СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение приёмов рефлексии у учащихся с ЗПР

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены различные приёмы рефлексии настроения и эмоционального состояния учащихся. Данные приёмы можно применять как с нормативными детьми, так и с детьми с ОВЗ, в том числе с ЗПР.  

Просмотр содержимого документа
«Применение приёмов рефлексии у учащихся с ЗПР»





























Баева Любовь Ивановна

Учитель биологии, заместитель директора по правовому воспитанию

МБОУ «СОШ №3» г.Арамиль



Методическая разработка

«Применение приёмов рефлексии у учащихся с ЗПР»



























В настоящее время количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) составляет достаточно большое количество среди учащихся. Задача педагогов при обучении таких детей состоит в том, чтобы эти дети, как и все другие учащиеся, достигли как минимум базового уровня знаний, и приобрели весь необходимый комплекс навыков УУД.

Проблемы обучения детей данной категории самые различные. Часто это отсутствие воли, неспособности сосредоточиться, недостаточное внимание, низкая учебная мотивация, неспособность контролировать ход (процесс), низкий уровень самоконтроля и т.п.

У большинства учеников с ЗПР отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения»

Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. 

Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося.


Активные методы рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

На занятиях при работе с детьми с ЗПР очень важно использовать рефлексию настроения и эмоционального состояния.

В настоящее время, изучая методическую литературу, можно обнаружить довольно большой набор приёмов рефлексии. Некоторые из них можно использовать на каждом уроке, другие на отдельных уроках.

Наиболее просты в применении те, которые не требуют специальных таблиц, карт учёта и т.п.

Пантомима

  1. Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично и т.п.

Использование различных изображений:

  1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

  2. «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

  3. «Дерево чувств». Если ученики чувствуют себя хорошо, комфортно, то вешают на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

  4. «Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

  5. «Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Учитель предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбирают солнышко, если не очень, то тучку, поднимая руки, или, если у них есть такие же карточки, поднимают их.

Эмоционально-художественное оформление:

  1. «Выбери пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

  2. «Лучики солнышка». Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и прикрепляют  лучики (солнышко улыбается, без эмоций, грустит)

  3. «Острова». Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости и размещают силуэты фигурок человека к изображениям соответствующих островов, размещённых на доске.

  4. «Термометр». Учащимся предлагается нарисовать на полях шкалу от –5 до +5 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна –5, +5 или 0.

  5. «Цветовые сигналы» – с помощью разных цветов: синий, желтый, зеленый, красный – «оценоч­ная лесенка» (ступеньки роста знаний от положения «Я ничего не знаю, ничего не умею» до положения «Я всё знаю, всё умею»);










Такие сигнальные значки должны быть папках у каждого ученика. И по мере необходимости они используются на разных уроках или на разных этапах урока. Имея в виду, что мы работаем с детьми с ЗПР, им требуются разнообразные приёмы, т.к. однообразие их быстро утомляет. Поэтому разные приёмы оценивания тоже показывают свою эффективность.

  1. «Знаковая символика»  – всё понятно, «+ -» – есть затруднения, « – не справлюсь).

Такие символы можно использовать в ходе текущей работы на уроке для определения учащихся, успешно выполняющих задания и учащихся, которым нужна помощь или коррекция заданий, т.к. уровень освоения знаний учащихся с ЗПР различный и многим бывает нужна помощь. Также ученики сами без просьбы учителя могут сигнализировать о необходимости оказания им помощи. Для этого необходимо использовать таблички с таки символами. Для этого они должны быть постоянно в портфолио учащихся


Рефлексивные карты.

Я в своей работе использую портфолио учащихся - папки, в которые вложены листы, содержащие различные схемы и таблицы.


  1. Карта «Я хочу учиться хорошо».

(Такой заголовок сам по себе уже интересен ученикам)

Оцени себя и свою работу на уроке по таблице:


Дата









К уроку готов(а) – есть все принадлежности









Внимательно слушал(а) учителя









Хорошо работал(а) в тетради









Хорошо работал(а) с учебником









Хорошо отвечал(а) на вопросы









Узнал(а) много нового









Не нарушал(а) дисциплину (не разговаривал без дела, не отвлекался, не мешал другим и т.д.)









Всего баллов









Общая оценка









Похвали себя, если работал(а) хорошо.

Если работал(а) не очень хорошо, напиши себе, что работать надо лучше.










Ученики на каждом уроке, особенно в начале обучения навыкам саморегуляции, которая осуществляется при таком оценивании, берут свои папки и оценивают процесс своей работы. Такой метод оценивания показал свою эффективность мотивации учащихся с ЗПР на их процесс – они сами себя лучше контролируют, проявляя волевые усилия, меньше отвлекаются, более внимательны. На каждом таком листе я размещаю не только красиво оформленные фамилии и мена, но и фотографии детей, что делает эту работу для них личностно более значимой. По мере привыкания к такому самооцениванию, оценку по такой таблице я заменяю на другие виды оценок.

