространственного мышления считаем, что наиболее эффективной для учащихся будет следующая подборка задач:

1. Задачи на перевод словесных данных задачи в графический образ

Такие задачи широко используются в школьной геометрии (как в планиметрии, так и стереометрии). Они предполагают выполнение чертежа в соответствии с условием задачи, заданными в словесной или символьной форме. Решение такой задачи требует перевода ее текста в графический образ, т.е. выполнение чертежа, в точности воспроизводящего условия.

Есть и такие задачи, которые задаются словами и не содержат ни букв, ни символов в тексте. Нужно сделать чертеж и, опираясь на него решить задачу.

Таблица 2­– Развиваемый компонент пространственного мышления

Тема

Развиваемые компоненты пространственного мышления

1. Параллельность прямых и плоскостей

создание геометрического образа, оперирование геометрическими образами

1, 3, 4

2. Аксиомы стереометрии

2, 5


1 Параллельные прямые и лежат в плоскости . Докажите, что прямая , пересекающая прямые и , также лежит в плоскости .

2 Даны прямая и точка, не лежащая на этой прямой. Докажите, что все прямые, проходящие через данную точку и пересекающие данную прямую, лежат в одной плоскости.

3. Точка не лежит в плоскости трапеции с основанием . Докажите, что прямая параллельна плоскости .

4. Три прямые попарно пересекаются. Докажите, что они либо лежат в одной плоскости, либо имеют общую точку.

5. Три точки соединены попарно отрезками. Докажите, что все отрезки лежат в одной плоскости.

2. Задачи на выделение существенных признаков геометрических понятий, их актуализацию

Выделение существенных признаков может осуществляться:

– по словесному описанию условий задачи;

– по графическому изображению фигуры.

Из словесного текста задачи обучающиеся должны выделить те слова, в которых заключены существенные признаки понятий, опознать их; уметь дифференцировать словесно те условия (их совокупность), которые определяют, что «дано», а что «требуется найти» (доказать, вычислить и т.п.). Это необходимо, чтобы обучающиеся могли сознательно отчленять известное от искомого.

Вычисление существенных признаков понятий можно организовывать и по чертежу.

Таблица 3­– Развиваемый компонент пространственного мышления

Тема

Развиваемые компоненты пространственного мышления

1. Векторы в пространстве

понятие пространственных характеристик фигуры, анализ ее внутреннего строения

7, 8

2. Параллельность прямых

6

3. Взаимное расположение прямых в пространстве

9, 10


6. Назовите все параллельные ребра параллелепипеда.

Рисунок 16. Данные к задаче 6


7. На рис. изображен параллелепипед. Точки и – середины ребер и . Укажите на этом рисунке все пары:

а) соноправленных векторов;

б) противоположно направленных векторов;

в) равных векторов.

Рисунок 17. Данные к задаче 7


8. На рис. изображен тетраэдр , ребра которого равны. Точки – середины сторон.

а) Выпишите все пары равных векторов, изображенных на этом рисунке.

б) Определите вид четырехугольника .

Рисунок 18. Данные к задаче 8


9. Назовите все пары скрещивающихся (т.е. принадлежащих скрещивающимся прямым) ребер тетраэдра . Сколько таких пар ребер имеет тетраэдр?

Рисунок 19. Данные к задаче 9


10. Покажите на рисунке все скрещивающиеся, параллельные и пересекающиеся прямые.

Рисунок 20. Данные к задаче 10


3. Задачи на вычленение фигуры из состава других фигур чертежа

Очень часто чертеж представляет собой не одну (однородную) фигуру, а их совокупность. Для решения задачи не все фигуры одинаковы значимы. Необходимо зрительно выделить эту фигуру из состава других, мысленно ее «подчеркнуть»; удержать в образе, чтобы работать с ней. Для этого необходимо фиксировать внимание не на всех, а лишь на отдельных фигурах; причем на разных этапах решения задачи может происходить как бы смена «фигуры и фона»: т.е. фигуры, которые рассматривались как значимые для решения задачи, должны смениться другими. Для этого обучающимся нужно от них отвлечься, чтобы перейти к другим. Этот переход не у всех обучающихся осуществляется сразу. Иногда наступает «смещение» образов, их персеверация. Поэтому необходимы специальные упражнения, обеспечивающие возможность не только продуктивного выделения фигуры из фона, но и динамической смены их.

Таблица 4­– Развиваемый компонент пространственного мышления

Тема

Развиваемые компоненты пространственного мышления

1. Многогранники

понятие пространственных характеристик фигуры, анализ ее внутреннего строения

11, 12,

2. Двугранный угол


13, 14, 15


11. Рассмотрите рисунок. Посчитайте:

а) сколько треугольников в данной фигуре;

б) сколько вершин треугольников.

Рисунок 21. Данные к задаче 11


12. Рассмотрите рисунок. Посчитайте:

а) сколько квадратов в данной фигуре;

б) сколько углов в данной фигуре.

Рисунок 22. Данные к задаче 12


13. Найдите двугранный угол тетраэдра , если углы, и прямые, .

Рисунок 23. Данные к задаче 13


14. Дан куб . Найдите следующие двугранные углы:

а);

б) ;

в) , где – середина ребра .

