СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение модульной технологии на уроках русского языка. Тема урока: "Русский язык как развивающееся явление"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке вы найдете не только проект урока, но и технологическую карту для работы учеников. Ученики могут работать как самостоятельно, так и с помощью учителя.

Просмотр содержимого документа
«Применение модульной технологии на уроках русского языка. Тема урока: "Русский язык как развивающееся явление"»

Проект учебного занятия

Учитель

Сафронова А.А.

Участники занятия

Учащиеся 7 класса

Тема занятия

Русский язык как развивающееся явление

Образовательная цель

формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что русский язык — важнейший показатель культуры человека

Планируемые ОР

МК-1: обосновывает ценность и значимость русского языка с точки зрения взаимосвязи с культурой и историей России и мира и собственного опыта;

КК-1: перечисляет различные значения термина «язык»;

КК-2: называет группы славянских языков;

КК-3: объясняет термин «родственные языки»;

ДК-1: доказывает взаимосвязь «языка» с культурой и историей

Программные требования

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: изучение содержания параграфа учебника, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему.

Мировоззренческая идея

Русский язык как развивающееся явление -

Программное содержание

Понятие «язык». Признаки родственности языков. Группы славянских языков.

План изучения нового материала

  1. Понятие «язык»

  2. Группы славянских языков.

  3. Понятие «родственные языки» и их признаки.

  4. Влияние на развитие языка культуры и истории.

Основные понятия

Язык. Группы славянских языков.

Тип занятия

Изучение нового материала

Форма занятия

беседа

Технология

Технология модульного обучения

Место проведения

ГБОУ СОШ с. Троицкое

Время проведения

40 мин.

Оборудование

Раздаточный материал

Домашнее задание

Упр. 4 (п) , 6(у)









Тема: Русский язык как развивающееся явление

Деятельность преподавателя

Деятельность уч-ков

ПОР

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА

Приветствие. Знакомство с учебником. Подпись тетрадей.

Приветствие

Подписывают тетради.


II.МОТИВАЦИОННАЯ БЕСЕДА

УЭ-0

Цитата: «Язык живет вместе с жизнь народа» (В.Г.Белинский)

- Что хотел сказать нам автор этими строчками?

-Что такое «язык»?

-Подберите синонимы к слову «развитие». (изменение, совершенствование)

- О чем будем говорить сегодня?

Задание: Сформулируйте тему нашего урока?

-Что мы знаем о языке как развивающемся явлении?

-Что представляет собой язык как система?

-Какой раздел языкознания изучает звуки?(Фонетика)

-Как называется раздел языкознания, изучающий морфемы, или части слова? (Морфемика.)

-Какой раздел лингвистики изучает части речи? (Морфология.)

-Как называется раздел языкознания, изучающий словосочетания и предложения? (Синтаксис.)

-Как вы думаете, система языка изменяется или остаётся постоянной?

— Что изменяется в языке? (Изменения происходят на всех уровнях языка, но более очевидно — на лексическом уровне.)

— Какие слова называются устаревшими, а какие — неологизмами?

-Чем обусловлены заимствования?

-На каких уроках, с вашей точки зрения, употребляется наибольшее количество неологизмов? (Экономика, информатика.)

-Какие изменения произошли в русской письменности?

Фронтально











Записываются названия единиц языка

Лексика

Стилистика (текст)

Морфемика

Синтаксис

Морфология

Фонетика


МК-1



КК-1

III.ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

УЭ-1

Цель: расширить знания о языке как развивающемся явлении.

-Сколько языков существует в мире?

- В какую группу славянских языков входит русский язык?

Практическая работа: составление кластера «Славянские языки», используя упр 1 стр. 4

- Почему славянские языки называются родственными?

-Какие изменения происходят в разных славянских языках? Почему?

- Объясните написание слов с выделенными буквами. С какими орфограммами вы встретились в тексте?





Фронтально



Письменно в тетрадях

(приложение 2)



Чтение текста упр. 2 стр.4

Письменно в тетради

Проверка

Стоит-стоить -2 спр.

Совпадение-совпасть

В лексике-1 скл П.п

В древности – 3 скл, П.п.

Составляли-состав

Значительные-значить

Изменение-неизменный








КК-2


КК-3

МК-1

IV.СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

УЭ-2

Цель: выявить уровень усвоения новых знаний.

Практическая работа:

- Определите род выделенных существительных? Какие формы рода являются устаревшими?

УЭ-3

Цель: оценить уровень усвоения нового материала

Самостоятельная работа

Задание: найдите в пословицах устаревшие слова; дайте им толкование; определите, какими частями речи они являются.

Испокон века книга растит человека. В пашне огрехи, а на кафтане прорехи. Хорошая одежда — украшение для тела, хороший товарищ — отрада для души. Не проси у богатого, проси у тороватого. Всё минется, одна правда останется. (Пословицы и поговорки)





Письменно (приложение 3)

Проверка



Письменно в тетрадях

(приложение 4)


V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

-Что нового для себя вы узнали на уроке?

-Прав ли был В.Г. Белинский, утверждая, что «язык живет вместе с жизнью народа»? Докажите свое мнения, приводя примеры.

