СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение игровых технологий на различных этапах занятия по физике.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей педагогической деятельности я столкнулась с отсутствием положительной мотивации к обучению, активности студентов в процессе обучения. С целью преодоления данных проблем я обратилась к игровой  технологии.

Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий на различных этапах занятия по физике.»

Применение игровых технологий на различных этапах занятия по физике.

преподаватель физики Авдулова Ирина Васильевна

В своей педагогической деятельности я столкнулась с отсутствием положительной мотивации к обучению, активности студентов в процессе обучения. С целью преодоления данных проблем я обратилась к игровой  технологии.

Игра,  кроме того, что является методам обучения, также представляет собой один из основных видов деятельности человека. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования студентов к учебной деятельности.

В итоге при использовании игровых технологий обеспечивается активное участие каждого студента в образовательном процессе, повышает авторитет знаний и индивидуальную ответственность студента за результаты учебного труда. Но не стоит забывать, что игра — лишь один из методов, и он даёт хорошие результаты только в сочетании с другими.

Классификация педагогических игр очень разнообразна, разбиение может происходить и по виду деятельности (физические, интеллектуальные), по характеру педагогического процесса (обучающие, контролирующие, познавательные и развивающие), По характеру игровой методики (предметные, ролевые). Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Наиболее часто из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

Игры полезны на любом этапе занятия. В данной статье я остановлюсь лишь на отдельных игровых моментах применяемые мною на различных этапах урока.

При проверке домашнего задания можно использовать следующие виды игр:

Лотерея - вопросы: Один студент достает лотерею из коробки. В лотереи номер вопроса. Преподаватель читает вопрос, а студенты отвечают. Эту игру можно применять и при закреплении темы.

 Кроссворды, чайнворды, головоломки, криптограммы, ребусы и т. д. Преподаватель заранее составляет несколько кроссвордов, по этому разделу. В этой игре студенты должны будут знать термины.

Ромашка - вопросы. В каждом лепестке ромашки можно написать вопрос по электрической схеме. Вызываемый студент должен назвать основные элементы схемы.

Физическая зарядка. Данная игра позволяет оперативно проверить знания большого количества учеников. Студенты либо встают, либо поднимают руки, если речь идет об объекте, за который они отвечают. Допустим, идет проверка навыков вычислений. Одни студенты отвечают за перевод единиц системы СИ, если степень отрицательная; а вторая половина если степень положительная.

По одному предложению. Домашнее задание рассказывают всей группой. Каждый студент говорит только одно предложение.

 Русское лото. Раздается карточки. В них написаны термины или определения. Студент должен дать объяснение термина и отгадать термин.

На этапе актуализации знаний:

Мозговой штурм. Студентам предлагается проблема. За 5 минут на доске записывается все идеи. Потом вместе с группой проводится анализ.

Художник. Игра проводится с помощью плакатов-рисунков, на которых требуется выполнить определённое задание. Например такое: в каждом зубе верхней челюсти крокодила напишите название силы, соответствующей приведённой ниже формуле; постройте цепочку формул на хвосте так, чтобы каждая начиналась с той буквы, которой оканчивается предшествующая.

Ответ: 1 — сила тяжести; 2 — вес тела; 3 — сила всемирного тяготения; 4 — сила давления; 5 — сила трения; 6 — сила упругости.

На хвосте — цепочка формул:

Эти игры позволяют эффективно развивать память, внимание, быстроту реакции, оперативность и гибкость мышления, умение слушать другого человека и помогают проверить пройденный материал.

Этап изучение нового материала, наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала. Изучая новый материл, я провожу следующие игры:

Чистая доска:  Заранее преподаватель пишет на доске план занятия. После объяснения одного пункта преподаватель стирает этот пункт с доски. До закрепления занятия доска должна быть чистой.

Игра «Сотрудничество: группа разбивается на 3 – 4 проблемные «лаборатории». Им устно сообщают лишь часть учебной информации с последующей постановкой проблемы. Все дополнительные сведения для анализа и решения проблемы студенты получают от преподавателя, задавая ему вопросы. Каждая «лаборатория» коллективно обсуждает ответ, принимает решение, доказывает его. В заключение решения групп оцениваются и обсуждаются на совместном форуме.

Новый материал преподает сама группа. Обычно эту игру можно проводить, когда проходят тему: "Радиация", «Ток в газе и вакууме».

«Зри в корень»: этот вариант игры можно использовать при изучении различных физических явлений или процессов в качестве проверки степени усвоения учебного материала. В начале занятия студента даётся время, чтобы ещё раз прочитать параграф и объединиться в группы по 3-4 человека. Затем им предлагается придумать наиболее подходящее слово, которое характеризует текст (т.е. необходимо охарактеризовать тему одним словом); потом одной фразой, а после предлагается найти особый“секрет”, особенность, без которой данная тема лишена смысла. Предложенные словафразы и “секрет” записываются в тетради. После этого каждая группа читает свои записи, а учитель записывает их на доске, тем самым происходит изучение материала.

На этапе закрепления знаний выявляется уровень усвоения студентами основных фактов, понятий темы, раздела, курса, понимания законов развития. Эти занятия развивают логическое мышление студентов, контролируют качество знаний и умений студентов.

