СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение кейсовой технологии на уроках иностранного (английского) языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен хороший теоретический материал, который поможет учителям/преподавателям раобраться с сутью кейсовой технологии.

Просмотр содержимого документа
«Применение кейсовой технологии на уроках иностранного (английского) языка»

Применение кейсовых технологий

на уроке иностранного (английского) языка


Содержание


Введение…………………..………………………………………………….……3

1. Теоретические основы использования кейсовых технологий

в учебном процессе………………………………………………………...5

1.1. Что такое кейсовая технология…………………………………...………5

1.2. История и развитие кейсовой технологии………………………………..6

1.3. Суть, классификация, задача, источники, классификация кейсов.

Функции и роль преподавателя в подготовке и осуществлении

кейсовой технологии……………………………………………………….8

2. Кейсовая технология в обучении иностранным языкам……………….15

2.1. Цели, форму и результаты применения кейсовой технологии на

уроках ИЯ………………………………………………………………….15

2.2. Структура урока ИЯ на основе кейсовой технологии…………...……..20

2.3. Сценарий организации занятий с использованием кейсовой

технологии………………………………………………………...……..23

3. Практическая часть……………………………………………...………..24

Заключение……………………………………………………………….………29

Список использованных источников…………………………………….……..30






Введение


Целью обучения является воспитание и образование гражданина, который будет конкурентоспособен на рынке услуг. В современных условиях внедрения ФГОСов, в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение должно быть личностно-ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности обучающегося, развивающим, мотивированным и т.д. Современный обучающийся должен обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал способствующий самоактуализации, самообразованию в процессе учебной деятельности.

Современные информационные и коммуникационные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, призваны помочь в достижении этой цели. Без сомнения, они способствуют улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом.

Имея непосредственное отношение к указанным приоритетам в области лингвистики, данная работа исследует использование кейсовых технологий (Case Study) на уроках английского языка и при выполнении домашнего задания, чем обусловлена, на наш взгляд, актуальность темы.

Объектом исследования являются новые технологии в процессе изучения иностранных языков

Предметом исследования данной работы является новые кейсовые технологии на уроках английского языка и при выполнении домашнего задания.

Целью данной работы является исследование использования новых кейсовых технологий на уроках английского языка.

В рамках настоящего исследования предполагается решение следующих задач:

  • дать общую характеристику истории развития использования новых кейсовых технологий в образовании;

  • теоретически обосновать использования кейс-метода в учебном процессе;

  • рассмотреть сущность кейсовых технологий в обучении английскому языку;

  • изучить влияние кейс-метода на мотивацию обучения.

Методы исследования: критический анализ, научно фиксируемое наблюдение, беседа.

Методологической основой для решения поставленных задач явились:

  • Современная концепция личностно ориентированного образования;

  • Учение о мотивации учебной деятельности.

  • Концепция информатизации образования Российской Федерации.

  • Государственный образовательный стандарт.

Научная новизна исследования состоит в том, что кейсовые технологии способствует усилению учебной мотивации изучения ИЯ и совершенствованию знаний учащихся.

Теоретической основой исследования стали труды Ю.П. Сурмина, И.А. Зимней, Г. Багиева, Г. Конишенко, В. Наумова, А Сидоренко, П. Шеремета.







  1. Теоретические основы использования кейсовых технологий в учебном процессе


    1. Что такое кейсовая технология?


Современное обучение ориентировано на развитие познавательного потенциала личности, повышение способности к обучению, овладению новыми системами знания, развитие креативных способностей личности и расширение ее творческих возможностей. При этом огромная ответственность ложится на плечи преподавателя. В данных условиях он призван найти эффективные пути улучшения программы обучения, а вместе с этим выделить оптимальные методы и приемы обучения.

Методика преподавания иностранных языков – это гибкая и расширяющаяся информационно-образовательная среда, в которой наряду с традиционным подходом к преподаванию наблюдается повышение интереса к новым образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам. Одним из инновационных и малоизученных способов организации обучения является метод ситуационного обучения, более известный как кейсовая технология (Case Study).