-Как вы считаете, нужно ли оберегать и сохранять устаревшие и диалектные слова? Как это можно сделать? (История языка является частью истории народа. Нужно создавать словари, в которых сохранены слова, вышедшие из обихода сами по себе, и слова, прекратившие существование вместе с обозначаемыми предметами и явлениями.)

Фронтально


ДК-1

МК-1



Приложение 1. Лекция учителя.

Чтобы говорить о языке как развивающемся явлении, нужно вспомнить, что представляет собой язык как система. Любая система — это единый организм, элементы которого связаны друг с другом. Система языка представляет собой несколько взаимосвязанных уровней. Самый верхний уровень языка — фонетический. Он представлен различными звуками языка.

— Какой раздел языкознания изучает звуки? (Фонетика.)

Соединяясь друг с другом, звуки образуют морфемы, или части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания), которые функционируют на морфемном уровне.

— Как называется раздел языкознания, изучающий морфемы, или части слова? (Морфемика.) Складываясь друг с другом, морфемы, в свою очередь, образуют слова разных частей речи. Их совокупность образует третий уровень языка — морфологический.

— Какой раздел лингвистики изучает части речи? (Морфология.) У каждого слова, какой бы частью речи оно ни было, есть своё смысловое значение. Совокупность слов языка называют его лексикой, а соответствующий уровень языка — лексическим.

Соединяясь друг с другом, слова образуют словосочетания, а те, в свою очередь, — предложения. Эти единицы языка работают на синтаксическом уровне.

— Как называется раздел языкознания, изучающий словосочетания и предложения? (Синтаксис.) Предложения, складываясь между собой, образуют тексты. Они изучаются в нескольких разделах языкознания, в частности в стилистике.

— Как вы думаете, система языка изменяется или остаётся постоянной?

— Что изменяется в языке? (Изменения происходят на всех уровнях языка, но более очевидно — на лексическом уровне.)

— Какие слова называются устаревшими, а какие — неологизмами? Иногда устаревшие слова возвращаются в язык и вновь становятся актуальными: дума, градоначальник, губернатор и т. п. Порой слова меняют своё значение. Так, слово негодяй перестаёт обозначать «человек, непригодный для воинской службы», а получает значение «негодный, подлый, низкий человек, внушающий негодование». Значительные изменения в языке определяются заимствованиями.

— Чем обусловлены заимствования? (В культуре появляются новые предметы и явления, требующие называния; развитые межкультурные связи способствуют заимствованию слов; заимствования часто обусловлены модой, мировым престижем народа и языка, из которого заимствуются слова.)

— На каких уроках, с вашей точки зрения, употребляется наибольшее количество неологизмов? (Экономика, информатика.)

Важно отметить, что изменения в языке происходят не только на лексическом уровне. Так, из фонетического строя русского языка ушли редуцированные звуки ь (ерь) и ъ (ер), имевшие место, например, в словах сон, день. Сейчас это слова с беглыми гласными. Наоборот, появился звук [ф], которого не было в русском языке. В диалектах (местных говорах) он не везде прижился, и поэтому вместо фартук звучит хвартук. Изменились ударения в словах музЫка, паспОрт и др. Есть изменения и в морфологии. Например, слова зала, рояля, георгина, лебедь поменяли род. У существительных утратились формы двойственного числа и звательного падежа. Вспомним, как у А. С. Пушкина звучит обращение к старику: «Чего тебе надобно, старче?»

Особый интерес представляют изменения, происшедшие в русской письменности. Современный русский алфавит восходит к кириллице (древнему славянскому алфавиту), созданной болгарскими монахами Кириллом и Мефодием в 863 г. Их азбука состояла из 43 букв. Первая реформа письма была проведена Петром I. В 1710 г. была утверждена новая гражданская азбука. Число букв в русском алфавите сократилось до 38, а начертание их упростилось. Вторая реформа проведена в 1917—1918 гг. В результате появился современный алфавит.











Приложение 2.

Южнославянские:

  • Болгарский (крава)

  • сербскохорвацкий

  • словенский

  • македонский





Западнославянские:

  • Польский krowa

  • Чешский krava

  • Словацкий krava

  • Лужицкий

















































































Восточнославянские:

  • Русский (корова)

  • Украинский (коривка)

  • Белорусский (каройка)









Славянские языки

















Приложение 3.

  • Какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими?

1. Он сидел у рояля и перелистывал ноты (А. Чехов) - И на покорную рояль властительно ложились руки. (А. Блок)

2. Ветка тополя уже выбросила бледно-желтые клейкие листочки. (Б. Полевой) - За тополью высокой я вижу там окно. (М. Лермонтов)

3. Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. (М. Горький) - Лицо Анны было закрыто вуалем. (Л. Толстой)

Приложение 4.

  • Найдите в пословицах устаревшие слова; дайте им толкование; определите, какими частями речи они являются.

Испокон века книга растит человека. В пашне огрехи, а на кафтане прорехи. Хорошая одежда — украшение для тела, хороший товарищ — отрада для души. Не проси у богатого, проси у тороватого. Всё минется, одна правда останется. (Пословицы и поговорки)






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!