СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы индивидуализации в решении актуальных проблем преподавания русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена индивидуализации обучения на уроках русского языка и литературы. Достоинство такого обучения в том. что оно позволяет в полном объёме адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности каждого школьника к его особенностям. Технология индивидуализации позволяет каждому ученику достигать высоких результатов в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Принципы индивидуализации в решении актуальных проблем преподавания русского языка и литературы»

Принципы индивидуализации

в решении актуальных проблем преподавания русского языка и литературы

Решение актуальных проблем современного образования волнуют сегодня многих педагогов. В рамках инновационной методической сети "Учусь учиться" на базе НОУ "Институт системно-деятельностной педагогики" разрабатываются и апробируются для условий массовой школы неслучайные, технологические решения актуальных проблем образования. Точки прорыва касаются самых болевых проблем, среди которых - равные образовательные возможности и успех каждого. Успех каждого невозможен без индивидуального подхода как принципа обучения и воспитания обучающихся, который реализуется в изучении и учете индивидуальных особенностей (индивидуальности) каждого школьника, в выборе форм, методов, средств взаимодействия с ребёнком как в учебной, так и внеучебной деятельности. Это очень важный психолого-педагогический принцип, который требует безукоризненного учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Это несомненно так, потому что если этот принцип не будет учитываться в процессе обучения, то последствия, по мнению психологов, достаточно трагичны: " более способные и развитые задерживаются в своём умственном развитии", а "слабые тем более страдают от отсутствия индивидуального подхода".

Однако на сегодняшний день есть альтернатива индивидуальному подходу - это индивидуализация обучения. Такая модель организации учебного процесса позволяет

учителю взаимодействовать лишь с одним учеником или одному ученику взаимодействовать лишь со средствами обучения (книги, печатные пособия, компьютеры и т.п.). Достоинство такого обучения состоит в том, что оно позволяет в полном объёме адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности каждого школьника к его особенностям, следить за каждым его действием и выбранным путём решения конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вовремя вносить необходимые коррективы в деятельность и обучающегося, и учителя, постоянно изменяя их действия, контролируя ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Технология индивидуализации обучения позволяет каждому ученику достигать высоких результатов в обучении.

Индивидуальное обучение в «чистом виде» применяется в массовой школе ограниченно (для занятий с девиантными детьми). Работа по индивидуальным программам на сегодняшний день достаточно распространена: по решению психолого-медико-педагогической комиссии одни обучающиеся осваивают общеобразовательные программы индивидуально, другие - по адаптированным программам. Однако и в рамках классно-урочной системы преподавания состав обучающихся неоднороден: некоторые школьники испытывают затруднения в овладении новыми знаниями и умениями. И наша задача - помочь им преодолеть "расстояние" между неуспешностью и успехом. На помощь приходит индивидуальная "траектория", которая выстраивается путём такой организации учебного процесса, когда выбор приёмов, способов и темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями школьников. Комплекс учебно-методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий обеспечивают индивидуальный подход. Это очень подвижный комплекс, учитель должен динамично реагировать на изменения в среде обучающихся, обращать внимание на динамику, вносить коррективы и отслеживать полученные результаты.

В методической литературе подчёркивается, что технология индивидуализированного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.

Одним из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания в тетрадях с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньших затратах значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Активно использую в работе тетради с печатной основой "ФГОС. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь. Цыбулько И.П.", " Уроки с "Просвещением". Н.А.Шапиро. Готовимся к сочинению. Тетрадь - практикум для развития письменной речи". Важным в работе с такими пособиями является контроль учителя за ходом выполнения заданий, и своевременная помощь слабоуспевающим школьникам в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем, помощь может оказываться не только учителем, но и сильными учениками; дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в оказываемой помощи.

Индивидуальную работу провожу на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач: для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней подготовке, когда ученик сам определяет и объём, и уровень материала, выбранного для ознакомления или изучения.

