СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение метода Синквейн в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен опыт по сотавлению синквейна дошкольниками. 

Просмотр содержимого документа
««Применение метода Синквейн в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»»

муниципальная бюджетная общеобразовательная организация Пышминского городского округа «Тимохинская начальная общеобразовательная школа»

















«Применение метода Синквейн

в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»















Исполнитель: И.А.Аржанова,

воспитатель,

соответствие занимаемой должности










с.Тимохинское, 2016

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.
Античная поговорка


Решение проблемы речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

В системе дошкольного образования произошли серьёзные изменения, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от нас более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

Изучив опыт коллег по данной проблеме, определила, что одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. В этом учебном году решила внедрить в своей педагогической деятельности данный метод. Автор данного метода - Акименко В.М.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется следующим:

- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом;

- совершенствуется умение: высказать собственное отношение к чему-либо;

-носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

-используется для закрепления изученной темы;

-является игровым приемом.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Составляем синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показываю образец.

40% детей имеют достаточный словарный запас, владеют обобщением, понятиями: слово-предмет, слово - действия, слово-признак, согласовывать слова в предложении.

Составление синквейна использую для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Мною отмечено, что Синквейн – получается у всех!

Данный метод легко интегрируется со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Когда же начинать знакомство с этим приемом? Отмечено психологами: с детьми старшего дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги, сегодня я познакомлю вас с этой методикой и представлю опыт своей работы.

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.

В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.

На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста.

Синквейн – это не обычное стихотворение написанное в соответствии с определёнными правилами:

1 строка – кто? что? 1 существительное

2 строка – какой? 2 прилагательных

3 строка – что делает? 3 глагола

4 строка – фраза из 4 слов

5 строка – ассоциации, возникающие, когда слышишь это слово

Он напоминает елочку или пирамиду.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

На первом этапе мной использовались следующие упражнения:

  • «Подбери определения» – например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.

  • «Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)

  • «Кто что делает?» – повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).

  • «Что чем делают?» – рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

  • «Назови часть целого» – дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др.

 На втором этапе вводилось понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, модель – предмет (игрушка, картинка).  Дети на этапе овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы.

На третьем этапе вводилось понятие «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовилась платформа для последующей работы над предложением.

На четвертом этапе, давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», дети накапливали материал для распространения предложения определением.


Примеры синквейнов, составленные совместно с детьми.


1. Котёнок
Беленький, пушистенький
Играет, мяукает, ест
Он мой друг
Домашнее животное

2. Арбуз
Круглый, зелёный
Продается, растёт, спеет
Арбуз – это большая ягода.
Осень



3.Машинка.

Красная, гоночная.

Едет, сигналит, везет.

Я люблю играть машинками.

Игрушка.


4.Новый год.

Радостный, долгожданный.

Приходит, веселит, радует.

Я люблю этот праздник.

Подарки.


Дидактический синквейн использую:

  • Для закрепления изученной лексической темы.

  1. Рябина.

  2. Тонкая, кудрявая.

  3. Растет, Зеленеет, Цветет.

  4. Ягоды рябины любят снегири.

  5. Дерево.

  • Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте:

  • 1. Звуки речи.

  1. Гласные, согласные.

  2. Слышим, произносим, выделяем.

  3. Звуки складываются в слоги.

  4. Речь.


  • Используя слова из синквейна, придумать рассказ.

  1. Белка.

  2. Пушистая. Рыжая.

  3. Прыгает, Скачет, Заготавливает.

  4. Белка живет в дупле.

  5. Дикое животное.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

  • Синквейн несёт определенную эмоциональную окраску автора, можно сравнить:
    Осень
    Солнечная, тёплая.

Дарит, Светится, Радует.

В парке осыпаются листья.

Золото!

Осень
Ветреная, холодная.

Дождит, Шуршит, Хмурится.

Люди смотрят в окна.

Грусть!


Веду работу по созданию совместной копилки синквейнов и систематизирую их. В конце учебного года предполагаю создать электронный сборник синквейнов дошкольников.

Не всем детям нравится составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому я помогаю и поощряю стремление детей составлять синквейн или отвечать на вопросы. Для детей игра в синквейн становится весёлым и занимательным занятием, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов.

Я предлагаю составить групповой синквейн на тему: «Педагогические чтения»


Педагогические чтения

Креативные, интересные, новые

Учат, обобщают, систематизируют

Педагоги делятся опытом работы

Самосовершенствование.


Вывод:  выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием  метода Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!