СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ и ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

О применении проектной технологии в преподавании уроков и внеклассный занятиях,  при подготовке к олимпиадам и конференциям.

Просмотр содержимого документа
«ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ и ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ»

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ и ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ



Гарипова Лилия Рауфовна, учитель татарского языка и литературы

МБОУ «Каенлинская средняя общеобразовательная школа » Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (МБОУ «Каенлинская СОШ Нижнекамского муниципального района РТ»)


Цель:

 - понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении татарского языка и литературы

- повышение мотивации учащихся;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

 

Актуальность:

Проектный метод на уроках татарской литературы учит детей приобретать знания и постепенно выполнять усложняющие практические задания, реализуя межпредметные связи и воспитывая инициативу. Именно с помощью проектной деятельности формируется национальная культура, подготовка учащихся к реальным условиям жизни. А создание и защиты проектов на уроках татарской литературы позволяет по данному предмету добиться высоких результатов.

 

Проблема:

1.Невозможность частого, ежеурочного применения, так как требует огромных сил и времени учителей и учащихся.

   2. Применение этого метода требует использования большого количества литературы  и дополнительного материала, которых в школе не хватает.

Вывод:

     Обращение к проектной методике  на уроках татарского языка и литературы позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников, способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала. 
      Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предмета, с развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой

работы.

В настоящее время понятие “Новые образовательные технологии” не мыслится без метода проектов, по которым понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукта труда).

Под разработкой учебных проектов понимается комплекс заданий и советов к определенной теме, который выходит за рамки урока и мотивирует учащихся в такой степени, что они согласны посвятить этому часть своего свободного времени.

Изучение через деятельность - так  характеризуется метод проектов, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и создания конкретного продукта, что позволяет им пережить ситуацию успеха и самореализации.

Проектирование на уроках татарского языка требует не только знания языка, но и владение большим объемом разнообразных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Главное предназначение проектных уроков заключается в том, чтобы помочь каждому учащемуся стать субъектом жизни.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня, легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает.

Основные требования к использованию проектной деятельности: 

 * Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.

  1. *Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной.

  2. *В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

*Использование исследовательских методов.

  1. *Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.

  2. *Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).


Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения. 


Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся




Деятельность учителя

1.Подготовительный

Определение темы и целей проекта.

Обсуждение и выбор темы.




Предлагает темы проектов.

Выделение подтем в теме проекта.

Выбор подтемы или предложение новой подтемы


Совместное обсуждение подтем проекта.

 

 


 

Формирование творческих групп

Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды.


Организационная работа по объединению школьников в группы.

Подготовка материалов к исследовательской работе.

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы.

Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса.

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания.

Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания.

2. Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации.

Корректировка и дополнение предложений учителя.

Предлагает основную литературу, способы сбора информации.

3.Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение.

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации.

Консультации, координирование работы обучающихся.

4.Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета.

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета.

Консультации, координирование работы обучающихся.

5.Презентация

Предоставление выполненной работы.

Доклад о результатах работы.

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников.

6. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям.

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы.

 

                                     Из опыта работы.


         В своей работе активно применяю метод проектов на уроках татарского языка последние пять лет. Дети с помощью исследовательских методов самостоятельно решают проблемы, поставленные учителем. Так, например, при изучении лексики в 5-м классе учащиеся концентрируют внимание на решение основополагающего вопроса проекта: «Как различить слова-близнецы?»  Для этого учащимся потребуется ответить на три проблемных вопроса (предусмотренные программой): 1. Как омонимы отличить от многозначных слов? 2. Чем различаются синонимы друг от друга? 3. Для чего нам нужны омонимы и синонимы? Я разделяю  класса на 3 рабочие группы и распределяет задания по группам таким образом, чтобы учащиеся в ходе исследования изучили и представили способы разграничения омонимов и многозначных слов, различия синонимов друг от друга, использование омонимов и синонимов в речи. В ходе работы над проблемным вопросом учащиеся формулируют цель работы, осуществляют самостоятельный поиск необходимой информации по предложенным учителем или самостоятельно найденным источникам. Результаты работ оформляются в виде мультимедийной презентации.

