Принципы, методы и технологии воспитания
Процесс воспитания имеет свои особенности .
Воспитание как общественное явление – это сложный и противоречивый процесс включения воспитанников в жизнь общества и становления их развитыми личностями. Воспитание осуществляется за счет освоения подрастающим поколением основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их в общественные отношения, систему общения и общественно необходимую деятельность.
Воспитательный процесс ориентирован на общечеловеческие ценности
(какие???)
Работа по таблице
Общечеловеческие ценности
Воспитательный процесс ориентирован на общечеловеческие ценности «Почему у педагогов не получается воспитывать одинаково???»
Мечта- смысл жизни!
Надежда- любовь и верность, здоровье и достаток
Совесть - гармония и созидание, доверие к людям
Самовоспитание- нравственный выбор, осмысление жизни
Добро и зло- доброта, честность, достоинство
Свобода воли- закон и порядок (во всем!)
Патриотизм-служение Отечеству
Добродетель- забота о старших и младших
Любовь к Родине- любовь к своей земле и своему народу
Любовь к матери- почитание родителей и старших
Процесс воспитания имеет свои особенности .
Воспитательный процесс носит целенаправленный характер; является многофакторным (оказывает влияние семья, среда, общественность, воспитательные учреждения), длительным, непрерывным и комплексным. Для воспитательного процесса характерны отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия, а также неодинаковость результатов воспитания, что связано с индивидуальными особенностями воспитанников.
Особенности
сферы взаимодействия т.е. где?!,
характер взаимодействия т.е. как?!
Работа по таблице
Общечеловеческие ценности
Принципы воспитания
Общечеловеческие ценности являются фундаментом принципов воспитания. Принципы воспитания – общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
Принцип
Социального взаимодействия
Взаимодействия и сотрудничества
Самоуправления
Природосообразности воспитания- (учета многогранности и целостности природы человека, его возрастных, анатомо-физиологических, региональных особенностей);
Гуманности и милосердия
Открытости и доверительных отношений
Осознания жизненной позиции
Уважительного отношения к личности
Толерантности
Активной жизненной позиции
Воспитания в коллективе
Связи воспитания с жизнью и практикой
Принцип народности ( единства общечеловеческого и национального; любви к родному краю, его истории, культуре, народным традициям, т.е. поликультурное воспитание)
Принцип этнизации воспитания (наполнения воспитания национальным смыслом, развития национального самосознания, чувства принадлежности к своему народу);
Работа по таблице заполнить соответствие:
Общечеловеческие ценности
Принципы воспитания
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Метод воспитания - система воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитанников.
Метод воспитания является одним из инструментов, как воздействия, так и взаимодействия между людьми. Они весьма многообразны и зависят от ряда факторов: от особенностей личности педагога и его профессионализма, от целей воспитания, средств, условий, форм организации воспитательного процесса, от индивидуальных особенностей воспитанников, от свойств, качеств, состояний личности, от уровня воспитанности воспитанника и др.
Классификации методов воспитания.
Методы воспитания разделены на три группы по основной направленности на объект воспитания:
- 1) методы воспитания сознания;
- 2)методы воспитания деятельности и поведения (общения);
- 3) методы стимулирования воспитания.
УБЕЖДЕНИЕ
Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств.
Убеждение как метод реализуется посредством бесед, диспутов, тренингов, игр, а также примеров из реальности или художественной литературы.
ПРИУЧЕНИЕ(Метод упражнений)
Приучение - формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки хороших привычек.
(общественное поручение, дежурство, творческая работа и. т.д.)
ПООЩРЕНИЕ
Поощрение - направлено на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых.
Поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Виды поощрения могут быть различными: похвала, награда, ответственное поручение, прощение за проступок.
НАКАЗАНИЕ
Наказание ориентировано на сдерживание негативных действий человека. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. (метод контроля и самоконтроля, лишение или ограничение определенных прав)
Работа по таблице заполнить соответствие:
Общечеловеческие ценности
Принципы воспитания
Методы взаимодействия
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:
-определение цели;
-построение содержания;
-подготовка мероприятия;
-проведение мероприятия;
-анализ итогов мероприятия.
Практическая часть
- Заполнение журнала классного руководителя