СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы эффективного взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете на тему "Принципы эффективного взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Принципы эффективного взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса.»



Принципы эффективного взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса.



Предваряя разговор по теме, уместно вспомнить притчу «Слон и

Советники». «Одному падишаху некий индийский раджа прислал в подарок слона. И поскольку там, куда он привез слона, его никто никогда не видел, раджа решил сыграть шутку. Он завёл слона в темную комнату и предложил падишаху по очереди направлять в комнату своих советников - мудрецов, чтобы они ощупывали слона и затем, выйдя из комнаты, рассказывали своему правителю, каков же он - этот слон.

Первый советник, выйдя из комнаты, сказал: "О, великий! Слон этот -толстое и высокое дерево".

Второй советник сказал: "Нет, великий падишах, тебе сказали неправду. Слон похож, скорее, на большую извивающуюся змею".

Третий советник, выйдя из комнаты, возразил: "О, падишах! Зачем ты держишь при себе этих обманщиков? Слон - скорее обычная не очень толстая веревка".

Четвёртый доказывал, что слон - плоский и широкий, как лист пальмы.

Пятый убеждал, что слон похож на большую и длинную изогнутую кость.

Падишах был в недоумении. И только когда раджа вывел слона на свет, все его увидели, и поняли, что каждый был прав по-своему: кто-то ощупывал ногу, кто-то - хобот, хвост, ухо, бивни. У каждого был свой, но частичный образ слона. И только в целостности получился совсем другой слон».







В школах складывается примерно такая же ситуация как в этой притче– каждый специалист видит ребенка с позиций своего образования, компетентности, уровня психолого-педагогической компетентности, опыта работы. А общего видения проблем учащихся, к сожалению, не получается.

Понимая эти проблемы, в отечественном образовании призывают всех специалистов разных областей объединить усилия для решения задач, стоящих перед теорией и практикой педагогики. Во многих, если ни сказать во всех, общеобразовательных учреждениях создана комплексная служба по оказанию логопедической помощи и психологической поддержки детям школьного возраста. 

С одной стороны, работа учителя-логопеда определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с государственными стандартами образования. С другой стороны, учитель-логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые определяют основные направления деятельности, оказывая, прежде всего, помощь детям, испытывающим трудности при освоении общеобразовательной программы, содействуя учителям в учебно-воспитательной работе с данной категорией детей, что в итоге способствует оптимизации общеобразовательного процесса. 

В настоящее время неуклонно растет количество учеников начальных классов, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ. Такие дети выявляются, как правило, к концу первого — началу второго класса, при переходе от обучения грамоте (когда происходит первоначальное становление технических навыков чтения и письма) к учебным предметам «Русский язык» и «Чтение», для освоения которых требуются автоматизированные навыки и умение распределять внимание между технической и смысловой сторонами. Следовательно, прежде всего учитель – логопед строит свое взаимодействие с педагогами начальной школы.

К сожалению, эта проблема не обошла детей среднего и старшего школьного возраста. Учителя русского языка все чаще сталкиваются с таким нарушением письменной речи как дизорфография. Для дизорфографии характерны стойкие и многочисленные ошибки по орфографии и пунктуации, которые не являются случайными. Как правило, этот вид нарушения проявляется у детей, страдающих на начальном этапе обучения дисграфией и дислексией, а в дошкольном возрасте имеющих те или иные нарушения устной речи. Таким образом, дизорфография является определенным этапом в развитии детей, имеющих речевые нарушения. Наиболее частыми дизорфографическими проявлениями являются ошибки на правила начальной школы. При этом орфограммы не усваиваются именно в тот период, который положен по программе. У учащихся, имеющих данное нарушение, отмечаются: снижение слухоречевой памяти; нарушение буквенного гнозиса; нарушение динамического праксиса руки; затрудненность восприятия ритмической структуры слова; часто нечеткая дикция, недостаточная артикуляция; нарушение лексико-грамматического строя речи. Особенно данные нарушения усугубляются при переходе в среднее звено. 

Обычно при формулировке проблемы учитель говорит о том, что ребенок плохо пишет и ему необходимы занятия с логопедом. Чаще всего учителя, оценивая работу такого ученика, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Однако эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Логопед очень специфично оценивает работу учащихся. Оценка может не ставится вовсе. Учитель-логопед, прежде всего, оценивает ребенка по психолого-педагогическим параметрам работы, т.е. за внимательность, активность, желание работать, а также за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Это объясняется тем, что создание для ученика благоприятного психологического климата на уроке значительно важнее нормативной оценки.

В данном случаи задача учителя-логопеда разграничить для учителя специфические и орфографические ошибки. С помощью такой дифференциации учитель сам может выявить детей, имеющих ошибки специфического характера, однако нужно помнить, что эти ошибки не свидетельствуют о наличии дисграфии, если они единичны и нестойки. Также при помощи не хитрых игровых приемов можно выявить и другие выше сказанные нарушения. Так как логопед не может охватить весь контингент учащихся, эти приемы помогут логопеду иметь более четкую картину о количестве учащихся нуждающихся в логопедической помощи.

Одним из важнейших условий коррекционной работы является выработка единства требований к ученику, имеющему нарушения устной или письменной речи, со стороны учителя и логопеда. Обе стороны являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, и тот, и другой должны быть партнерами в процессе коррекционной работы.    Эффективность этого взаимодействия напрямую зависит от того, насколько слаженно будут сотрудничать учитель-логопед и учитель, насколько едины их подходы и требования.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!