СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение интеллект-карт на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Можно сказать без преувеличения, что метод интеллект-карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации[1]. В психологии это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям). затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт. 

Просмотр содержимого документа
«Применение интеллект-карт на уроках русского языка»

Министерство образования и науки РБ

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60 социальной адаптации детей - инвалидов»







Применение Интеллект-карт

на уроках русского языка

и литературы











Автор: ЗАМЯТИНА Ю. Б.,

учитель русского языка и литературы





2015



XXI век — век огромных потоков информации.

И этой информацией нужно владеть

О методе интеллект-карт 

Слайд 2

  • Можно сказать без преувеличения, что метод интеллект-карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации[1]. В психологии это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям). затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт.

Слайд 3


Психологические основания метода интеллект-карт


Метод интеллект-карт был предложен американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Адекватного перевода на русский язык слов "mind maps" не существует. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума", что допускает весьма вольную трактовку из-за чрезвычайно широкого спектра значений слова "ум".

Процесс построения интеллект-карт по-английски обозначается словом "mindmaping", которому ещё сложнее подобрать русский короткий эквивалент. Однако в настоящее время уже сложилась традиция не переводить это слово на русский язык, а записывать его с помощью кириллицы, но в английской транскрипции — майндмэпинг. Традиция не очень удачная, но распространённая сейчас настолько широко, что мы не считаем нужным оспаривать закономерности развития языка и будем пользоваться в дальнейшем этим лаконичным термином.

Слайд 4


В основу этого метода положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны. Этот метод является практическим приложением к теории радиантного мышления.


От слова Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый). Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их можно даже называть картами ассоциаций. Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: «Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".

Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в основном в вербальной и знаковой формах. Немудрено, что в этих условиях в выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении, их обычно относят к трудно обучаемым, и они быстро превращаются в неуспевающих. Задача учителя усложняется: как научить учиться всех обучающихся? В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер  определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться». Иными словами, мы учим наших ребят с помощью интеллект-карт умению общаться с текстами: понимать их, анализировать, извлекать нужную информацию,  сжимать, кодировать в форме интеллект-карты  и раскодировать.

Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.

 Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
  • эффективно структурировать и обрабатывать информацию;

  • мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. 

Слайд 5

Области применения Интеллект-карт

Обучение:

создание ясных и понятных конспектов лекций; максимальная отдача от прочтения книг/учебников; написание рефератов, проектов, докладов.

Запоминание:

подготовка к экзаменам, зачетам.

Презентации:

Представление большого объема информации за меньшее время.

Планирование:

Управление временем: составление плана на день, неделю, месяц, год.

Мозговой штурм:

Генерация новых идей, творчество, коллективное решение сложных задач.

Принятие решений:

Четкое видение всех «за» и «против», более взвешенное и продуманное решение.

Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:

1. «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

2. «Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.

3. «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Слайд 5


Свойства Интеллект-карт, законы их создания

Главное правило – никаких правил

Привлекательными являются следующие свойства интеллект-карт:

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.


Стиль Интеллект-карт

Стандартный / шаблон

На первоначальном этапе лучше использовать предложенные в программе шаблоны, стандартные формы.

Свой собственный / образный
  • У каждого человека свой стиль мышления. А так как карты отражают стиль мышления человека, то они и должны будут отличаться друг от друга! Надо искать свой собственный стиль! Смело можно рисовать человека, который выше, чем дерево, смело преувеличить эту реальность.

  • Юмор - великая сила. Если ваша карта заставляет улыбаться или даже смеяться – то она вызывает эмоцию, на волне которой карта лучше остается в памяти. Можно добавлять в карту немного легкого юмора! Это пойдет ей на пользу.

  • Образная карта – это красивая карта. Она и больше притягивает взгляд. Ее больше хочется изучать, она лучше запоминается, вызывает нужные эмоции и ассоциации. Рисуйте красиво!

Центральный образ

В центре листа

Обычно в центре листа. Хотя частый вариант, когда располагается слева в центре и ветки отходят вправо.

Яркий. Запоминающийся

Образ должен сразу привлекать внимание, оставаться в памяти, вызывать нужную эмоцию, провоцировать работу мыслей в определенном направлении. Для этого его рисуем ярким!

Цветной (больше 3 цветов)

Не надо жалеть красок. Цветной образ лучше запоминается, поэтому рисуем его как минимум тремя цветами.

Структура карты

Радиальная

Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия. Благодаря такому «радиальному» распределению проще работать с картой.

Понятная

Для повышения понятности карты нумерацию: нумеруем веточки цифрами – «1», «2», «3»… подсказывая, в каком порядке их следует просматривать.