Идеи этой технологии довольно просты [9]:

  1. метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых относительна, т.е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов которые могут соперничать по степени истинности;

  2. демократия в процессе выработки знания, когда обучающийся равноправен с другими обучающимися и преподавателем в процессе обсуждения проблемы;

  3. результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности;

  4. простая технология: разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые обучающимся нужно получить;

  5. в процессе работы над кейсом у обучающихся развивается система ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения;

  6. преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональностью изложения материала.

Таким образом, кейсовая технология обучения – это обучение действием: усвоение знаний и формирование универсальных учебных действий есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению проблемных вопросов, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями, а также развитие мыслительных способностей.


    1. История и развитие кейсовой технологии


Основы кейсовой технологии возникли еще в глубокой древности. По всей видимости, в качестве таких основ следует рассматривать полемики и дискуссии, применяемые с целью обучения. Одним из первых античных кейсологов был, вероятно, Сокрыт, который первым занялся преподаванием риторики. Беседы Сократа с учениками, споры с оппонентами до сих пор представляют профессиональный интерес для кейсолога.

К прародителям современного ситуационного обучения можно отнести царя Соломона, Иисуса Христа, неизвестных авторов притч, построенных по принципам анализа ситуаций.

Кейсовая технология в современном виде впервые была применена во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями. Термин «ситуация» и раньше использовался в медицине и правоведении, в образовании это понятие получает новый смысл.

В 1910 году декан Гэй посоветовал доктору Коупленду применить в качестве дополнения к лекциям студенческое обсуждение. В 1909-1919 годах преподаватели приходили в аудиторию, чтобы «презентовать проблему»: перед студентами ставилась задача, рассматривался ее анализ и давались соответствующие рекомендации относительно ее решения.

Первый учебник по написанию ситуационных упражнений был опубликован Коуплендом в 1921 году.

С течением времени метод ситуационных упражнений в той или иной степени начал использоваться в подавляющем большинстве учебных бизнес-программ не только в США, но и в других странах.

В СССР в 1970-80-е годы внимание к анализу ситуаций было довольно значимым. Это было связано с нарастающей потребность. Реформирования экономики. О проблеме кардинального обновления политической системы общества речи не было. Поэтому анализ ситуаций выступал как интсрумент обучения в хозяйственной деятельностив основном при выработке и принятии управленческих решений в условиях административно-распределительной экономики. Значительный вклад в разработку и внедрение ситуационного анализа внесли М.М. Бирнштейн, Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов и др. [9]

В высших учебных заведениях доминировали история КПСС, политическая экономия и научный коммунизм, которые оперировали однозначным, догматическим знанием. Такая методика, как «кейс», в учебной практике не применялась.

Быстрое развитие кейсовой технологии обучения на постсоветском пространстве началась с формированием рыночной экономики, политической демократии, идейного плюрализма. В середине 1990-х годов произошло стремительное обновление изучаемых в вузах дисциплин: экономика, менеджмент, маркетинг, политология, социология и т.п. стали занимать учебное пространство. Это создало благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения, вызвало интерес преподавателей к накопленному на Западе опыту использования в обучении ситуационного анализа.

Отечественные преподаватели активно впитывают опыт кейсологой других стран, но вместе с тем овладением западными методиками неизбежно происходит в специфической форме; уже на первоначальном этапе развития прослеживаются существенные отличия наших кейсов:

  • Наблюдается функциональное многообразие кейсов, которые используются не только в обучении, но и в других сферах деятельного проявления интеллекта.

  • Появляется большое количество исследовательских кейсов, основное назначение которых заключается не только в обучении поведению в неоднозначных ситуациях, но и в научении исследованию самих ситуаций, которые общество еще не переживало, «не проходило».

  • В странах с развитой рыночной экономикой и устойчивой демократической системой кейсы отражают многообразные ситуации стационарного общества, существующего в пределах определенных структур и границ. В переходных же поставторитарных обществах с большей или меньшей скоростью происходят структурные изменения. Поэтому кейс содержит в себе высокий эвристический потенциал, учит получению принципиального нового знания.

Таким образом, происходит быстрое внедрение кейсовой технологии в практику обучения.


