СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы контрольно-оценочной деятельности при безотметочном обучении в условиях класса интегрированного обучения и воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текущая и промежуточная аттестация учащихся с ОПФР в I-II классах, а также III классах, срок обучения которых на I ступени общего среднего образования составляет пять лет, учащихся I-III классов, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности без выставления отметок. 

В работе рассматриваются основные принципы безотметочного обучения, предлагаются виды и приёмы для контроля и оценки результатов учебной деятельности в этот период. 

Просмотр содержимого документа
«Принципы контрольно-оценочной деятельности при безотметочном обучении в условиях класса интегрированного обучения и воспитания»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 12 г. Минска»

















Принципы контрольно-оценочной деятельности

при безотметочном обучении

в условиях класса интегрированного обучения и воспитания









учитель-дефектолог:

Спраговская Л. А.









Минск 2019

Принципы контрольно-оценочной деятельности при безотметочном обучении в условиях класса интегрированного обучения и воспитания

  1. Общие положения:

Контроль и оценка результатов учебной деятельности младших школьников является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя-дефектолога.

Система контроля и оценки учебной работы школьника не может ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у учащихся умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения..

Текущая и промежуточная аттестация учащихся с ОПФР в I-II классах, а также III классах, срок обучения которых на I ступени общего среднего образования составляет пять лет, учащихся I-III классов, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности без выставления отметок. Учащиеся III и IV классов, а также учащиеся V класса, срок обучения которых на I ступени общего среднего образования составляет пять лет, учащиеся V класса, обучающиеся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, изучают учебные предметы «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение» (кроме учащихся, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью), «Физическая культура и здоровье» на содержательно-оценочной основе без выставления отметок в баллах. Обучение по всем остальным учебным предметам в указанных классах осуществляется с выставлением отметок в баллах.


Безотметочное обучение – это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок.

В процессе контрольно-оценочной деятельности используются развернутые оценочные суждения, характеризующие процесс обучения и отражающие количественный и качественный результаты процесса обучения.

Отказ от использования отметок в I-II классах связан с возрастными особенностями учащихся начальных классов. У ребенка 6–7 лет преобладает внешняя мотивация деятельности, он пока еще не умеет объективно оценивать ее результаты, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. В результате оценку учителя ребенок не относит к своей деятельности, а воспринимает как поощрение или наказание, положительное или негативное отношение к нему учителя.

Основными отрицательными «эффектами» оценки для детей 6-7 лет являются:

  • искажение отношений между учениками, учителями, родителями;

  • повышение чувства школьной тревожности и возникновение неврозов;

  • невозможность отслеживания динамики школьных успехов учеников.

С помощью оценки закладывается основа ложной самооценки ученика. Одни дети перестают думать о содержании обучения, а начинают в первую очередь «зарабатывать» хорошие отметки, другие не хотят ничего учить, считая, что они не нравятся учителю, и как бы ни отвечали, все равно не получат высокий балл. Для слабых учеников отметка психологически травматична, потому что фиксирует их неуспешность в классе и создает дополнительные сложности в отношениях с родителями. Для сильных учеников забота о том, чтобы поддержать свой статус «отличника», становится главной целью. Только человек с адекватной самооценкой может конструктивно относиться к своим успехам или неудачам, а не искать виновного в допущенных промахах.


Цель безотметочного обучения – создание условий для сохранения психофизического здоровья младших школьников, развитие у них внутренней мотивации учения, становление адекватной самооценки учащихся, развитие творческих способностей, формирование умений самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

На протяжении всего периода обучения, который проходит без использования отметок, учитель целенаправленно работает над формированием у учащихся навыков самостоятельного оценивания результатов собственной учебной деятельности, развитием учебной самостоятельности учащихся в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.


Основными принципами безотметочного обучения являются:

  • критериальность, т.е. контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Часто ребенок в школьной жизни сталкивается с тем, что ему не ясно, какая именно его работа (или ее часть) оценена и по каким критериям. Это происходит потому, что функция контроля и оценки обычно находится в руках взрослого. Чтобы изменить данную ситуацию, необходимо добиваться, чтобы все дети знали: за что и какую оценку можно получить при выполнении определенной работы. На первоначальном этапе обучения нельзя вводить оценку за всю работу, т.к. ребенку трудно удержать в памяти все требования к решаемой задаче. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;

  • приоритет самооценки. Самооценка ребенка должна предшествовать оценке взрослого. Это позволит ученику увидеть, что любая выполняемая работа прежде всего делается для него самого, а не для кого-то. При отметочной системе, когда контрольно-оценочная деятельность всецело принадлежит учителю, этого не происходит. Что бы ни сделал ребенок, его оценивает педагог;

  • непрерывность. В школьной практике отметка чаще всего фиксирует конечный результат, а не продвижение к нему. При безотметочном обучении имеется возможность отслеживать весь процесс, всякое вложение сил и энергии в достижение результата. Согласно принципу «природосообразности» в обучении, ребенок, как и любой другой человек, получает право на ошибку, которую он может обнаружить, исправить и это будет являться не недочетом, а прогрессом в обучении. Если я сам нашел у себя ошибку, исправил ее, то есть большая вероятность того, что в подобном случае она не повторится. При отметочной системе можно увидеть следующую картину: ошибки исправил учитель, провел с детьми работу над ошибками, а в следующей работе в этих же словах многие ученики допускают аналогичные ошибки;

