СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение ИКТ в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются возможности применения информационных и коммуникационных технологий на уроках в начальной школе. Раскрываются направления внедрения ИКТ, возможности и результат, использование интерактивной доски в образовательном процессе. 

Просмотр содержимого документа
«Применение ИКТ в начальной школе»

Т.Н.Щеглова

Лицей № 143, Омск

Применение ИКТ на уроках в начальной школе

В статье рассматриваются возможности применения информационных и коммуникационных технологий на уроках в начальной школе. Раскрываются направления внедрения ИКТ, возможности и результат, использование интерактивной доски в образовательном процессе.

Ключевые слова: презентации, ресурсы Интернета, обучающие программы, интерактивная доска.

The article discusses the application of information and communication technologies in the classroom in elementary school. Discovers ways of introducing ICT, opportunity and result, the use of interactive boards in educational process.

Keywords: presentations, Internet resources, educational software, interactive whiteboard.

Высказывание академика А.П. Семенова: «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационных и коммуникационных технологий. О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу, что отражено в требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ начального общего образовании, зафиксированных в Федеральном государственном образовательном стандарте: «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.» [3, с. 9] А. Г. Асмолов считает, что «важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять». [1, с.159]

Внедрение ИКТ в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
Возможности ИКТ: создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы); создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; создание текстовых работ;
обобщение методического опыта в электронном виде.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: «усиление интенсивности урока;
 повышение мотивации учащихся;
мониторинг их достижений». [1,с.16]. 
Создание презентаций к урокам в начальной школе: на уроках окружающего мира сообщение по теме урока учащиеся сопровождают демонстрационным материалом мультимедийной презентации, которую готовят дома. На уроках технологии и информатики учимся работать с разными программами, узнаём больше про возможности компьютера. Создавая групповой проект, учащиеся подбирают материал, выбирают способы представления своего продукта: кто-то создаёт плакат, газету, а кто-то защищает свой проект с помощью презентации. Хорошие возможности даёт использование мобильного компьютерного класса. Использование ресурсов Интернета:
расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
- дает возможность для профессионального роста;
- открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
- позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся. По окружающему миру много проектов, которые выполняются группами, с помощью родителей, где требуется поиск и обработка информации.
Результативность: рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ, - повышение уровня использования наглядности на уроке, - повышение производительности учебно-воспитательного процесса,
- качественные изменения взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса, - рост качества знаний.

На образовательном портале «Школа» мною был разработан проект «Наша маленькая страна» в разделе «Виртуальные школы». Для ребят созданы разные темы: «Наши успехи в учёбе», «Наше участие в конкурсах», «Если это изучать – будешь много знать», «Тренируйся выполнять – и тогда получишь «пять»!», фотогалерея, «Весною, осенью, зимой, именинник, мы – с тобой!», «Любимые наши родители! Помочь вы нам не хотите ли?!» Обучающиеся моего класса и их родители находят тренажёры по предметам, сайт конкурса, в котором планируем участвовать и многое другое. Могут сами добавлять фотографии и делиться впечатлениями. Для закрепления учебного материала используем задания сайта uchi.ru, где можно отработать следующие темы: «Числа и счёт», «Сложение и вычитание», «Умножение и деление». Например, у меня открывается следующая статистика: Смоловая Ж. – 31%, Бут К. – 6%, Кузнецова В. – 2%, Соколова А.- 2%, Руди И. – 2%, и я могу отслеживать, какие задания отработали ребята. Можно участвовать и в онлайн-олимпиадах. Например, для подготовки к олимпиаде на сайте plus.olimpiada.ru обучающиеся попробовали выполнить пробные задания и теперь ждут с нетерпением 4 декабря, чтобы участвовать в олимпиаде. Использование различных обучающих программ: очень нравятся электронные приложения по предметам. По русскому языку можно использовать на разных этапах урока: и словарные слова, закрепление правописания различных орфограмм в игровой форме, проверка домашнего задания, есть материал для развития речи. По математике - для объяснения нового материала, закрепления, контроля. Задания разработаны к каждому уроку по учебнику Л.Г.Петерсон, можно выполнить задание самоконтроля и увидеть «Молодец!» - значит, выполнено верно, если ошибка, то задание останется тем же. Задания «Проверка знаний» дают возможность сразу получить на экране свою отметку. Дети очень активизируются и хочется выполнять задания всем. В образовательном процессе применяю интерактивную доску SMART Notebook. Преимущества работы с интерактивными досками : для учителя:-позволяет объяснять новый материал из центра класса, работать с большой аудиторией; - позволяет рисовать и делать записи поверх любых приложений; - позволяет сохранять изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил; - позволяет делиться материалами с коллегами и вновь использовать их;
- вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост; для учащихся:- делает занятия интересными и развивает мотивацию; - предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
- легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной подачи материала; - начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Для уроков сама разрабатываю различные дидактические материалы: пазлы, кроссворды, тесты.
«Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств». [2, с.174]

  Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний; продвигает ребенка в общем развитии; помогает преодолеть трудности; вносит радость в жизнь ребенка; позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

 ________________________________________ 

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от дейстия к мысли. Система заданий: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2010. – 159с.

2. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции. - 2000. – 16с.

3. Кремлева Ю.С. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Первое сентября, 2013. – 174с.

4. Материалы сайта http://edcommunity.ru/

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: М.: Просвещение, 2010. – 9с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!