    1. Суть, классификация, задача, источники, классификация кейсов. Функции и роль преподавателя в подготовке и осуществлении кейсовой технологии.


Кейсовая технология – это метод анализа ситуаций. Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Как специфический метод обучения данная технология применяется для решения свойственных ей образовательных задач.

Основными проблемами данной технологии являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.

Кейсовая технология выступает и как образ мышления преподавателя, позволяющий по-иному думать и действовать, обновить свой творческий потенциал. Здесь основными проблемами выступают широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности.

Кейс представляет собой некоторую ролевую систему. Под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейсовой технологии в ее крайнюю ролевую форму – игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Ю.П. Сурмин предлагает следующую классификацию кейсов [7]:

  • практические (отражают реальные жизненные ситуации);

  • обучающие (основной задачей выступает обучение и воспитание);

  • научно-исследовательские кейсы (ориентированы на осуществление исследовательской деятельности).

Классификация по Л.К. Гейхману [3]:

  • иллюстративные учебные ситуации: кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

  • учебные ситуации (кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы): цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

  • учебные ситуации (кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.): цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

  • прикладные упражнения: описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

Заслуживает внимания классификация кейсов, приведенная Н. Федяниным и В. Давиденко, хорошо знакомыми с зарубежным опытом использования кейсовой технологии:

  • структурированный (highly structured): кейс, в котором дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним обучающийся должен применить определенную модель или формулу;

  • маленькие наброски (short vignetts): содержат, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе обучающийся должен опираться еще и на собственные знания;

  • большие неструктурированные кейсы (long unstructured cases): объемом до 50 страниц, самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; обучающийся должен распознать такие «подвохи» и справиться с ними;

  • первооткрывательские кейсы (ground breaking cases): при разборе от обучающихся требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом обучающиеся выступают в роли исследователей.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую («действующую») модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

К источникам кейсов можно отнести:

  • художественную и публицистическую литературу;

  • статистические материалы;

  • сеть Internet;

  • личные ситуации обучающихся или преподавателя.

Все источники информации для кейсов представляют собой продукты человеческой деятельности.

Структура кейса и принципы его построения:

  1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки учеников.

  2. Определение проблемной ситуации.

  3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.

  4. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность; проверка ее соответствия реальности.

  5. Выбор жанра кейса.

  6. Написание текста кейса.

  7. Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий. [9]

Кейсовая технология опирается на совокупность определенных дидактических принципов:

  1. индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учёт его потребностей и стиля обучения, что предполагает сбор максимума информации об обучающихся еще до занятий;

  2. максимальное предоставление свободы в обучении (возможность выбора формы обучения, типа задач и способа их выполнения);

  3. обеспечение студентов наглядными материалами, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиозаписи и СD-диски);

    1. не загружать обучающихся большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях;

    2. обеспечение доступности преподавателя для обучающегося, который должен иметь возможность в любое время обратиться к нему;

    3. формирование у обучающихся навыков самостоятельности и рефлексии, умения работать с информацией;

    4. акцентирование внимания на развитии сильных сторон обучающегося.

Кейсовая технология выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

В процессе обучения преподаватель решает задачи обучения и развития студентов. При этом для решения этих задач преподавателю приходится выполнять шесть основных функций:

    1. гносеологическую (решает задачу получения и накопления новых знаний как по преподаваемой дисциплине, так и знаний о законах и механизмах функционирования педагогической системы);

    2. проектировочную (проектирует цели, программы, планы, методические системы и технологии преподавания курса);

    3. конструирующую (отбор и композиционное построение содержания курса, форм и методов проведения занятий);

    4. организационную (решает задачи реализации запланированных действий, организации учебно-воспитательного процесса);

    5. коммуникативную (включает в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса);

    6. воспитательную (направлена на формирование личности обучающего, его общую и профессиональную социализацию).

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы:

  1. сложная творческая работа по созданию кейса и вопросов для его анализа (осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя);

  2. деятельность преподавателя в аудитории (выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации).


