Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 7» г. Казани Республики Татарстан
Образовательный проект
Применение здоровьесберегающих технологий
на уроках английского языка
как средство формирования нравственно и физически здоровой личности
Выполнила:
Хасанова Гульнара Раисовна,
учитель английского языка
1 квалификационной категории
2017 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка как средство формирования нравственно и физически здоровой личности
Цель проекта: развитие профессиональных и личностных качеств учителя, необходимых для успешной педагогической деятельности, в процессе которой стабильно достигаются высокие результаты в обучении и воспитании учащихся.
Задачи проекта:
обеспечить учащихся высоким уровнем реального здоровья, вооружив их необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни;
воспитание культуры здоровья у учащихся, как фактора формирования здоровье сберегающей среды школы;
разработать систему условий адаптивной образовательной среды на основе освоения и реализации технологий здоровье сбережения в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
создать комфортную среду для развития творческих способностей каждого учащегося;
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения здоровьесберегающих технологий;
разработка критериев оценивания эффективного использования здоровьесберегающих технологий.
Актуальность проблемы.
На сегодняшний день основной целью образования становится развитие ребёнка при сохранении здоровья, с учетом принципа природсообразности. В ходе реализации Федеральной целевой программы развития общего среднего образования перед каждой образовательной организацией и педагогом, в отдельности, поставлена задача внести свой вклад в дело повышения качества образования и образовательного процесса, а также сохранение и улучшение состояния здоровья школьников и развитие их творческого потенциала. Модернизация содержания сопровождается внедрением различных образовательных программ и технологий воспитания и обучения. Важнейшими педагогическими технологиями являются здоровьесберегающие технологии.
Меня привлекло это направление потому, что одна из первых задач педагога – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Реализация этой задачи возможна с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку.
Предмет исследования: факторы и условия, стимулирующие развитие социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности.
Идея проекта: создание системы методов, приемов по использованию здоровьесберегающих технологий и разработка критериев эффективности их реализации.
Ожидаемые результаты:
внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения на уроках английского языка;
овладение обучающихся знаниями в области здорового образа жизни;
осознание обучающимися того, что здоровье – главная составляющая качества жизни, что наше здоровье – богатство страны;
создание комфортной среды для развития развитие интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся;
повышение профессионального и информационно-коммуникативного уровня педагога в области применения педагогических технологий.
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный: февраль 2017 – март 2017 г.
II. Практический: апрель 2017 – декабрь 2017 г.
- Проведение уроков и мероприятий с использованием здоровье сберегающих технологий.
- Распространение опыта работы по данной проблеме.
III. Обобщающий: январь 2018г.
- Подведение итогов, анализ результатов.
Содержание проекта.
Первый этап. Повышение педагогического мастерства: повышение уровня компетентности по вопросам здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности, ознакомление с современными научными исследованиями ученых в этой области, способствующими развитию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей педагогической деятельности; изучение прогрессивного опыта коллег по использованию здоровьесберегающих технологий.
Диагностика состояния здоровья учащихся: ведение журнала здоровья, составленный совместно с медицинскими работниками нашего учебного заведения. В этом журнале представлен мониторинг состояния здоровья обучающихся: группы здоровья (основная, подготовительная или специальная); динамика состояния здоровья обучающихся по показателям здоровья в течении всего учебного года; зрительный режим: какая парта рекомендована учащемуся. Эта диагностика показала, нет абсолютно здоровых детей. Это окончательно убедило меня в необходимости использования здоровьесберегающих технологий при обучении школьников.
Второй этап. Разработка уроков с использованием здоровьесберегающих технологий, распространение опыта работы по данной проблеме.
Урок – основная единица образовательного процесса. Поскольку в школе учащиеся проводят большую часть своего времени, необходимо, чтобы содержание урока, формы организации учебного процесса являлись бы источником информации о здоровье, здоровом образе жизни.
На мой взгляд, успешная реализация этого проекта по формированию позитивного отношения обучающихся к информации о здоровье и здоровом образе жизни возможна при условии рациональной организации всего учебного процесса, как целостной системы взаимодействия педагогов, учащихся и их родителей.
Мною разработаны уроки английского языка, основной задачей которых – формирование у школьников позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Опыт работы по проблеме имеет распространение. Отзывы положительные.
