СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка как средство формирования нравственно и физически здоровой личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день основной целью образования становится развитие ребёнка при сохранении здоровья, с учетом принципа природсообразности. Меня привлекло это направление потому, что одна из первых задач педагога – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.  Реализация этой задачи возможна с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. 

Предмет исследования: факторы и условия, стимулирующие развитие социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности.

 

Идея проекта: создание системы методов, приемов по использованию здоровьесберегающих технологий и разработка критериев эффективности их реализации.

В заключение хотелось бы отметить, что использование здоровье сберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого учащегося, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.

Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка как средство формирования нравственно и физически здоровой личности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 7» г. Казани Республики Татарстан







Образовательный проект

Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках английского языка

как средство формирования нравственно и физически здоровой личности





Выполнила:

Хасанова Гульнара Раисовна,

учитель английского языка

1 квалификационной категории



2017 г.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


Тема: Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка как средство формирования нравственно и физически здоровой личности


Цель проекта: развитие профессиональных и личностных качеств учителя, необходимых для успешной педагогической деятельности, в процессе которой стабильно достигаются высокие результаты в обучении и воспитании учащихся.


Задачи проекта:

  1. обеспечить учащихся высоким уровнем реального здоровья, вооружив их необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни;

  2. воспитание культуры здоровья у учащихся, как фактора формирования здоровье сберегающей среды школы;

  3. разработать систему условий адаптивной образовательной среды на основе освоения и реализации технологий здоровье сбережения в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;

  4. создать комфортную среду для развития творческих способностей каждого учащегося;

  5. повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения здоровьесберегающих технологий;

  6. разработка критериев оценивания эффективного использования здоровьесберегающих технологий.


Актуальность проблемы.

На сегодняшний день основной целью образования становится развитие ребёнка при сохранении здоровья, с учетом принципа природсообразности. В ходе реализации Федеральной целевой программы развития общего среднего образования перед каждой образовательной организацией и педагогом, в отдельности, поставлена задача внести свой вклад в дело повышения качества образования и образовательного процесса, а также сохранение и улучшение состояния здоровья школьников и развитие их творческого потенциала. Модернизация содержания сопровождается внедрением различных образовательных программ и технологий воспитания и обучения. Важнейшими педагогическими технологиями являются здоровьесберегающие технологии.

Меня привлекло это направление потому, что одна из первых задач педагога – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.  Реализация этой задачи возможна с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.


Объект исследования: процесс обучения английскому языку.


Предмет исследования: факторы и условия, стимулирующие развитие социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности.


Идея проекта: создание системы методов, приемов по использованию здоровьесберегающих технологий и разработка критериев эффективности их реализации.


Ожидаемые результаты:

  1. внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения на уроках английского языка;

  2. овладение обучающихся знаниями в области здорового образа жизни;

  3. осознание обучающимися того, что здоровье – главная составляющая качества жизни, что наше здоровье – богатство страны;

  4. создание комфортной среды для развития развитие интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся;

  5. повышение профессионального и информационно-коммуникативного уровня педагога в области применения педагогических технологий.


Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный: февраль 2017 – март 2017 г.

II. Практический: апрель 2017 – декабрь 2017 г.

- Проведение уроков и мероприятий с использованием здоровье сберегающих технологий.

- Распространение опыта работы по данной проблеме.

III. Обобщающий: январь 2018г.

- Подведение итогов, анализ результатов.

Содержание проекта.

Первый этап. Повышение педагогического мастерства: повышение уровня компетентности по вопросам здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности, ознакомление с современными научными исследованиями ученых в этой области, способствующими развитию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей педагогической деятельности; изучение прогрессивного опыта коллег по использованию здоровьесберегающих технологий.

Диагностика состояния здоровья учащихся: ведение журнала здоровья, составленный совместно с медицинскими работниками нашего учебного заведения. В этом журнале представлен мониторинг состояния здоровья обучающихся: группы здоровья (основная, подготовительная или специальная); динамика состояния здоровья обучающихся по показателям здоровья в течении всего учебного года; зрительный режим: какая парта рекомендована учащемуся. Эта диагностика показала, нет абсолютно здоровых детей. Это окончательно убедило меня в необходимости использования здоровьесберегающих технологий при обучении школьников.


