Применение метода наглядного моделирования в коррекционной работе со школьниками, имеющими общее недоразвитие речи
Учитель-логопед
МБОУ «СКШИ VIII вида»
Плетенюк Т.В
Одной из центральных задач обучения школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) является развитие речи.
Наличие у таких детей отклонений в развитии психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) создает дополнительные трудности в овладении письменной речью.
Исследования ученых подтверждают, что мыслительные операции как у нормально развивающихся школьников, так и у школьников с проблемами в речевом развитии, решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев). В качестве таких внешних средств успешно используются различные сенсорные эталоны, символы, наглядные модели.
Учитывая эти особенности, ввела в практику работы с детьми с ОНР метод наглядного моделирования.
Под наглядным моделированием понимаю воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Эффективность использования моделей зависит от следующих условий:
-модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;
-быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;
-должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. Исходя из этого, разработан перспективный план занятий на 2 года с применением наглядного моделирования, в котором отражено последовательное усложнение материала в соответствии с постепенным расширением речевых возможностей детей.
Рассмотрим подробнее специфику применения наглядного моделирования в ходе логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
При подготовке к обучению грамоте применяю модели при решении следующих задач:
-формирование навыков звукового анализа и синтеза;
-определение позиции звука в слове;
-анализ и синтез предложений;
-отработка навыка послогового чтения и других.
В коррекции данного речевого нарушения большое внимание уделяю формированию словообразовательных навыков. Применение моделей способствует более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций.
Например, в игре «Вкусный сок» дети практически усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.
Предлагая детям выполнить задания по теме «В семье слов», формирую умение подбирать родственные слова. В данном случае схемы ориентируют детей на поиск слов-«родственников» в определенном лексико – семантическом поле.
Продуктивным является применение наглядных моделей при формировании у детей умения конструировать предложения различных типов.
На первом этапе работы в данном направлении обучаю детей конструированию отдельных словосочетаний. Затем ввожу модели, максимально конкретизирующие структуру предложения. Например, в игре «Кто из животных какую пользу приносит?» в качестве модели использую изображения предметов, о которых говорится в предложении, в сочетании с графическим изображением стрелки на месте сказуемого.
Постепенно модели усложняются, приобретают более абстрактный характер (волнистая линия вместо определения; схематические изображения предлогов и союзов и др.), соответственно, усложняется и предложение.
Такая работа над структурой предложений подготавливает детей к овладению полноценным лексическим и синтаксическим анализом предложения в школьный период.
Известно, что дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование монологической речи. По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование моделей облегчает процесс освоения связной речи (О.М. Дьяченко, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко). В данном случае модель выступает как своеобразный наглядный план для создания монологов, поэтому данный метод успешно применяю в работе над всеми видами связного высказывания.
В процессе работы над умением детей составлять рассказ по определенной сюжетной линии использую модели, включающие опорные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Это напоминает детям о так называемых «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.
В начале обучения составлению описательного рассказа наглядная модель включает ряд схем, нацеливающих детей на называние основных признаков описываемого предмета. Например, в задании «Опиши овощ (фрукт)» схемы направляют внимание ребенка на обозначение формы, цвета, запаха, сочности, вкуса описываемых овощей и фруктов.
На последующих занятиях дети учатся описывать объект по наглядным опорам, напоминающим каждому ребенку последовательность и характер частей, из которых должен состоять рассказ. К примеру, в задании «Расскажи о домашнем животном» наглядная модель рассказа – описания включает следующие стилизованные изображения:
«зеркало» - внешний вид животного;
«кастрюля» - чем питается животное;
«домик» - где живет;
«коляска» - как называются детеныши;
«ухо» - как подает голос;
«человек» - какую пользу приносит человеку.
Постепенно дети учатся составлять план своего высказывания (сначала устно, затем в «уме») и описывают предметы без помощи наглядных опор.
Изучение результатов работы показало, что использование моделей помогает в реализации программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи .
Так, в 2016-2017учебном году диагностическое обследование обучающихся на конец учебного года выявлен высокий уровень речевого развития у 40% детей, выше среднего у 30%, средний уровень – у 20%, у 10% не усвоение в силу особенностей развития обучающихся.
Таким образом, применение метода наглядного моделирования способствует значительному увеличению эффективности коррекционно – развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи, осуществляемой логопедом.