Особенности организации и проведения результатов уроков, на которых используются здоровьесберегающие технологии
Основные параметры урока | Характеристика урока инновационного плана |
Цели уроков | Здоровьесберегательные: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование осознания обучающимися необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек. |
Содержание урока | Включение тем здорового образа жизни: «Распорядок дня», «Еда», «Продукты», «Здоровье», «Режим труда и отдыха», «Спорт». |
Виды деятельности | Говорение, письменная речь, чтение, аудирование. Норма – 4-7 видов за урок. |
Формирование УУД | Личностные УУД. 1.Смыслообразования, т. е. ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение о здоровом образе жизни», и уметь находить ответ на него. 2.Моральное осознании необходимости вести здоровый образ жизни. Познавательные УУД. 1.Поиск и выделение необходимой информации, эффективных способов решения проблемы здоровья. 2. Критически оценивать свой образ жизни. Коммуникативные УУД. Выявление и идентификация проблемы, поиск и оценка способов ведения здорового образа жизни, принятие решения и его реализация. Регулятивные УУД. 1. Выбирать средства для организации своего здорового образа жизни. 2. Планировать и контролировать свой образ жизни. |
Организация правильного режима деятельности учащихся | 1.Соответствие организации и проведения занятий возрастным, половым, индивидуальным особенностям обучающихся. 2.Организация правильного режима урока: продолжительность, объем нагрузки и виды деятельности. 3. Обсуждение домашнего режима дня. |
Смена видов деятельности | Средняя продолжительность и частота чередования деятельности через 3-10 минут: возраст ребенка плюс 2-3 минуты. |
Стиль ведения урока | 1. Основан на формировании, поддержке в течение урока здорового микроклимата. 2. Основан на методах совместного обучения, проблемного обучения и развития критического мышления. 3. Выявление личных качеств педагога, способствующих формированию культуры здоровья у обучающихся (Приложение 2). |
Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм | 1. Ученическая мебель в соответствии с ростом учащихся. 2. Рассадка в соответствии со зрительным режимом. 3. Воздушно-тепловой режим, естественное и искусственное освещение кабинета. 4. Использование ТСО в соответствии с требованиями СанПИН. 5. Объем домашнего задания: в соответствии с санитарными нормами СанПиН. 6. Проведение физминуток, игр, музыкальных пауз, гимнастики для глаз и т.д. |
Особенности построения учебного процесса. | 1. Построение учебного процесса с учетом суточных биологических ритмов организма ребенка. 2. Выбор новых технологий обучения с учетом их влияния не только на развитие, но и на здоровье детей. 3. Обучение с учетом состояния здоровья и уровней учебных возможностей детей. 4. Использование приемов для тренировки памяти и внимания. 5. Использование музыкотерапии. 6.Определение критериев оценивания профессионального уровня учителя по эффективности использования здоровьесберегающих технологий на уроке. (Приложение 1) 7. Разработка критериев оценивания ответов учащихся. 8. Рефлексия: понимание учащимися, зачем изучается данная тема, как она пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке. 9. Рефлексия: создание интеллект-карты «MindMap» по теме здорового образа жизни (Приложение 3). 10. Оценка учителем положительной динамики качества успеваемости учащихся в течение учебного года. 11. Разработка Памятки для учащихся как правильно выполнять домашнее задание по английском языку (Приложение 4 – Брошюра для ученика) |
Особенности воспитательного процесса | 1. Целенаправленная организация процесса по сохранению, укреплению здоровья детей, совместно со специалистами, занимающихся проблемами здоровье сбережения, психологии, медработниками. 2. Ведение диагностики уровня воспитанности детей: отношение к здоровому образу жизни. |
Работа с родителями | 1.Разработка Памятки для родителей о правильно организованном режиме школьника начальных классов. (Приложение 5 – Брошюра для родителей) 2. Успешное взаимодействие с родителями по вопросам развития обучающихся, охраны и укрепления их здоровья. |
Распространение опыта работы по данной теме:
Сроки | Тема выступлений | Уровень распространения |
Январь 2017 | 1. Методическая разработка цикла уроков по английскому языку по здоровье сбережению. 2. «Цикл уроков английского языка по здоровье сбережению». | Выступление на педагогическом совете гимназии Заседание МО учителей английского языка |
Март- Декабрь 2017 | Открытые уроки с использованием здоровьясберегающих технологий Печатное издание в журнале «Альманах» Публикация на сайте «Казанский образовательный портал» | Гимназия Республика Татарстан |
май 2017 | Мастер-класс «Из опыта работы с использованием здоровье сберегающих технологий» | Гимназия |
Третий этап. Подведение итогов: планируемые результаты.
Условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении:
менять виды деятельности,
осуществлять двигательный режим на уроке,
размещать учащихся по остроте зрения,
проводить динамические паузы.
Кабинет английского языка соответствует требованиям СанПиНа:
соблюдается тепловой режим и световой режим;
во время перерывов проводится проветривание помещения.
3. Рабочая программа по предмету отражает здоровьесберегающие технологии.
4. С целью формирования принципов здорового образа жизни на уроках используется интегрирование темы здоровья в содержание урока в зависимости от темы урока.
5. Целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни имеет положительные результаты:
1) диагностика состояния здоровья учащихся класса показывает, что нет ухудшения показателей здоровья; имеет положительную динамику;
2) качество успеваемости учащихся; имеет положительную динамику;
3) проведенное микроисследование с целью определения уровня комфортности учащихся в образовательном процессе; имеет положительные результаты (Приложение 6);
4) проведенное микроисследование с целью определения умения школьников критически оценивать свой образ жизни; имеет положительные результаты (Приложение 6);
5) для учета работоспособности учащихся, ведется микроисследование.
Выводы:
В заключение хотелось бы отметить, что использование здоровье сберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого учащегося, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.
Работая над проектом, удалось реализовать поставленные задачи:
у обучающихся сформировалась осознанная потребность в сохранении и укреплении здоровья;
обучающиеся совместно с учителем нашли оптимальные средства сохранения и укрепления здоровья;
кругозор обучающихся расширился в данной области, здоровый образ жизни становится для детей приоритетным направлением жизнедеятельности;
дети активнее принимают участие в учебном процессе.
Приложение 1 Критерии оценивания профессионального уровня учителя по эффективности использования здоровьесберегающих технологий на уроке
Параметры | 2 | 1 | 0 |
1.Условия в кабинете соответствуют санитарным нормам и гигиеническим требованиям: воздушно-тепловой режим, проветривание, естественное и искусственное освещение класса и доски, ученическая мебель расставлена в соответствии с ростом учащихся. | | | |
2.Место и длительность применения ТСО: не более 20 минут подряд. | | | |
3. Смена видов учебной деятельности: говорение, письменная речь, чтение, аудирование, с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностях обучающихся. Норма – 4-7 видов за урок. | | | |
4.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности: возраст ребенка плюс 2-3 минуты. | | | |
5.Количество видов преподавания, таких, как словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. (норма: не менее 3-х за урок) | | | |
6. Поза учащихся во время занятия, чередование позы (наблюдает ли педагог за посадкой учащихся, чередуются ли позы в соответствии с видами работы) | | | |
7.Плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу (норма: не менее 60% и не более 75%-80 %) | | | |
8.Отслеживание педагогом момента наступления утомления у учащихся и снижение их учебной активности. | | | |
9.Психологический климат на занятии (оцениваются взаимоотношения на занятии, как между педагогом и учащимися, так и между учащимися). | | | |
10.Наличие на занятии эмоциональных разрядок, таких как шутка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, музыка терапия и т.д. | | | |
11. Здоровьесберегающая цель урока достигнута. | | | |
12.Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. | | | |
13. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих формирования УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. | | | |
14 Использование метода совместного обучения, проблемного обучения и методы, направленные на развитие критического мышления. | | | |
15. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на занятии в зависимости от преобладающей деятельности и темой урока: физминутки, игры, музыкальные паузы, гимнастика для глаз. | | | |
16. Личные качества педагога, оказывающие позитивное воздействие на здоровье учащихся и психологический климат на уроке. | | | |