Второй этап. Разработка уроков с использованием здоровьесберегающих технологий, распространение опыта работы по данной проблеме.


Урок – основная единица образовательного процесса. Поскольку в школе учащиеся проводят большую часть своего времени, необходимо, чтобы содержание урока, формы организации учебного процесса являлись бы источником информации о здоровье, здоровом образе жизни.

На мой взгляд, успешная реализация этого проекта по формированию позитивного отношения обучающихся к информации о здоровье и здоровом образе жизни возможна при условии рациональной организации всего учебного процесса, как целостной системы взаимодействия педагогов, учащихся и их родителей.

Мною разработаны уроки английского языка, основной задачей которых – формирование у школьников позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Опыт работы по проблеме имеет распространение. Отзывы положительные.


Особенности организации и проведения результатов уроков, на которых используются здоровьесберегающие технологии


Основные параметры урока

Характеристика урока инновационного плана


Цели уроков

Здоровьесберегательные: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование осознания обучающимися необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.

Содержание урока

Включение тем здорового образа жизни: «Распорядок дня», «Еда», «Продукты», «Здоровье», «Режим труда и отдыха», «Спорт».

Виды деятельности

Говорение, письменная речь, чтение, аудирование. Норма – 4-7 видов за урок.


Формирование УУД

Личностные УУД.

1.Смыслообразования, т. е. ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение о здоровом образе жизни», и уметь находить ответ на него.

2.Моральное осознании необходимости вести здоровый образ жизни.

Познавательные УУД.

1.Поиск и выделение необходимой информации, эффективных способов решения проблемы здоровья.

2. Критически оценивать свой образ жизни.

Коммуникативные УУД.

Выявление и идентификация проблемы, поиск и оценка способов ведения здорового образа жизни, принятие решения и его реализация.

Регулятивные УУД.

1. Выбирать средства для организации своего здорового образа жизни.

2. Планировать и контролировать свой образ жизни.

Организация правильного режима деятельности

учащихся

1.Соответствие организации и проведения занятий возрастным, половым, индивидуальным особенностям обучающихся.

2.Организация правильного режима урока: продолжительность, объем нагрузки и виды деятельности.

3. Обсуждение домашнего режима дня.

Смена видов деятельности

Средняя продолжительность и частота чередования деятельности через 3-10 минут: возраст ребенка плюс 2-3 минуты.


Стиль ведения урока

1. Основан на формировании, поддержке в течение урока здорового микроклимата.

2. Основан на методах совместного обучения, проблемного обучения и развития критического мышления.

3. Выявление личных качеств педагога, способствующих формированию культуры здоровья у обучающихся (Приложение 2).


Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм


1. Ученическая мебель в соответствии с ростом учащихся.

2. Рассадка в соответствии со зрительным режимом.

3. Воздушно-тепловой режим, естественное и искусственное освещение кабинета.

4. Использование ТСО в соответствии с требованиями СанПИН.

5. Объем домашнего задания: в соответствии с санитарными нормами СанПиН.

6. Проведение физминуток, игр, музыкальных пауз, гимнастики для глаз и т.д.


Особенности построения

учебного

процесса.

1. Построение учебного процесса с учетом суточных биологических ритмов организма ребенка.

2. Выбор новых технологий обучения с учетом их влияния не только на развитие, но и на здоровье детей.

3. Обучение с учетом состояния здоровья и уровней учебных возможностей детей.

4. Использование приемов для тренировки памяти и внимания.

5. Использование музыкотерапии.

6.Определение критериев оценивания профессионального уровня учителя по эффективности использования здоровьесберегающих технологий на уроке. (Приложение 1)

7. Разработка критериев оценивания ответов учащихся.

8. Рефлексия: понимание учащимися, зачем изучается данная тема, как она пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке.

9. Рефлексия: создание интеллект-карты «MindMap» по теме здорового образа жизни (Приложение 3).

10. Оценка учителем положительной динамики качества успеваемости учащихся в течение учебного года.

11. Разработка Памятки для учащихся как правильно выполнять домашнее задание по английском языку (Приложение 4 – Брошюра для ученика)


Особенности воспитательного процесса

1. Целенаправленная организация процесса по сохранению, укреплению здоровья детей, совместно со специалистами, занимающихся проблемами здоровье сбережения, психологии, медработниками.

