Проект учебного занятия
Учитель | Сафронова А.А. |
Участники занятия | Учащиеся 7 класса |
Тема занятия | Русский язык как развивающееся явление |
Образовательная цель | формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что русский язык — важнейший показатель культуры человека |
Планируемые ОР | МК-1: обосновывает ценность и значимость русского языка с точки зрения взаимосвязи с культурой и историей России и мира и собственного опыта; КК-1: перечисляет различные значения термина «язык»; КК-2: называет группы славянских языков; КК-3: объясняет термин «родственные языки»; ДК-1: доказывает взаимосвязь «языка» с культурой и историей |
Программные требования | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: изучение содержания параграфа учебника, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему. |
Мировоззренческая идея | Русский язык как развивающееся явление - |
Программное содержание | Понятие «язык». Признаки родственности языков. Группы славянских языков. |
План изучения нового материала | Понятие «язык» Группы славянских языков. Понятие «родственные языки» и их признаки. Влияние на развитие языка культуры и истории. |
Основные понятия | Язык. Группы славянских языков. |
Тип занятия | Изучение нового материала |
Форма занятия | беседа |
Технология | Технология модульного обучения |
Место проведения | ГБОУ СОШ с. Троицкое |
Время проведения | 40 мин. |
Оборудование | Раздаточный материал |
Домашнее задание | Упр. 4 (п) , 6(у) |
Тема: Русский язык как развивающееся явление
Деятельность преподавателя | Деятельность уч-ков | ПОР |
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА |
Приветствие. Знакомство с учебником. Подпись тетрадей. | Приветствие Подписывают тетради. | |
II.МОТИВАЦИОННАЯ БЕСЕДА |
УЭ-0 Цитата: «Язык живет вместе с жизнь народа» (В.Г.Белинский) - Что хотел сказать нам автор этими строчками? -Что такое «язык»? -Подберите синонимы к слову «развитие». (изменение, совершенствование) - О чем будем говорить сегодня? Задание: Сформулируйте тему нашего урока? -Что мы знаем о языке как развивающемся явлении? -Что представляет собой язык как система? -Какой раздел языкознания изучает звуки?(Фонетика) -Как называется раздел языкознания, изучающий морфемы, или части слова? (Морфемика.) -Какой раздел лингвистики изучает части речи? (Морфология.) -Как называется раздел языкознания, изучающий словосочетания и предложения? (Синтаксис.) -Как вы думаете, система языка изменяется или остаётся постоянной? — Что изменяется в языке? (Изменения происходят на всех уровнях языка, но более очевидно — на лексическом уровне.) — Какие слова называются устаревшими, а какие — неологизмами? -Чем обусловлены заимствования? -На каких уроках, с вашей точки зрения, употребляется наибольшее количество неологизмов? (Экономика, информатика.) -Какие изменения произошли в русской письменности? | Фронтально Записываются названия единиц языка Лексика Стилистика (текст) Морфемика Синтаксис Морфология Фонетика | МК-1 КК-1 |
III.ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК |
УЭ-1 Цель: расширить знания о языке как развивающемся явлении. -Сколько языков существует в мире? - В какую группу славянских языков входит русский язык? Практическая работа: составление кластера «Славянские языки», используя упр 1 стр. 4 - Почему славянские языки называются родственными? -Какие изменения происходят в разных славянских языках? Почему? - Объясните написание слов с выделенными буквами. С какими орфограммами вы встретились в тексте? | Фронтально Письменно в тетрадях (приложение 2) Чтение текста упр. 2 стр.4 Письменно в тетради Проверка Стоит-стоить -2 спр. Совпадение-совпасть В лексике-1 скл П.п В древности – 3 скл, П.п. Составляли-состав Значительные-значить Изменение-неизменный | КК-2 КК-3 МК-1 |
IV.СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» |
УЭ-2 Цель: выявить уровень усвоения новых знаний. Практическая работа: - Определите род выделенных существительных? Какие формы рода являются устаревшими? УЭ-3 Цель: оценить уровень усвоения нового материала Самостоятельная работа Задание: найдите в пословицах устаревшие слова; дайте им толкование; определите, какими частями речи они являются. Испокон века книга растит человека. В пашне огрехи, а на кафтане прорехи. Хорошая одежда — украшение для тела, хороший товарищ — отрада для души. Не проси у богатого, проси у тороватого. Всё минется, одна правда останется. (Пословицы и поговорки) | Письменно (приложение 3) Проверка Письменно в тетрадях (приложение 4) | |
V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ |
-Что нового для себя вы узнали на уроке? -Прав ли был В.Г. Белинский, утверждая, что «язык живет вместе с жизнью народа»? Докажите свое мнения, приводя примеры. -Как вы считаете, нужно ли оберегать и сохранять устаревшие и диалектные слова? Как это можно сделать? (История языка является частью истории народа. Нужно создавать словари, в которых сохранены слова, вышедшие из обихода сами по себе, и слова, прекратившие существование вместе с обозначаемыми предметами и явлениями.) | Фронтально | ДК-1 МК-1 |
Приложение 1. Лекция учителя.