Подготовка и обучение кейсовым методам


Фаза работы

Действия преподавателя

Действия обучающегося

До занятия

  1. Подбирает кейс

  2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки обучающихся

  3. Разрабатывает сценарий занятия

    1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы

    2. Индивидуально готовится к занятию

Во время занятия

  1. Организует предварительное обсуждение кейса

  2. Делит класс на подгруппы

  3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями

  1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

  2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие

  3. Принимает решение или участвует в принятии решений

После занятия

  1. Оценивает работу обучающихся

  2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

  1. Составляет письменный отчет о занятии по данной теме


Таким образом, подготовка кейса является трудоемкой работой, требующей от преподавателя высокой концентрации и применения творческих способностей.


  1. Кейсовая технология в обучении иностранным языкам


    1. Цели, форму и результаты применения кейсовой технологии на уроках ИЯ


Учебный материал для обучения речевой деятельности на ИЯ также может быть организован с помощью кейсовой технологии.

Каждый кейс может содержать упражнения, обеспечивающие активизации четырех основных компонентов, выделяемых в содержании обучения иноязычному говорению:

  • мотивационного;

  • процессуального;

  • результативного;

  • рефлексивного.

Эти аспекты содержания обучения учащихся иноязычному говорению могут быть в научных целях соотнесены с этапами порождения высказывания, выделенными И.А. Зимней: мотивационно-побудительным, этапом формирования и формулирования мысли и реализующим [4].

Мотивационный аспект содержания обучения говорению связан с первым этапом осуществляемого обучающимися иноязычного говорения – мотивационно-побудительным.

Иноязычное говорение обучающегося побуждается внутренней коммуникативно-познавательной потребностью осуществить устное общение. Она воплощается, объективируется в мотиве речевой деятельности и направляется коммуникативным намерением, которое осознается учащимся в цели говорения, например: спросить, разъяснить, уточнить какую- либо информацию.

Таким образом, мотивационно-побудительная фаза, представляющая собой сложное взаимодействие мотива говорения и коммуникативного намерения, формирует общий замысел, общий предмет высказывания.

Вследствие вышесказанного, перед преподавателем встает задача создания, поддержания и повышения мотивированности речевого поступка обучающегося. Решение этой задачи предполагает осуществление преподавателем отбора и организации учебно-речевых ситуаций, стимулирующих возникновение и развитие комуникативно-познавательной потребности учащихся к высказыванию мысли на ИЯ с какой-то определенной целью. Преподавателю следует отобрать интересный, удовлетворяющий коммуникативно-познавательную потребность обучающихся материал (т. е. смысловое содержание темы, ситуации, проблемы), который личностно значим для них.

Процессуальный аспект содержания обучения иноязычному говорению связан со вторым этапом осуществляемого обучающимся говорения – этапом формирования и формулирования мысли.

На этом этапе обучающийся должен осуществить правильный отбор средств и способов формировании и формулирования собственной мысли на ИЯ, а также планирование, программирование и внутреннюю языковую организацию предметного, содержательного плана говорения.

Выполнение этой задачи предполагает обеспечение обучающихся необходимым языковым и речевым материалом.

Результативный аспект содержания обучения иноязычному говорению связан с третьим этапом осуществляемого обучающимися говорения – реализующим.

Реализующий этап говорения носит внешне выраженный характер. Обучающимся осуществляют произнесение (фонацию) высказывания и таким образом реализуют свой замысел.

Рефлексивный аспект содержания обучения иноязычному говорению связан с таким компонентом говорения, как контроль, анализ, самоконтроль.

В процессе говорения обучающийся реализуют определенную программу порождения высказывания, заданную ситуацией устного общения. При программировании и реализации иноязычного говорения, они постоянно осуществляют контроль своих действий во внутренней речи и внешнем оформлении высказывания.

Постоянно контролируя свои речевые действия, обучающиеся постепенно овладевают способностью порождать иноязычное высказывание самостоятельно, без использования вспомогательных языковых, речевых и наглядных средств. Преподавателю уже не нужно каждый раз предъявлять внешний образец, так как обучающиеся сами могут воспроизвести речевые действия.

Значение внешнего образца, предлагаемого преподавателем, важно для создания у обучающихся внутренней модели действия или его внутреннего программирования.

