СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит опыт применения современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в основной школе. Будет полезен как опытным, так и начинающим педагогам, работающим по УМК Ладыженской.

Просмотр содержимого документа
«мое выступление»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Курочкинская основная общеобразовательная школа» Тальменского района Алтайского края











Статья
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы






подготовила

учитель русского языка и литературы

Вааль Юлия Анатольевна













с. Курочкино
2014

Слайд 1

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

В Национальной доктрине образования РФ отмечается: «Система образования призвана обеспечить… подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информационного общества и развития новых наукоемких технологий…». Перед школой стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно информационно-коммуникационных.

Современные школьники в большинстве своем владеют компьютерной грамотностью, поэтому важно, чтобы и педагоги повышали свою квалификацию через овладение компьютерными и коммуникационными технологиями.

Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, в частности с Федеральным порталом «Российское образование», Российским общеобразовательным порталом, Федеральным порталом «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» и др. Впоследствии с этими порталами я также познакомила своих учеников, так как представленная информация на сайтах очень важная и нужная.

Меня как учителя – практика особенно заинтересовала Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), представленная на Федеральном портале «Российское образование».

Слайд 3

Выстроить рационально процесс преподавания русского языка, систематизировать, обобщить и повторить материал на более высоком уровне учителю – словеснику может помочь использование цифровых образовательных ресурсов.

Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения русского языка. ЦОРы поддерживают все этапы работы с учебным материалом, то есть могут быть использованы при объяснении, тренировке и контроле. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.

В процессе работы с цифровыми ресурсами учитель или ученик может сам отбирать необходимый материал при изучении или повторении темы.

Современный ученик все чаще обращается за необходимой информацией в Интернет-ресурсы, поэтому учебно-справочные материалы – неотъемлемая часть цифровых образовательных ресурсов. Электронные пособия могут быть использованы как справочные материалы при выполнении самостоятельной работы, как учебные материалы для заданий поискового характера, для организации коллективной работы в классе.

Слайд 4

Целью обучения является внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций.

Слайд 5

Что же дало нашей школе, внедрение современных образовательных технологий и чего мы ждем от этого в будущем:

  1. повышение качества знаний учащихся;

  2. изменение микроклимата в школе, уменьшение числа конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.

  3. меняется профессиональная позиция педагогов – это творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса в классе;

  4. активная жизненная позиция всех: и взрослых и детей;

  5. создание воспитательной системы в школе, способствующей повышению степени самостоятельности учащихся в образовательном процессе. Совершенствование качественных характеристик личности учащихся.

Возникает вопрос. Достаточно ли учителю просто знать набор современных технологий? Конечно же, нет. На мой взгляд, ему необходимо умело их использовать с учетом особенностей класса, в котором работает и условий, которые есть в школе, только тогда они принесут свой эффект.

Из всего многообразия современных технологий наши учителя используют ИКТ, проектное обучение, учебно-деловые игры, дискуссии, технологию развития критического мышления и здоровьесберегающие технологии.

Я на своих уроках часто использую приемы технологии развития критического мышления.

Слайд 6

Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Каждый из этих этапов, решая свои задачи, составляет единое целое.

Приемы, которые использую я:

Слайд 7

Кластеры – при обобщении пройденных тем на уроках русского языка или при составлении характеристик героев на уроках литературы.

Слайд 8

Прием «Фишбоун» (в переводе – рыбий скелет) - данный прием незаменим на уроках литературы, особенно при рассмотрении эволюции характеров героев: так в «голове рыбы» описывается проблема, в верхней части «скелета» отражаются причины, повлиявшие на характер героев, в нижней части отражаются факты или изменения, которые происходят. А в «хвосте» вырисовывается образ героя после прочтения всего произведения.

Слайд 9

«Бортовые журналы» или таблицы типа «знаю, хочу узнать, узнал»

Слайд 10

незаменимы на стадии вызова, они позволяют поставить задачи на урок, организовать самоконтроль, а затем и рефлексию, как завершающий этап.

Слайд 11

Прием «Корзина идей» - позволяет систематизировать, обобщить материал. Или же, наоборот, попытаться поставить проблемные вопросы по теме. При помощи данного приема учащиеся сами очерчивают круг проблем, на которые необходимо обратить внимание. Главное условие данного приема – не повторять то, что уже было сказано другими.

Слайд 12

«Инсерт» - прием маркировки текста. Во время прочтения текстов учащиеся делают пометки на полях карандашом.

Слайд 13

Достоинства проблемного обучения в том, что учитель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск. А это способствует развитию критического мышления, творческих сил и интереса к учению.

Использование на уроках ИКТ, а в особенности мультимедийных возможностей компьютера, интерактивных досок позволяет развивать интерес к предмету, способствует наглядному представлению изучаемых явлений, делают общение с учеником более наглядным, содержательным, индивидуальным и деятельным. Созданная серия уроков по предметам применяется для проведения дополнительных занятий с отсутствовавшими, или отстающими учащимися, для самостоятельного изучения материала. Так же могут быть подготовкой учащихся к самостоятельным работам и другим видам оперативного контроля знаний, что позволяет ускорить и дифференцировать процесс повторения заданного материала учащимся.

Темп урока высокий, следовательно, учитель должен максимально четко сформулировать вопрос-импульс, ясно и точно обрисовать условия и перспективы деятельности учащихся, без лишних слов инструктировать учащихся, организовать диалог в группе, видеть всех и каждого в деятельности, вовремя прийти на помощь, проконсультировать, подсказать не подсказывая, направить на поиск рациональных путей обработки информации, обеспечить активное слушание в процессе социализации и, наконец, грамотно и глубоко отрефлексировать происходящее.

Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Не случайно ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения – и в этом принципиальное отличие от предшествующих разработок – во главу угла ставит личностный результат образования, уровень которого зависит и от отношения учащихся к изучаемому предмету. Таким образом, положительное отношение к учебному предмету не только значимо само по себе, но принято считать, что оно положительно влияет на учебные достижения школьников. Поэтому формирование подобного отношения к учебным предметам относят к основным целям образования и оценивают как результат обучения.

В заключение хотелось бы сказать, что

Слайд 14

современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.





























Список литературы

  1. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях.

  2. Розов Н.Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий и технологий при обучении в средней школе // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». № 1 (1). – М.: МГПУ, 2003. С. 102-106.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

  4. http://school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал: основная и полная средняя школа, ЕГЭ

  5. www.rnmc.ru – сайт по ЦОРам



4


Просмотр содержимого презентации
«к выступлению»

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В Национальной доктрине образования РФ отмечается: «Система образования призвана обеспечить… подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информационного общества и развития новых наукоемких технологий…».
  • В Национальной доктрине образования РФ отмечается: «Система образования призвана обеспечить… подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информационного общества и развития новых наукоемких технологий…».

Цели современного образования

«Современная школа должна научить учащихся добывать информацию из различных источников информации, включая информационные, привить навыки их критического анализа и сформировать компетентностные умения применять полученные информацию и умения на практике».

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.

Целью обучения является внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций.  • Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5)  содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Целью обучения является внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5)  содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Что же дало нашей школе, внедрение современных образовательных технологий и чего мы ждем от этого в будущем:

  • повышение качества знаний учащихся;
  • изменение микроклимата в школе, уменьшение числа конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. Диагностика, проводимая в школе, показывает, что мы на пути к равенству “учитель – ученик”,
  • меняется профессиональная позиция педагогов – это творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса в классе;
  • активная жизненная позиция всех: и взрослых и детей;
  • создание воспитательной системы в школе, способствующей повышению степени самостоятельности учащихся в образовательном процессе. Совершенствование качественных характеристик личности учащихся.

В требования к организации обучения включены: - организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов; - выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании; - организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.

Кластеры (гроздья) Категория 1 Категория 2 Ключевое слово  Категория 3 Категория 4

Кластеры (гроздья)

Категория 1

Категория 2

Ключевое слово

Категория 3

Категория 4

Прием «ФИШБОУН» Причина Причина Проблема Вывод Факты Факты

Прием «ФИШБОУН»

Причина

Причина

Проблема

Вывод

Факты

Факты

«Бортовые журналы» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

«Бортовые журналы»

Что мне известно

по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Приём «Знаю – хочу узнать - узнал» Что знаю о герое? Хочу узнать Печорин Холодный светский молодой человек Равнодушный Высокомерный Умный смелый офицер Живет для себя Не может любить (сомневаюсь) Он всегда носит маску равнодушия (сомневаюсь) Что нового узнал? Может ли Печорин испытывать страсть и другие сильные чувства? Может в глубине души Печорин совсем другой человек? И др.  ?

Приём «Знаю – хочу узнать - узнал»

Что знаю о герое?

Хочу узнать

Печорин

Холодный светский молодой человек

Равнодушный

Высокомерный

Умный смелый офицер

Живет для себя

Не может любить (сомневаюсь)

Он всегда носит маску равнодушия (сомневаюсь)

Что нового узнал?

Может ли Печорин испытывать страсть и другие сильные чувства?

Может в глубине души Печорин совсем другой человек?

И др.

?

Прием «Корзина идей»

Прием «Корзина идей»

  • "V" - то, что известно;
  • "- - то, что противоречит представлениям читающих;
  • "+" - то, что является новым;
  • "?" - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано, более подробно.

Изменение целей в учебных программах:

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

учебные программы учебных курсов и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

Общество 21 века нуждается в умной, конкурентоспособной, достойно мыслящей личности, управляющей собственной интеллектуальной деятельностью в социальном взаимодействии с членами этого общества. Этот социальный заказ отражается в проекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Поэтому цели обучения математике определяются этим документом, в котором особое место отводится задаче формирования у учащихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Эти действия обеспечивают личностное развитие, наличие умений перерабатывать учебную информацию, осуществлять саморегуляцию собственной интеллектуальной деятельности на основе представления о своих интеллектуальных возможностях, полноценное сотрудничество в процессе усвоения учебной информации и социальное взаимодействие. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ей руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья! Бог знает какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей… И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж споткнулся на ровном месте… Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.

Все было бы спасено, если бы у моего коня достало сил еще на десять минут. Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод – напрасно; едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв всякую надежду. Попробовал иди пешком – ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.

Я долго лежал неподвижно, и плакал, горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.

Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть этому причиной расстроенные нервы, ночь проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок. Все к лучшему! Это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то эту ночь сон не сомкнул бы моих глаз.

Я возвратился в Кисловодск в пять часов утра, бросился на постель и заснул сном Наполеона.

  • Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

1.Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

  • знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта
  • - умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование. ( Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

Список литературы

Список литературы

  • Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  • http://school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал: основная и полная средняя школа, ЕГЭ
  • www . rnmc . ru – сайт по ЦОРам


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!