СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение методов самоконтроля и самокоррекции учащихся на уроках русского языка на ступени основного общего образования. 2015

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение методов самоконтроля и самокоррекции учащихся

на уроках русского языка на ступени основного общего образования (выступление на городских педагогических чтениях в 2015 году)

Просмотр содержимого документа
«Итоговый вариант статьи 2015»

Субботина С.Л.,

учитель МАОУ «СОШ № 22»,

г. Первоуральск


Применение методов самоконтроля и самокоррекции учащихся

на уроках русского языка на ступени основного общего образования


 В современном обществе одной из важнейших проблем педагогической науки и образовательной практики становится формирование у учащихся умения самостоятельно организовать свою учебную деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Российской Федерации указывает на то, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать «умение учащихся соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией». Следовательно, самоорганизация – это способность проектировать свою деятельность, стимулировать актуализацию своих возможностей, контролировать, анализировать и осуществлять коррекцию своей деятельности.

Бесспорно, что такое качество личности, как самоорганизация, отвечает необходимости подготовки компетентных выпускников школы, умеющих действовать в нестандартных ситуациях, планировать свою деятельность, предвидеть и корректировать ее результаты. Таким образом, учащийся должен овладеть теми умениями, которые будут способствовать проявлению им самостоятельности и самоподготовки к продолжению образования, самообразованию, самоопределению и саморазвитию. Методика формирования у учащихся навыков самоорганизации учебной деятельности основывается на решении учебных проблемных задач. Удачно сформулированная проблема вызывает интерес у учащихся, способствует нахождению путей для её реализации. А затем, в процессе решения учебных проблемных задач происходит формирование навыков самоорганизации учебной деятельности. Педагогическая технология располагает многими приемами, среди которых можно особо отметить применение учебных заданий для обучения самоконтролю и самокоррекции учебной деятельности.

Самоконтроль – это важнейший метод самоорганизации деятельности, самостоятельное регулирование и направление личностью своей умственной работы, поведения, побуждений, желаний на необходимый для развития путь. Метод самоконтроля носит интегрированный характер, так как включает следующие операции: осознание учеником потребности в работе, постановку цели, планирование, реализацию программы действий, коррекцию результатов. Особое внимание в процессе самоконтроля следует уделять планированию – выделению основных и промежуточных целей в предстоящей и текущей умственной деятельности и взаимодействиях ее с личными целями. В учебной деятельности самоконтроль предполагает постоянное соотнесение содержания и структуры своей умственной деятельности с содержанием и структурой обучения в целом. Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была действительно эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. Для этого необходимо использовать различные приёмы самоконтроля. Например, в своей практике я использую следующее: сверку с образцом, повторное выполнение упражне­ния, проверку полученных результатов, проверку с выходом на интернет-ресурсы, взаимопроверку с товарищем, коллективное выполнение задания и коллективную проверку, сочетание коллективной и индивидуальной работы, выполнение заданий по алгоритму. Здесь важно отметить, что нельзя использовать все эти приёмы одновременно; они эффективны только в нормированном виде и требуют строгой уместности.

При проведении самоконтроля ключевым звеном является проверка по готовому или составленному образцу. При этом важно, чтобы контроль был целенаправленным, объективным, всесторонним и индивидуальным. Оценка результативности такой методики показывает, что осознанность решения учащимися учебных задач повышается, главным образом, за счет усиления саморефлексии выполненного решения задачи. Роль образца решения заключается в том, что с его помощью учащийся получает сведения о правильном ответе, а также возможность сравнить с ним свой собственный ответ и при необходимости исправить его. Например, учащиеся выполняют самостоятельную работу (тест, диктант, решают проблемную задачу). Затем проводят проверку своей работы по образцу вместе с классом или индивидуально, отмечают свои ошибки и, возможно, выставляют себе отметку. Аналогично проводится и взаимопроверка. Ученики, сидящие за одной партой, обмениваются работами для проверки; если это групповая работа, можно обмениваться тетрадями по кругу. При работе в группах допустимо выставлять детям отметки друг другу, что учитывается учителем при оценивании работы группы.

