СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примерная программа по учебному предмету "КОМПОЗИЦИЯ"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная программа учебного предмета "КОМПОЗИЦИЯ" является вариативной, разработана на основе  Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись». Программа рассчитана на три года. Принимаются дети 6-9 лет.

Просмотр содержимого документа
«Примерная программа по учебному предмету "КОМПОЗИЦИЯ"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детская художественная школа»

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан




Принято


Утверждено


на заседании педсовета №


Директор МБУДО «ДХШ»


от «___»______________20___г.


__________Червонопиский В.С.




от «___»______________20___г.


Рассмотрено



Зам.директора по УР



________________Тукмачева Л.С.



от «___»______________20___г.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»

Предметная область ПО.01.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО



Примерная программа по учебному предмету ПО.01.УП.03.


КОМПОЗИЦИЯ



вариативная программа рассчитана на 3 года

принимаются дети от 6 лет до 9 лет











2017


Одобрено

Методическим советом

МБУ ДО «ДХШ» г. Нефтекамск


«___»____________2017 г.

Утверждаю

Директор МБУ ДО «ДХШ»

________/ Червонопиский В.С.

(подпись)

«___»___________2017 г.




Примерная программа учебного предмета "КОМПОЗИЦИЯ" является вариативной, разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»

Организация-разработчик:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа» городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан





Разработчик:

Каримова Гузель Тимерсалиховна, преподаватель


Рецензент:

Тумачева Лариса Сабирьяновна, преподаватель высшей категории


Рецензент:

Рябова Татьяна Васильевна, преподаватель высшей категории






М.П.


Структура программы учебного предмета


I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета


II. Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план

- Содержание разделов и тем. Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;


V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

- Дидактические материалы ;


VI. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения




I. Пояснительная записка


1. Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Композиция» является вариативной, разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Учебный предмет «Композиция» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является одним из предметов обязательной части предметной области «Художественное творчество».

Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

Предметы обязательной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», а именно: «Основы изобразительной грамоты», «Прикладное творчество», «Лепка», «Композиция», - взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.

Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Программа в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития обучающихся.


2. Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Композиция» реализуется при 8-летнем и 9-летнем сроках обучения в 1-3 классах.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Композиция»

Общая трудоемкость учебного предмета «Композицияа» при 8-летнем и 9-летнем сроках обучения составляет 294 часа, из них: 196 часов – аудиторные занятия, 98 – самостоятельная работа.

Таблица 1

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график

промежуточной аттестации

Всего

Часов

Классы

1

2

3


Полугодия

1

2

3

4

5

6


Аудиторные занятия (в часах)

32

32

32

34

32

34

196

Самостоятельная работа (в часах)

16

16

16

17

16

17

98

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

48

48

48

51

48

51

294

Вид промежуточной аттестации


конт. урок


конт. урок


зачет



Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы:

– выполнение домашнего задания;

– посещение учреждений культуры (музеев, выставок и др.);

– участие обучающихся в выставках, показах и других творческих мероприятиях.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.


5. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Аудиторные занятия по предмету «Композиция» и проведение консультаций осуществляются в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

1 - 3 классы – 2 часа

Самостоятельная работа:

1 – 3 классы - 1 час

6. Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета «Композиция» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачами учебного предмета «Композиция» являются:

- развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;

- последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;

- знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;

- изучение выразительных возможностей тона и цвета;

- развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;

- обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

- формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.


7. Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимся.

Программа содержит следующие разделы:

– сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

– распределение учебного материала по годам обучения;

– описание дидактических единиц учебного предмета;

– требования к уровню подготовки обучающихся;

– формы и методы контроля, система оценок;

– методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».


8. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

– словесный (объяснение, беседа, рассказ);

– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

– практический;

– эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.


9. Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.

Мастерская для занятий лепкой должна быть оснащена удобной мебелью (столы и стулья), подиумами, натюрмортными столиками, компьютером.


II. Содержание учебного предмета


1. Учебно-тематический план.