Выработка внутренней программы, схемы речевого действия является основной задачей обучения иноязычному говорению. Ее решение осуществляется в результате тщательной работы преподавателя. Это ответственный методический период тренировочной работы. Кроме того, обучающиеся могут оценивать свои достижения, выполняя определенные контрольные задания.

Применение кейсовой технологии на уроках ИЯ преследует взаимодополняющие цели:

  • совершенствование коммуникативной компетенции;

  • совершенствование лингвистической компетенции;

  • совершенствование социокультурной компетенции.

Знакомство с кейсом, самостоятельный поиск решения (внутренняя монологическая речь на ИЯ), процесс анализа ситуации во время занятия (монологическая и диалогическая речь, подготовленная и спонтанная, также на ИЯ) – всё это примеры коммуникативных задач.

Аудиторное общение, связанное с работой над кейсом, которому присущи спор, дискуссия, аргументация, описание, сравнение, убеждение и другие речевые акты, тренирует навык выработки правильной стратегии речевого поведения, соблюдения норм и правил англоязычного общения.

Комментарии обучающихся по содержанию кейса оцениваются преподавателем по аналитическому, управленческому навыкам, навыку принятия решения, навыку межличностного общения, творческому подходу, навыку устного и письменного общения на ИЯ (лексико-грамматический аспект).

Поэтому кейсовая технология включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы его использования в учебной практике ИЯ. [3]

Иноязычная речевая деятельность осуществляется в следующей последовательности:

  1. обсуждение полученной информации, содержащейся в кейсе;

  2. выделение наиболее важной информации;

  3. обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;

  4. работа над проблемой (дискуссия);

  5. выработка решения проблемы;

  6. дискуссия для принятия окончательного решения;

  7. подготовка доклада;

  8. аргументированный краткий доклад.

Кейсовую технологию на уроках ИЯ рекомендуется применять на старшей ступени, т.к. обучающимся необходим определённый запас знаний, достаточно высокий общий уровень владения ИЯ и сформированные коммуникативные навыки.

Кроме того, будучи сложным и эффективным методом обучения, кейсовая технология не является универсальным и применяется особенно успешно только в сочетании с другими методами обучения иностранным языкам, т.к. сам по себе не закладывает обязательного нормативного знания языка.

Кейсовые технологии формируют у обучающихся следующие универсальные учебные действия (УУД):

  • в сфере личностных УУД:

  • широкая мотивация учебной деятельности;

  • учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения учебных задач;

  • способность к принятию решений с учетом конкретных условий и наличия фактической информации;

  • уверенность в своих силах;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной работы;

  • в сфере познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД:

    • выделять в тексте кейсов главную и второстепенную информацию, главную идею текста, анализировать и находить проблему, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию,

    • объяснять явления, процессы, связи в отношении информации, представленной в кейсе;

    • рассуждать логически, включая установление причинно следственных связей;

    • проводить сравнение и классификацию, выбирая критерии для указанных логических операций;

    • делать умозаключения и выводы, четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию;

    • соотносить свою позицию с мнениями партнеров, сотрудничать с партнерами при выработке общего решения проблемы;

  • способность к принятию решений с учетом конкретных условий, то есть умению оценить альтернативы и выбрать оптимальный вариант;

    • самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы;

    • использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и чувств, а также представлять информацию в виде таблицы, схемы, конспекта, плана, текста;

    • осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Таким образом, кейсовая технология способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Если в течение учебного года такой метод применяется неоднократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. [7]

Практика показывает, что обучающиеся положительно реагируют на кейсовую технологию. Преподаватели, использующие кейс-технологию в своей деятельности, говорят о достижении определенных результатов:

  • Контроль устной и письменной речи показал, что у обучающихся увеличился словарный запас.

  • Повысилась мотивация обучающихся к изучению ИЯ.

  • Все больше обучающихся понимают практическую значимость умения общаться на английском языке.

  • Устойчивое формирование межкультурной языковой компетенции.