Ключевые слова
  • Всегда есть соблазн записать целое предложение! Не делаем этого. Вычленяем 1-2 ключевых слова, этого обычно достаточно! В результате на карте будет нарисовано 20-30 слов, а эти 20-30 слов иногда за собой хранят информацию с 20-30 страниц текста. Но с каждой страницы текста берем только по 1 ключевому слову, которое позволяет восстановить в памяти информацию из текста.

  • Пишем слова в одну линию. Если у нас многоэтажная конструкция, то глаза вынуждены несколько раз совершить движения влево - вправо. Если все в одну строчку, то проще!

Цвет, шифр текста

Буквы

Надо стараться писать печатными буквами! Тогда их проще читать! Размером букв можно уже кодировать какую-то информацию, например, если буквы «ЗАГЛАВНЫЕ», то ими можно писать элементы из главных веток. Если буквы «строчные», то все остальные.

Цвет (чем больше – тем лучше)

Человек способен различать мельчайшие оттенки цветов, поэтому стоит использовать этот ресурс по максимуму! Но перебарщивать тоже не стоит. 4-8 цветов обычно хватает для большинства карт. Если цветов больше, то от их разнообразия уже начинает рябить в глазах, и цвета перестают нести нужную смысловую нагрузку.

Значение цвета и шрифта

Цвет, шифр могут нести в себе некий смысл. Например, у нас есть проект, в котором участвуют Иванов, Петров и Сидоров. Если вместе они напишут подобную карту, где выделят себя разными цветами и пишутся разными шрифтами, то им легко будет ориентироваться, кто какой фронт работ выполняет. И цвет, и шрифт будут нести важное смысловое значение.

Связи

Ассоциации

Любые элементы могут быть связаны ассоциациями, это впоследствии облечит восстановление карты, учебного материала.

Взаимосвязь

Пунктирные линии также выполняют такую важную функцию, как показывают связи между разными элементами карты. Важное замечание: на карту желательно не более 3-5 линий-стрелок. Если больше, то эти линии уже не помогают, а наоборот, делают карту еще более запутанной.

Символы

Запоминаемость

Картинки, рисунки, визуальные образы – запоминаются в 10 раз лучше, чем слова! Поэтому везде, где возможно, стараемся проиллюстрировать наши ключевые слова хорошо подходящими для них картинками.

Яркость, цвет

Картинки рисуем цветные, при рисовании карт, используем как минимум 4 цвета.

Логичность

Символы можно использовать как свои собственные, так и общепринятые, но они должны логично иллюстрировать ключевое слово, понятие, образ.

Слайд 7-16


Законы построения Интеллект-карт

Центральный образ, символизирующий основную идею, рисуется в центре листа. Лист располагается горизонтально (ландшафт).


От центрального образа рисуются ветки первого уровня, на которых записываются слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.


К веткам первого уровня при необходимости добавляются ветки 2-го уровня с ассоциациями, раскрывающими идеи веток 1-го уровня.



При построении карты используется максимальное количество цветов, шрифтов, отображающих разнообразие идеи.


По возможности, добавляются рисунки, символы, смайлы, ассоциирующиеся со словами на ветках. Это мнемонический приём, связывающий пару – слово-образ.


С помощью стрелок, соединяющих понятия на разных ветках, устанавливаются причинно-следственные связи.


Каждую идею, мысль, образ можно прокомментировать, вставить указания, ссылки и т.д

Иерархия мыслей отображается нумерацией веток. Зрительное выделение информационных блоков осуществляется за счёт введения цветных ореолов.

Фон интеллект карты может быть как белый, так и другого цвета. Он может соответствовать настроению автора, может нести смысловую нагрузку.

Человек, согласно теории Бехтерева, быстрее воспринимает цветовую  или световую информацию, на чем и основано действие светофора. Цветовой и световой сигнал дает импульс для дальнейшей работы мозга, активизирует хранящуюся в памяти информацию, помогает сделать ее актуальной. На этом и основана  когнитивная технология обучения, одним из вариантов реализации которой является метод интеллект-карт.

Когнитивная технология большую роль отводит мониторингу, поскольку важно обнаружить дефекты в познавательной сфере ребенка, поставить диагноз и разработать такую когнитивную схему, которая помогла бы ему исправить дефект. Наибольшего успеха с помощью интеллект-карт удалось добиться при подготовке к ЕГЭ по русскому языку, в частности в задании В8.

Слайд 17-20


Существует два способа построения Интеллект-карт:

  • Традиционный, нарисованный на бумаге цветными карандашами, фломастерами.