Содержание учебного предмета «Композиция» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

Содержание программы включает следующие разделы и темы:

  • основы композиции

  • цвет в композиции

  • сюжетная композиция

  • декоративная композиция

  • создание художественного образа в композиции

  • графика

  • итоговая работа


Таблица 2

Наименование раздела,

Темы

Вид

учебного

занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия




96

32

64

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. «Основы композиции»

1.1

Основы композиции. Вводный урок

Урок

3

1

2

1.2

Основные элементы композиции: точка, линия, пятно

Урок

3

1

2

1.3

Художественный образ

Урок

6

2

4

1.4

Контраст

Урок

3

1

2

1.5

Линия горизонта

Урок

3

1

2

1.6

Перспектива

Урок

3

1

2

Раздел 2. «Цвет в композиции»

2.1

Основные и дополнительные цвета. Смешивание

Урок

3

1

2

2.2

Цветовые растяжки

Урок

3

1

2

2.3

Теплые и холодные цвета

Урок

6

2

4

2.4

"Размывка", «вливание цвета в цвет»

Урок

3

1

2

2.5

Прием загораживания

Урок

3

1

2

2.6

Изучение цвета. Тон. Градации

Урок

6

2

4

2.7

Насыщенность цвета

Урок

3

1

2

Раздел 3. "Сюжетная композиция"

3.1

Бытовой жанр

Урок

9

3

6

3.2

Анималистический жанр

Урок

6

2

4

Раздел 4. "Декоративная композиция"

4.1

Симметрия.

Урок

3

1

2

4.2

Ритм в декоративной композиции. Ассиметрия


Урок

3

1

2

4.3

Стилизация

Урок

3

1

2

Раздел 5. "Графика"

5.1

Средства выразительности в графике

Урок

6

2

4

5.2

Графическая композиция

Урок

9

3

6

Раздел 6. "Создание художественного образа в композиции"

6.1

Творческий портрет

Контрольный урок

9

3

6


Таблица 3

Наименование раздела,

темы

Вид

учебного

занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия




99

33

66

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. «Цвет в композиции»

1.1

Цветовая гармония

Урок

3

1

2

1.2

Цвета настроения

Урок

3

1

2

1.3

Монохромность

Урок

3

1

2

Раздел 2. "Сюжетная композиция"

2.1

Автопортрет

Урок

9

3

6

2.2

Исторический жанр

Урок

9

3

6

2.3

Выполнение сюжетной композиции на конкурсную тему

Урок

9

3

6

Раздел 3. "Декоративная композиция"

3.1

Трансформация

Урок

6

2

4

3.2

Стилизованный натюрморт

Урок

6

2

4

Раздел 4. "Графика"

4.1

Граттаж

Урок

6

2

4

4.2

Шрифтовая композиция

Урок

9

3

6

4.3

Пейзаж в графике

Урок

9

3

6

Раздел 5. "Создание художественного образа в композиции"

5.1

Художественные стили

Урок

9

3

6

5.2

Импрессионизм

Урок

9

3

6

5.3

Творческая композиция

Контрольный урок

9

3

6


Таблица 4

Наименование раздела,

темы

Вид

учебного

занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия




99

33

66

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. «Цвет в композиции»

1.1

Цветовой контраст

Урок

3

1

2

1.2

Родственные цвета

Урок

3

1

2

Раздел 2. "Сюжетная композиция"

2.1

Пейзаж

Урок

12

4

8

2.2

"Правило золотого сечения"

Урок

9

3

6

2.3

Выполнение сюжетной композиции на конкурсную тему

Урок

9

3

6

Раздел 3. "Декоративная композиция"


3.1

Силуэт в декоративной композиции

Урок

6

2

4

3.2

Зооморфные мотивы

Урок

6

2

4

Раздел 4. "Графика"


4.1

Фактура в графике

Урок

9

3

6

4.2

Гравюра на картоне

Урок

12

4

8

Раздел 5. "Создание художественного образа в композиции"

5.1

Художественные стили и направления

Урок

9

3

6

5.2

Кубизм

Урок

9

3

6

5.3

Портреты из овощей и фруктов

Урок

9

3

6


Зачет

Зачет

3

1

2


2. Содержание разделов и тем


Первый год обучения

1. Раздел «Основы композиции»

1.1. Тема: Основы композиции. Вводный урок. Вводный урок. Правильное размещение будущего рисунка на листе. Понятие "компоновка", "соразмерность", "пропорции", "масштаб", "равновесие". Композиционный центр. Заполнение фона. "Ежик на лужайке", "Корзина с грибами" Использование формата А3, гуашь.

Самостоятельная работа: упражнение на компоновку, нарисовать кляксы акварелью или тушью, поместить их в рамку.