Игра «Аукцион»: на торги выносятся задания по какой- либо теме. Например: «Расчет силы Лоренца и Ампера». В игре участвуют 4 – 5 команд. Им предлагаются задания. Команды покупают задания и если они выполнили его верно, то им начисляются потраченные баллы, а если – неверно, то снимаются.

Игра «Защита темы»: после изучения темы курса устраивается ее защита. Стденты заранее готовят проект проблемной темы (или ее части), продумывают возможности защиты, вопросы оппонентов, готовят средства наглядности, ищут высказывания великих людей. Игра состоит из собственно защиты, вопросов и ответов друг другу. Вопросы задают оппоненты, ответы готовят члены команды. Свободный обмен мнениями позволяет осветить вопросы глубже и шире. Если ответ кажется членам другой команды неудовлетворительным, они могут его оспорить. Выигрывает команда в целом.

«Физическая эстафета». Студенты выполняют одно задание по очереди, передавая друг другу лист как эстафетную палочку.

а=v2/r r=2ᴫ/T T=1/υ υ=ώR

F=ma→ → → → → и т.д.

Домашнее задание тоже можно задавать в виде игры.

Я как Рымкевич: Студентам предлагается придумать интересные задачи по изучаемой теме, а потом дома решить их. Например:

Браконьеры бросили в реку динамит. Через какое время взрыв услышит рыбнадзор, если он находится в 8 км от места происходящего? Через какое время он мог бы услышать взрыв, если бы находился в воде?

Рассказы, письмо, эссе. Можно составлять на разные темы рассказы и писать эссе. Данная игра позволяет творчески переработать информацию. Это игра приучает учеников мыслить логически. Это игра дает ученикам навыки в дальнейшем заниматься с исследованиями.

В своей практике вполне уместно использовать игру «Издание печатной продукции» («Составление энциклопедии для школьников», «Составление биографического справочника»), которая рассчитана на месяц. По ее завершении проводится презентация книги на занятие. Преподаватель не дает студентам никаких указаний, предоставляя им полную свободу.

Порядок действий следующий:

  • архивариусы работают с «архивными материалами», отбирая необходимые «документы»;

  • авторы пишут статьи для энциклопедии (справочника), опираясь на архивные материалы и консультации ученых;

  • ученые консультируют авторов по вопросам научно-технического и историко-биографического характера;

  • наборщики аккуратно, красиво переписывают текст, оформляют страницы книг;

  • корректоры вычитывают готовые тексты, исправляя ошибки;

  • художники-оформители подбирают (или делают сами) фотографии, иллюстрации, оформляют титульный лист, обложку ит.п.

  • рецензенты оценивают содержание книги, указывают на недостатки, дают советы по их устранению;

  • переплетчики переплетают книгу;

  • информатики создают компьютерную версию данной книги.

Домашние лабораторные работы: при выполнении таких работ студенту необходимо в домашних условиях  самостоятельно составить из бытовых предметов устройство, демонстрирующее изучаемое физическое явление.. Одним из примеров такого задания служит домашняя лабораторная работа по созданию самодельной электрической батарейки, при прохождении темы «Электрический ток». Перед началом работы студентам раздается описание нескольких вариантов самодельных гальванических элементов. Устройства выполняются студентами из монеток, фруктов и так далее. Так при прохождении темы «Работа и мощность», студентам предлагается найти работу, затраченную при подъеме самих себя по школьной лестнице и мощность, развиваемую при этом. При изучении механических колебаний студенты получают задание измерить собственный рост с помощью нитки и секундомера. При прохождении темы необходимо чтобы студенты предоставили отчет. Отчеты обычно представляют в виде богато иллюстрированных документов Word, документов Power Point.

Многие задания, которые студентам в традиционном варианте показались бы скучными, при появлении любимой « игрушки» – компьютера приобретают особую привлекательность. Компьютерная техника активно используется обучающимися при выполнении творческих заданий и оформление отчетов о домашних работах, создавая дополнительный положительный эмоциональный  настрой в их учебной деятельности. Ребятам очень нравится вести поиск учебных материалов в сети Интернет. Этот процесс для них также содержит игровые элементы, азарт соревнования – кто сможет найти самую интересную информацию по заданной преподавателем теме.


Использование игровые методы дает хорошие результаты. Студенты начинают интересоваться предметом. Потому что, игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы студентов - внимание восприятие, мышление, запоминание, воображение. Каждый преподаватель старается, чтобы студентов полюбил предмет, усвоил материал, применил знания на практике, был всесторонне развитым и грамотным человеком.                                     

Список используемой литературы.

  1. Ващенко В. Инновационность и инновационное образование // Alma mater . - 2000г.-60с.

  2. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2004.-128 с. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, экономики / Авт.-сост. В. М. Симонов. – Волгоград: Учитель, 2005. 

  3. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 256 с.

  4. Морозова О.П. Педагогический практикум. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 320 с.

  5. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Серия «Среднее профессиональное образование», Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. - 384 с.

  6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

  7. Хуторской А.В.. Как обучать творчеству. Интернет-журнал «Эйдос»05.01.2001 г.

  8. .Шкель В.Ф. Игровые технологии в учебном процессе: Учебно-методическое пособие. - Саратов, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010.-24 с.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!