В 9-м классе метод проектов используется при изучении темы “Печатные издания на татарском языке для детей и юношества”. По программе на эту тему отводится всего два часа и перед учителем встает вопрос как быстро и главное эффективно познакомить детей с печатными изданиями, которых более 10 (“Салават күпере”, “Сабантуй”, “Мәгърифәт”, “Ялкын”, “Сөембикә”, “Идел”,..). 

 В зависимости от уровня подготовки детей и уровня обученности учащихся, я выбираю несколько самых популярных изданий и в зависимости от количества этих изданий, делю класс на группы. Каждая группа презентует свой журнал или газету (здесь учитель дифференцирует задание: слабым учащимся – издания для дошкольного и младшего школьного возраста и т.д.). Учащиеся презентуют свое издание в программе Microsoft Power Point по следующей схеме:

1.                  История создания издания.

2.                  Работа известных писателей и деятелей искусств в этом издании.

3.                  Самые популярные рубрики издания.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

     На Республиканском конкурсе проектных и исследовательских работ «Дебют в науке»участвовала моя ученица Минеязова Айзиля, стала лауреатом, а в V Конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Нобелевские надежды КНИТУ – 2012»,1 место. Она проделала огромную исследовательскую деятельность.  Искала в книгах о родном селе происхождения произвищ, побеседовала с знаменитыми людьми села. На основе всего этого материала она создала презентацию.Она выступила с работой «Кушаматлар».

Во II Поволжской конференции "Я-исследователь» тоже моя ученица Ризванова Эндже выступила с работой «Ф. Кәрим иҗатында халык иҗаты авазы”. Ученица нашла в творчестве поэта много примеров народного творчества: пословицы, отрывки народных песен, загадки. Оказывается Ф.Карим использовал во многих стихах персонажей из народных сказок.

В  2013году Минеязова Айзиля участвовала в научно-практической конференции посвященной к 135 летию писателя Г. Исхаки и заняла I место.  Она выступила с проектом ““Кәҗүл читек” хикәясенең теле”. В 2014 году она же участвовала в межрегиональной научно практической конференции «Күптеллелек шартларында тел компетентлылыгының актуаль мәсьәләләре» с проектом

«Г. Исхакый хикәяләрендә тел- сурәтләү чаралары”.

По программе 7 класса из татарского устного творчества проходим баиты. Дала учащимся домашнее задание “Записать баиты родного села”. Они обратились за помощью к родителям, бабушкам и дедушкам. Группа учащихся собрала и обработала материал.

В 11 классе сделали проектную работу по теме “Национальный колорит в произведениях М. Магдеева”. Ребята работали группами. Первая рабочая группа учеников познакомилась со всеми произведениями писателя, нашли и выступили с сообщениями о национальных колоритах(обряды, праздники,народные песни.) Вторая группа познакомилась с обрядами, с праздниками родного края и сравнили с примерами из творчества писателя. Третья группа встречалась с племяником М. Магдеева, с журналистом Р. Магдеевым. Р. Магдеев рассказал детям интересные истории из жизни писателя, как он любил родной край, интересовался национальными праздниками, татарским фольклором. Писатель любил петь народные песни не только на татарском, но и на русском языке.

Анализируя работу над методом проекта, я могу сделать вывод, что учащимся нравится работать над современными, интересными для их возраста проектами, когда темы и проблемы отвечают на насущные вопросы и являются практико-ориентированными или исследовательскими. Совместная работа помогла лучше узнать учащимся друг друга. За время работы над проектом, они научились работать с информацией, с Интернет-ресурсами. Но самое большое достижение заключается в том, что они познали самих себя, увидели свое продвижение.

Накопив опыт использования данного метода при изучении татарского языка и литературы, мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.                                                

Я думаю, что работу над проектной методикой обучения татарскому языку и литературе нужно применять в своей дальнейшей работе. Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем, но это эффективное средство от однообразия и способствует развитию учащегося и расширению его знаний.

 

Литература 

1. Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 
2. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов, педагогических ВУЗов / Н.Ю.Пахомова; - АРКТИ, 2008. – 101с. 
3. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., – М.: Просвещение, 2011. – 223с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!