1.2. Тема: Основные элементы композиции: точка, линия, пятно. Знакомство с выразительными средствами композиции. Точка, линия, пятно - основные элементы организации плоскостной композиции. поиск выразительных линий. "Подводный мир", "Цветочный рай" Использование формата А3, черного маркеров, фломастеров.

Самостоятельная работа: рисунки непрерывной линией. Поиск образа.

1.3. Тема: Художественный образ. Создать художественный образ через форму, цвет и фактуру. Понятия "форма", "фактура", "цветовой тон". Знакомство с цветовыми переходами. Создание характерного образа. "Стог сена", "Осенние листочки", "Апельсины". Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная работа: этюд "Осенние листья"

1.4. Тема: Контраст. Понятие "Контраст". Выполнение цветовых контрастов, контрастов величин. Свет и тень, большое и маленькое. Борьба противоположностей. "Добро и зло" ("Добрая и злая фея"). Использование формата А3, цветных маркеров или гуаши.

Самостоятельная работа: нарисовать осенний пейзаж, используя контраст холодного неба и теплых оттенков листвы и травы.

1.5. Тема: Линия горизонта. Дать понятие "линия горизонта" "плановость", "воздушная перспектива" Высокая, низкая линия горизонта. Показать на примерах, как художник выбирает линию горизонта для воплощения своих замыслов. "Небо и море". Изобразить небо и море в высокой и низкой линией горизонта. По мере удаления от зрителя море светлеет. Акварель, формат А3. Самостоятельная работа: нарисовать небо и землю с высокой и низкой линией горизонта.

1.6. Тема: Перспектива. Дать понятие "перспектива". Рассказать о перспективных изменениях предметов и объектов. "Дальше - меньше". Выполнить "Городской пейзаж" с высокой линией горизонта. Дома в городе по мере удаления уменьшаются. Формат А3, акварель, восковые мелки.

Самостоятельная работа: выполнить пейзаж "Цветы в поле"

2. Раздел «Цвет в композиции»

2.1. Тема: Основные и дополнительные цвета. Смешивание. Знакомство с понятием «цветовой круг», "основные цвета", "дополнительные цвета", последовательностью спектрального расположения цветов. Получение дополнительных цветов путем смешивания. Композиция "Радужная страна" Использование формата А3, гуаши.

Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение радуги в круге.

2.2. Тема: Цветовые растяжки. Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение композиции («Девочка с шарфиком», "Дорога радости"). Использование акварели, формата А 3.

Самостоятельная работа: выполнение цветовых растяжек.

2.3. Тема: Теплые и холодные цвета. Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов («Северный полюс», «Африка»). Использование акварели, восковых мелков, формат А3.

Самостоятельная работа: создание цветовых выкрасок в теплой и холодной цветовой гамме.

2.4. Тема: "Размывка", «вливание цвета в цвет». Изучение техники "размывка" и "вливание цвета в цвет". Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Создание разнообразных оттенков цветов. Композиция "Морозные узоры", "Пузыри" на основе наблюдений. Работа холодными цветами. Акварель, формат А3. Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение акварельных размывок.

2.5. Тема: Прием загораживания. Понятие "загораживание". Показать на примерах, двигая предметы. Напомнить о плановости. Изобразить "Сказочный лес", используя прием загораживания (ближние деревья находятся ниже на листе). Формат А3, маркеры.

Самостоятельная работа: нарисовать фрукты, используя прием загораживания.

2.6. Тема: Изучение цвета. Тон. Градации. Составление оттенков белого цвета путем смешивания с различными цветами. Выполнение композиции "Ночь перед Рождеством" Использование тонированной бумаги, гуаши, формата А 3.

Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной тонированной бумаге.

2.7. Тема: Насыщенность цвета. Получение богатства оттенков за счет изменения насыщенности цвета. Изобразить трех животных, используя плоскостную стилизацию. "Ежики в тумане". Расписать первого чистыми цветами, второго - с умеренным добавлением серого, третьего - с большим добавлением серого. Формат А3, гуашь

Самостоятельная работа; завершить стилизацию.

3. Раздел "Сюжетная композиция"

3.1. Тема: Бытовой жанр. Знакомство с понятиями "жанры в композиции". Бытовой жанр, его особенности. Нарисовать композицию бытового жанра с сюжетом из своей жизни "Завтрак", "Праздник", "Прогулка во дворе". Развитие композиционного умения. Использование пройденных приемов (загораживание и др.). Формат А2, гуашь.