  • Электронный, созданный в специальной программе для построения интеллект-карт – ConceptDraw MINDMAP Professional Ru.

Какой способ лучше? В 5-6 классах учащимся легче использовать бумажный вариант, потому что в этом возрасте не столь высокий уровень ассоциативного и логического мышления. В среднем и старшем звене ребятам интереснее работать с компьютерной программой. В любом случае учителю учитывать психологические особенности и интересы детей.

Примером нарисованной ИК может служить зачетная работа ученицы 5 класса Курдюковой Дарьи по теме «Имя существительное».


Другим примером может ИК по литературе, выполненные разными способами ученицей 10 класса Пластининой Александрой по теме «Духовные искания Андрея Болконского».





Эти Интеллект-карты позволяют увидеть, насколько полно учащаяся усвоила информацию, её структурировала, установила ассоциативные связи, правильно использовала цветовую гамму, символы.

Учителю нужно учесть, что ведение метода ИК в учебный процесс не терпит поспешности, а требует терпения и скрупулёзного поиска наиболее эффективного пути.


Слайд 21-35


Сфера применения Интеллект-карт


Метод интеллект-карт можно назвать универсальным, его можно использовать на разных типах и формах урока:

1) изучение нового материала;

2) самостоятельная работа по теме;

3) обобщение материала;

4) написание творческой работы;

4) диагностическая работа;

5) анализ художественного текста;

5) доклада, реферата, научно-исследовательской работы;

6) подготовка к экзаменам, к работе над проектом, презентацией;

7) составление плана изучения учебного материала.


Изучение нового материала

При изучении новой темы учитель может использовать Интеллект-карту, составленную им заранее. С учащимися, которые знакомы с данной методикой, можно использовать лишь частично заполненную карту, по которой дети работают самостоятельно, более глубоко погружаясь в тему урока, умея отличать главное и второстепенное.

Примером могут следующие карты.




Самостоятельная работа по новой теме


Обобщение изученного материала

На уроках обобщения и систематизации материала, уроках самостоятельной, зачетной, контрольной работы также приемлемы карты, в которых обозначены частично ключевые слова, указаны некоторые смысловые связи.



Творческая работа по литературе

Литература – это искусство слова, поэтому на каждом уроке одной из главных задач является развитие навыков монологической речи. При этом время на уроке ограничено. В этом случае выручает метод карт ума, обладающий уникальной особенностью: он позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. А свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи.

Примером может быть карта, составленная учеником 6 класса Мантатовым Юрой при изучении биографии А. С. Пушкина.


Анализ художественного произведения


В нашей школе используется в том числе и дистанционная форма обучения. Учитывая меньшее количество часов, по сравнению с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, нам приходится оптимизировать подачу учебного материала. В связи с этим данный метод использования ИК наиболее эффективен при самостоятельной работе над художественным произведением в старших классах.



Составление плана изучения учебного материала

Подготовка к экзаменам по русскому языку и литературе

Интеллект-карты – хорошая помощь при подготовке к экзаменам не только потому,  что сжимается информация, что анализируется, систематизируется, обобщается материал, но и потому, что  на запоминание информации тратится меньше времени: использование зрительных образов, ассоциаций  усиливает эффективность запоминания. Одна страница карты с 20-ю и более словами позволяет гораздо быстрее запомнить новую информацию и гораздо быстрее вспомнить всю информацию при повторении.

Эффективны ИК и при подготовке к итоговой аттестации литературе и по русскому языку. Например, карта «Проблематика повести В. Кондратьева «Сашка» позволяет не только вспомнить и обобщить материал изученного произведения, но и подготовиться к выполнению части С по русскому языку.



Слайд 36-40

Оценивание Интеллект-карт, создаваемых учащимися

Еще одна трудность - составление критериев оценки ИК. При анализе интеллект-карт, создаваемых учащимися, оценивается следующее:

  • Яркость, объемность центрального образа;

  • Чёткость разветвлённой структуры, построенной на основе ключевых слов и ключевых фраз;

  • Ассоциации, наполняющие структуру;

  • Рисунки, символы, смайлики, побуждающие ассоциирование;

  • Связи между элементами структуры.

Далее отмечается:

  • Полнота или бедность содержания интеллект-карты, выраженные количеством ключевых слов и ключевых фраз;

  • Богатство и разнообразие или практическое отсутствие ассоциаций, выраженных наличием заполненных ответвлений разного уровня;

  • Наличие позитивной или негативной эмоциональной составляющей, проявляющейся в цвете, форме, символах и деталях интеллект-карты.