17. Объем домашнего задания соответствует нормам, определенные СанПИНом. | | | |
18. Учащимся объяснены критерии оценивания домашнего задания. | | | |
19. Учащиеся ознакомлены с критериями полученных отметок. | | | |
20. Темп окончания занятия: 2 - Своевременное завершение занятия 1 - «Скомканность» 0 - Задержка учащихся после звонка | | | |
Приложение 2 Выявление личных качеств педагога, способствующих
формированию культуры здоровья у обучающихся
Качества педагога, негативно влияющие на учащихся | Влияние на здоровье детей и психологический климат на уроке | Качества педагога, оказывающие позитивное воздействие на здоровье учащихся и психологический климат на уроке | Влияние На здоровье детей и психологический климат на уроке |
Авторитарность, категоричность. | Повышают уровень психической напряженности, вызывает стресс у учащихся, формируют мышечные зажимы, истощают энергетические ресурсы, вызывают конфликтные ситуации на уроке. | Способность к сочувствию, сопереживанию (эмпатии). | Способствуют снижению стрессогенной атмосферы на уроке. Позволяют более эффективно использовать индивидуальный подход на уроке. |
Равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность, дистанцированность. | | Способность к рефлексии (умение посмотреть на себя и всю ситуацию со стороны). | Способствует предупреждению конфликтных ситуаций и стрессогенной атмосферы на уроке. |
Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность. | Повышают уровень тревожности и стресса учащихся. Приводят к конфликтным ситуациям на уроке. | Умение владеть собой, своими эмоциями. | Способствует предупреждению конфликтных ситуаций и стрессогенной атмосферы на уроке. |
Недоброжелательность, | Повышают уровень психической напряженности, вызывают стресс у ученика, формируют мышечные зажимы, истощают энергетические ресурсы, способствуют конфликтным ситуациям на уроке. | Толерантность – способность терпимо относиться к различным проявлениям жизни и т.д. Способность трезво и мудро оценить происходящее и дать возможность другим мыслить и поступать по-своему. | Способствует предупреждению конфликтных ситуаций и стрессогенной атмосферы на уроке. |
Приложение 3 Интеллект - карта «MindMap» по теме «Health» (Здоровье)
Приложение 4 Брошюра для ученика (страница расположены согласно брошюрованию)
Приложение 5 Брошюра для родителей (страница расположены согласно
брошюрованию)
Приложение 6 Определение уровня комфортности учащихся в образовательном процессе
№ | Вопросы обучающимся | 2 класс % | 7 класс % | 8 класс % | 11 класс % |
да | нет | да | нет | да | нет | да | нет |
-
| Комфортно в кабинете английского языка? | 100 | | 100 | | 100 | | 100 | |
-
| Испытываешь дискомфорт во время урока? | | 100 | | 100 | | 100 | | 100 |
-
| В классе есть все необходимое для занятий? | 100 | | 100 | | 100 | | 100 | |
-
| Всегда ли тебе интересно на уроке? | 100 | | 96 | | 87 | | 91 | |
-
| Устаешь ли ты на уроке? | 33 | | 28 | | 42 | | 7 | |
-
| Тебе бывает на уроке скучно? | 0 | | 14 | | 21 | | 37 | |
-
| Бывает ли так, что тебе нечем заняться на уроке? | | 100 | | 97 | | 89 | | 68 |
-
| Бывает ли ситуации на уроках, когда ты волнуешься? | 100 | | 85 | | 94 | | 43 | |
-
| Бывает ли ситуации на уроках, когда ты огорчаешься? | | 96 | | 81 | | 53 | | 94 |
-
| Комфортно в кабинете английского языка? | 100 | | 97 | | 83 | | 100 | |
Анкета для учащихся: оценка образа жизни
№ | Вопросы обучающимся | 2 класс % | 7 класс % | 8 класс % | 11 класс % |
да | нет | да | нет | да | нет | да | нет |
-
| Ведешь активный образ жизни? | 100 | | 87 | | 78 | | 72 | |
-
| Делаешь зарядку по утрам? | 20 | | 13 | | 24 | | 7 | |
-
| Занимаешься в основной группе по физической культуре? | 100 | | 97 | | 94 | | 100 | |
-
| Занимаешься профессионально спортом? | 11 | | 9 | | 6 | | 14 | |
-
| Много ходишь пешком? | 72 | | 90 | | 87 | | 91 | |
-
| Завтракаешь перед школой? | 100 | | 100 | | 100 | | 100 | |
-
| Посещаешь кафе быстрого приготовления? | 58 | | 85 | | 93 | | 79 | |
-
| В выходные выезжаешь катаешься на велосипеде\ лыжах\ коньках? | 71 | | 60 | | 59 | | 36 | |
-
| Много проводишь время перед компьютером\ телевизором? | | 94 | | 63 | 85 | | 30 | |
-
| Часто проветриваешь свою комнату? | 75 | | 48 | | 57 | | 92 | |