Чтобы говорить о языке как развивающемся явлении, нужно вспомнить, что представляет собой язык как система. Любая система — это единый организм, элементы которого связаны друг с другом. Система языка представляет собой несколько взаимосвязанных уровней. Самый верхний уровень языка — фонетический. Он представлен различными звуками языка.
— Какой раздел языкознания изучает звуки? (Фонетика.)
Соединяясь друг с другом, звуки образуют морфемы, или части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания), которые функционируют на морфемном уровне.
— Как называется раздел языкознания, изучающий морфемы, или части слова? (Морфемика.) Складываясь друг с другом, морфемы, в свою очередь, образуют слова разных частей речи. Их совокупность образует третий уровень языка — морфологический.
— Какой раздел лингвистики изучает части речи? (Морфология.) У каждого слова, какой бы частью речи оно ни было, есть своё смысловое значение. Совокупность слов языка называют его лексикой, а соответствующий уровень языка — лексическим.
Соединяясь друг с другом, слова образуют словосочетания, а те, в свою очередь, — предложения. Эти единицы языка работают на синтаксическом уровне.
— Как называется раздел языкознания, изучающий словосочетания и предложения? (Синтаксис.) Предложения, складываясь между собой, образуют тексты. Они изучаются в нескольких разделах языкознания, в частности в стилистике.
— Как вы думаете, система языка изменяется или остаётся постоянной?
— Что изменяется в языке? (Изменения происходят на всех уровнях языка, но более очевидно — на лексическом уровне.)
— Какие слова называются устаревшими, а какие — неологизмами? Иногда устаревшие слова возвращаются в язык и вновь становятся актуальными: дума, градоначальник, губернатор и т. п. Порой слова меняют своё значение. Так, слово негодяй перестаёт обозначать «человек, непригодный для воинской службы», а получает значение «негодный, подлый, низкий человек, внушающий негодование». Значительные изменения в языке определяются заимствованиями.
— Чем обусловлены заимствования? (В культуре появляются новые предметы и явления, требующие называния; развитые межкультурные связи способствуют заимствованию слов; заимствования часто обусловлены модой, мировым престижем народа и языка, из которого заимствуются слова.)
— На каких уроках, с вашей точки зрения, употребляется наибольшее количество неологизмов? (Экономика, информатика.)
Важно отметить, что изменения в языке происходят не только на лексическом уровне. Так, из фонетического строя русского языка ушли редуцированные звуки ь (ерь) и ъ (ер), имевшие место, например, в словах сон, день. Сейчас это слова с беглыми гласными. Наоборот, появился звук [ф], которого не было в русском языке. В диалектах (местных говорах) он не везде прижился, и поэтому вместо фартук звучит хвартук. Изменились ударения в словах музЫка, паспОрт и др. Есть изменения и в морфологии. Например, слова зала, рояля, георгина, лебедь поменяли род. У существительных утратились формы двойственного числа и звательного падежа. Вспомним, как у А. С. Пушкина звучит обращение к старику: «Чего тебе надобно, старче?»
Особый интерес представляют изменения, происшедшие в русской письменности. Современный русский алфавит восходит к кириллице (древнему славянскому алфавиту), созданной болгарскими монахами Кириллом и Мефодием в 863 г. Их азбука состояла из 43 букв. Первая реформа письма была проведена Петром I. В 1710 г. была утверждена новая гражданская азбука. Число букв в русском алфавите сократилось до 38, а начертание их упростилось. Вторая реформа проведена в 1917—1918 гг. В результате появился современный алфавит.
Приложение 2.
Южнославянские:
Болгарский (крава)
сербскохорвацкий
словенский
македонский
Западнославянские:
Польский krowa
Чешский krava
Словацкий krava
Лужицкий
Восточнославянские:
Русский (корова)
Украинский (коривка)
Белорусский (каройка)
Славянские языки
Приложение 3.
1. Он сидел у рояля и перелистывал ноты (А. Чехов) - И на покорную рояль властительно ложились руки. (А. Блок)
2. Ветка тополя уже выбросила бледно-желтые клейкие листочки. (Б. Полевой) - За тополью высокой я вижу там окно. (М. Лермонтов)
3. Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. (М. Горький) - Лицо Анны было закрыто вуалем. (Л. Толстой)
Приложение 4.
Испокон века книга растит человека. В пашне огрехи, а на кафтане прорехи. Хорошая одежда — украшение для тела, хороший товарищ — отрада для души. Не проси у богатого, проси у тороватого. Всё минется, одна правда останется. (Пословицы и поговорки)