    1. Структура урока ИЯ на основе кейсовой технологии


Освоение описанного выше содержания обучения (в четырех его аспектах) должно осуществляться в упражнениях. [8] Они могут быть представлены тремя группами:

    1. упражнения, направленные на обеспечение обучающихся:

  1. учебно-речевой ситуацией, темой, проблемой, способствующими вызову коммуникативно-познавательного мотива говорения и коммуникативного намерения;

  2. языковым и речевым материалом;

  3. различными схемами, таблицами, для успешного планирования и программирования иноязычного высказывания;

    1. упражнения, направленные на подготовку дискуссий, проектов, брейнстормингов, способных активизировать учебно-речевую деятельность обучающихся (без использования вспомогательных языковых, речевых и наглядных средств);

    2. упражнения контрольного характера.

Структура урока ИЯ может быть построена по следующим направлениям:

    1. Вводные или разминочные упражнения (Starting up). Они имеют дискуссионный характер. Целью упражнений этого этапа является обучение лексике, а так же навыкам говорение.

    2. Аудирование (Listening). Упражнения этого этапа направлены на развитие навыков аудирования и письма, а также освоение новой лексики.

    3. Чтение (Reading), который включает два текста. Этот раздел урока, кроме развития навыков чтения и понимания текста на ИЯ, нацелен на освоение новых лексических единиц по теме урока.

    4. Повторение грамматики (Language Review). Этап посвящен грамматической теме урока и включает всего три упражнения, которые имеют следующие формулировки заданий:

  • «Объясните, какие времена английского глагола используются для обозначения действий, повторяющихся в настоящем, имеющих результат в настоящем, продолжающихся в настоящий момент, имеющих место всегда».

  • «Найдите глагольное время в следующем абзаце прочитанного текста… и объясните значение этого времени».

  • «Используя приводимые ниже записи, напишите предложения по теме урока».

    1. Исследование проблемы (Case Study). В его начале приводится описание проблемы поднятой в начале урока.

Вероятно, в ближайшем будущем кейсовые технологии станут одними из основных в преподавании ИЯ, т.к. способствуют решению основной задачи процесса обучения иностранному языку – формированию коммуникативной компетенции.


    1. Сценарий организации занятий с использованием кейсовой технологии


Работа обучающихся начинается со знакомства с ситуационной задачей. Обучающиеся самостоятельно в течение 10-15 минут анализируют содержание кейса, выписывая при этом необходимую информацию. В результате у каждого обучающегося должно сложиться целостное впечатление о содержании кейса.

Знакомство с кейсом завершается обсуждением. Преподаватель оценивает степень освоения материала, подводит итоги обсуждения и объявляет программу работы первого занятия.

В дальнейшем происходит формирование рабочих подгрупп по 3-5 человек. Каждая подгруппа располагается в каком-либо месте аудитории, по возможности, на небольшом удалении друг от друга.

Распределение тем производится преподавателем с учетом желания каждой подгруппы. Если тема для всех подгрупп одна, то преподаватель ее объявляет и ставит срок, к которому нужно представить результат.

На этом этапе преподаватель более подробно объясняет цели каждой подгруппы и в каком виде должен быть оформлен отчет о работе.

После того как распределены темы, обучающимся необходимо изучить соответствующий теоретический материал, используя учебные пособия и другие методические издания. Во внеучебное время обучающиеся могут пользоваться рекомендованной литературой.

Применение кейсов должно быть методически, информационно, организационно и педагогически обоснованным и обеспеченным. Бесспорно, функциональное поле кейсов открывает широкие возможности для использования и дополняет традиционные классические методы обучения ИЯ.

Использование кейсов в преподавании ИЯ – это ещё один шаг к интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство.



  1. Практическая часть


Кейсовая технология представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии, т.е. объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические процедуры. На основании этого автором работы были составлены и использованы на уроках ИЯ дифференцированные упражнения, которые помогли обучающимся объективно оценить реальную ситуацию, выделить проблему, найти способы решения данной проблемы, учитывая интересы и особенности других людей.

Ниже представлены темы для активизации навыков говорения, аудирования, чтения и письма на английском языке [2]:

  • Транспорт

  • Ситуация «Как пройти/проехать?..»

  • Ситуация «Как вызвать такси?»