Самостоятельная работа: зарисовки с натуры

3.2. Тема: Анималистический жанр. Анималистический жанр, его особенности. знакомство с техникой "пуантилизм", "оптическое смешение цветов". Учить создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни "Птицы нашей планеты", "Животные из Красной книги". Учить располагать изображение по всему листу, намешивать различные оттенки. Использование тонированной бумаги формата А2, гуаши.

Самостоятельная работа: цветы в технике "пуантилизм" на тонированной бумаге А4.

4. Раздел "Декоративная композиция"

4.1. Симметрия. Знакомство с понятиями, "декоративность" "симметрия", "асимметрия". Создание композиции "Декоративное насекомое" с применением симметрии. Создание декоративных узоров. Формат А3, маркеры.

Самостоятельная работа: создание растительных узоров

4.2. Тема: Ритм в декоративной композиции. Ассиметрия. Закрепление понятие "ритм", "асимметрия". Правило трех (большое, среднее, маленькое). Создание композиции из трёх геометрических фигур — круга, квадрата и треугольника "Парк". Формат А3, восковые мелки.

Самостоятельная работа: создать зооморфный орнамент

4.3. Тема: Стилизация. Знакомство с понятие "стилизация". Формирование умения преобразовывать геометрическую форму в пластическую. Создание композиции "Декоративный кот". Использование декоративных узоров. Формат А3, маркеры.

Самостоятельная работа: стилизация простых предметов быта

5. Раздел "Графика"

5.1. Тема: Средства выразительности в графике. "Штрих", "линия", "пятно", "тон" - основные средства выразительности в графике. Создание графической композиции "В пруду", "Мои друзья" средствами выразительности графики. Использование черной бумаги или картона, белая гуашь (штрих, мел, белая ручка), формат А3.

Самостоятельная работа: упражнения на штриховку

5.2. Тема: Графическая композиция. Создание графической композиции на тему "Иллюстрации к сказкам " средствами выразительности графики. Совершенствование навыков штриховки. Формат А2, гелевая ручка.Самостоятельная работа: поиск подготовительного материала для творческой композиции

6. Раздел "Создание художественного образа в композиции"

6.1. Тема: Творческий портрет Использование различных способов и приемов для создания художественного образа. Жанр "Портрет". Создание композиции "Творческий портрет". Формирование умения работать над сложной композицией. Формат А2, техника на выбор.

Самостоятельная работа: зарисовки с натуры.


Второй год обучения

1. Раздел «Цвет в композиции»

1.1. Тема: Цветовая гармония. Знакомство с понятием "цветовая гармония". Изучение однотонных и контрастных сочетаний цветов. Создание композиции "Рассвет", "Полдень", "Закат" из трех цветов и их оттенков (на выбор). Формат А3, гуашь.

Самостоятельная работа: выполнение упражнений на цветовую гармонию

1.2. Тема: Цвета настроения. Дать представление об эмоциональной стороне цвета. Передача определенного настроения цветом. "Радость", "Печаль", "Умиротворение" (на выбор). Формат А3, гуашь.

Самостоятельная работа: передача другого настроения цветом

1.3. Тема: «Монохромность. Знакомство с понятием "монохромность". Создание монохромной композиции "Времена года". Использование различных оттенков одного цвета. Формирование умения смешивать цвет. Формат А3, гуашь.

Самостоятельная работа: упражнения на тон

2. Раздел "Сюжетная композиция"

2.1. Тема: Автопортрет. Изучение портретного жанра. Разновидности жанра (автопортрет, групповой, карикатура). Композиционная организация портрета. Создать "Автопортрет". Передать характер, настроение цветом. Формат А2, материал на выбор.

Самостоятельная работа: знакомство с автопортретами известных художников

2.2. Тема: Исторический жанр. Знакомство с новым жанром. Формировать навыки отбора материала для создания композиций. Композиция "История одного героя", "Вековые истории". Формат А2, материал на выбор (гуашь, маркеры, гелевая ручка). Самостоятельная работа: знакомство с художника, работающими в историческом жанре.

2.3. Тема: Выполнение сюжетной композиции на конкурсную тему. Формировать умение создавать композицию с учетом законов композиции. Выполнение законченной сюжетной композиции на конкурсную тему.

Самостоятельная работа: подготовка материала

3. Раздел "Декоративная композиция"

3.1. Тема: Трансформация. Знакомство с понятием "трансформация". Создание логотипа на основе трансформации изображений животных. Декоративная композиция "Логотип для зоопарка". Формат А3, тушь.

