Применение метода кейсов на уроках физики
В свете модернизации образования в РФ принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.
В организации такого рода деятельности одной из перспективных технологий обучении становится так называемая кейс-технология (case-study). Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов.
Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций) — техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.
Достоинства кейс- метода:
1. Метод предназначен для ситуаций, в которых нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку.
3. Результатом применения метода являются не только знания, но и способы деятельности.
4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс компетентностей, необходимых для формирования.
5. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является развитие системы ценностей школьников, профессиональных позиций, жизненных установок.
6. В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.
Кейсы бывают абсолютно разные: тематические, научные, кейсы-инструкции, видео кейсы, но все они обязательно должны содержать реально возможную ситуацию из жизненного опыта людей. А так же в кейсе должны быть противоречия, которые дадут возможность рассуждать и ставить перед собой вопросы.
Выбор проблемы и путей её решения, который школьники осуществляют во время работы над кейсом, состоит из шести этапов, преследующих определённые цели:
Этапы работы над кейсом и их цели
этапы | цели |
Знакомство с конкретным случаем | Понять проблемную ситуацию и пути принятия решения |
Поиск и анализ информации для принятия решения | Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для решения проблемы |
Обсуждение возможностей альтернативных решений | Развивать альтернативное мышление |
Резолюция – принятие решения в группах | Сопоставить и оценить предложенные варианты решения |
Диспут – защита своих решений отдельными группами | Аргументировано защищать решения |
Сопоставление итогов – сравнение решений, принятых в группах, с решением, принятым в действительности | Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения |
Педагогическая деятельность при работе с кейс-технологией.
Есть 3 возможные стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом:
1. Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;
2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;
3. Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.
Источники кейсов
Реальная жизнь;
Средства массовой информации;
Анализ научных статей, монографий; Художественная и публицистическая литература;
Интернет
один из самых простых видов кейсов. Это кейс возможных ситуаций. Придумать его можно почти к любому уроку, если есть необходимость обсудить какой-то закон или явление. Для работы с ним применим метод кейс-стади. Цель метода «кейс-стади» – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Например, этот кейс при изучении темы «Электризация тел»
КЕЙС №3
Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год.
Вопросы к кейсу:
1. Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?
2. Прав ли был механик автоколонны?
3. Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин? Какой лучший выход можно было найти в данной ситуации?
4. Всё ли вам известно, чтоб верно разобраться в поставленных вопросах. Сформулируйте для себя задание по данному кейсу, которое вы выполните к следующему уроку ( на следующем этапе урока).
Здесь представлены разные кейсы и разные методы работы с ними, однако все кейсы объединены общими принципами работы с ними:
- описание реальной проблемной ситуации;
-альтернативность решения проблемной ситуации;
- единая цель и коллективная работа по выработке решения;
- эмоциональное напряжение учащихся.
Конечно, как и у любой методики у кейс-метода есть свои недостатки и преимущества. Однако мне этот метод нравится, и я с удовольствием использую его в своей практике.