Самоконтроль тесно связан с самокоррекцией – самостоятельным исправлением ошибок в работе, так как в процессе проверки своей работы учащийся должен, найдя ошибки, уметь их исправить, то есть так скорректировать свою работу, чтобы она стала безошибочной. Например, как уже говорилось выше, учащимся на уроке предлагается сравнить своё решение задачи или выполнение упражнения с образцом. Сравнение с образцом позволяет оценить правильность решения заданий и проанализировать допущенные ошибки и неточности. Учащиеся сравнивают свой ответ с правильным ответом, после чего им предлагается исправить свое решение в письменном виде.

Осуществить оценку, а также развить рефлексию ученика как основу его дальнейшего индивидуального роста и развития позволяет использование рабочей карты урока. Целью примененияния данного приема является выработка у учащихся навыков самооценки на каждом этапе урока. Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя способствует также объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации имеющихся у него пробелов в усвоении знаний и умений. Такая работа позволит повысить мотивацию ученика на каждом этапе урока. Анализ результатов даёт возможность учителю определить уровень усвоения материала каждым учеником и спланировать работу с ним, увидеть, что удалось, а чему следует уделить больше внимания в классе. Накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса урока. Рабочая карта может быть произвольной по усмотрению учителя в зависимости от типа урока, его цели и задач, используемых учителем методов, приёмов и средств.

Практически данные методы самоорганизации учащихся на уроке русского языка в основной школе и конкретно приёмы самоконтроля и самокоррекции можно представить на примере урока в 7 классе по теме «Степени сравнения наречий». По типу это урок объяснения нового материала, где целью является ознакомление учащихся со степенями сравнения наречий, на что направлены обучающие, воспитывающие и развивающие задачи. На уроке используются современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные, интерактивные. Урок имеет игровую форму, где в процессе игры учащимся предлагается изучить что-то новое, решая задачи, требующие умственных усилий. Коллектив детей разделён на дифференцированные группы, в которых есть консультанты, отмечающие в специальном маршрутном листе (это варьированная форма рабочей карты) ход продвижения команды по этапам игры и фиксирующие набранные баллы.

Далее приёмы самоконтроля и самокоррекции используются неоднократно на этапе закрепления изученного материала. Так, когда идёт работа в интернете-ресурсе http://school-assistant.ru/, самоконтроль заключается в итоговой проверке всех созданных наречий в простой сравнительной степени. Если все наречия правильные, при нажатии на соответствующую клетку на картинке экрана интерактивной доски отражается «верно». При противоположном ответе детям приходится найти ошибку и исправить её. При работе с упражнением учебника, где требуется образовать наречия в составной сравнительной степени, а также при диктовке учителем наречий, от которых учащимся предлагается образовать форму превосходной степени, самоконтроль проводится в виде самопроверки по слайду электронной презентации. Далее работа носит обобщающий характер: от наречий, которыми были заменены фразеологизмы, нужно образовать все возможные степени сравнений. Здесь самоконтроль и самокоррекция переходят на более сложный уровень: это уже не столько самоконтроль, когда учащийся отвечает за анализ и проверку своей работы; это уже взаимоконтроль, когда в группе учащиеся передают свои тетради по кругу соседу справа или слева. Такая работа воспитывает внимание и ответственность, ведь от твоей проверки зависит результат работы другого человека и всей группы в целом.

Как следует из вышесказанного, в ходе данного урока используются различные приёмы работы учащихся по самоконтролю и самокоррекции. Полученные в процессе обучения баллы фиксируются в рабочей карте – в ней набирается оценочный материал для определения результата работы всех групп учащихся.

Таким образом, можно констатировать, что в современном образовании важное место занимает определение условий и результативности формирования культуры самоорганизации учащихся в учебном процессе, где немаловажными факторами являются самоконтроль и самокоррекция, так как они позволяют самостоятельно регулировать учащемуся свою умственную деятельность, направлять её на продуктивный путь. И несомненно, что работа по самоорганизации становится, пожалуй, основной на уроке, и важно учить детей максимально использовать свои силы для образования, приобретения знаний, к чему, я думаю, и призывал Николай Заболоцкий:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!