1.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Знакомство с планом урока. Инструктаж по заполнению листа оценивания на каждом этапе урока. Демонстрация слайд- фильма. Слайды 1-2.
На прошлом уроке мы изучили новое отношение- отношение перпендикулярности прямой и плоскости, изучили его определение, признак и свойства. Сегодня мы научимся применять свои знания.
2.Ситуация ориентирования. Теоретическая разминка. Проверим , насколько вы ориентируетесь в теме урока. Проведем теоретическую разминку. Слайды 3- 7.
По готовым рисункам учащиеся формулируют определение, признак, четыре свойства перпендикулярных прямой и плоскости (прямую и обратную теоремы). Затем на модели прямоугольного параллелепипеда и прямой призмы показывают ребра , перпендикулярные граням. Опрос ведется фронтально , накопленные баллы ученики выставляют в лист оценок.
Далее проводится индивидуальное тестирование обучающихся по теории на компьютере. Отвечая на вопросы (верно-неверно), ученики моделируют предлагаемые ситуации, развивая пространственное воображения и исследуя всевозможные ситуации. Результатом выполнения теста является не только оценка, а и указание неверных ответов, что дает возможность оперативно провести работу над ошибками, обсудив правильные ответы (приложение 3).
3.Ситуация применения. «Геометрия рядом». Как проверить , перпендикулярна ли данная прямая плоскости? Этот вопрос имеет практическое применение, например, при установке столбов, колонн и т.д., которые нужно поставить прямо, то есть перпендикулярно поверхности земли. Оказывается признак перпендикулярности прямой и плоскости мы давно уже неосознанно используем. Слайды 8- 11.
8.На практике вертикальность столба проверяют, глядя на него поочередно в двух направлениях. Обоснуйте правильность такой проверки.
9. Как с помощью отвеса проверить вертикальность здания, столба, мачты?
10.Почему для установки елки подставка имеет такую конструкцию?
11.Перпендикулярность оси сверла плоскости стола, на котором крепится деталь, слесарь проверил с помощью угольника. Как он это сделал ?
4.Решение простейших задач на доказательство перпендикулярности прямой и плоскости. Слайды 12- 17. Рисунки на слайдах динамические: в процессе доказательства в разном цвете последовательно выделяются нужные прямые, плоскости, углы, что делает решение более понятным и наглядным.
Задачи решаются устно в парах «учитель - ученик», где менее подготовленный ученик может получить консультацию в решении. К доске вызывается и получает по 2 балла только та пара, в которой оба ученика готовы отвечать.
5. Физкультминутка.
6.Тренировочные упражнения. Решение задач достаточного и высокого уровней сложности. Слайды 18-20.
Задачу №1 ученики решают самостоятельно в «рабочих тетрадях» с применением приема «следуй за мной». Им необходимо , имея начало рассуждений, закончить мысль. По окончании решения, записи проверяются. Полное решение задачи оценивается в 2 балла. Подсказки помогают обучающимся дойти до ответа.
19. I вариант (№2)
20. II вариант (№3)
Задачи №1 или №2 со слайдов 19 и 20 решаются
учениками самостоятельно по вариантам в рабочих тетрадях . Степень помощи ограничена планом решения задачи. По окончании решения ученики проверяют решение , читая каждое действие по эстафете. Правильность каждого действия оценивается в 1 балл. Ученикам, досрочно справившимся с решением, предлагаю за бонусные 3 балла составить план решения задачи №4.
7. Домашнее задание.
Просмотреть фрагмент видеоурока «Теорема о существовании и единственности перпендикулярной плоскости», зайти на сайт interneturoki.ru (Геометрия 10 класс) . Составить конспект доказательства, уметь доказывать теорему.
Самостоятельно (по желанию) доказать теорему о существовании и единственности перпендикулярной прямой.
Решить задачи № 2 или 3, №4 из «рабочей тетради» .
Итог урока подводим, выставляя оценки за урок. Отдельно оценивались результаты тестирования. Вторая оценка получена как сумма баллов листа оценивания. Графа «Достижения» в листе оценивания как раз показывает обучающемуся, чего он достиг на уроке, а рейтинговое накопление баллов способствует активной умственной работе учащихся на всех этапах урока.
Приложение 1
Рабочая тетрадь
Задача№1
Докажем, что AD ( …...). MC (ABC),
а прямая AD …………………………..
Значит по определению……………………..
……………………………………………….
AD MD по условию. Так как AD двум
пересекающимся прямым, лежащим в плоскости (……), то AD (…..).
CD принадлежит (ABC), значит AD ……
В параллелограмме ABCD угол D прямой, значит это-…………………………………