Самостоятельная работа: создание логотипов для продуктовых магазинов

3.2. Тема: Стилизованный натюрморт. Повторение понятия "стилизация". Создание стилизованного натюрморта. Заполнение декоративными узорами. Цветовая гамма из 3-4 цветов. Формат А3, маркеры.

Самостоятельная работа: создание декоративных узоров

4. Раздел "Графика"

4.1. Граттаж. Знакомство с понятием "граттаж". Изучение технологии. Техника безопасности при работе. Создание композиции "Космос", "Фантастический мир". Формат А3, воск или восковые мелки.

Самостоятельная работа: копирование образцов, предложенных преподавателем

4.2. Тема: Шрифтовая композиция. Знакомство с понятием "шрифтовая композиция". Основные элементы. Создание шрифтовой композиции "Обложка книги". Применять законы композиции. Ограниченная цветовая палитра. Формат А3, гуашь.

Самостоятельная работа: придумать слово-образ

4.3 Тема: Пейзаж в графике. Повторение жанров. Изучение графических возможностей пейзажа. Выполнить графический пейзаж "белое на черном" или "черное на белом". Формат А2, маркеры или черный картон, белая гуашь.

Самостоятельная работа: изучение работ известных графиков

5. Раздел "Создание художественного образа в композиции"

5.1 Тема: Художественные стили. Изучение художественных стилей и направлений. Изучение различных способов и приемов для создания художественного образа. Создание композиции "Мой мир". Формирование манеры письма, художественного стиля. Формат А2, техника на выбор.

Самостоятельная работа: сбор материала

5.2 Тема: Импрессионизм. Дать понятие "импрессионизм". Изучить особенности стиля. Выполнить композицию "Прогулка под дождем" в импрессионистической манере письма. Формат А2, гуашь.

Самостоятельная работа: изучение работ импрессионистов

5.3 Тема: Творческая композиция. Создание творческой композиции на основе изученных направлений на тему: "Вид из окна". Формат А2, материал на выбор.

Самостоятельная работа; зарисовки с натуры


Третий год обучения

1. Раздел «Цвет в композиции»

1.1. Тема: Цветовой контраст. Сформировать умения и навыки выполнения различных типов цветовых контрастов. Создать композицию "Зонтики", "Жар-птица". Формат А3, гуашь.

Самостоятельная работа: копирование образцов, предложенных преподавателем

1.2. Тема: Родственные цвета. Дать понятие "родственные цвета" (цветовой тон и примыкающие к нему цвета). Выделение контрастного на фоне родственных. Создание композиции "Мое домашнее животное". Формат А3, гуашь.

Самостоятельная работа: поисковые зарисовки

2. Раздел "Сюжетная композиция"

2.1. Тема: Пейзаж. Закрепление понятия "жанр". Изучение жанра "пейзаж". Создать "Деревенский пейзаж" с учетом перспективы и плановости. Формат А2, гелевая ручка.

Самостоятельная работа: зарисовки с натуры

2.2. Тема: "Правило золотого сечения". Выделение главного в картине "правилом золотого сечения" (одной трети). Важный элемент находится на расстоянии 1/3 от целого. Создание композиции на тему: "А у нас во дворе". Использование правила золотого сечения. Формат А2, материал на выбор.

Самостоятельная работа: знакомство с произведениями известных художников

2.3. Тема: Выполнение сюжетной композиции на конкурсную тему. Формировать умение создавать композицию с учетом законов композиции. Выполнение законченной сюжетной композиции на конкурсную тему.

Самостоятельная работа: подготовка материала

3. Раздел "Декоративная композиция"

3.1. Тема: Силуэт в декоративной композиции. Знакомство с понятием "силуэт". Декоративно решить силуэт самовара или кувшина. Заполнить декоративными элементами. Формат А3, черный маркер.

Самостоятельная работа: выполнить силуэты предметов быта

3.2. Тема: Зооморфные мотивы. Понятие "орнамент". Разновидности орнамента. Создание декоративной композиции с использованием зооморфных мотивов. Формат А3, акварель

Самостоятельная работа: выполнить растительный орнамент

4. Раздел "Графика"

4.1. Тема: Фактура в графике. Знакомство с понятием "фактура". Создание композиции "Древесный мир" с применением различной фактуры. Формат А3, гелевая ручка.

