СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии УДЕ П.М.Эрдниева на уроках русского языка в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.

   На мой взгляд, наиболее полно всем этим требованиям отвечает одно из перспективных направлений современной педагогики технология УДЕ (укрупнение дидактических единиц) академика РАО, заслуженного деятеля науки РСФСР Пюрвя Мучкаевича Эрдниева, которая в длинной череде гениальных озарений человеческого ума  названа «идеей века».

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии УДЕ П.М.Эрдниева на уроках русского языка в начальной школе.»

«Идея века»

( о применении технологии П.М.Эрдниева укрупнения дидактических единиц (УДЕ) на уроках русского языка в начальной школе)

Введение


В мудрых словах предков отмечалось, мы всегда «преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?» Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: • анализировать свои действия; • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; • отличаться мобильностью; • быть способными к сотрудничеству; • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский. «Бороться за успех в учении – значит учить детей учиться, воспитывать организованность, дисциплину труда. В тонкой сфере воспитания должна постоянно присутствовать «мыслительная деятельность» - без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил». писал В.Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ. Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов: • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить ? узнать ? научиться»); • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); • взаимопроверка, взаимоконтроль; • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). Требования к современному уроку Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС: • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; • вывод делают сами учащиеся; • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; • времясбережение и здоровьесбережение; • в центре внимания урока — дети; • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; • умение демонстрировать методическое искусство учителя; • планирование обратной связи; • урок должен быть добрым. Подготовка к уроку Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если ранее больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.

На мой взгляд, наиболее полно всем этим требованиям отвечает одно из перспективных направлений современной педагогики технология УДЕ (укрупнение дидактических единиц) академика РАО, заслуженного деятеля науки РСФСР Пюрвя Мучкаевича Эрдниева, которая в длинной череде гениальных озарений человеческого ума названа «идеей века».

Идея УДЕ, не случайно названная в литературе идеей века, методически обоснована и технологически разработана для многоцелевого учебного предмета – математики. Уже в 1953-1967годах закладываются конкретные приёмы и способы укрупнения дидактических единиц и создаются первые учебники математики для начальной школы. Сквозной линией в технологии УДЕ проходит идея раскрытия взаимосвязи между прямыми и обратными действиями, между компонентами и результатом действий. Важнейшее значение придаётся постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Продуктивность методики УДЕ доказана практически преподавателями разных учебных предметов. Изначально в своей работе технологию УДЕ я применяла на уроках математики, но познакомившись с Галиной Жоршевной Мекеровой и её научной работой «ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕХНОЛОГИИ УКРУПНЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ», почувствовала по-новому практическую ценность этой методики.

Укрупненная дидактическая единица - это клеточка учебного процесса, состоящая из элементов, обладающих информационной общностью. Идея УДЕ отвечает тенденции современного познания к интеграции и синтезу информации.

В современных учебниках по разным главам разведены понятия, которые легче усваиваются при одновременном изучении. При переходе к укрупненным темам, объединяющим группы родственных понятий, в сознании школьника возникают качественно новые знания, ибо благодаря методике УДЕ постигается особая информация, доступная постижению лишь в пределах крупной единицы усвоения.

Понимание принципов УДЕ позволяет учителю конструировать собственные уроки и процесс обучения на базе укрупненных знаний. В технологии УДЕ важно различать следующие основные элементы:

1. совместное и одновременное изучение родственных разделов, одновременное изучение аналогичных или противоположных понятий; 2. взаимообратные задания (прямые и обратные задания),

  1. матричные задания (использование матриц при объяснении или закреплении материала;

  2. представление информации в образно-наглядной форме (рисуночная, графическая, табличная);

5. блочная подача материала;

  1. работа на уроке по единому тексту;

  2. интегрированные знания (интегрированные уроки);

  3. восстановление деформированных упражнений (метод пустых клеток) и т.д. Большая часть этих приемов УДЕ применима на уроках русского языка, т.к. методика УДЕ - вещь универсальная. О высокой эффективности этой методики говорит уже то, что она обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти. Для преподавания русского языка это очень важно. Укрупненный подход в изучении русского языка выражается в максимальном привлечении средств систематизации и обобщения знаний в виде матриц, граф-схем, блок-схем.

Приведу некоторые примеры с уроков русского языка с применением указанных выше элементов.

Интегрированные знания или интегрированные уроки.


