СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принцип коррекционной направленности трудового обучения. Доклад на педсовете.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы доклада на педагогическом совете по трудовому обучению и воспитанию.

Просмотр содержимого документа
«Принцип коррекционной направленности трудового обучения. Доклад на педсовете.»

Принцип коррекционной направленности трудового обучения

учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Современное понимание коррекционной направленности трудового

обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью определено в

работах Г. М. Дульнева, С. Л. Мирского, Б. И. Пинского, В. А. Шинкаренко

и других авторов. Сущность рассматриваемого принципа состоит в том, что

коррекционное направленное трудовое обучение имеет «цель уменьшить те

или иные недостатки в трудовой деятельности умственно отсталых учащихся,

приблизить эту деятельность по ее структуре и содержанию к деятельности

подростков с нормальным развитием интеллекта». Четко определяются

следующие исходные позиции.

1. Целенаправленное формирование трудовой деятельности у

учащихся с интеллектуальной недостаточностью является важнейшим

средством социальной компенсации дефекта. Лица с легкой

интеллектуальной недостаточностью способны к овладению, как

самостоятельной бытовой трудовой деятельностью, так и многими массовыми

профессиями, а также к самостоятельному труду в обычных трудовых

коллективах. Результатами собственного труда они могут не только

материально обеспечивать свою жизнь, но и заслуживать признание и уважение окружающих. Однако для реализации возможностей включения

таких лиц в самостоятельную трудовую деятельность необходимо

специально организованное обучение.

2. Специальная организация трудового обучения предполагает не

только выделение на него большего объема учебного времени, но и

специфическое построение учебного процесса с использованием особой

типологии уроков.

3. Эффективность трудового обучения учащихся с интеллектуальной

недостаточностью непосредственно определяется решением задач

ослабления и исправления свойственных им недостатков трудовой

деятельности.

4. Недостатки трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной

недостаточностью могут в определенной мере преодолеваться в процессе

специально организованного обучения.

5. В процессе трудового обучения учащихся с интеллектуальной

недостаточностью необходимо создавать специальные условия для развития

у них интеллектуальных компонентов трудовой деятельности, недоразвитие

которых более всего отличает таких детей от детей с сохранным

интеллектом.

6. Целенаправленное развитие общетрудовых (интеллектуальных)

умений позволяет преодолевать основной недостаток трудовой деятельности

учащихся с интеллектуальной недостаточностью – ее низкую

самостоятельность.

7. Вследствие тотальности психического недоразвития у учащихся с

интеллектуальной недостаточностью отмечаются проблемы в овладении всеми

компонентами трудовой деятельности. Этим определяется специфика

педагогического процесса формирования у таких учеников мотивов трудовой

деятельности, необходимых для ее успешного осуществления, знаний, общетрудовых умений, двигательных трудовых навыков.

8. Обеспечение коррекционной направленности уроков трудового

обучения требует специального педагогического руководства деятельностью

учащихся на каждом из его этапов.

Трудовое обучение учащихся средних и старших классов должно

обеспечивать:

1) повышение уровня мотивации трудовой деятельности и форми-

рование необходимых в труде качеств личности;

2) формирование привычки к труду и трудовой выносливости;

3) формирование знаний, необходимых для практического освоения

изучаемых технологических операций;

4) повышение уровня развития умений ориентироваться в задании,

планировать и контролировать его выполнение как необходимого условия

обеспечения целенаправленности и самостоятельности трудовой

деятельности;

5) овладение выполнением изучаемых технологических операций,

формирование двигательных трудовых навыков в процессе обучения

трудовым приемам;

6) обеспечение профессионального самоопределения.

Реализация указанных задач осуществляется на учебном материале,

содержание которого определено с учетом действующих учебных программ

школ общего тина, что призвано обеспечить качество трудового обучения

учащихся с интеллектуальной недостаточностью не только в условиях

вспомогательной школы, но и интегрированного обучения.

В учебной программе предусмотрены разделы «Обработка древесины»,

«Обработка металлов», «Обработка тканей», «Обработка продуктов питания»,

«Растениеводство и животноводство», «Ремесла», содержание которых

определено с учетом тех технологических операций, которыми овладевают учащиеся, не относящиеся к категории детей с особенностями

психофизического развития.

Вместе с тем предусмотрена также возможность изучения ремонтно-

строительных работ, что позволяет готовить учащихся с интеллектуальной

недостаточностью к обучению в учреждениях образования, обеспечивающих

получение профессионального образования по строительным специальностям.

Для девочек обязательным является изучение обработки тканей.

Мальчиков рекомендуется обучать обработке древесины, но допускается

изучение ими обработки ткани вместо обработки древесины, что традиционно

практикуется в трудовом обучении разных категорий учащихся. В связи с этим

необходимо отметить, что жизненно-практическое значение умений обработки

тканей в будущем может оказаться для них не менее важным.

Из остальных указанных выше разделов, которые рекомендованы для

организации трудового обучения, как мальчиков, так и девочек (за

исключением обработки металлов), школа выбирает либо один (кроме

ремесел), либо два раздела с учетом собственной учебно-материальной базы,

производственного окружения, перспектив получения учащимися

профессиональной подготовки,

На решение задач общетрудовой подготовки учащихся с

интеллектуальной недостаточностью направлено и включение в учебную

программу разделов «Техническая графика», «Электричество»,

«Профессиональное самоопределение». Их изучение является обязательным,

но осуществляется в системе занятий по ранее указанным разделам с учетом

их содержания. Например, содержание предусмотренных разделом

«Техническая графика» упражнений в распознавании технического рисунка,

эскиза, чертежа уточняется учителем в зависимости от их проведения с

использованием указанных средств наглядности, применяемых на занятиях

либо с древесиной, либо с металлами, либо с тканями. Аналогично при изучении сведений об электричестве может осуществляться ознакомление

учащихся с электродвигателями либо швейной машины, либо токарного, либо

другого станка, на котором они работают.

Особенно важно то, что учителю предоставлены серьезные полномочия

в уточнении содержания обучения каждого из учащихся с учетом его

возможностей. Учебная программа является разноуровневой, и уровни ее

изучения должны определяться учителем на диагностической основе с учетом

рекомендаций, которые содержатся в «Пояснительной записке».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!