СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЗНАКА ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТИ ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТИ (ГЕОМЕТРИЯ 10 КЛАСС)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРИМЕНЕНИЕ  ПРИЗНАКА ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТИ ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТИ 

(ГЕОМЕТРИЯ 10 КЛАСС)

Цели   урока.

Образовательные:

  • формировать умения учащихся применять определение и признак перпендикулярности прямой и плоскости, решать задачи на доказательство;
  • умение видеть геометрические задачи в окружающем мире.

Развивающие:

  •  развивать пространственное воображение, логическое мышление;
  • формировать умение четко и ясно, логически последовательно излагать свои мысли;

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, организованность;
  • воспитывать умение объективно оценивать свою работу.

Тип  урока: урок формирования умений и навыков.

Форма  урока:   урок-практикум по решению задач.

Формы организации учебной деятельности:  коллективная, индивидуальная, парная.

Оборудование:

  • компьютерный класс, мультимедийный проектор;
  • модели многогранников, прямой и плоскости;
  • анимационный слайд-фильм, презентация к уроку Microsoft  Power  Point,  фрагмент   видеоурока ,  тест, выполненный в программе Exel (приложение 3);
  • «Рабочая тетрадь», листы  формата А4 с готовыми чертежами к задачам (приложение 1);
  • листы оценивания (приложение 2).

Структура  урока

Вид деятельности

Время

1.Организационный момент. Постановка целей урока. Сообщение плана урока. Инструктаж по заполнению листа оценивания на каждом этапе урока.

3

2. Ситуация ориентирования. Теоретическая разминка. Определение,  признак, свойства  перпендикулярных  прямой и плоскости. Тестирование. Анализ ошибок.

10

3.Ситуация применения.  «Геометрия рядом», решение  практических задач.

5

4.Решение простейших задач на доказательство перпендикулярности прямой и плоскости.

10

5. Физкультминутка.

2

6.Тренировочные упражнения:  решение задач    приемом «следуй за мной», решение задач по плану в «рабочей тетради».

10

7.  Домашнее задание. Подведение итогов урока. Рефлексия .

5

 

 

Ход урока

1.Организационный момент. Сообщение темы и  целей урока. Знакомство с  планом  урока. Инструктаж по заполнению листа оценивания на каждом этапе урока. Демонстрация  слайд- фильма. Слайды 1-2.  

  На прошлом уроке мы изучили новое отношение- отношение перпендикулярности прямой и плоскости, изучили его определение, признак и свойства.  Сегодня мы научимся применять свои знания.

2. Ситуация ориентирования. Теоретическая разминка. Проверим , насколько вы ориентируетесь в теме урока. Проведем теоретическую  разминку.  Слайды 3- 7.

По готовым рисункам учащиеся формулируют определение,  признак, четыре свойства перпендикулярных прямой и плоскости (прямую и обратную теоремы).  Затем на модели прямоугольного параллелепипеда  и прямой призмы показывают ребра , перпендикулярные граням. Опрос  ведется фронтально , накопленные баллы ученики выставляют в лист оценок.

Далее проводится индивидуальное тестирование обучающихся по теории на компьютере. Отвечая на вопросы (верно-неверно), ученики моделируют предлагаемые ситуации, развивая пространственное воображения и исследуя всевозможные ситуации. Результатом выполнения теста является не только оценка, а и указание неверных ответов, что дает возможность оперативно провести работу над ошибками, обсудив правильные ответы (приложение 3).

 

 

3.Ситуация применения.  «Геометрия рядом». Как проверить , перпендикулярна  ли данная прямая плоскости? Этот вопрос имеет практическое применение, например,  при установке столбов, колонн и т.д., которые нужно поставить прямо,  то есть перпендикулярно поверхности  земли. Оказывается признак перпендикулярности прямой и плоскости мы давно уже неосознанно используем. Слайды 8- 11.

8.На практике вертикальность  столба проверяют, глядя на него поочередно в двух направлениях. Обоснуйте правильность такой проверки.

9. Как с помощью отвеса проверить вертикальность  здания, столба, мачты?

10.Почему для установки елки подставка имеет такую конструкцию?

11.Перпендикулярность оси сверла плоскости стола, на котором крепится деталь, слесарь проверил с помощью угольника. Как он это сделал ?

4.Решение простейших задач на доказательство перпендикулярности прямой и плоскости. Слайды 12- 17. Рисунки на слайдах динамические:  в процессе доказательства в разном цвете   последовательно выделяются нужные прямые, плоскости,  углы, что делает решение более понятным и наглядным.

    Задачи решаются устно в парах «учитель - ученик», где менее подготовленный ученик может получить консультацию в решении. К доске вызывается и получает по 2 балла только та пара, в которой оба ученика готовы отвечать.

5. Физкультминутка.

6.Тренировочные упражнения. Решение задач достаточного и высокого уровней сложности. Слайды 18-20.

Задачу №1 ученики решают самостоятельно в «рабочих тетрадях» с применением приема «следуй за мной». Им необходимо , имея начало рассуждений, закончить мысль. По окончании решения, записи проверяются. Полное решение задачи оценивается в 2 балла. Подсказки помогают  обучающимся дойти до ответа.

