Министерство просвещения российской федерации
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Неманское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
Открытый урок
Тема: «Принцип работы двигателя внутреннего сгорания»
Форма проведения: Комбинированный
Подготовил и провел:
мастер п/о
Чукардин ВиталийИванович
(Ф. И. О.)
Дата проведения:
12 ноября 2020г.
г. Неман
2020 год.
Тема: «Принцип работы двигателя внутреннего сгорания».
Цели урока: Образовательные:
способствовать:
- усвоению новых знаний о принципе работы двигателя внутреннего сгорания.;
- формированию у обучающихся понимания общего устройства и принципа работы двигателя внутреннего сгорания, устройством автомобиля;
- умению применять полученные знания на практике.
Воспитательные:
- содействовать формированию интереса к изучаемому предмету, показать необходимость глубокого, сознательного усвоения специальных и общенаучных знаний для будущей профессиональной деятельности;
-способствовать воспитанию культуры общения, поведения, умения работать в команде.
Развивающие:
способствовать:
- развитию чувства самоконтроля и ответственности за результаты своей деятельности;
- получению чувства удовлетворенности от результата своего труда.
Содержание занятия:
повторить пройденный материал;
изложить информацию по теме;
закрепить полученные знания;
проконтролировать качество усвоения нового материала и оценить знания обучающихся.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный - рассказ, беседа, демонстрация слайдов.
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:
Технические средства:
Компьютер,
Мультимедийный проектор.
Наглядные пособия:
электронная презентация «Принцип работы двигателя внутреннего сгорания.»
макет двигателя внутреннего сгорания;
Ход занятия:
1. Организационный этап
Мастер: Проверка обучающихся по списку. Проверка наличия оборудования и его исправность.
Обучающиеся: Отвечают на приветствие мастера. Дежурный докладывает о явке обучающихся.
Мастер: Вводный инструктаж. Психологическая подготовка к восприятию урока:
• организация внимания;
• устранение отвлекающих факторов.
Целевая установка: сообщение темы и разъяснение цели урока (что будут делать и чему научатся).
Актуализация опорных знаний: вспомнить тему предыдущего урока.
Обучающиеся: Слушают и записывают тему урока.
Вспоминают тему предыдущего урока.
II. Этап проверки знаний по пройденной теме
Мастер: Какие детали автомобиля мы вспомнили?
Обучающиеся: Кузов, шасси, трансмиссия.
Мастер: Для чего служит кузов автомобиля?
Обучающиеся: Для размещения пассажиров, багажа. К кузову крепятся детали автомобиля.
Мастер: Какую функцию выполняет шасси?
Обучающиеся: Передача энергии от двигателя к колёсам и управление ими.
Мастер: Назовите детали шасси?
Обучающиеся: Трансмиссия, ходовая часть и системы управления.
Мастер: Из каких деталей состоит трансмиссия?
Обучающиеся: Сцепление, коробка передач, карданная передача и ведущий мост.
Мастер: Без чего все эти агрегаты автомобиля не могут работать?
Обучающиеся: Без двигателя.
III. Основной этап урока: этап объяснения и усвоения нового материала.
Практическое ознакомление с узлами и деталями.
Мастер:
Знания по этой теме вам нужны будут для понимания общего устройства и работы двигателя внутреннего сгорания, чтобы в дальнейшем вовремя определить неисправность и принять меры к ее устранению. А также для правильного обслуживания автомобиля, увеличивая срок его эксплуатации.
Изучение содержания темы происходит с помощью лекционного материала по теме «Принцип работы двигателя внутреннего сгорания» с применением материалов презентации «Принцип работы двигателя внутреннего сгорания», схемы двигателя внутреннего сгорания и макета двигателя внутреннего сгорания.
Применение данной формы работы (лекция-диалог), презентации, схемы двигателя внутреннего сгорания и макета двигателя внутреннего сгорания способствует развитию познавательной деятельности обучающихся.
Мастер ПО рассказывает теоретический материал, задаёт вопросы и демонстрирует презентацию «Двигатель внутреннего сгорания. Общее устройство и работа» и схему двигателя внутреннего сгорания.