  • Ситуация «На железнодорожной станции»

  • Ситуация «В метро»

  • Ситуация «Заказ билетов на самолет / поезд / автобус»

  • Ситуация «Как взять машину / велосипед на прокат»

  • Принятие пищи

  • Ситуация «Как сделать заказ в кафе / ресторане»

  • Ситуация «Как предложить еду / напиток /угощение»

  • Ситуация «Как попросить поменять приборы / блюдо»

  • Ситуация «Как отказаться от заказа»

  • В городе

  • Ситуация «Регистрация в отеле»

  • Ситуация «В банке»

  • Ситуация «Обмен валюты»

  • Ситуация «Делаем покупки»

  • Ситуация «Общение с полицией»

  • Ситуация «Посещение театра / кинотеатра»

  • Ситуация «В аптеке»

  • Общение

  • Ситуация «Как поздороваться и попрощаться»

  • Ситуация «Как представиться незнакомому человеку»

  • Ситуация «Как представить своего друга»

  • Ситуация «Как попросить прощения»

  • Ситуация «Как попросить повторить то, что вы не поняли / не расслышали»

  • Ситуация «Как позвонить по телефону»

  • Ситуация «Как попросить о помощи»

  • Ситуация «Как поздравить с праздником»

  • Ситуация «Как попросить об услуге»

  • Ситуация «Разговор о погоде»

  • Ситуация «Как сделать комплимент»

  • Ситуация «Как предложить сделать что-то вместе»


Для того чтобы разноуровневые обучающиеся смогли корректно составить диалог по теме, им предлагается список слов и выражений (The List of Words and Expressions), например:


Приветствие:

Hello. – Привет. Здравствуйте.

Hi. – Привет (неформальное обращение).

Hi there. – Привет (обращение к незнакомому человеку или людям).

Good morning. – Доброе утро.

Good afternoon. – Добрый день.

Good evening. – Добрый вечер.


При встрече со знакомым человеком:

How are you? – Как дела? Как поживаешь?

I’m fine (OK), thanks. – Все в порядке.

And you? – А ты (вы)?

So-so. – Так себе.

Not bad. – Неплохо.

Not so good, I’m afraid. – Боюсь, не очень хорошо.

Don't ask. – Лучше не спрашивай.

Nice to see you (again). – Рад(а) тебя (снова) видеть.

You look nice. – Хорошо выглядишь.

You too. – Ты тоже.


Прощание:

Goodbye. – До свидания.

Bye. – Пока.

Bye-bye. – Пока.

Good night. – Доброй ночи / Спокойной ночи.

See you. – Увидимся.

Keep in touch. – Будем на связи.

Have a nice day. – Хорошего дня.

Используя эти фразы, учащиеся смогут составить элементарный диалог, например:


Masha: Hello, Alex.

Alex: Hi, Masha.

Masha: How are you?

Alex: Not bad. And you?

Masha: I’m fine, thank you. Nice to see you.

Alex: Me too. See around.

Masha: Bye.


Приведенные примеры, разумеется, не являются типичными для обучающихся 10-го класса, но автор столкнулся с тем, что уровень обученности студентов I курса настолько низок, что приходится начинать с азов (буквально с алфавита). От степени энтузиазма и заинтересованности преподавателя зависит уровень обученности детей.

В классах (группах) с хорошим и высоким уровнем обученности применяются задания второго и третьего уровня сложности [1], например:


HOTELS

Question: When was the last time you stayed in a hotel? Did you enjoy it?

Complete the 15 sentences with the words on the top.


5-star hotel bellhop book a room

Do not disturb. double room check-in

free breakfast front desk hotel guest

lobby maid room key

vacancy wake-up call room service


  1. We have to get up at 5:00 am tomorrow to go to the airport. Let’s ask for a _______________.

  2. I’m really tired. I think I’ll put the _______________ sign on the door so no one will wake me up.

  3. My cousin will arrive and _______________ at 2:00 pm on Monday. He’ll check-out on Friday.

  4. Be careful. Don’t lose the _______________ .

  5. Let’s get a _______________ to carry our bags.

  6. If you’re hungry, we can call _______________.

  7. We can’t stay at that hotel. There are no rooms available. There’s no _______________.

  8. A) That hotel is very expensive.

B) Of course. It’s a _______________.