Урок по теме «Простое и сложное предложение».

Форма урока: бинарный урок (русский язык, литература, музыка, изобразительное средство).

Тип урока: повторение и обобщение знаний, умений, навыков.

Методы: наглядные методы (наблюдение, прослушивание музыкального отрывка), индуктивные и дедуктивные, эвристический метод, метод проекта и модульного обучения.

Методические приемы: слово учителя, рассказы учащихся, словарная работа, беседа, выполнение заданий, контроль знаний учащихся.

Оборудование:


запись из "Осенней песни” ("Октябрь”) П.И. Чайковского из цикла "Времена года”; 
мультимедийная установка с презентацией "Золотая осень”;
осенние листья на каждом столе;
россыпи слов на листочках (пословицы /приметы об осени);
репродукции Василия Поленова "Золотая осень”, Исаака Левитана "Золотая осень”, Ильи Остроухова "Золотая осень”, стихотворения об осени;
рисунки учащихся на тему "Осень”.

Эпиграф урока:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
А.С.Пушкин


Предварительные задания классу:


выучить наизусть стихотворение об осени (можно – прозу);
нарисовать рисунок;
подобрать иллюстрацию картины об осени и рассказать о ней,
найти различные названия осенних месяцев.

Ход урока

3. Вступление.

В кабинете звучит спокойная музыка. На ее фоне звучат слова учителя: наступила осень. Излюбленная пора года для многих писателей, поэтов, композиторов – сколько произведений посвящено ей, не счесть. Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то – меланхолию и фатализм, но устоять перед осенью удавалось немногим. Да и сама осень так разнообразна! Осень красок, осень ветров, осень дождей. Из всех времен года она самая застенчивая, и трудно бывает проследить ее шаги. Попробуем совершить путешествие в осень. У вас на столах, ребята, осенние листья. Они помогут нам создать атмосферу золотой осени, почувствовать прелесть этого прекрасного времени. Ведь недаром великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал:


Унылая пора! Очей очарованье! 
Приятна мне твоя прощальная краса – 
Люблю я пышное природы увяданье, 
В багрец и в золото одетые леса…


Это эпиграф нашего урока, запишем его в тетради. Да, так писал об осени русский поэт. А какой видит осень каждый из вас? На этот вопрос мы ответим в конце урока после знакомства с произведениями русских художников, поэтов, композиторов и устного народного творчества.

4. Словарная работа. – Ребята, знакомы ли вам определения "классический”, "классика”?

(Запись в тетради.)

Классика (от латинского – образцовый) – литературные произведения писателей и поэтов, признанными лучшими в мировой литературе.


Сегодня на уроке я надеюсь на вас, на ваше сотрудничество. Вместе с вами мы войдем в мир классического искусства и устного народного творчества.

5. Чтение стихотворений об осени наизусть (подготовленные учащиеся).


Звучат стихи А. Пушкина, И. Бунина, Ф. Тютчева, К.Бальмонта и др.

Каждый из читающих обосновывает свой выбор:

– Почему выбрал именно это стихотворение?

– Какую картину осени рисует поэт?

6. Слушание и анализ "Осенней песни” ("Октябрь”) П.И. Чайковского из цикла "Времена года”.

– Вот мы и подошли к еще одному виду искусства – музыке. В вашем воображении уже возникли свои, неповторимые образы осени, и теперь я хочу, чтобы эта картина стала полной и яркой. Поможет нам в этом, конечно же, музыка. Мы будем слушать пьесу П.И. Чайковского "Октябрь” из цикла "Времена года”.

– Вспомните, как нужно слушать музыку?

– Я предлагаю вам взять в руки осенние листья, почувствовать запах осени, распахнуть душу навстречу чувствам и увидеть свою прекрасную осеннюю картину, слушая музыку. – Какие картины возникли в вашем воображении?

– Что понравилось, поразило в музыке?

7. Творческая работа.

– Ребята посмотрите на листочки, которые лежат на партах и скажите:

– "Листья каких деревьев есть в классе?”.

Подберите и запишите как можно больше прилагательных-определений к слову осень, объясняя правописание слов: (золотая, желтая, морозная, ядреная, свежая, пурпурная, красная, дождливая, лиственная и др.). Произвести морфемный разбор прилагательных – ядреная, лиственная, морозная (по группам или рядам).

8. Грамматическое задание.

