СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение синквейнов, как одного из методических приёмов технологии критического мышления, на уроках изобразительного искусства с целью успешного развития младших школьников.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается как применять на уроках ИЗО синквейны. Приводятся примеры составления синквейнов по разным темам. Описывается порядок их составления.

Просмотр содержимого документа
«Применение синквейнов, как одного из методических приёмов технологии критического мышления, на уроках изобразительного искусства с целью успешного развития младших школьников.»

Применение синквейнов, как одного из методических приёмов технологии критического мышления, на уроках изобразительного искусства с целью успешного развития младших школьников.

Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. На современном этапе обучения важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Успешному развитию и обучению младших школьников способствует применение в работе педагогов методов и форм развивающего обучения.

Одной из эффективных форм является технология критического мышления.

Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности; она представляет ученику условия для осмысления материала и помогает ему обобщить приобретенные знания [3].

Даная технология заставляет ребёнка мыслить.

Паскаль Блез говорил: «Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности» [2].

Активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос.

Л.Н. Толстой писал: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти” [3].

Основа технологии критического мышления – три этапа в структуре урока: вызов, осмысление и рефлексия.

Все эти три этапа нацелены на развитие умственных способностей учащихся: учат решать проблему, формулировать идею (ключевую фразу), обогащают словарный запас; позволяют почувствовать себя хоть на мгновение творцом и справиться с работой всем учащимся.

Ум - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь”- говорил древнегреческий философ Плутарх [3].

Зажечь факел умственных способностей позволяют методические приёмы, которые входят в технологию критического мышления.

Одним из приёмов ТКМ является составление синквейнов.

Синквейн – это форма свободного творчества. Это почти стихи. Почти, потому что «столбиком», но не складно. Его называют пятистишьем, так как содержит пять строк.

Написание синквейна требует умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Относительная простота построения синквейна позволяют быстро получить результат, но не всегда всё сразу получается. Чтобы синквейн получился удачным, очень важно обращать внимание на содержательность каждой строки. [2].

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово - резюме, которое дает новую интерпретацию темы,  выражает личное отношение учащегося к теме.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

- знает содержание учебного материала темы;

- умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;  

- умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи [4].

Работать над составлением синквейна можно самостоятельно, в парах, в группе.

Во-первых, данный приём можно использовать для анализа узкого понятия.

Во-вторых, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя приготовленный дома синквейн, как подсказку [1].

Чаще всего на занятиях в начальных классах составляется традиционный (дидактический) синквейн.

Приведём примеры составления синквейнов на уроках изобразительного искусства в начальных классах.





Рассмотрим тему урока в 4- ом классе: «Какого цвета Родина. Пейзаж родной земли»

Для составления синквейна возьмём слово «Родина».

1. Существительное: родина

2. Какая она для вас? Надо подобрать два прилагательных (например: прекрасная, единственная, удивительная, любимая, богатая)

3. Что она делает для вас и других людей? Надо подобрать три глагола (например: гордится, заботится, надеется, придаёт силы, помогает, любит, ценит, верит)

4. Своё отношение или афоризм, выражение, пословица или поговорка о родине (Лучше нет родного края! Моя родина – моё село и др.)

5. Синоним, или, как по-другому можно назвать Родину (страна, отчизна, отечество) Россия – Родина моя!

Приведём примеры составления синквейнов ещё по одной теме ИЗО в 4-ом классе: «За весной, красой природы, лето красное придет. Композиция и колорит весеннего пейзажа».

Для составления синквейна можно взять слова: «Композиция», «пейзаж», «весна».

Рассмотрим слово «весна».

1.Существительное: весна.

2.Прилагательные характеризующие это слово (их должно быть два): тёплая, радостная.

3.Три глагола, которые описывают действия существительного: наступает, оживает, радует.

4.Предложение, которое характеризует тему в целом: красивое время года.

5.Слово, которое отражает личное отношение ученика к теме: жизнь.

Следующее слово «пейзаж».

  1. Существительное: пейзаж.

  2. Два прилагательных: весенний, завораживающий.

  3. Три глагола: рассказывает, создаёт, очаровывает.

  4. Предложение, которое характеризует тему в целом: изображение природы.

  5. Слово, которое отражает личное отношение ученика к теме: картина.

Из приведённых примеров видно, что с помощью синквейна учащиеся учатся быстро и эффективно   анализировать, синтезировать и обобщать понятия и информацию.

Можно усложнять задания детям: например, провести анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить).


Синквейн требует от ребёнка небольших временных затрат, а его составление - реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Но надо помнить, что только в системе применяя приёмы технологии критического мышления можно добиться положительных результатов.


Источники информации:

  1. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).
  2. Душка Н. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).
  3. festival.1september.ru/articles/573081 - «Формирование учебной мотивации младших школьников». Рыбакова В.М.

  4. 4. http://nsportal.ru - Что такое синквейн и как с ним работать.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!