СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принцип работы двигателя внутреннего сгорания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме: "Принцип работы двигателя внутреннего сгорания"

Просмотр содержимого документа
«Принцип работы двигателя внутреннего сгорания»

Министерство просвещения российской федерации

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Неманское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»






Открытый урок

Тема: «Принцип работы двигателя внутреннего сгорания»

Форма проведения: Комбинированный





Подготовил и провел:

мастер п/о

Чукардин ВиталийИванович

(Ф. И. О.)

Дата проведения:

12 ноября 2020г.













г. Неман

2020 год.


Тема: «Принцип работы двигателя внутреннего сгорания».


Цели урока: Образовательные:

способствовать:

- усвоению новых знаний о принципе работы двигателя внутреннего сгорания.;

- формированию у обучающихся понимания общего устройства и принципа работы двигателя внутреннего сгорания, устройством автомобиля;

- умению применять полученные знания на практике.

Воспитательные:

- содействовать формированию интереса к изучаемому предмету, показать необходимость глубокого, сознательного усвоения специальных и общенаучных знаний для будущей профессиональной деятельности;

-способствовать воспитанию культуры общения, поведения, умения работать в команде.

Развивающие:

способствовать:

- развитию чувства самоконтроля и ответственности за результаты своей деятельности;

- получению чувства удовлетворенности от результата своего труда.

Содержание занятия:

  1. повторить пройденный материал;

  2. изложить информацию по теме;

  3. закрепить полученные знания;

  4. проконтролировать качество усвоения нового материала и оценить знания обучающихся.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный - рассказ, беседа, демонстрация слайдов.

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:

Технические средства:

  • Компьютер,

  • Мультимедийный проектор.

Наглядные пособия:

  • электронная презентация «Принцип работы двигателя внутреннего сгорания.»

  • макет двигателя внутреннего сгорания;


Ход занятия:

1. Организационный этап

Мастер: Проверка обучающихся по списку. Проверка наличия оборудования и его исправность.

Обучающиеся: Отвечают на приветствие мастера. Дежурный докладывает о явке обучающихся.

Мастер: Вводный инструктаж. Психологическая подготовка к восприятию урока:

• организация внимания;

• устранение отвлекающих факторов.

Целевая установка: сообщение темы и разъяснение цели урока (что будут делать и чему научатся).

Актуализация опорных знаний: вспомнить тему предыдущего урока.

Обучающиеся: Слушают и записывают тему урока.

Вспоминают тему предыдущего урока.


II. Этап проверки знаний по пройденной теме


Мастер: Какие детали автомобиля мы вспомнили?

Обучающиеся: Кузов, шасси, трансмиссия.


Мастер: Для чего служит кузов автомобиля?

Обучающиеся: Для размещения пассажиров, багажа. К кузову крепятся детали автомобиля.


Мастер: Какую функцию выполняет шасси?

Обучающиеся: Передача энергии от двигателя к колёсам и управление ими.


Мастер: Назовите детали шасси?

Обучающиеся: Трансмиссия, ходовая часть и системы управления.


Мастер: Из каких деталей состоит трансмиссия?

Обучающиеся: Сцепление, коробка передач, карданная передача и ведущий мост.


Мастер: Без чего все эти агрегаты автомобиля не могут работать?

Обучающиеся: Без двигателя.


III. Основной этап урока: этап объяснения и усвоения нового материала.

Практическое ознакомление с узлами и деталями.


Мастер:

Знания по этой теме вам нужны будут для понимания общего устройства и работы двигателя внутреннего сгорания, чтобы в дальнейшем вовремя определить неисправность и принять меры к ее устранению. А также для правильного обслуживания автомобиля, увеличивая срок его эксплуатации.

Изучение содержания темы происходит с помощью лекционного материала по теме «Принцип работы двигателя внутреннего сгорания» с применением материалов презентации «Принцип работы двигателя внутреннего сгорания», схемы двигателя внутреннего сгорания и макета двигателя внутреннего сгорания.

Применение данной формы работы (лекция-диалог), презентации, схемы двигателя внутреннего сгорания и макета двигателя внутреннего сгорания способствует развитию познавательной деятельности обучающихся.