Используя цвета листьев, составьте предложение по данной характеристике: простое, распространенное, с однородными членами (напр. "Желтые, зеленые, красные листья падают на землю осенью”). Подчеркнуть все члены предложения. Составить схему предложения с однородными членами.

9. Определение признаков осени.

– Ребята, по каким признакам определяем наступление осени?

1. Перемена погоды. 
2. Отлет перелетных птиц. 
3. Изменение окраски листьев древесных растений. 
4. Осенний листопад.

10. Презентация "Золотая осень”.

11. Загадки про осень.

А сейчас попробуем отгадать загадки (Класс делиться на три группы. Каждая группа отгадывает загадки).

1) Пусто в поле, дождь идет. Ветерок срывает листья. С севера туман ползет, тучи грозные нависли. Птицы движутся на юг. Чуть крылом касаясь сосен. Догадайся, милый друг, что за время года? – ... (Осень.)

2) Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью.)

3) Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь сосен и елочек. Я – ... (Осень.)

4) Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем, под ногами шелестят... И летят, летят, летят... (Осень.)

5) Листья падают с осин, мчится в небе острый клин. (Осень.)

6) Я – в царстве луж, в краю огней и вод. Я – в княжестве крылатого народа, чудесных яблок, ароматных груш. Скажи, какое это время года? (Осень.)

7) Дни стали короче, длинней стали ночи. Урожай собирают. Когда это бывает? (Осенью.)

8) Всех наградила, все загубила. Пусты поля, мокнет земля. Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью.)

9) Похожа я на елку, но длинные иголки. (Сосна.)

10) Зимой и летом – одним цветом. (Ель)

11) Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)

12) Печальны, красивы плакучи…(Ивы.)

13) Осенью первые листья, как слезы, тихо на землю роняют…(Березы.)

14) Весной цвету, летом плод приношу,

15) Осенью не увядаю, зимой не умираю. (Дерево.)

12. Конкурс "Листопад примет”.

– Следующим нашим конкурсом будет "Листопад примет”. (Класс делится на несколько групп, где каждая получает "россыпи” пословиц/примет об осени.) Задание: нужно как можно быстрее собрать пословицы.

1. "Как лето со снопами, так и осень – с пирогами”, "Вешний дождь растит, а осенний гноит”

2. "Красна весна цветами, а осень – пирогами”, "Сырое лето да теплая осень – к долгой зиме”

3. "Осень – запасиха, зима – подбериха”, "Осень хвастлива, а весна справедлива”

4. "Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы”, "Придет осень, да за все спросит”

5. "Много желудей на дубу уродилось – к лютой зиме”, "Осенью и воробей богат”

6. "Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду”, "Отложил бы на осень, а там бы и бросил” и др.

– По мере составления, пословицы (приметы) запишем их на доске. Найти сложные предложения.

– Запишем предложения № 3, сделаем синтаксический разбор этих предложений.

13. Подвижная игра (Физкультурная минутка).

Прогулка в лесу.


Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали, 
Крылышками махали.
На нос села пчела.
Посмотрите вниз, друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!


14. Наш вернисаж.

Беседа у стенда с рисунками об осени и комментарии авторов. Слушаем также о картинах художников (рассказ по д/з – желающие).

– Сейчас мы посмотрим, какой увидели осень вы и как ее изобразили на своих рисунках (ребята представляют свои рисунки).

– А теперь посмотрим, какой увидели осень русские художники. Перед вами репродукции Василия Поленова "Золотая осень”, Исаака Левитана "Золотая осень”, Ильи Остроухова "Золотая осень” (рассказы подготовленных учащихся).

Василий Поленов. "Золотая осень”, 1893.

"Золотая осень” Поленова – символ русской природы. Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве. Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Ее высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника – холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками кадра картины. Благодаря чему, зритель может мысленно продолжить изображение, представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность лугов.

Илья Семенович Остроухов "Золотая осень”.

Золото повсюду: на деревьях и на земле. Золотой наряд окружающих деревьев оттеняет бледно-голубое небо на заднем плане картины, чтобы не отвлекать внимания от их пышного наряда. Небо лишь кое-где просвечивает сквозь золотую листву, являясь своеобразным фоном для нового убранства этих красавцев. Даже старое корявое дерево, изображенное слева на картине, преобразилось, сменив зеленое платье на золотое. Только трава еще не совсем поменяла наряд, да на некоторых листочках проглядывают зеленые пятна. Но на фоне этой неброской зелени еще изумительнее смотрится осеннее убранство кленов, молодых берез и осин. На лесной тропинке Остроухов изобразил двух сорок. Складывается впечатление, что они спешили по своим делам, но остановились, привлеченные окружающим золотом, и теперь бурно обсуждают, чей наряд краше и пышнее.