Самостоятельная работа: упражнения на создание фактур

4.2. Тема: Гравюра на картоне. Знакомство с понятием "Гравюра". Изучение технологии выполнение гравюры. Техника безопасности. Создание композиции "Натюрморт", "Звери". Формат А3 (картон), ножницы.

Самостоятельная работа: изучение работ известных художников

5. Раздел "Создание художественного образа в композиции"

5.1. Тема: Художественные стили и направления. Закрепление знаний о художественных стилях. Изучение стиля "авангард". Выполнение композиции "Рыжий кот" в стиле авангард. Формат А2, гуашь.

Самостоятельная работа: изучение работ художников-авангардистов

5.2. Тема: Кубизм. Изучение современных направлений. Создание кубической композиции "Человек на природе". Формат А2, материал на выбор.

Самостоятельная работа: изучение работ художников, работавших в этом направлении.

5.3. Тема: Портреты из овощей и фруктов. Изучение работ Джузеппе Арчимбольдо. Создание портретов из овощей и фруктов или портретные натюрморты. Создать композицию "Портрет садовника". Формат А2, материал на выбор.

Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов.


III. Требования к уровню подготовки обучающихся


Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Композиция», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков:

  1. Техника работы различными материалами (гуашь, акварель, пастель, уголь и др.);

  2. Понятие декоративности;

  3. Понятие о колористической цельности листа;

  4. Правильное решение композиционных задач;

  5. Самостоятельный выбор нужного формата;

  6. Самостоятельный тональный разбор

  7. Знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;

  8. Знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

  9. Умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – форме, ритме, линии, силуэте, тоне, цвете, контрасте – в композиционных работах;

  10. Умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;


IV Формы и методы контроля, система оценок


1. Аттестация: цель, виды, форма, содержание.

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (контрольный урок, зачет) проводится в форме творческих просмотров работ обучающихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах обучающимся выставляется оценка.

Одной из форм текущего контроля может быть проведение выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль), может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.


2.Критерии оценок

Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:

“5” («отлично») – обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;

“4” («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;

“3” («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен;

«2» (неудовлетворительно») – работа не выполнена.




V. Методическое обеспечение учебного процесса


1. Методические рекомендации преподавателям

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Помимо методов работы с обучающимися, указанными в разделе «Методы обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы программой предусматриваются также следующие методы:

– объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

– частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

– творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

– исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов);

– игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение праздников и др.).

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.

Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у обучающихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью преподавателю необходимо знакомить детей с работами художников. Важной составляющей творческой заинтересованности обучающихся является приобщение их к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).

Рекомендуется проводить коллективные творческие задания. Это позволит объединить детский коллектив.


2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрена самостоятельная работа. На самостоятельную работу обучающихся отводится 50% времени от аудиторных занятий.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа выполняются в форме домашних заданий (упражнения к изученным темам, рисование с натуры, эскизирование), а также посещений музеев, выставок и других учреждений культуры. Учащиеся имеют возможность работать с книгой, иллюстративным материалом в библиотеке.


VI. Средства обучения


Для успешного результата в освоении программы по композиции необходимы следующие учебно-методические пособия:

- таблица по цветоведению;

- таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией;

- наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;

- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;

- работы учащихся из методического фонда школы;

- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;

- интернет-ресурсы;

- презентационные материалы по тематике разделов.


VII. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы


1. Список рекомендуемой методической литературы


  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, М., 1974

  2. Бабанский Ю. А. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982. - №7

  3. Вейль Герман. Симметрия. М., 1968

  4. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977

  5. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004

  6. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: «Владос», 2004

  7. Кисляковская Т.Н. Станковая композиция. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003

  8. Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: «Владос», 2002

  9. Кузин В. С. Изобразительное искусство и основы его преподавания в школе. Издание 3-е. – М.: «Агар», 1998

  10. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2004

  11. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. – М.: «Искусство в школе», 1995

  12. Моделирование фигуры человека. Анотомический справочник./Пер. с англ. П. А. Самсонова – Минск, 2003

  13. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1980

  14. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Издат. центр «Академия», 1999

  15. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002

  16. Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983

  17. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986


2. Список рекомендуемой учебной литературы


  1. Барышников А.П. Перспектива, М., 1955

  2. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: «Юный художник», 2002

  3. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004

  4. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008

  5. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005

  6. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002

  7. Ватагин В. А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.: «Сварог и К», 1999

  8. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006

  9. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996

  10. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!