СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принцип «природосообразности» - как основа всех развивающих и личностно-ориентированных современных педагогических технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной статье дан обзор основных этапов развития принципа природосообразности.

Просмотр содержимого документа
«Принцип «природосообразности» - как основа всех развивающих и личностно-ориентированных современных педагогических технологий»



Принцип «природосообразности» - как основа всех развивающих и личностно-ориентированных современных педагогических технологий.



Скажи мне — и я забуду,

Покажи мне — и я запомню,

Дай мне действовать самому — и я научусь!

Китайская мудрость.



Впервые идею природосообразности высказал Аристотель. Он утверждал, что у человека есть три души:

  • растительная (питание и размножение);

  • животная (ощущения и желания);

  • разумная (мышление), которые тесно взаимосвязаны, поэтому воспитание необходимо вести с учетом этой связи: физическое, нравственное, умственное.

И только в 16 веке был сформулирован и обоснован педагогический принцип природосообразности, Я. А. Коменским. Под принципом природосообразности он понимал природу ребенка и окружающий его мир физических явлений. Реализацию своих идей природосообразности: предлагал как «Построение учебного материала и его изложение учителем, должно соответствовать общим законам природы и возрастным особенностям ребенка».

В 17 веке Ж. Ж. Руссо рассматривал принцип природосообразности как следование природе ребенка, как помощь в развитии его природы. Он писал: «Природа желает, чтобы дети были детьми прежде, чем они станут взрослыми... У детства свои, только ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать; нет ничего нелепее желания заменить их нашими».

У И. Г. Песталоцци - принцип придосообразности: это «Способности, полученные от природы, развиваются и крепнут посредством упражнений... Сама природа каждой из этих сил побуждает человека упражнять их. Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить, рука - хватать. Но также сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить". Его принцип природосообразности, включает физическое и нравственное воспитание, умственное образование, которые должны осуществляться в тесной взаимосвязи, обеспечивая в итоге гармоничное развитие человека.

В 18 веке Д. Локк считал, что в воспитании главную роль играет формирование привычек поведения. Главным воспитательным средством всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда и окружение ребенка.

А. Дистервег разработал принцип природосообразности глубже, чем Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци, указав на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания и обучения.

К. Д. Ушинский пошел еще дальше, предприняв попытку разработки педагогической науки, полностью основываясь на принципе природосообразности, все свои идеи он воплатил в труде: «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

В 19 веке дальнейшее развитие идей природосообразности было продолжено многими зарубежными и советскими педагогами и психологами и это направление можно условно объединить как современное «экологичное» образование.

Идеи единства взаимосвязи человека и природы обосновал в своем учении о ноосфере В.И.Вернадский. Он писал: «Воздействие человека на окружающюю среду будет стремительно возрастать, и скоро наступит время, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующую облик Земли». Биосфера Земли перейдет в свое новое состояние «ноосферу» - сферу разума как энергоинформационной оболочки земли, на которую оказывают влияние мысли, действия и образ жизни всех людей. При гармоничном развитии человека в соответствии с его духовной природой ноосфера обогащается его положительной энергией, если же человек живет в противоречии с окружающим его миром отрицательной.

Г.Л. Ясвин, А.М. Дерябо обосновывая процесс становления этого направления выделяют в нем направление «ноосферного» образования, (русского космизма). Концепция ноосферного образования строится на неразрывном развитии окружающей среды и общества их совместной эволюции.

Проведенный анализ различных точек зрения показывает что, принцип природосообразности педагогами в истории развития педагогики понимался не одинаково, по-разному трактовалось и само понятие «природы». Так в период развития советской педагогики принцип природосообразности оказался вообще невостребованным, так как содержание образования должно было ориентироваться не на природу ребенка, а на реализацию поставленных страной задач, стоящих перед воспитанием и обучением, и введением по всей стране одинаковых стандартных учебных планов и программ как гарантии потенциального равенства школьников.