Исаак Левитан. Золотая осень, 1895.

У природы, как у человека, может быть разное настроение. Оно может быть радостным или грустным, спокойным или грозным. Художник умеет чувствовать и передавать настроение природы. Здесь Левитан рассказал о солнечном осеннем дне, все цвета – красный, зеленый, коричневый смешаны с желтым. Только в воде немного видны цветные серые краски. Картина вся словно дышит прозрачной негой. Березки на первом плане трепетно чисты и невинны. Мазок художника ложится легко и непринужденно, оживляя пейзаж игрой света и дуновением легкого ветерка.

Беседа:

– Что объединяет эти картины? (Они изображают осеннюю природу и названия у всех одинаковые.)

– А похожи ли они одна на другую? (Нет.)

– Верно, все картины разные, и чувства художники передали каждый по-своему.

15. Диктант с заданием.

– А сейчас мы напишем диктант об осеннем лесе.

(После написания диктанта ребята обмениваются тетрадями и производят взаимопроверку работ по листочкам с диктантом, который раздал учитель, выставляется оценка.)

Лес.

Как хорош лес на заре ранней осенью! Еще тепло, но уже вьется в воздухе тонкая паутина. Всюду еще звучат птичьи голоса. Земля пьет росу, деревья ловят свет и тепло, но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу. Листья съежатся, опадут.

– Дальше выполним задание к тексту. (Раздаются задание на каждую парту.)

Задание:

1. 1-я группа. Найти сложное предложение, разобрать по членам предложение, составить схему этого предложения.

2-я группа. Найти предложение с однородными членами, разобрать по членам его, составить схему этого предложения.

3-я группа. Найти простое предложение, разобрать по членам предложение, составить схему.

2. Выписать словосочетания из третьего предложения, разобрать их. (Весь класс.)

16. Конкурс "Как ее зовут?”

– Ребята, давайте посмотрим, как называют осень в народе.

– Осень в народе называют по-разному (дети зачитывают д/з):

Сентябрь. Листопроводец. Задумчивый. Ревун. Рябинник. Вересень. Хмурень.

Октябрь. Грязник. Листопад. Подзимник. Позимник. Свадебник. Паздерник. Зазимье.

Ноябрь. Листовей. Листогной. Листочный. Грудень. Ледень. Ледостав. Полузимник.

Заключение: Вот и подошел к концу наш урок. И мы должны ответить на вопрос, который поставили в начале урока: какой видят осень поэты, живописцы, композиторы, а какой каждый из вас? Можете ли вы теперь согласиться, что осень – "унылая” пора?

(Ученики обмениваются мнениями.)

-Какие темы по русскому языку мы повторили на этом уроке? (Грамматический разбор простого, сложного предложения; предложения с однородными членами и т.д.)

17. Д/з:

1-я группа – написать сочинение-миниатюру на тему "Осень”, используя простые и сложные предложения; 2-я группа – составить предложения на тему "Осень” (простое, сложное, предложение с однородными членами).

Другой приём технологии УДЕ, это матричные задания (использование матриц при объяснении или закреплении материала;)

Как я уже говорила вначале своего выступления, основе Стандартов впервые лежит системно-деятельностный подход. Перед начальным образованием ставятся новые цели. Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться. Речь идёт об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации; о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Творческие работы на уроках русского языка и в частности сочинения, играют в этом особую роль.

Однако, в силу возрастных особенностей, написание сочинений является одним из самых сложных видов деятельности для учащихся начальных классов. Это обусловлено тем, что у младших школьников небольшой словарный запас; они только учатся выражать свои мысли в письменной форме; недостаточно умеют логически выстраивать свои мысли. Ученики младших классов еще не могут быстро усваивать новую информацию. Все эти проблемы мне помогает решить приём работы над сочинением, который называется «Матрица сочинения». Этот приём заключается в том, что слова, которые учащиеся могут использовать в сочинении, записываются в специальную таблицу- «матрицу». Таблица имеет следующую форму: 4-5 столбцов с названием частей речи и литературных приёмов. Количество строк выбирается по количеству объектов, которые будут описываться в сочинении. Таблицу печатает учитель на каждого ребёнка или пару, группу. Заполнение «матрицы» можно проводить на одном уроке, можно в течение нескольких уроков подряд, одновременно проводя лексическую и орфографическую работу над словом. Таким образом, перед глазами ребёнка находятся все слова, словосочетания, сравнения, олицетворения, которые будут использованы в сочинении. Это облегчает составление предложений.