Для слабоуспевающих учащихся составляю такую систему заданий, которые бы содержали в себе образцы выполнений и упражнения на основе изучения образца, алгоритмы пошагового продвижения, позволяющие ученику выполнить задание. Такая организация учебной работы на уроке дает возможность каждому школьнику в силу своих возможностей, способностей постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся, в этом ее сильные стороны.

Но эта форма организации, по мнение методистов, содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Думаю, что эта слабая сторона может быть компенсирована в практике учителя сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с формами коллективной работы, при которых индивидуальность также проявляется. Это метод проектов – комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности и в то же время, не ограничивает общение в группе, участие в коллективном действе. Приведу примеры такой работы на уроках литературы.

Уроки развивающего контроля в 5 - 7 классах практикую как защиту проектов. Накануне школьники сами распределятся в группы, заранее планируют этапы выполнения, определяют порядок предъявления своих работ, без вмешательства учителя распределяют роли, каждый выбирает для работы то задание, которое ему интересно и которое он сможет выполнить, а также решают, кто будет оценивать работу. В 5-6 классах провожу конкурсы выразительного чтения, на лучший сборник стихотворений русских поэтов о природе и Родине, лучших иллюстраций, презентаций; в 7 классе включаю в проектную деятельность обучающихся диалоги о писателях, сочинение собственных произведений, например, в этом году это были хокку (трёхстишия). Акцентирую внимание на том, что в 7 классе даю возможность самим ученикам вести такие уроки, для чего провожу работу с теми, кто вызвался быть ведущим. Естественно, что при необходимости или по просьбе школьников учитель всегда включается в работу, помогает найти выход из затруднения. В такой ситуации учитель выступает в роль третейского судьи, готового оперативно разрешить возникший вопрос. Безусловно, такой организации урока предшествует кропотливая работа изо дня в день и даже из года в год.

В заключение подчеркну, что в современной отечественной педагогической практике и теории хорошо известны наиболее яркие примеры технологий внутриклассной индивидуализации обучения:

– технология индивидуализированного обучения Инге Унт;

– адаптивная система обучения А.С. Границкой;

–обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана
В.Д. Шадрикова. Каждая из них отличается особенностями содержания и методики. Использую элементы каждой из названных технологий, учитывая, что есть то общее, что объединяет эти технологии индивидуализации: учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников, способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления; учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабости воли; оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся; предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения; формирование общеучебных умений и навыков; формирование адекватной самооценки учащихся; использование технических средств обучения. В своей педагогической копилке имею опыт работы как по индивидуальным, так и по адаптированным программам обучения. Достоинства индивидуализации, как мы видим, помогают решить важные проблемы современного образования, в том числе и на уроках русского языка и литературы. Именно технология индивидуализации обучения позволяет каждому ученику достигать высоких результатов в обучении.


Литература


  1. Акимова М.К. и др. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., 1992.

  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982.

  3. Границкая А, С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. - М: Просвещение, 1991.

  4. Гроот Р. Дифференциация в образовании //Директор, -1994. - ,V» 5.

  5.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Уч. пос. для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. / Под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2000.
    5.    Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. / Г.К.Селевко. — М.: Народное образование, 1998.

  6. Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.

  7. Соловьев В., Глазунова М. Анализ ситуации - условие успеха / / Народное образование -1996. -ЛИ.

  8. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика. 1990

  9. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996.

  10. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. - М.: Логос, 1999

  11. http://docplayer.ru/346288-Tehnologiya-individualizacii-obucheniya.html

  12. https://pedagogicheskaya.academic.ru/2396/%D0%98%D0%9D%D0%94%D0%98%D0%92%D0%98%D0%94%D0%A3%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%97%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF_%D0%9E%D0%91%D0%A3%D0%A7%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%AF

  13. http://knigi.link/vospitanie-razvitie-obrazovanie/individualizatsiya-obucheniya-pedagogicheskaya-33681.html

  14. http://www.pedlib.ru/Books/1/0474/1_0474-116.shtml#top#top



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!