Мастер ПО рассказывает теоретический материал, задаёт вопросы и демонстрирует презентацию «Двигатель внутреннего сгорания. Общее устройство и работа» и схему двигателя внутреннего сгорания.

Обучающиеся конспектируют лекцию, участвуют в диалоге, отвечая на вопросы мастера ПО.


Тема 1. Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания


Мастер: На автомобилях устанавливают двигатели внутреннего сгорания (ДВС), у которых топливо сгорает внутри цилиндра. В основу их действия положено свойство газов расширяться при нагревании. Источником теплоты в двигателе является смесь топлива с воздухом (горючая смесь)

Рассмотрим принцип устройства и работы двигателя внутреннего сгорания, а также его рабочие циклы. (Слайд 2).

Какие типы двигателя вы знаете?

Обучающиеся: Двигатели внутреннего сгорания бывают двух типов: бензиновые и дизельные.

Мастер: В бензиновом двигателе горючая смесь (бензина с воздухом) попадает в камеру сгорания готовая (смешанная) через впускной коллектор и воспламеняется внутри цилиндра от искры, образующейся на свече зажигания.

Мастер: Для чего нужен воздух?

Обучающиеся: Для поддержания горения в качестве окислителя.

В дизельном двигателе горючая смесь (дизельного топлива с воздухом) воспламеняется от сжатия, а свечи зажигания не применяются. На обоих типах двигателей давление образующейся при сгорании горючей смеси газов повышается и передается на поршень.

Поршень перемещается вниз и через шатун действует на коленчатый вал. В результате этого, что происходит с коленчатым валом?

Обучающиеся: Он вращается.

Мастер: Для сглаживания рывков и более равномерного вращения коленчатого вала на его торце устанавливается массивный маховик (демонстрирует на макете).

Рассмотрим основные понятия о двигателе внутреннего сгорания и принцип его работы (Слайды 3, 4).

В каждом цилиндре установлен поршень. Крайнее верхнее его положение называется верхней мертвой точкой (ВМТ).

А крайнее нижнее положение как будет называться?

Обучающиеся: Нижней мертвой точкой (НМТ).

Мастер: Расстояние, пройденное поршнем от одной мертвой точки до другой, называется ходом поршня. За один ход поршня коленчатый вал повернется на половину оборота (Слайд 4).

Камера сгорания (сжатия) – это пространство между головкой блока цилиндров и поршнем при его нахождении в ВМТ. Рабочий объем цилиндра – пространство, освобождаемое поршнем при перемещении его из ВМТ в НМТ. Рабочий объем двигателя – это рабочий объем всех цилиндров двигателя.

В каких единицах измерения выражается объём двигателя?

Обучающиеся: В литрах.

Мастер: Его выражают в литрах, поэтому нередко называют литражом двигателя. Полный объем цилиндра – сумма объема камеры сгорания и рабочего объема цилиндра.

Степень сжатия показывает, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сгорания. Степень сжатия у бензинового двигателя равна 8–10, у дизельного – 20–30.

От степени сжатия следует отличать компрессию. Компрессия – это давление в цилиндре в конце такта сжатия характеризует техническое состояние (степень изношенности) двигателя. Если компрессия больше или численно равна степени сжатия, состояние двигателя можно считать нормальным.

А если компрессия меньше степени сжатия. Что это означает?

Обучающиеся: Изношенность двигателя.

Мастер: Мощность двигателя – величина, показывающая, какую работу двигатель совершает в единицу времени. Мощность измеряется в киловаттах (кВт). В каких единицах ещё может измеряться мощность двигателя?

Обучающиеся: В лошадиных силах. При этом одна л.с. ≈ 0,74 кВт.

Мастер: Крутящий момент ДВС численно равен произведению силы, действующей на поршень во время расширения газов в цилиндре, на плечо ее действия. Крутящий момент определяет силу тяги на колесах автомобиля: чем больше крутящий момент, тем лучше динамика разгона автомобиля.

Такт – процесс (часть рабочего цикла), который происходит в цилиндре за один ход поршня. Двигатель, рабочий цикл которого происходит за 4 хода поршня, называется четырехтактным независимо от количества цилиндров.