После того, как «матрица» заполнена, выбирая нужные слова, учащиеся записывают предложения на отдельных полосках бумаги; потом на парте располагают их в соответствии с планом. А слова- объекты в первом столбике служат своеобразным ориентиром в логическом построении сочинения. Этот приём позволяет избежать многократных исправлений и переписываний текста и экономит время на уроке.

Дети, часто затрудняются или забывают разделить текст на части, не выделяют красную строку. При проверке, тут же, на парте можно сдвинуть полоску бумаги с написанным предложением, показав новый абзац. В связи с тем, что учащиеся записывают в «матрицу» слова по своему желанию, то сочинения получаются у всех разные, но всегда очень красивые и интересные.

II. Мастер-класс: «Матрица» сочинения-описания «Зимний денёк»

Тема: Сочинение - описание по результатам наблюдения и воспоминаний «Зимний денёк».

Цель: учить составлять словесный и зрительный образ; способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, формировать умение письменно выражать свои мысли.

Ход урока

действия учащихся

комментарии учителя

1

Организационный момент

У каждого ребёнка «матрица» сочинения и несколько полосок бумаги.

Чем старше возраст детей, тем меньше заранее заготовленных слов.Работу можно построить как индивидуально, так и в парах, группах.

2

Актуализация знаний

Мир чудес.

На фоне неба голубого

В ажурной дымке белый лес,

И словно нет мороза злого,

А мы попали в мир чудес,

Где ярко-синими тенями

На белой скатерти снегов

Забыли люди или сани

Цепочки длинные следов.

А. Шаталов


«…Пришла зима. С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка…»

В. Архангельская


- Как не поделиться своими впечатлениями, наблюдениями, чувствами, настроением, которые пробуждает в нас зимняя природа!

Просмотр слайд-шоу с музыкой

Читает учитель или подготовленный ученик

Возможна беседа по личным наблюдениям детей или по впечатлениям от экскурсии. Чем старше возраст детей, тем меньше заранее заготовленных слов.


- Ребята, в какой форме вы предлагаете выразить своё отношение к данной теме?

-Какая из предложенных форм наиболее подходит к уроку русского языка? (Сочинение) - Замечательно, во внеурочное время реализуйте свои творческие замыслы, а сегодня давайте напишем сочинение «Зимний денёк».

Дети предлагают нарисовать рисунок, сделать презентацию, компьютерный рисунок, сочинить стихи, написать сочинение

В мастер-классе опущены этапы: подбор названия сочинения, составление плана, орфографическая работа.

3

Составление «матрицы» сочинения.

- Какие предметы окружающей природы вы видели?


- Какие они?


- Что они делали?


- Как совершали действия?


- С чем можно сравнить?

Записывают слова в столбик «предметы»: небо, дома, деревья, снег и т.д.

«признаки предметов»: хмурое, сонные, пушистый и т.д.

«действия»: стоял, искрился, летел и т.д.

«признаки действий»: ярко, ослепительно, легко и т.д.

«сравнения/ олицетворения":как белая шапка, словно звёздочки и т.д.

Перечисляются объекты, за которыми дети наблюдали лично или на экскурсии.

Даётся характеристика объектов. Учитель следит за тем, чтобы было названо как можно больше вариантов. Дети записывают слова, которые считают нужными. «Матрицу» можно заполнять по столбикам или по строчкам. Параллельно идёт заполнение таблицы на доске в интерактивном режиме.

4

Составление предложений.

- Составьте предложения, запишите каждое предложение на отдельной полоске бумаги.

Записывают предложения, составленные индивидуально или коллективно, на полосках бумаги.

«Стоял ясный день.» «Снег легко падал.» «Земля покрылась снегом, словно белоснежным пуховым одеялом.»

