СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для демонстрации опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды; содержит разработку авторской модели урока в режиме демонстрируемой педагогической технологии.

 

Просмотр содержимого документа
«Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Мастер - класс

Тема: «Применение постерной технологии на уроках истории и обществознания»

Цели:

  • демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды;

  • разработка авторской модели урока в режиме демонстрируемой педагогической технологии.

Задачи:

  • передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

  • совместно отработать методические подходы и приемы решения поставленной проблемы;

Форма представления опыта:

-представление тезисов вступления;

-имитационная игра с демонстрацией приёмов эффективной работы


I. Теоретическая часть


Вопрос анализа познавательных затруднений обучающихся в процессе освоения предметов социально-гуманитарного цикла.

Предложить коллегам самим сформулировать ответ на вопрос: Какие проблемы возникают у современного обучающегося в процессе изучения предметов социально-гуманитарного цикла? Для этого формируются малые группы (по 6-8 человек). Для выработки тезисов каждой группе отводится 3-5 минут, а для выступления до 2-х минут.


Современная ориентация образования на формирование готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

Сегодня к выпускнику колледжа XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:

  • уметь самостоятельно приобретать знания;

  • применять их на практике для решения разнообразных проблем;

  • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

  • самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов. Специфика работы в колледже заставила нас пересмотреть свои позиции в обучении и всё больше задумываться над вопросами: «Как учить без принуждения? Как помочь обучающимся раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему мы хотим научить своих студентов?» Эти вопросы мы задаем себе постоянно. И в какой бы группе мы ни преподавали, ответ всегда неизменен. Мы глубоко убеждены в том, что главная цель любого урока - это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в нашем понимании - человек, не боящийся мыслить.

Решение многих проблем мы видим в освоении и применении на своих уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность обучающихся. Одна из современных педагогических технологий, которые мы используем на уроках истории и обществознания, - это - постерная технология.

Само слово пришло из полиграфии (от англ. poster) - обозначает плакат или афишу рекламного характера. Сейчас под постерами понимают не только рекламные плакаты, но и произведения искусства, тем или иным образом оформленные для использования в интерьере.

Постерная технология - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

В процессе построения знаний технология может быть представлена так: творческий процесс - творческий продукт - осознание его закономерностей - постановка новых задач - коррекция своей деятельности - новый продукт и т. д.

Особенностью данной технологии является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками творческой группы, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах.

Результатом работы становится не только сам постер, реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные.

Из действующих педагогических методов данная технология приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается по крайней мере в двух особенностях:

Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в ходе создания постера основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания.

Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются преподавателем, а в системе постерной технологии все проблемы выдвигаются обучающимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.

Принципы и правила работы в творческой группе

  1. Ценностно-смысловое равенство всех участников.

  2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки - путь к истине.

  3. Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника группы создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

  4. Предоставление свободы в рамках принятых правил (реализуется в праве участников творческой группы (далее «творцов») самостоятельно определять объем своей работы; не участвовать в работе на стадии «предъявления продукта», в праве действовать по своему усмотрению).

  5. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс.

  6. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Диалог создает в творческой группе атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.

  7. Организация и перестройка реального пространства, в котором работает группа, в зависимости от задачи каждого этапа. Такая организация содействует появлению чувства свободы.

  8. Решительное ограничение участия, практической деятельности руководителя, руководителя как авторитета на всех этапах создания постера. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Преподаватель не ставит вопросы и не отвечает на них.


Алгоритм работы над постером

  1. Определение тематики постера.

  2. Постановка задач.

  3. Выбор материалов.

  4. Создание творческого продукта

  5. Презентация продукта.


Правила создания постера

Можно использовать: картинки, слова, словосочетания, знаки, символы, лозунг.

Содержание постера

(расположение может изменяться)

Задачи Тема Факты

Методы Гипотезы


Разрыв. Психологическое состояние участника творческой группы, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. «Разрыв» - необходимый и важнейший элемент технологии, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется учителем. Технологии создания условий для «разрыва» состоит я подборе парадоксального содержания, предлагаемого «творцам» для осмысления.

Рефлексия. «В психологии различают два типа рефлективных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей)...»

В ходе работы над постером происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по самопознанию. Это, по-видимому, и создает условия для формирования истинной культуры.

Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности.

Творческий процесс в группе является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентации и др. Этапами творческой деятельности являются деконструкция и реконструкция выбранного участниками группы материала: слов, текстов, красок, образов, символов, фактов, явлений, любого материала в зависимости от темы и типа постера. Иначе говоря, материал выбирается, а затем создается нечто новое.