Слайд 41

Преимущества применения метода Интеллект-карт

Навыки, приобретенные обучающимися при работе по данной технологии, помогут учащимся не только в усвоении предметов школьной программы. Они станут тем фундаментом, на котором сформируется личность, способная мыслить творчески, созидать разумно, воспринимать объективно постоянно меняющийся мир.


Применение Интеллект-карт на уроках русского языка и литературы позволяет:

  • Научить учащихся пользоваться  разными источниками информации с целью поиска необходимых знаний, установления взаимосвязей.

  • Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память.

  • Осуществлять различные способы контроля.

При построении ИК обучающиеся учатся работать в микрогруппе, выступать перед аудиторией, задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать одноклассников и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания оппонентов, аргументировать свое мнение в группе, представлять презентации.


Слайд 42

Возможности для учащихся

Использование этого метода интеллект-карт имеет ряд преимуществ. Он позволяет учащимся

  • адаптироваться к условиям ЕГЭ;

  • повышать работоспособность; активизировать творческие процессы; повышать мотивацию;

  • формировать УУД; развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;

  • осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;

  • улучшать все виды памяти;

  • формировать орфографические и пунктуационные навыки; обогащать словарный запас;

  • создавать ясные и понятные конспекты уроков; получать максимальную отдачу от прочтения книг/учебников;

  • развивать ассоциативное и образное мышление;

  • участвовать в организации совместной деятельности;

  • экономить время.

Слайд 43

Возможности для учителя

Используя поисковую систему Интернет, программу ConceptDraw MINDMAP, мы с учениками составляем Интеллект-карты по разделам школьного курса русского языка и литературы. Именно этот метод позволяет нам:

  • повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность учащихся;

  • формировать личностные, метапредметные и предметные, развивать творческие способности;

  • активизировать проектную деятельность;

  • корректировать знания учащихся, готовить к итоговой аттестации.

Как показал наш опыт, использование этого метода позволяет учителю проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся.

Анализируя итоги использования Интеллект-карт на уроках русского языка и литературы, конечно же, нельзя обойти стороной и возникающие при этом трудности.

Самое главное - это низкий уровень мотивации у ребят. В начале нашей работы многие учащиеся не понимали практической значимости применения такого метода. Затем, постепенно обучаясь и совершенствуя своё умение, многие начали составлять ИК даже тогда, когда это не было обязательным заданием.

Очень важное условие в работе с ИК: они должны постоянно использоваться на уроке. Только тогда они помогут детям успешнее учиться, а учителю интереснее учить.  ИК становится алгоритмом рассуждения и доказательства, всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Обычная наглядность оживает, «начинает говорить».

Слайд 44-48 Как мыслят школьники?



Интеллект-карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления учащихся. Они проявляются при рисовании любых интеллект-карт, темы которых могут быть посвящены бытовым, философским, нравственным понятиям. Такие карты могут быть интересны классному руководителю, психологу.

Особое внимание стоит обратить на примеры пяти интеллект-карт, на которых учащиеся изображали ассоциативную сеть, связанную с понятием "стол".


Слайд 50 Первая карта


На первой карте (по ссылке откроется для просмотра), рисунок которой приведён выше, хорошо просматривается классификация ассоциаций, связанных с понятием "стол", по тем признакам, которые ученик считает существенными. Выделены четыре основные ассоциативные ветви, имеющие разветвлённые цепи вторичных ассоциаций. Хорошо видны ошибки детского мышления. Вместо типологии столов в зависимости от их функционального назначения ребёнок вводит ветвь с названием "где находится" стол. В результате столы с одинаковыми функциями попадают в разные вторичные ветви. Для обозначения функций стола вводятся две очень похожие главные ветви "предметы, стоящие на нём" и "что на нём можно делать", которые на самом деле связаны причинно-следственными зависимостями. Это приводит к повторению вторичных ассоциаций, однако связи между ними на карте не показаны. В ветвь "из чего сделан" попадают столешница, ящики и ножки, которые являются составными частями стола, а не тем, из чего он сделан. Тетради, книжки и дневник также оказываются составными частями стола. Отсутствует ассоциация с родовым понятием мебели (интересно, но этот эффект наблюдается во всех детских работах). Даже эти поверхностные наблюдения позволяют сделать вывод, что семантические сети ребёнка частично строятся по случайным признакам, плохо структурированы и дифференцированы и существенно не полны.


Слайд 51 Вторая карта

Вторая карта содержит гораздо более скудный набор ассоциаций, которые ограничены бытовыми ситуациями, связанными с кухней, на которой, по-видимому, ребёнок проводит много времени. Хорошо просматриваются вкусовые предпочтения школьника, существенные же признаки стола как предмета мебели полностью отсутствуют. Ассоциации конкретны, что говорит об  определённом примитивизме семантических сетей. Они также лишены цвета, объема и формы, что свидетельствует о невысоком уровне развития образного мышления. 