Обучающиеся конспектируют лекцию, участвуют в диалоге, отвечая на вопросы мастера ПО.
Тема 1. Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания
Мастер: На автомобилях устанавливают двигатели внутреннего сгорания (ДВС), у которых топливо сгорает внутри цилиндра. В основу их действия положено свойство газов расширяться при нагревании. Источником теплоты в двигателе является смесь топлива с воздухом (горючая смесь)
Рассмотрим принцип устройства и работы двигателя внутреннего сгорания, а также его рабочие циклы. (Слайд 2).
Какие типы двигателя вы знаете?
Обучающиеся: Двигатели внутреннего сгорания бывают двух типов: бензиновые и дизельные.
Мастер: В бензиновом двигателе горючая смесь (бензина с воздухом) попадает в камеру сгорания готовая (смешанная) через впускной коллектор и воспламеняется внутри цилиндра от искры, образующейся на свече зажигания.
Мастер: Для чего нужен воздух?
Обучающиеся: Для поддержания горения в качестве окислителя.
В дизельном двигателе горючая смесь (дизельного топлива с воздухом) воспламеняется от сжатия, а свечи зажигания не применяются. На обоих типах двигателей давление образующейся при сгорании горючей смеси газов повышается и передается на поршень.
Поршень перемещается вниз и через шатун действует на коленчатый вал. В результате этого, что происходит с коленчатым валом?
Обучающиеся: Он вращается.
Мастер: Для сглаживания рывков и более равномерного вращения коленчатого вала на его торце устанавливается массивный маховик (демонстрирует на макете).
Рассмотрим основные понятия о двигателе внутреннего сгорания и принцип его работы (Слайды 3, 4).
В каждом цилиндре установлен поршень. Крайнее верхнее его положение называется верхней мертвой точкой (ВМТ).
А крайнее нижнее положение как будет называться?
Обучающиеся: Нижней мертвой точкой (НМТ).
Мастер: Расстояние, пройденное поршнем от одной мертвой точки до другой, называется ходом поршня. За один ход поршня коленчатый вал повернется на половину оборота (Слайд 4).
Камера сгорания (сжатия) – это пространство между головкой блока цилиндров и поршнем при его нахождении в ВМТ. Рабочий объем цилиндра – пространство, освобождаемое поршнем при перемещении его из ВМТ в НМТ. Рабочий объем двигателя – это рабочий объем всех цилиндров двигателя.
В каких единицах измерения выражается объём двигателя?
Обучающиеся: В литрах.
Мастер: Его выражают в литрах, поэтому нередко называют литражом двигателя. Полный объем цилиндра – сумма объема камеры сгорания и рабочего объема цилиндра.
Степень сжатия показывает, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сгорания. Степень сжатия у бензинового двигателя равна 8–10, у дизельного – 20–30.
От степени сжатия следует отличать компрессию. Компрессия – это давление в цилиндре в конце такта сжатия характеризует техническое состояние (степень изношенности) двигателя. Если компрессия больше или численно равна степени сжатия, состояние двигателя можно считать нормальным.
А если компрессия меньше степени сжатия. Что это означает?
Обучающиеся: Изношенность двигателя.
Мастер: Мощность двигателя – величина, показывающая, какую работу двигатель совершает в единицу времени. Мощность измеряется в киловаттах (кВт). В каких единицах ещё может измеряться мощность двигателя?
Обучающиеся: В лошадиных силах. При этом одна л.с. ≈ 0,74 кВт.
Мастер: Крутящий момент ДВС численно равен произведению силы, действующей на поршень во время расширения газов в цилиндре, на плечо ее действия. Крутящий момент определяет силу тяги на колесах автомобиля: чем больше крутящий момент, тем лучше динамика разгона автомобиля.
Такт – процесс (часть рабочего цикла), который происходит в цилиндре за один ход поршня. Двигатель, рабочий цикл которого происходит за 4 хода поршня, называется четырехтактным независимо от количества цилиндров.