Оценку в последней строке можно выставлять и в виде рефлексивных рисунков, например, в виде смайликов с улыбкой, огорчением и т.п.


  1. «Рефлексивная карта моих возможностей и результатов учебной работы на уроке»


Рефлексивные карты могут содержать такие понятия:

  1. я могу …

  2. я смогу …

  3. я хочу …

  4. я знаю …

  5. я умею определять …

  6. я умею анализировать …


  1. я умею оформлять …

  2. я справился(лась) с …

  3. я умею сравнивать …

  4. я умею находить …

  5. у меня получился …

  6. у меня получилось и т.п.

Данный набор показателей готовности к работе и приобретённых умений является следующим шагом к повышению учебной мотивации, навыков самооценки не только процесса освоения знаний, но уже и включается механизм оценивания достижения учебного результата. Для осуществления такой оценки можно использовать следующую таблицу портфолио учащихся

«Рефлексивная карта моих возможностей и результатов учебной работы на уроке»


Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

я могу

я смогу

я хочу

я спра­вился(лась)

у меня получи­лось

я знаю

я умею оп­реде­лять

я умею анализи­ровать

я умею оформ­лять

я умею сравни­вать

я умею нахо­дить










































































Данная таблица может использоваться не в полном объёме каждый раз, а только какие-то определённые графы. Но 1-5 графы заполняем всегда. Для заполнения граф 5-11 обсуждаем с учащимися, что они имеют в виду – что должны знать, определять, анализировать, сравнивать, находить. Эти графы отражают уже более высокий уровень рефлексии, и им необходимо учить дополнительно.

  1. «Лесенки».

Эти методики можно применять не только для эмоциональной рефлексии, но и для оценивания конкретных учебных достижений.






5





5





5





5





5




4





4





4





4





4




3





3





3





3





3




2





2





2





2





2




1





1





1





1





1





1

2

3

4

5

Дата






По лесенке можно оценивать и общий итог, и отдельные элементы занятия. Ученики могут выделить какие-то клетки цветными карандашами, взять их в кружок и т.п. длина лесенки может быть увеличена или уменьшена. Таких лесенок на одной странице можно напечатать довольно много и пользоваться длительное время.

Можно сделать такую лесенку динамичной и многоразовой. Сделать шаблон на плотной бумаге или картоне, натянуть нить с пуговицей, которую можно двигать.






5




4




3




2




1






  1. «Волшебные линеечки» (критериальные оценочные шкалы)

Варианты работы с такими шкалами различны.

Можно начертить (напечатать) в оценочных листах такие линейки горизонтально или вертикально.





























1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


Линейки (столбики) можно пролиновать, например на 5 частей или на другие уровни оценки. Оценивать можно в целом занятие или его элементы. После заполнения всех линеек можно провести график и увидеть динамику.



Другой вариант – сделать динамичные линейки со скользящими показателями, например, такие как показано ниже.







Ещё один вариант – многоразового пользования можно изготовить многолинейным, что позволит оценивать себя учениками или за разные элементы на уроке, или несколько уроков, и увидеть свою динамику. На линейки следует закрепить леску или нить, к которой прикрепить пуговица или другие двигающиеся предметы. Линейки можно пролиновать по уровням и т.п.












Кроме таких приёмов оценивания, можно использовать и все другие, в том числе:

  1. «словесную оценку» (развёрнутая положительная устная оценка учебных достиже­ний);

  2. применение зачётных листов «зачтено – не зачтено» (оценочные листы предметных умений);

  3. «оценку в баллах» (не связана с традиционными отметками – совокупность баллов ха­рактеризует «рейтинг» задания);

  4. алгоритмы пошагового контроля различных видов работы;

  5. тетрадь достижений учащихся по предмету и др.


Применяя различные приёмы рефлексии, следует чаще делать акцент не на оценивание организации урока как момента деятельности педагога, а на оценку собственных результатов деятельности учащихся с целью повышения их мотивации.

Учение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок - личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению.

Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности. Рефлексия и умение учиться, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности.


Использованы интернет ресурсы:

  1. https://www;google;ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=14&ved=0ahUKEwjM54uwx8XMAhVlM5oKHYW8BPA4ChAWCCowAw&url=http%3A%2F%2Fit-n;ru%2Fattachment;aspx%3Fid%3D52946&usg=AFQjCNGUBZT1vGxpqt-1PdMqv0bdn6a1mA&sig2=ecXRqahaTIaFULfMomUzoQ&bvm=bv;121421273,d;bGs

  2. https://e-koncept;ru/2015/95037;htm

  3. http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2013/09/30/vozmozhnye-priyomy-refleksii-na-urokakh

  4. http://festival;1september;ru/articles/619079/

  5. http://www.metod-kopilka.ru/statya__refleksiya_na_urokah_biologii-2893.htm


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!