Неудачные предложения сразу можно убрать.(Идёт работа с текстом аналогичная работе на компьютере: напечатать, вставить, удалить, вырезать)

5

Разложите предложения в нужном порядке в соответствии с планом. Выделите красную строку. Запишите сочинение в тетрадь.

Раскладывают на парте полоски, отделяя части. Начало абзаца показывают, сдвинув полоску вправо.

В этот момент учитель может скорректировать текст. Самые оригинальные сочинения можно зачитать.



Рефлексия -Какое задание показалось вам интересным? -Какие трудности испытывали при написании сочинения? -Что помогло вам при работе над сочинением? Итог: - Какие сравнения в описании зимней природы вам особенно понравились? - Прочитайте, наиболее интересные, отрывки из сочинения. Домашнее задание носит творческий характер: нарисовать рисунок, сделать презентацию, компьютерный рисунок, сочинить стихи на тему «Зимний денёк»

III. Заключительная часть На уроке велась работа по формированию универсальных учебных действий по его четырем основным видам:

  • Личностный

Творческая атмосфера урока способствовала готовности учащихся к саморазвитию, самоопределению.

  • Регулятивный

Учащиеся управляли, контролировали и корректировали свою деятельность. Проявляли инициативу, самостоятельность. Ставили цель, планировали свою деятельность.

  • Познавательный

- самостоятельно выделяли и формулировали познавательные цели; - осуществляли поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - структурировали знания; - -работали с таблицей-матрицей; - выбирали наиболее удачные варианты предложений; - происходила рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  • Коммуникативный

-на уроке осуществлялась речевая деятельность; -формировались навыки сотрудничества.

Самоанализ взаимодействия учителя и ученика на уроке «Сочинение «Зимний денёк»


Цель: установить формы и способы взаимодействия учителя и ученика на уроке, направленные на формирование универсальных учебных действий.

Параметры наблюдения

Содержание

Личная оценка педагога

1. Постановка учебной задачи(целеполагание)

1.Каким способом была поставлена

учебная задача?

2. Была ли учителем создана в начале урока «ситуация успеха»?

3. Смогли ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса в знаковой и /или графической форме?

1.Деятельностный способ.

Привлечено внимание к красоте окружающей природы зимой с привлечением ИКТ, использованы личные наблюдения. Учащиеся предлагали разные виды творческой деятельности.

2. Да, каждый ученик имел личные наблюдения и мог поделиться ими.

3.Да, велась работа по заполнению таблицы-матрицы.

2.Содержательная

линия урока

1. Какого характера задания,

упражнения выполняются на уроке (навыковые, репродуктивные; поисковые, исследовательские)?

2. Какие задания предлагаются для осуществления детской рефлексии овладения учебным материалом?

3.Каков уровень интереса детей к уроку?

1. Творческие, исследовательские (исследуют строение снежинки)

2. Ставятся вопросы: -Какое задание показалось вам интересным? -Какие трудности испытывали при написании сочинения? -Что помогло вам при работе над сочинением?

3.Высокий.

3. Организация

учебной деятельности


1. Какие процессы организации

учебной деятельности чётко прослеживаются на уроке?

2. Какую роль выполняет ученик/ учитель в процессе целеполагания, планирования; прогнозирования, освоения способов действия, освоения алгоритмов, оценивания собственной деятельности?

3. Реализуется ли в ходе урока дифференцированный подход к детям?


1. Происходит логическая смена видов учебной деятельности.

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой (работа с текстом): -Слушание объяснений учителя. -Слушание и анализ выступлений своих товарищей. -Самостоятельная работа -Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. -Выполнение заданий по разграничению понятий.(подбор слов по группам: частям речи, литературным приёмам) -Систематизация учебного материала. -Редактирование сочинения.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности(наблюдение за различными объектами): -Просмотр презентации. -Анализ таблицы-матрицы, плана.

III - виды деятельности с практической (опытной) основой(выполнение различных практических работ: -Работа с таблицей-матрицей -Работа с раздаточным материалом. -Сбор и классификация материала. -Разработка новых вариантов сочинения. -Самостоятельная работа

2. Ученики предлагают свои формы реализации творческих замыслов. Учитель выбирает из предложенных вариантов.


3.Да, учитель предлагает записать из названных слов, трудное слово или с орфограммой сильному ученику. Для более слабых учащихся рекомендует простые слова, без орфограмм. Сильные ученики составляют сложные предложения с использованием олицетворений, сравнений. Слабым учащимся учитель рекомендует составлять простые предложения.

