СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение методов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для развития речи дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном выступлении делается акцент на то, что ТРИЗ - технология не нова, но  очень актуальна и востребована на современном этапе для достижения детьми целевых ориентиров .Учитывая что  главная цель ТРИЗ - формирование творческой личности, которая может успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи. Дидактические принципы ТРИЗ, которые были разработаны   очень давно, но они находят отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. 

Просмотр содержимого документа
«Применение методов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для развития речи дошкольников»

1 слайд


Добрый день, уважаемые коллеги. Я представлю вам мастер- класс по теме «Обогащение и активизация словаря детей дошкольного возраста через использование МФО (метода фокальных объектов), теории решения изобретательских задач.

2 слайд

Одной из эффективных педагогических технологий по развитию речи и творческих способностей детей является - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, американского психолога Чарльза Вайтинга.

Методы и приемы технологии ТРИЗ были адаптированы для работы с детьми от 3-х до 7-ми лет доктором педагогических наук, профессор МГУ - Анной Михайловной Страунинг. В детских садах технология ТРИЗ начала применяться в 80-е годы.

Но, несмотря на то, что технология ТРИЗ не нова, она и сегодня остаётся актуальной и востребованной для достижения детьми целевых ориентиров.

3 слайд:

  • Главная цель ТРИЗ - формирование творческой личности, которая может успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи.
    Важно научить ребенка излагать свои мысли понятно и доступно для окружающих.

Поэтому первостепенными задачами реализации цели ТРИЗ являются задачи развития речи детей:

  • расширение словарного запаса;

  • развитие связной речи (диалогической и монологической);

  • развитие коммуникативных навыков.

А также использование элементов ТРИЗ в игровой совместной деятельности взрослого с детьми способствует:

  • интеллектуальному развитию (умение анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить),

  • творческому развитию (умение фантазировать, находить оригинальные решения),

  • личностному становлению (решать противоречия, находить выход из проблемных ситуаций).


4 слайд:

  • Актуально ли применение технологии ТРИЗ на современном этапе?

Мы считаем, да!

Обратите внимание на дидактические принципы ТРИЗ, которые были разработаны очень давно, но они находят отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО)

Дидактические принципы:

Свобода выбора — в любой деятельности нужно предоставлять ребенку право выбора;

5 слайд:

Открытость — развитие у ребенка умений работать с задачами, не имеющими одного правильного решения, находить разные способы этих решений;

6 слайд:

Деятельность — создать условия для освоения новых знаний или закрепления уже имеющихся, в адекватных для детей дошкольного возраста видах деятельности;

7 слайд:

Обратная связь — педагог контролирует, проверяет усвоение детьми знаний, умений, так как в новых творческих заданиях могут быть элементы предыдущих.

8 слайд:

Идеальность — творческие задания не требуют специального оборудования, а могут быть спонтанными, неожиданными.

9 слайд:

Одним из методов ТРИЗ, способствующий обогащению словаря, развитию связной речи и коммуникативных навыков детей является метод фокальных объектов.
Слово «фокальный» означает, что объект находится в зоне, в фокусе внимания.

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей, путем присоединения к исходному объекту свойств других объектов, случайно выбранных.

10 слайд:

МФО, план действий:

  • Выбрать объект рукотворного мира для усовершенствования (фокальный объект)

  • Выбрать 3-4 случайных объекта (игрушки, картинки)

  • Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов, фиксируем идеи знаково-символическими средствами

  • Сложив фокальный объект, наделив его особенными свойствами, получаем новые сочетания

  • Обсуждаем, чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Необходимо фиксировать все интересные идеи.


  • МФО можно применять в работе с детьми старшего дошкольного возраста

  • Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Методы технологии ТРИЗ не только результативны, но и увлекательны, мотивируют детей на добывание знаний.

11 слайд:

  • Учитывая возрастные особенности и зону близжайщего развития детей представлю основные цели этапов работы с использованием МФО технологии ТРИЗ. Возраст обозначен условно, все зависит от индивидуальных особенностей детей.


  • На первом этапе (с 3 лет) – учим детей находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общего между цветком и деревом? Плакатом и дверью?