19. I вариант (№2)

20. II вариант (№3)

Задачи №1 или №2  со слайдов 19 и 20 решаются

учениками самостоятельно по вариантам в рабочих тетрадях . Степень помощи ограничена планом решения задачи. По окончании решения ученики  проверяют решение , читая каждое действие по эстафете. Правильность каждого действия оценивается в 1 балл.  Ученикам, досрочно справившимся с решением, предлагаю за бонусные 3 балла составить план решения задачи №4.

7.  Домашнее задание.

  • Просмотреть фрагмент видеоурока  «Теорема о существовании и единственности перпендикулярной плоскости», зайти на сайт interneturoki.ru (Геометрия 10 класс) . Составить конспект доказательства, уметь доказывать теорему. 
  • Самостоятельно  (по желанию) доказать теорему о существовании  и единственности перпендикулярной прямой.
  • Решить задачи № 2 или 3, №4   из «рабочей тетради» .

      Итог урока подводим,  выставляя  оценки за урок. Отдельно оценивались результаты тестирования.  Вторая оценка получена как сумма баллов  листа оценивания. Графа «Достижения» в листе оценивания  как раз показывает  обучающемуся, чего он достиг на уроке, а рейтинговое накопление баллов способствует активной  умственной работе учащихся на всех этапах урока.

Приложение 1

Рабочая тетрадь

Задача№1

 

Докажем, что  AD    (  …...).  MC   (ABC),

а прямая AD  …………………………..

Значит по определению……………………..

……………………………………………….

AD  MD по условию. Так как AD    двум

пересекающимся  прямым, лежащим в плоскости (……), то AD   (…..).

CD принадлежит (ABC),  значит AD   ……

В параллелограмме ABCD  угол D прямой, значит это-…………………………………

Тогда   =………………………………

Ответ:…………………………………

Задача №2

1)Докажите, что CD   (DEA)____________

__________________________________

__________________________________

2)CD из ? EDC_______________________

__________________________________

3)AE из ? EAD_______________________

__________________________________

__________________________________

Ответ:_____________________________

Задача№3

1)НайтиBCA______________________

__________________________________

2)Доказать, что BC    (KAC)___________

__________________________________

__________________________________

3)Определить вид ? CBK_____________

__________________________________

4)CB из ? CBA_____________________

__________________________________

5)KC из ? CKA_____________________

__________________________________

Ответ:____________________________

 Задача №4

План решения

_______________________________

______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Лист оценивания

Фамилия, имя_____________________________________________________

Этапы

Достижения

баллы

Теоретическая

 разминка

Знаю определение,  признак, свойства  перпендикулярных  прямой и плоскости. Выполнил анализ ошибок.

 

Тестирование

 

Знаю определение,  признак, свойства  перпендикулярных  прямой и плоскости.

Отдель

ная

оценка

 

Решение задач  практического

содержания

Умею применять признак перпендикулярности прямой и плоскости в жизненных ситуациях.

 

Решение простейших задач

 

Умею доказывать перпендикулярность прямой и плоскости, применять признак.

 

 Решение задач    приемом «следуй за мной» №1 (2 балла)

Умею доказывать перпендикулярность прямой и плоскости, провожу нужные вычисления.

 

Решение задач по плану

№2 или №3  (по 1 баллу за каждое действие)

Умею доказывать перпендикулярность прямой и плоскости, провожу нужные вычисления.

 

 

Тест (отдельная оценка)_____________________________________________

Оценка за урок(сумма остальных баллов)____________________________

Критерии оценивания:

  • ответ на вопрос, дополнение к ответу, исправление ошибки – 2 балла;
  • решение задачи у доски, решение задачи другим способом – 4 балла.

 

Приложение 3

Геометрия 10 класс

 

 

 

тест2"Перпендикулярность прямой и плоскости"

ответы

 

 

Если прямая перпендикулярна плоскости, то она перпендикулярна любой прямой, лежащей в этой плоскости

да

 

 

Если прямая перпендикулярна плоскости, то она перпендикулярна любой прямой, параллельной  этой плоскости

да

 

 

Прямая, перпендикулярная каким-нибудь двум прямым, лежащим в плоскости, перпендикулярна этой плоскости.

нет

 

 

Прямая, пересекающая круг в центре и перепендикулярная его диаметру, перпендикулярна плоскости круга

нет

 

 

Прямая, пересекающая круг в центре и перепендикулярная его двум радиусам, не лежащим на одной прямой, перпендикулярна плоскости круга

да

 

 

Прямая, перпендикулярная двум не параллельным хордам круга, перпендикулярна его плоскости.

да

А ну-ка, покажи, что знаешь!

Если плоскость перпендикулярна одной из параллельных прямых,то она перпендикулярна и другой.

да

Если прямая перпендикулярна одной из двух параллельных плоскостей, то она перпендикулярна и другой.

да

Если две плоскости перпендикулярны одной и той же прямой, то они параллельны.

да

Если две прямые перпендикулярны одной и той же плоскости, то они параллельны.

 

да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!