Перерыв на физминутку: обучающиеся выполняют гимнастику глаз и пальцев.


Тема 2. Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя (Слайды 5, 6, 7, 8)

Мастер ПО рассказывает теоретический материал и демонстрирует рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя на макете двигателя внутреннего сгорания и презентацию «Двигатель внутреннего сгорания. Общее устройство и работа».

Мастер: 1-й такт – впуск. При движении поршня 3 вниз в цилиндре образуется разрежение, под действием которого через открытый впускной клапан 1 в цилиндр из системы питания поступает горючая смесь (смесь топлива с воздухом). Вместе с остаточными газами в цилиндре горючая смесь образует рабочую смесь и занимает полный объем цилиндра;

2-й такт – сжатие. Поршень под действием коленчатого вала и шатуна перемещается вверх. Оба клапана закрыты, и рабочая смесь сжимается до объема камеры сгорания;

3-й такт – рабочий ход, или расширение. В конце такта сжатия между электродами свечи зажигания возникает электрическая искра.

И что происходит в этот момент?

Обучающиеся: Воспламенение рабочей смеси.

А в дизельном двигателе рабочая смесь самовоспламеняется от сжатия.

Мастер: Под давлением расширяющихся газов, что происходит с поршнем и коленчатым валом?

Обучающиеся: Поршень перемещается вниз и через шатун приводит во вращение коленчатый вал.

Мастер:4-й такт – выпуск. Поршень перемещается вверх, и через открывшийся выпускной клапан 4 выходят наружу из цилиндра отработавшие газы. Куда попадают отработавшие газы?

Обучающиеся: Через выхлопную систему в атмосферу.

Мастер: При последующем ходе поршня вниз, цилиндр вновь заполняется рабочей смесью и цикл повторяется.

Как правило, двигатель имеет несколько цилиндров. В многоцилиндровых двигателях такты работы цилиндров следуют друг за другом в определенной последовательности. Чередование рабочих ходов или одноименных тактов в цилиндрах многоцилиндровых двигателей в определенной последовательности называется порядком работы цилиндров двигателя. Порядок работы цилиндров в четырехцилиндровом двигателе чаще всего принят 1–3–4–2, где цифры соответствуют номерам цилиндров, начиная с передней части двигателя. Порядок работы двигателя необходимо знать для правильного присоединения проводов высокого напряжения к свечам при установке момента зажигания и для последовательности регулировки тепловых зазоров в клапанах.

В двигателе внутреннего сгорания применяются следующие механизмы: кривошипно-шатунный и газораспределительный.

Рассмотрим детали кривошипно-шатунного механизма.
Рассмотрим детали газораспределительного механизма.
Работу этих механизмов мы изучим на следующих занятиях.


IV. Закрепление нового материала: практическая работа.

Совместная работа мастера ПО и учащихся с опорой на макет двигателя внутреннего сгорания.

Мастер: Подведем итоги.

Сегодня на уроке мы рассмотрели вопросы устройства двигателя внутреннего сгорания и принцип работы четырехтактного карбюраторного двигателя, что является начальным этапом в изучении устройства легкового автомобиля. Знания и начальное знакомство с техническими терминами помогут вам в дальнейшем узнать подробности об устройстве автомобиля, причинах неисправностей и методах их устранения.


  1. Какая информация показалась наиболее интересной?

  2. Покажите детали двигателя внутреннего сгорания.

  3. Расскажите о тактах двигателя внутреннего сгорания.

  4. Расскажите о взаимосвязи деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.

  5. Перечислите порядок работы двигателя.

Обучающиеся: отвечают.


VI. Заключительный этап урока: Подведение итогов.

Мастер: проводит анализ работы обучающихся, подводит итоги за день. Сообщает результаты, с обоснованием выставленных оценок. Разбирает и дает анализ наиболее характерным недочетам в работе обучающихся, указывает пути и методы их устранения. Подведение итогов занятия в целом. Всем спасибо за активную работу на занятии. Всего доброго.

Домашнее задание: повторить пройденный материал.



Скачать

© 2021 165 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!