Типы постеров:

Постер - ассоциативный

Ассоциации - это «спонтанное соединение идей, восприятий, образов, фантазий, сообразно определенным личным и психологическим темам, мотивам, сходствам, противоположностям или причинным связям. Само слово может обозначать процесс установления таких связей (посредством ассоциации) или выделять одно звено в такой цепи, то есть какую-то одну ассоциацию» (см. словарное определение).

Ассоциации в данной методике используются для актуализации личного опыта участников, «открывают» в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого.

Такую работу сообразно использовать на начальном этапе изучения значимой темы учебного курса. Она не требует от ребят специальной подготовки. В ходе работы ребята могут высказывать любые, даже самые абсурдные и парадоксальные идеи, мысли, гипотезы, трактовки и фиксировать их на «полотне». Создание постера-ассоциации позволит ребятам оценить багаж уже имеющихся знаний и сравнить его с тем, что они будут знать и уметь по итогам изучения темы.

Постер - аналитический

Аналитика (др.-греч. - буквально: «искусство анализа» ) — часть искусства рассуждения — логики, рассматривающая учение об анализе — операции мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека

Создание аналитического постера требует специальной подготовки. Ребята «разбиваются» на творческие группы, выбирают тему, распределяют направления поиска объектов анализа (процессов, явлений, событий). Преподаватель предлагает возможные темы, выполняет роль консультанта.















II. Практическая часть


Рассмотрим методику проведения урока на тему «Место и роль­ России в современном мире».


Данный урок изучается в конце курса и поэтому к изучению проблемы обучающиеся приступают с определенным запасом знаний, ценностных оценок, с устоявшейся жизненной позицией. Содержание и форму урока необходимо построить с учетом жизненного опыта и мировоззренческих позиций ученика. Роль преподавателя заключается в организации познавательной деятельности обучающихся, обобщении и систематизации материала по проблеме, предупреждение затруднений, моральной поддержке отдельных обучающихся. Содержание текста требует осмысления, критического подхода к некоторым выводам и определениям, в связи, с чем усиливается роль преподавателя в обеспечении помощи обучающимся.

Основная идея урока заключается в выборе общей позиции в условиях открытого диалога, в котором обучающиеся покажут не только понимание сущности и значения обсуждаемой проблемы, но и осмысление ее в связи с собственной позицией. Поэтому одним из элементов урока будет создание и защита постера.

Цели урока:

  • Обеспечение понимания ключевых понятий темы;

  • Формирование целостного представления России в глобальном мире;

  • Развитие мыслительной деятельности учащихся, с учетом критического мышления.


Задачи урока:

  • Воспитание подрастающего поколения через призму общечеловеческих ценностей;

  • Осмыслить и усвоить основные понятия, связанные с изучаемой темой;

  • Научиться анализировать современные общественные процессы;

  • Высказывать свое мнение по современным проблемам общественной жизни;

  • Закрепить навыки участия в групповой работе, с учетом самостоятельной работы;

  • Повысить свою самооценку.


Оформление доски: тема, содержание плана, домашнее задание.


Ход урока

  1. Оргмомент.

Обучающиеся занимают места, соответствующие их местам:


  1. Вступительное слово преподавателя.


На уроках истории и обществознания мы часто затрагиваем актуальные, социально-значимые темы.

  • С понятием «глобальные проблемы» вы уже знакомились на уроках географии, биологии, химии, истории. Когда появи­лось понятие «глобальные проблемы»? (В начале 50-х годов XX века.)

  • Почему проблемы названы глобальными? (Слово «глобаль­ный» происходит от лат. globus - шар, globus terra - земной шар. Эти проблемы затрагивают жизненные интересы всего человечества.)

  • Почему именно в середине XX века появились эти проблемы? (В это время было взято на вооружение атомное оружие.)

Понятию «глобальные проблемы» присущи следующие харак­теристики:

  • порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом;

  • угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле;

  • решение этих проблем возможно только при условии объе­динения усилий всего мирового сообщества.

На рубеже XX-XXI вв. определились мощные силы, которые в совокупности могут привести мировое сообщество в новое со­стояние. Первая из них - экономическое доминирование евроатлантической цивилизации. Вторая - бурный подъем экономики в Юго-Восточной и Восточной Азии. Третья - ослабление государств на фоне, с одной стороны, транснациональных корпораций и него­сударственных организаций и, с другой стороны, развертывания новых нерегулируемых процессов, грозящих хаосом (например, в последнее время все чаще в различных СМИ проявление аномаль­ных природных катаклизмов: необычайно высокая температура, затем длительные продолжительные дожди в Европе — объясняют успехами в разработке «географического оружия»). Четвертая - углубление диспропорций между богатым «Севером» и бедным «Югом». Пятая - демографический взрыв. Шестая - после «века идеологий» многие государства стремятся найти некую универ­сальную идею, и под этим предлогом активно внедряются в духов­ную жизнь разного рода секты, которые в реальности «зомбируют» своих членов. Совокупность влияния этих сил может изменить общую картину мира и стратегическое соотношение сил. Поэтому так важно определиться с теми глобальными проблемами, которые сегодня требуют тесного взаимодействия всех стран, всего миро­вого сообщества.