Перерыв на физминутку: обучающиеся выполняют гимнастику глаз и пальцев.
Тема 2. Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя (Слайды 5, 6, 7, 8)
Мастер ПО рассказывает теоретический материал и демонстрирует рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя на макете двигателя внутреннего сгорания и презентацию «Двигатель внутреннего сгорания. Общее устройство и работа».
Мастер: 1-й такт – впуск. При движении поршня 3 вниз в цилиндре образуется разрежение, под действием которого через открытый впускной клапан 1 в цилиндр из системы питания поступает горючая смесь (смесь топлива с воздухом). Вместе с остаточными газами в цилиндре горючая смесь образует рабочую смесь и занимает полный объем цилиндра;
2-й такт – сжатие. Поршень под действием коленчатого вала и шатуна перемещается вверх. Оба клапана закрыты, и рабочая смесь сжимается до объема камеры сгорания;
3-й такт – рабочий ход, или расширение. В конце такта сжатия между электродами свечи зажигания возникает электрическая искра.
И что происходит в этот момент?
Обучающиеся: Воспламенение рабочей смеси.
А в дизельном двигателе рабочая смесь самовоспламеняется от сжатия.
Мастер: Под давлением расширяющихся газов, что происходит с поршнем и коленчатым валом?
Обучающиеся: Поршень перемещается вниз и через шатун приводит во вращение коленчатый вал.
Мастер:4-й такт – выпуск. Поршень перемещается вверх, и через открывшийся выпускной клапан 4 выходят наружу из цилиндра отработавшие газы. Куда попадают отработавшие газы?
Обучающиеся: Через выхлопную систему в атмосферу.
Мастер: При последующем ходе поршня вниз, цилиндр вновь заполняется рабочей смесью и цикл повторяется.
Как правило, двигатель имеет несколько цилиндров. В многоцилиндровых двигателях такты работы цилиндров следуют друг за другом в определенной последовательности. Чередование рабочих ходов или одноименных тактов в цилиндрах многоцилиндровых двигателей в определенной последовательности называется порядком работы цилиндров двигателя. Порядок работы цилиндров в четырехцилиндровом двигателе чаще всего принят 1–3–4–2, где цифры соответствуют номерам цилиндров, начиная с передней части двигателя. Порядок работы двигателя необходимо знать для правильного присоединения проводов высокого напряжения к свечам при установке момента зажигания и для последовательности регулировки тепловых зазоров в клапанах.
В двигателе внутреннего сгорания применяются следующие механизмы: кривошипно-шатунный и газораспределительный.
Рассмотрим детали кривошипно-шатунного механизма.
Рассмотрим детали газораспределительного механизма.
Работу этих механизмов мы изучим на следующих занятиях.
IV. Закрепление нового материала: практическая работа.
Совместная работа мастера ПО и учащихся с опорой на макет двигателя внутреннего сгорания.
Мастер: Подведем итоги.
Сегодня на уроке мы рассмотрели вопросы устройства двигателя внутреннего сгорания и принцип работы четырехтактного карбюраторного двигателя, что является начальным этапом в изучении устройства легкового автомобиля. Знания и начальное знакомство с техническими терминами помогут вам в дальнейшем узнать подробности об устройстве автомобиля, причинах неисправностей и методах их устранения.
Какая информация показалась наиболее интересной?
Покажите детали двигателя внутреннего сгорания.
Расскажите о тактах двигателя внутреннего сгорания.
Расскажите о взаимосвязи деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.
Перечислите порядок работы двигателя.
Обучающиеся: отвечают.
VI. Заключительный этап урока: Подведение итогов.
Мастер: проводит анализ работы обучающихся, подводит итоги за день. Сообщает результаты, с обоснованием выставленных оценок. Разбирает и дает анализ наиболее характерным недочетам в работе обучающихся, указывает пути и методы их устранения. Подведение итогов занятия в целом. Всем спасибо за активную работу на занятии. Всего доброго.
Домашнее задание: повторить пройденный материал.