Провозгласив человека царем природы и взяв на вооружение лозунги: «Все во имя человека!» и « Все для блага человека!» начался процесс «дегуманизации» окружающего мира. Рост научных знаний о природе стирает эмоциональную связь человека с природными явлениями. Сегодня гром, это не голос рассерженного Бога, а молния не его карающая стрела. Река не скрывает в своих водах таинственное божество, а горная пищера больше не жилище великого и страшного демона. Человек больше не слышит «голоса» природы, перестает удивляться ее красотам и чудесам, попрежнему окружающим его. Контакт человека и природы исчезает, а вместе с ним коллосальная эмоциональная энергия, которую давала эта символическая связь. Результат: рост экспансии человека в биосфере и рост антропогенного давления человека на природу. Характеристика современного этапа развития человеческой цивилизации на земле — это глобальный экологический кризис. Серьезные нарушения функционирования экосистем негативно отражаются на условиях жизни самих людей. Обретает реальность развития современной экологической ситуации по кризисному сценарию. Очевидна необходимость отказа от агрессивно-потребительского отношения к природе, пересмотра господствующих взглядов на природу, общество и место человека в мире, выработки новых, экологически адекватных жизненых ценностей и идеалов. Известно, что в основе любой системы образования лежат требования цивилизации, а будущее любого государства начинается с его системы образования как ведущего и определяющего фактора прогресса, необходимость кардинальных перемен в системе современного образования — очевидна.

Развитие современной системы образования в начальной школе, характеризуется обновлением, качественными изменениями структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации, заявлены ориентиры на компетентностный подход.

В последнее время именно начальная школа стала одним из самых инновационных направлений развития образования. Сегодня в начальной школе параллельно существует более 15 учебно-методических комплектов, в трех образовательных системах начального образования: традиционная, система Л. В. Занкова, система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Однако по многочисленным опросам учителей начальной школы, более 80% из них – остаются верны традиционной системе обучения, с продолжением ориентации начальной школы на знания, умения и навыки, и только 20% пытаются работать по новому.

Очевидно, что учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на заявленные новые цели начального образования, сформулированные в ходе его модернизации: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность, и на выходе из начальной школы – умение пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации.

Несмотря на то, что принцип природосообразности был сформулирован еще несколько веков назад, своей актуальности он не потерял и сегодня к нему снова обращаются многие ведущие педагоги различных стран, внедряя его элементы в современную систему образования и воспитания молодого поколения. Принцип природосообразности и современная его трактовка подразумевает научное понимание взаимосвязи социальных и естественных процессов, где воспитание согласовывается с основными законами развития человека и природы. При этом учитывается возраст, пол, интересы ребенка, а также его природные способности и таланты.

Для практической реализации в начальной школе современных методик и способов обучения построенных на принципах демократии, свободы выбора и природосообразности необходимо:

  • создать максимально благоприятные учсловия для выявления и развития врожденных способностей младших школьников;

  • ограничить учебный процесс сравнительно небольшим кругом изучаемых предметов;

  • максимально использовать в преподавании опыт и практику;

  • отдать предпочтение методу природосообразного обучения так называемому «разнообразию методов»;

  • определять метод обучения не содержанием образования, а врожденными способностями младших школьников; а количество изучаемого материала и срок обучения его индивидуальными способностями и возрастом;

  • конечной целью образования, считать всестороннее (физическое, нравственное, умственное, эстетическое) развитие младших школьников и всячески стимулировать у каждого младшего школьника его неповторимость и индивидуальное своеобразие.

При воспитании природосообразно человек получает следующие преимущества:

  • Понимание всех происходящих на земле процессов во взаимосвязи их с космическими явлениями и циклами;

  • Осознание себя частью Вселенной, сознание того что человек это часть природы и что природа и человек живут по одним и тем же законам;

  • Понимание тонкой связи между человеческой жизнедеятельностью и ноосферой как главным фактором, влияющим на все мировые события;

  • Формирование личной ответственности не только за все действия и поступки, которые ежедневно совершает человек, но и за все, что с ним происходит или случается;

  • Воспитание целостного восприятия мира, чувства сопричастности к социуму и природной среде, в которой человек растет и развивается.


Таким образом, принцип природосообразности выполняет важнейшую роль в формировании человека, как целостной личности, которая при правильном воспитании человека позволяет расти ему настоящим гражданином Вселенной.


Список литературы:

1. Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности в свете междисциплинарных исследований//Методологические проблемы междисциплинарных исследований в образовании. — М,: ИТП и МИО РАО, 2014. — 0,35 п.л. (Деп. ОЦНИ «Школа и педагогика» ИТП и МИО РАО).

2. Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. – М., 2013.

3. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т.2. — М., 2015.

4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т.1.// Собр. соч. в 11 т. Т.8. – М.-Л.,2012.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!