4. Формы организации

учебного сотрудничества

1.Какие формы организации

учебного сотрудничества использовал учитель на данном уроке? Их необходимость и целесообразность.



2. Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, группах?

1.Индивидуальная(обмен личными наблюдениями, заполнение таблицы), приём работы с «Матрицей» гибкий- возможно использование работы в парах или групповую.

Развиваются коммуникативные умения.

2. Да, приготовлены таблицы на каждую пару(или группу), определена роль каждого ученика.


5.Коммуникативная компетентность

1. Какие методические средства использует учитель для

формирования коммуникативной компетентности учащихся?





2. Какие коммуникативные умения и навыки формирует учитель у школьников?

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

-все формы учебного диалога - сообщения, рассказ на основе личных наблюдений -обсуждение, Методы,ориентированные на письменную коммуникацию: - подготовка слов к сочинению - работа над структурой и содержанием сочинения

2. На уроке осуществлялась речевая деятельность;

-формировались навыки сотрудничества.

Деятельность учащихся в паре на уроке складывается из следующих компонентов:

А) Предварительная подготовка учащихся к выполнению задания.

Б) Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в паре.

В) Работа по выполнению задания.

Г) Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в паре.

Д)Общая дискуссия.

6. Морально-этические

и психологические принципы общения и сотрудничества


На каких морально – этических и

психологических принципах построено общение и сотрудничество на уроке?


Формируются следующие навыки социального и психологического плана:

• общаться в паре, не мешая другим участникам учебной группы;

• слушать друг друга, не перебивая без особой надобности;

• слышать друг друга, т. е. понимать услышанное;

• считаться с мнением партнёра, уважать его мнение;

- отстаивать свою точку зрения;

7. Вербальные и

невербальные способы взаимодействия


1. Какова речь учителя?



2. Умеет ли педагог управлять своим/ детским эмоциональным состоянием?


1.Яркая, эмоциональная, образная.

Тон доброжелательный. Жесты точны, оправданы сложившейся ситуацией.

2. Да, выражает чувство радости, восхищения, удивления по отношению к ответам учеников.

Поддерживает их.

8. Тип отношений по

способу взаимодействия

Какие отношения по способу

взаимодействия реализуются учителем: субъект – субъектные (“субъект- педагог; субъект- ученик) или субъект – объектные (“субъект- педагог; объект- ученик”) отношения?

Субъект – субъектные

(“субъект- педагог; субъект- ученик), т.е. учитель-ученик равноправные партнёры

9. Характеристики

сотрудничества


Какие из перечисленных

составляющих сотрудничества были реализованы в достаточной мере: -целенаправленность (стремление к общей цели);

-мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);

-целостность (взаимосвязанность участников деятельности);

-структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);

-согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);

-организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);

-результативность (способность достигать результата)?




+


+



+



+


+


+


+




Одаренность – это не дар природы, а системная работа с учеником. Чтобы дети учились хорошо, необходимо развивать психологическое мышление, что успешно решается с помощью составление таблиц-матриц на основе крупных блоков подачи материала.

Обучение умениию конструировать матрицы разной сложности, построенных по методике УДЕ в начальной школе,Умение конструировать матрицы разной сложности, построенных по методике УДЕ, способствует удержанию в памяти школьников старшего звена родственных знаний по смежным предметам, таким, как физика, биология, математика. Решение заданий с использованием данной технологии активизирует внимание учащихся, развивает гибкость их мышления, учит не решать по шаблону, что являлось стандартом для традиционной системы обучения.

Перефразируя слова основателя технологии УДЕ, академика П.М. Эрдниева, «…красной нитью урока, построенного в системе УДЕ, служит правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставлять исходную форму знания видоизмененной. Изучить не все понемногу, а многое об одном, о главном, постигая многообразие в целом»[2]

Хорошие способности губит стандартный, упрощенный подход. Репродуктивные знания, бесконечные фронтальные беседы и опросы, выполнение примитивных тестов. Для развития одаренности нужен нестандартный, творческий подход к преподаванию химии. Технология УДЕ, по моему мнению, всецело соответствует развитию одаренных детей. Полностью овладев данной технологией, школьник будет успешен и по другим предметам.

Поэтому данная технология всецело направлена на достижение центральной задачи ФГОС НОО - переход на системно-деятельное построение содержания урока.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!