  1. I like to stay at that hotel because they offer a _______________ and I love their food.

  2. The driver of the shuttle bus said we should wait for him downstairs in the _______________.

  3. My wife and I will be traveling together, so we don’t want a single room. We need a _______________.

  4. The _______________ next to our room was too noisy. I couldn’t get much sleep.

  5. I don’t know what time the hotel restaurant is open. I’ll call the _______________ and ask them.

  6. Let’s ask the _______________ to clean our room.

  7. You can save money if you use the Internet to _______________.


Проверка выполнения задания осуществляется путем демонстрации ответов на слайде.

Кроме того, это же задание может быть выполнено без указания списка слов в форме аудирования.

В классе с высоким уровнем обученности задание может быть следующим:


Karen Hewitt, a British author, made a personal account of the British people and their lives on the “beautiful, off-shore island” in her book “Understanding Britain”.


      1. Which aspects of life does K. Hewitt explain for visitors?


We live on a very small island with a mild climate and a history of centuries of efficient road-building. This is partly because we have excellent road-building materials. We rarely have severe winter frosts that damage the roads very much, and we do not normally suffer from heat, drought or flooding.

About 44% of the population spend time gardening. The climate is ideal. Most of us do not need to grow vegetables, but home-grown vegetables taste better than those in shops. We also grow flowers and have a passion for lawns of grass which stay green throughout the year.

It was the British who started the fashion for seaside holidays. Not surprisingly, nobody in British lives more than one hundred and twenty kilometers from the sea. The nearest holiday area of France is only three or four hundred kilometers away. Many families prepare to drive to the warm south and camp in comfortable campsites. Spain is also popular. It offers a wonderful climate.

The British love of compromise in the results of the physical geography. This may or may not be true, but it is certainly true that the land and climate in Britain don’t have extremes. Britain has mountains, but none of them are very high, it also has flat land, but you can’t travel far without seeing hills, it has no big rivers, it doesn’t usually get very cold in the winter or very hot in the summer, it has no active volcanoes.


      1. How does the author explain the reason why

  • there are excellent roads in England?

  • a lot of people like gardening?

  • most British people spend their holidays at the seaside?

  • a lot of people like spending their holidays in France and Spain?

  • English people like compromise?

Работа над созданием кейсов будет, несомненно, продолжаться.






Заключение


Кейсовую технологию непросто внедрять в учебный процесс. Однако ее использование позволит включить в учебную деятельность даже самых ленивых и безынициативных обучающихся, которым волей-неволей придется включиться в работу, научиться самостоятельно добывать знания, делать выводы и умозаключения. По моему мнению, учить самостоятельно работать необходимо начинать с ранних этапов обучения (начальной школы).

Без учета психологических особенностей, природных способностей, личного опыта обучающегося, а также самого пространства общения кейсовая технология не даст нужного результата.

Результативность обучения зависит от нетрадиционной формы проведения урока, новизны учебного материала, речевых ситуаций общения, от того, насколько плодотворно поработает преподаватель, в конце концов.

Мониторинг отслеживания результатов  при работе с данной технологии показывает эффективность ее использования. Особый интерес вызывают проблемные вопросы. Они способствуют активизации познавательной деятельности.  На таких уроках высокая активность, сознательная дисциплина. Все это способствует личностно развивающему обучению.

Кейсовая технология предназначена компенсировать различные ограничения в получении образования, в жизнедеятельности обучающегося, позволяя ему на равных выступать на рынке труда.











Список литературы


  1. ESL Worksheets from A to Z. Источник: http://www.allthingstopics.com/

  2. Michael Ockenden. Situational Dialogues. Third Edition, Longman Group UK Limited, 1986.

  3. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 1999.

  4. Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К. Гейхман // Матер. II Международ. Науч.- практ. Конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006.

  5. Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // исследования речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.

  6. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии. / Под редакцией Г.Н. Прозументовой. Томск, 2003.

  7. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). Источник: http://www.casemethod.ru

  8. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. // Маркетинг, №1, 1999.

  9. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!