Рисунок 24. Данные к задаче 14


15. Основанием прямой призмы является равнобедренная трапеция с основаниями см и f см и высотой h см. Найдите двугранные углы при боковых ребрах призмы.



Рисунок 25. Данные к задаче 15


4. Задачи на сравнение фигур чертежа

Такие задачи требуют произвольного внимания, обеспечивающего гибкий переход от одних элементов к другим, с целью их сравнения по заданным признакам. Эти задачи требуют знания существенных признаков; фиксации внимания на двух или более фигурах; мысленного сопоставления фигур на основе их сходства и различия с целью вычленения общего признака, т.е. установления в образах определенной логической связи. Задачи на установление того, является ли данный объект элементом определенного множества объектов или нет и установление принадлежности данного объекта к одному из классов заданного множества объектов.

Таблица 5­– Развиваемый компонент пространственного мышления

Тема

Развиваемые компоненты пространственного мышления

1. Взаимное расположение прямых в пространстве

понятие пространственных характеристик фигуры, анализ ее внутреннего строения

17

2. Параллельность прямых и плоскостей

18

3. Угол между двумя прямыми

16


16. Найдите все углы, имеющие одну общую вершину.

Рисунок 26. Данные к задаче 16


17. Точка не лежит в плоскости треугольника , точки и – середины отрезков , и соответственно, точка лежит на отрезке . Выясните взаимное расположение прямых:

а) и ;

б) и ;

в) и ;

г) и ;

д) и ;

е) и .

18. Параллельные отрезки, и заключены между параллельными плоскостями и . Определите вид четырехугольников , и.

Рисунок 27. Данные к задаче 18


5. Задачи на построение недостающих фигур чертежа в ходе решения задачи

Основаны на тщательном анализе исходных элементов чертежа, определении их существенных (по условию задачи) признаков, причем этот анализ идет в мысленном плане (элементы чертежа сравниваются зрительно). На этой основе возникает догадка о необходимости введения нового элемента и только после этого осуществляется его построение.

Таблица 6­– Развиваемый компонент пространственного мышления

Тема

Развиваемые компоненты пространственного мышления

1. Перпендикулярность прямых и плоскостей

действие над образом пространственных фигур

19

2. Площадь поверхности

20, 21, 22, 23


19. Отрезокперпендикулярен к плоскости прямоугольника . Докажите, что прямая перпендикулярна к плоскости .

20. В правильной четырехугольной призме через диагональ основания проведено сечение параллельно диагонали призмы. Найдите площадь сечения, если сторона основания призмы равна см, а ее высота равна см.

21. Сторона основания правильной треугольной призмы равна см, боковое ребро равно см. Найдите площадь сечения, проходящего через сторону верхнего основания и противолежащую вершину нижнего основания.

22. Высота правильной треугольной призмы равна . Плоскость , проведенная через среднюю линию нижнего основания и параллельную ей сторону верхнего основания, составляет с плоскостью нижнего основания острый двугранный угол . Найдите площадь сечения призмы плоскостью .

23. Ребро куба равно . Найдите площадь сечения, проходящего через диагонали двух его граней.

6. Задачи на рассмотрение фигур чертежа с разных точек зрения

Эти задачи используются в тех случаях, когда некоторые фигуры чертежа надо рассмотреть в плане разных понятий, т.е. переосмыслить их. Это достигается вычленением отдельной фигуры, выделением ее из остальных и включением в новые фигуры, путем их сочетания. При выполнении требуется воссоздание образа по словесному описанию или чертежу и его мысленное видоизменение (без изменения самого чертежа).

Таблица 7­– Развиваемый компонент пространственного мышления

Тема

Развиваемые компоненты пространственного мышления

1. Правильные многогранники

действие над образом пространственных фигур

24, 25, 26, 27, 28


24. Тетраэдр разрезали по трем ребрам и развернули. Нарисуйте получившуюся развертку.

Рисунок 28. Данные к задаче 24


25. Нарисуйте развертку октаэдра.

26. На рисунке изображена фигура, являющаяся разверткой куба. Мысленно сверните куб из развертки. Определите, какая грань является верхней, если закрашенная грань - нижняя.

Рисунок 29. Данные к задаче 26


27. На рисунке изображена фигура, являющаяся разверткой куба. Какие точки совместятся с точкой А при склеивании развертки, изображенной на рисунке?

Рисунок 30. Данные к задаче 27


28. На рисунке вы видите три детских кубика. Все они повернуты к нам одним и тем же рисунком - елочкой. Укажите, какие картинки мы увидим на каждом из кубиков, взглянув на них сверху, учитывая развертку кубика.

Рисунок 31. Данные к задаче 28


Далее в пункте 2.3 рассмотрим применение моделирования для развития пространственного мышления на уроках стереометрии.

Выполнение таких задач позволяет повысить уровень развития пространственного мышления учащихся, развить творческие способности, т.к. в основе творчества лежит деятельность образных компонентов мышления. Однако надо понимать, что с появлением графического моделирования и изучением основ компьютерной графики задача усложняется, так как приходится заменять наглядные изображения условными обозначениями, зачастую абстрактными, применяя различные знаки и символы, что также требует хорошо развитого пространственного мышления.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!