- Назовите известные вам глобальные проблемы.

Все глобальные проблемы можно условно разделить на четыре основные группы:

  • социально-политические;

  • социально-экономические;

  • социально-экологические;

  • проблемы человека.

Сегодня мы подведем своеобразный итог.


  1. Работа творческих групп.

Вам было предложено «разбиться» на творческие группы, выбрать тему исследования, выбрать материалы.

А сейчас мы предлагаем каждой группе создать свой постер.

Можно использовать: картинки, слова, словосочетания, знаки, символы, лозунг.


Правила создания постера


Содержание постера

(расположение может изменяться)

Задачи Тема Факты

Методы Гипотезы


На работу вам дается 15 минут.


IV. Презентация постеров.

Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности


При рефлексии коллегам предлагается высказать своё мнение по вопросу применения ДМТ.

«Считаете ли Вы данную технологию эффективной и почему?»

При ответе используйте прием «Незаконченное предложение»

Я считаю данную технологию эффективной ……………….., потому что …………….


Итог обыденной работы –

Восторг волшебного полета!

Все это – дивное явленье –

Урок, рожденный вдохновеньем…


Желаем Вам успехов в профессиональной деятельности!











ВАРИАНТ 2. Предложить слушателям свои тезисы.

- К познавательным трудностям относится несформированность умений работать с текстом и учебной литературой в целом. В последнее время всё более расширяется информационное поле в области таких предметов, как история и обществознание; ученик «утонул» в огромном количестве оценок, интерпретаций, суждений прошлого.


- Особо выделяется своей трудностью задача оформления больших массивов учебного материала в виде наглядного и компактного планшета – «учебника на стене». Следует отметить, что информация в вербальной форме по теме урока усваивается не более, чем на 30 %, а в визуальной достигает 90 %.


- В преподавании общественных дисциплин используются схемы, таблицы, опорные схемы, но они представляют «молчащую наглядность», так как мышление не вступает с ними в диалог.


- Необходимо отметить, что одни учащиеся лучше усваивают материал, если увидят его написанным на доске или прочитают в книге, другие – если его объяснить устно, третьим надо непременно всё сделать самим (провести опыт или нарисовать схему). Это связано с тем, что преобладающий канал восприятия может быть различным: у одних – аудиальный (лучше усваивают на слух), у других – визуальный (доминирует зрение), у третьих – кинестетический (запоминают при помощи движений).


- Усвоение знаний затруднено состоянием здоровья учащихся, так как значителен процент детей, которые имеют серьёзные врождённые отклонения или приобретают различные болезни в результате неблагополучной экологической ситуации.


- Процесс интериоризации (перевода знаний из внешнего плана во внутренний) включает три различных этапа: ознакомление с учебным предметом; составление связанного, систематизированного вербального описания на основе данных предыдущего этапа; логико-смысловая обработка информации. В практической педагогике изучение нового материала на уроках часто совпадает с завершением второго этапа интериоризации, когда материал представляется в одномерно – вербальной форме. В таком виде материал могут фиксировать в памяти лишь учащиеся с хорошими способностями.


- Перестройка структуры урока, при которой ученик становится субъектом познавательной деятельности, решает многие педагогические затруднения, но остаются проблемы усвоения знаний, так как чаще всего он запоминает и понимает лишь тот материал, который обсуждался на уроке при его непосредственном участии. Это приводит к фрагментарности знаний (как бы мы ни отдавали приоритет развитию мышления учащегося, в вузах требуются студенты с определённым стандартом знаний).


- Одним из приоритетных направлений социально-гуманитарного образования является воспитание гражданина, патриота, личности, способной отвечать за свои поступки. Проблемным является то, что СМИ и современное массовое киноискусство развивает дешёвый вкус, примитивность интересов, потребностей, мышления.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. «Элективные курсы в профильном обучении». – Москва: 2006.

  2. «Школьный словарь по обществознанию 10–11 кл». – Москва: 2008.

  3. «Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей истории и обществознания». – Москва: 2008.

  4. Электронное приложение к учебнику «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР». – Москва: 2008.

  5. Н. Воскресенская «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ». – Москва: 2008.

  6. «ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ». – Москва: 2007.

  7. «ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ГРАЖДАНИНА». – Москва: 2001.

  8. Даурбеков Д. М-Г «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ». – Назрань: 2012.

  9. Л.В. Поляков, А.Н. Иофе «Методическое пособие «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В ХХI ВЕКЕ». – Москва: 2008.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!