Слайд 52

Третья карта


Большинства перечисленных недостатков лишена третья карта. Хорошо видны главные ассоциации, имеющие отношение к существенным признакам стола, выраженным на уровне категорий, присутствуют цвет и форма. Это позволяет говорить о сохранности логического и образного мышления. Однако эта карта любопытна тем, что с её помощью можно оценить эрудицию ребёнка, выявить некоторые странные ошибки и индивидуальные предпочтения. Школьник почему-то считает, что столы изготавливаются из вагонки и стекловаты. Скуден набор материалов, из которых может состоять стол, отсутствуют некоторые распространённые виды столов, но компьютерному столу уделено повышенное внимание с помощью сети вторичных ассоциаций. Вероятно, ребёнок проводит много времени за компьютером, играя, слушая музыку и общаясь с друзьями.


Слайд 53
Четвёртая карта

Четвёртая карта демонстрирует совершенно иной набор ассоциаций. Видно, что ребёнка совершенно не интересуют предметы окружающего мира сами по себе. Они приобретают для него смысл только в контексте человеческих взаимоотношений. Поэтому в карте практически отсутствуют какие-либо признаки стола как искусственного физического тела, предназначенного для удовлетворения некоторых потребностей. Ассоциативный ряд ребёнка сразу выводит его в мир непростых человеческих отношений и сильных отрицательных эмоций. Ближайшими ассоциациями к слову "человек" оказываются "убийца", "наказание", "слёзы". И  всё это приходит на ум ребёнку, когда он слышит простое слово "стол"! Можно предположить, что жизнь ребёнка каким-то образом связана с вмешательством правосудия, так как слово "право" сопровождается тремя восклицательными знаками, а слово "убийца" ассоциируется со словами "закон" и "наказание". Весьма показательно, что в карте вообще отсутствует название левой ветви. Ребёнок осознаёт, что она слабо связана со столом, но не может удержаться от изображения волнующих его ассоциаций. Эти особенности восприятия информации необходимо учитывать в учебном процессе, так как ассоциации определяют контекст, придающий словам определённые значения, что оказывает существенное влияние на возможность адекватного понимания текста.

Слайд 54


Пятая карта

Пятая карта (по ссылке откроется для просмотра) производит ещё более удручающее впечатление. Среди главных ассоциаций, названных ребёнком (дуб, стул, рамка, время, мусор), только одна имеет прямую связь с существенными признаками стола. Можно только догадываться об условиях, в которых живёт ребёнок, если слово "стол" порождает у него ассоциации с мусором. Искажение существенных признаков делает невозможным правильное мышление о предмете. Более того, мысль ребёнка не может сконцентрироваться на определённых его сторонах, она непрерывно блуждает произвольным образом, перескакивая с одной темы на другую, но постоянно замыкаясь на различных аспектах  мира человеческих взаимоотношений.  При этом все мысли имеют одинаковую значимость для ребёнка, так как они отображены одним и тем же по величине и цвету шрифтом и связаны одинаковыми по степени выразительности связями. Карта полностью лишена цвета и рисунков, что говорит об ограниченности образного мышления.  

Слайд 55


Интеллект-карты делают обучение, работу и мышление приятными!

Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:

  • глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений;

  • вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;

  • разрабатывать и реализовывать программы коррекции когнитивных и эмоциональных затруднений;

  • развивать креативность школьников;

  • формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;

  • формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.);

  • улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;

  • ускорять процесс обучения;

  • формировать организационно деятельностные умения;

  • формировать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности;

  • учить учащихся решать проблемы.

Слайд 56

Используемые источники

  1. Бьюзен Т., Интеллект-менеджмент. Практикум лидера.: Минск.: Попурри, 2003.

  2. Бехтерев С., Майнд-менеджмент.:- Москва: Альпина, 2011.

  3. Бершадский М.Е. Метод ителлект-карт http://bershadskiy.ru

  4. Горовая Т.П. «Метод интеллект-карт – эффективная подготовка к ЕГЭ», фестиваль педагогических идей

  5. «Открытый урок» ИД «1 сентября» Горовая Т.П. «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка» Методический портал учителя

  6. «Методсовет» - http://metodsovet.su

  7. http://www.mind-map.ru/

  8. http://www.mindmap.ru/stat/begin.htm

  9. http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm

  10. http://www.syntone.ru/library/article_other/content/399.html?current_book_page=1

  11. http://conceptdraw.fileburst.com/Full/CDMindMap














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!