Михалап Е.И. Кейс – технологии в учебном процессе при подготовке к егэ и гиа
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом… как если бы от этого зависела жизнь.
Л.Кьюби
Кейс – технология
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
Игровое проектирование
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.
Ситуационно-ролевая игра
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Метод дискуссии
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Кейс - стади
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.
Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Особенности:
- Обязательная исследовательская стадия процесса
- Коллективное обучение или работа в группе
- Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения
- Специфическая разновидность проектной технологии
- Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
Работа ученика с кейсом
I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Действия учителя в кейс - технологии
- создание кейса или использование уже имеющегося;
- распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
- знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
- организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
- работа с кейсом;
- организация презентации решений в малых группах;
- организация общей дискуссии;
- обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
- оценивание учащихся преподавателем.
Виды кейсов
Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
Использование кейсов
Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей.
Кейс - обучение
Опрос (презентация)
Открытая дискуссия
Руководимая
Свободная
Индивидуальный
Групповой
Кейс – метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов.
Кейс – экзамен (зачет)
С предварительной подготовкой
Без предварительной подготовки
Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.
Работа ученика с кейсом ГИА и ЕГЭ
- 1)Определите по карте расстояние на местности по прямой от дома лесника до точки В. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
- 2)Определите по карте, в каком направлении от дома лесника находится точка В.
- 3)Участники школьной футбольной секции выбирают место для обустройства нового футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этого
Работа ученика с кейсом ГИА и ЕГЭ
- На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А–В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
Работа ученика с кейсом ГИА и ЕГЭ
- 1)Определите по карте расстояние на местности по прямой от башни до
- колодца. Измерение проводите между центрами условных знаков.
- Полученный результат округлите до десятков метров.
- 2)Определите по карте, в каком направлении от башни находится яма.
- 3)Участники школьной футбольной секции выбирают место для обустройства
- нового футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на
- карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования
- своего ответа приведите два довода.
Работа ученика с кейсом ГИА и ЕГЭ
- 1)Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?
- 1) Тюмень 2) Салехард 3) Новосибирск 4) Петрозаводск
- 2) Карта погоды составлена на 7 февраля. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день вероятно существенное потепление?
- 1) Москва 2) Новосибирск 3) Пермь 4) Салехард
Работа ученика с кейсом ГИА и ЕГЭ
-
- 1. Определить по графику величину ЕП в 2000, 2005 году.
- 2. Определить величину естественной убыли в 1995 году и 2000 году.
- 3. Определить по графику, в каком году ЕП был самым низким? Самым высоким?
- 4. Рассчитать в каком году был самый высокий уровень смертности? Рождаемости?
- 5. Определите по графику, в каком году за период, показанный на графике (1990-2008гг.), в России наблюдался наибольший ЕП прирост населения
- 6. Определить по графику наименьший показатель естественной убыли?
- 7. Определить величину ЕП в 2005 году?
Работа ученика с кейсом ГИА и ЕГЭ
Работа ученика с кейсом ГИА и ЕГЭ
Работа ученика с кейсом ГИА и ЕГЭ