2. Ведение диагностики уровня воспитанности детей: отношение к здоровому образу жизни.


Работа с родителями

1.Разработка Памятки для родителей о правильно организованном режиме школьника начальных классов. (Приложение 5 – Брошюра для родителей)

2. Успешное взаимодействие с родителями по вопросам развития обучающихся, охраны и укрепления их здоровья.


Распространение опыта работы по данной теме:

Сроки

Тема выступлений

Уровень распространения

Январь 2017

1. Методическая разработка цикла уроков по английскому языку по здоровье сбережению.


2. «Цикл уроков английского языка по здоровье сбережению».

Выступление на педагогическом совете гимназии


Заседание МО учителей английского языка

Март- Декабрь

2017

Открытые уроки с использованием здоровьясберегающих технологий Печатное издание в журнале «Альманах»

Публикация на сайте «Казанский образовательный портал»

Гимназия




Республика Татарстан


май 2017

Мастер-класс «Из опыта работы с использованием здоровье сберегающих технологий»


Гимназия





Третий этап. Подведение итогов: планируемые результаты.


  1. Условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении:

  1. менять виды деятельности,

  2. осуществлять двигательный режим на уроке,

  3. размещать учащихся по остроте зрения,

  4. проводить динамические паузы.

  1. Кабинет английского языка соответствует требованиям СанПиНа:

  1. соблюдается тепловой режим и световой режим;

  2. во время перерывов проводится проветривание помещения.

3. Рабочая программа по предмету отражает здоровьесберегающие технологии.

4. С целью формирования принципов здорового образа жизни на уроках используется интегрирование темы здоровья в содержание урока в зависимости от темы урока.

5. Целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни имеет положительные результаты:

1) диагностика состояния здоровья учащихся класса показывает, что нет ухудшения показателей здоровья; имеет положительную динамику;

2) качество успеваемости учащихся; имеет положительную динамику;

3) проведенное микроисследование с целью определения уровня комфортности учащихся в образовательном процессе; имеет положительные результаты (Приложение 6);

4) проведенное микроисследование с целью определения умения школьников критически оценивать свой образ жизни; имеет положительные результаты (Приложение 6);

5) для учета работоспособности учащихся, ведется микроисследование.


Выводы:


В заключение хотелось бы отметить, что использование здоровье сберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого учащегося, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.

 

Работая над проектом, удалось реализовать поставленные задачи:

  1. у обучающихся сформировалась осознанная потребность в сохранении и укреплении здоровья;

  2. обучающиеся совместно с учителем нашли оптимальные средства сохранения и укрепления здоровья;

  3. кругозор обучающихся расширился в данной области, здоровый образ жизни становится для детей приоритетным направлением жизнедеятельности;

  4. дети активнее принимают участие в учебном процессе.
















Приложение 1 Критерии оценивания профессионального уровня учителя по эффективности использования здоровьесберегающих технологий на уроке


Параметры

2

1

0

1.Условия в кабинете соответствуют санитарным нормам и гигиеническим требованиям: воздушно-тепловой режим, проветривание, естественное и искусственное освещение класса и доски, ученическая мебель расставлена в соответствии с ростом учащихся.




2.Место и длительность применения ТСО: не более 20 минут подряд.




3. Смена видов учебной деятельности: говорение, письменная речь, чтение, аудирование, с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностях обучающихся. Норма – 4-7 видов за урок.




4.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности: возраст ребенка плюс 2-3 минуты.




5.Количество видов преподавания, таких, как словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. (норма: не менее 3-х за урок)




6. Поза учащихся во время занятия, чередование позы (наблюдает ли педагог за посадкой учащихся, чередуются ли позы в соответствии с видами работы)




7.Плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу (норма: не менее 60% и не более 75%-80 %)




8.Отслеживание педагогом момента наступления утомления у учащихся и снижение их учебной активности.




9.Психологический климат на занятии (оцениваются взаимоотношения на занятии, как между педагогом и учащимися, так и между учащимися).




10.Наличие на занятии эмоциональных разрядок, таких как шутка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, музыка терапия и т.д.




11. Здоровьесберегающая цель урока достигнута.




12.Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.




13. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих формирования УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.




14 Использование метода совместного обучения, проблемного обучения и методы, направленные на развитие критического мышления.




15. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на занятии в зависимости от преобладающей деятельности и темой урока: физминутки, игры, музыкальные паузы, гимнастика для глаз.




16. Личные качества педагога, оказывающие позитивное воздействие на здоровье учащихся и психологический климат на уроке.




17. Объем домашнего задания соответствует нормам, определенные СанПИНом.




18. Учащимся объяснены критерии оценивания домашнего задания.




19. Учащиеся ознакомлены с критериями полученных отметок.




20. Темп окончания занятия:

2 - Своевременное завершение занятия

1 - «Скомканность»

0 - Задержка учащихся после звонка





Приложение 2 Выявление личных качеств педагога, способствующих

формированию культуры здоровья у обучающихся


Качества

педагога,

негативно

влияющие

на учащихся

Влияние

на здоровье детей и психологический климат на уроке

Качества педагога, оказывающие позитивное воздействие на здоровье учащихся и психологический климат на уроке

Влияние

На

здоровье

детей и психологический климат на уроке

Авторитарность,

категоричность.

Повышают уровень психической напряженности, вызывает стресс у учащихся, формируют мышечные зажимы, истощают энергетические ресурсы, вызывают конфликтные ситуации на уроке.

Способность к сочувствию, сопереживанию (эмпатии).

Способствуют снижению стрессогенной атмосферы на уроке. Позволяют более эффективно использовать индивидуальный подход на уроке.

Равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность, дистанцированность.


Способность к рефлексии (умение посмотреть на себя и всю ситуацию со стороны).

Способствует предупреждению конфликтных ситуаций и стрессогенной атмосферы на уроке.

Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность.

Повышают уровень тревожности и стресса учащихся. Приводят к конфликтным ситуациям на уроке.

Умение владеть собой, своими эмоциями.

Способствует предупреждению конфликтных ситуаций и стрессогенной атмосферы на уроке.

Недоброжелательность,


Повышают уровень психической напряженности, вызывают стресс у ученика, формируют мышечные зажимы, истощают энергетические ресурсы, способствуют конфликтным ситуациям на уроке.

Толерантность – способность

терпимо относиться к различным проявлениям жизни и т.д. Способность трезво и мудро оценить происходящее и дать возможность другим мыслить и поступать по-своему.

Способствует предупреждению конфликтных ситуаций и стрессогенной атмосферы на уроке.














Приложение 3 Интеллект - карта «MindMap» по теме «Health» (Здоровье)





































Приложение 4 Брошюра для ученика (страница расположены согласно брошюрованию)









Приложение 5 Брошюра для родителей (страница расположены согласно

брошюрованию)




Приложение 6 Определение уровня комфортности учащихся в образовательном процессе



Вопросы обучающимся


2

класс

%

7

класс

%

8

класс

%

11

класс

%

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

Комфортно в кабинете английского языка?

100


100


100


100


Испытываешь дискомфорт во время урока?


100


100


100


100

В классе есть все необходимое для занятий?

100


100


100


100


Всегда ли тебе интересно на уроке?

100


96


87


91


Устаешь ли ты на уроке?

33


28


42


7


Тебе бывает на уроке скучно?

0


14


21


37


Бывает ли так, что тебе нечем заняться на уроке?


100


97


89


68

Бывает ли ситуации на уроках, когда ты волнуешься?

100


85


94


43


Бывает ли ситуации на уроках, когда ты огорчаешься?


96


81


53


94

Комфортно в кабинете английского языка?

100


97


83


100




Анкета для учащихся: оценка образа жизни





Вопросы обучающимся


2

класс

%

7

класс

%

8

класс

%

11

класс

%

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

Ведешь активный образ жизни?

100


87


78


72


Делаешь зарядку по утрам?

20


13


24


7


Занимаешься в основной группе по физической культуре?

100


97


94


100


Занимаешься профессионально спортом?

11


9


6


14


Много ходишь пешком?

72


90


87


91


Завтракаешь перед школой?

100


100


100


100


Посещаешь кафе быстрого приготовления?

58


85


93


79


В выходные выезжаешь катаешься на велосипеде\ лыжах\ коньках?

71


60


59


36


Много проводишь время перед компьютером\ телевизором?


94


63

85


30


Часто проветриваешь свою комнату?

75


48


57


92




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!