  • На втором этапе (с 4лет) – учим детей фантазировать, изобретать. Например, придумать новый стул, удобный и красивый.

  • На третьем этапе (с 5 лет) – учим решать сказочные задачи и придумывать новые сказки, стихи, небылицы с помощью приемов ТРИЗ.

  • На четвертом этапе (с 6лет) – дети применяют полученные знания и используют нестандартные, оригинальные решения проблем, учатся находить выход из любой ситуации.

Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям: «Я и природа», «Я и предметы», «Я и другие люди», «Я и Я».

Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

  • Предлагаю вам памятки (раздать)

А сейчас предлагаю посмотреть, как можно применять МФО на практике.

Оборудование:  мольберт, фломастеры, 5 предметных картинок с изображением холодильника, блокнота, хомяка, яблока, бантика; листы формата А-4 (таблицы - 5строк 4 столбца)

Представьте, что вы дети подготовительной группы.

Воспитатель: Вы любите фантазировать, придумывать необычные предметы?

Скоро праздник пасха, предлагаю вам пофантазировать, и изобрести новый пасхальный кулич. Мы с вами будем изобретателями.

Но сначала поиграем (разминка в кругу)

Физкультминутка: «Мы любим все вкусное» Повторить 2 раза.

Мы любим – руки разводим в стороны,

Конфеты – дети обхватывают себя за плечи двумя руками,

Печенья пакеты – руками в воздухе рисуют большой квадрат,

Зефир - приседаем, ладони поднимаем над головой,

Мармелад – кружимся в правую сторону,

Леденцы – руки плавно поднимаем вверх над головой,

И шоколад - кружатся в левую сторону,

А еще мы любим торт, он красивый, круглый вот! – берутся за руки и идут по кругу.

Но лакомств много есть нельзя, чтоб быть здоровыми, друзья!

А сейчас предлагаю вам стать изобретателями.

Помогут нам - вот эти карточки, которые лежат на столе (холодильник, блокнот, яблоко, бант, хомяк)

Нужно выбрать одну карточку (блокнот), и подобрать к ней слова, эти слова нам помогут изобрести новый, необычный пасхальный кулич.

Давайте вместе попробуем

Воспитатель: Чтобы слова запомнить, мы к ним придумаем символы и зарисуем их в своих таблицах.

К мольберту приглашаются по 3 участника, по очереди (придумывают слова и зарисовывают их символами).

Воспитатель: Как схематически обозначить слова “с листочками”? (рисуем листик).

Участники схематически обозначают слова на доске.

Воспитатель: А сейчас постарайтесь ответить на вопросы по очереди.

Какой формы будет наш пасхальный кулич?

Какого цвета будет крем на куличе?

Что у кулича будет холодным?

Для чего нужна спираль?

Где находятся листочки, ушки из чего они сделаны?

Из чего сделать блестящую часть?

Воспитатель: Мне очень понравились ваши ответы. Они интересные, оригинальные, с юмором. Замечательно!

Давайте попробуем вместе с вами рассказать о пасхальном куличе, который мы изобрели. Я начну, вы продолжайте, рифмы быстро подбирайте.

На столе стоит огромный пасхальный кулич

На нем листочки ……….мармеладные

И ушки…………………..(шоколадные).

Кулич наш круглый, (овальный ) разноцветный,

Ароматный (Блестящий) и……………. (приметный).

На подносе он стоит и с нами …(говорит).

Что ты смотришь на ….меня,

Что красивый очень …(я)?

Ложку чайную бери и поближе …(подходи)!

Стул скорее подставляй

И кусочек……………(отрезай)!

Не смотри по сторонам,

А скорее ………….. (ням-ням, ням-ням, ням-ням)!!!

И скажу вам честно я, вкусный кулич у нас, друзья.

Воспитатель: Как вы думаете, чем может быть полезен изобретенный нами пасхальный кулич, с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен?

Предполагаемые ответы: Его можно нарисовать, слепить, испечь с мамой.

Расширить ассортимент кондитерских изделий, выпекаемых в Северо-Енисейском районе.

Воспитатель: Свои карточки с необычными рецептами возьмите домой, и так заинтересуйте маму, чтоб она вам на праздник Пасха испекла ваш необычный кулич.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!