  • гибкость и вариативность инструментария оценки. При организации контрольно-оценочной деятельности используются различные оценочные шкалы («волшебные линеечки», балльная система (0,1,2 и др.), знаки «+», «-» и др.), которые позволяют наиболее объективно оценить любую выполненную работу сначала самим учеником, а затем и взрослым;

  • сочетание качественной и количественной составляющих оценки. Данные составляющие позволяют наиболее объективно и полно увидеть динамику развития учащегося на протяжении года, от класса к классу. Качественная составляющая поможет отразить такие важные человеческие характеристики как коммуникативность, умение работать в группе, индивидуальный стиль мышления, уровень прилагаемых усилий для выполнения задания.

  • естественность процесса контроля и оценки. При безотметочном обучении контроль и оценка осуществляются в естественных условиях, что позволяет избежать многих негативных явлений школьной жизни. При отметочной системе любой контроль вызывает у учащихся чувство напряжения, тревоги, а во многих случаях и страха, что негативно сказывается как на психофизическом здоровье детей, так и на результатах выполненной работы. Во многих случаях наблюдается следующая картина: во время индивидуальной работы на уроке, при устных ответах, при выполнении домашних заданий ученик не допускает ошибки на изученное правило, алгоритм действия, способ работы и получает высокую отметку, но как только проводится контрольная работа, показатели у данного ученика резко падают. В результате отметка за контрольную работу «6» или «7». Одной из причин такого результата является боязнь допустить ошибку, исправление. При безотметочном обучении ребенок не боится допустить ошибку или исправление, у него снижается чувство школьной тревожности. Ошибка, которую ученик нашел и исправил при самоконтроле, является «плюсом» в его работе, а не недостатком. Он сам нашел ошибки в своей работе, что означает наличие у него навыка самоконтроля.

Отказ от выставления отметок в баллах обусловлен необходимостью учитывать психологические особенности ребенка с ОПФР младшего школьного возраста, который пока еще не умеет объективно оценивать результаты своей деятельности, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку, неадекватно воспринимает оценку взрослого. Замена отметок звездочками, флажками, другими внешними атрибутами недопустима, так как при этом функции отметки берет на себя этот предметный знак, и отношение ребенка к нему идентично отношению к обычной отметке. Тем более, что дети легко соотносят различные «отметкозаменители» с существующими нормами 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности и делают соответствующие выводы: «Я - хороший, а ты - плохой, потому что я получил за неделю восемь солнышек с десятью лучиками, а ты ни одного». Ребенок, получивший ромашку, у которой нет ни одного лепестка, почувствует себя обделенным, и в дальнейшем у него будет усиливаться чувство школьной тревожности, что в значительной мере скажется на здоровье. В той же самой мере это относится и к записям в рабочих тетрадях: «Молодец! Умница!» и т. д. Дети «коллекционируют» такие записи и не всегда понимают, за что их похвалили. Шести-семилетние дети не могут развести понятия «оценка за работу» и «личное отношение к человеку». Другими словами, для таких детей слабо дифференцированы как количественная, так и качественная сторона суждения взрослых.

Отсутствие отметок ни в коем случае не означает полный отказ от системы контроля и оценки. Напротив, отметка заменяется развернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством ребенка и взрослого в контрольно-оценочной деятельности. Ребенок нуждается в оценке буквально каждого своего усилия. «Говорите ребенку «Спасибо!», если он проявляет интерес к знаниям, проблески самостоятельности и вдумчивости, храбрости и упорства. Ведь тем самым он становится помощником в своем собственном воспитании и обучении. Надо поощрять любое старание ребенка, его попытки подняться еще на одну ступеньку своего развития, становления.» .

На первых порах содержательная словесная оценка максимально дифференцируется. В процессе обучения у учащихся с ОПФР нужно формировать умение самостоятельно осуществлять контроль и оценку своей деятельности, сравнивать результаты с эталоном, находить и исправлять ошибки. От уровня сформированности данных умений зависит адекватность принятия учащимися оценки учителя и учителя-дефектолога.

























2. Контроль и оценка результатов учебной деятельности:

В процессе обучения необходимо применять следующие виды контроля:

по месту в процессе обучения:

предварительный контролькоторый дает возможность выявить исходный уровень подготовки учащихся по учебным предметам;

поурочный контроль, который сопровождает процесс усвоения каждой изучаемой темы и позволяет определять степень продвижения учащихся в освоении учебного материала. 

тематический контроль, который позволяет осуществлять проверку результативности усвоения учащимися материала определенной темы или раздела учебной программы;

по содержанию:

прогностический (планирующий) контролькоторый определяет последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;

пооперационный контроль, который управляет правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

контроль по результатукоторый осуществляется после выполнения учебного действия;

по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

внешний контролькоторый осуществляется педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);

внутренний (рефлексивный) контроль который осуществляется учащимся (самоконтроль и самооценка).

Содержательный контроль и оценка отражают качественный результат процесса обучения. Результаты учебной деятельности рассматриваются относительно личных показателей каждого конкретного учащегося. Индивидуальная динамика развития учащегося и степень усвоения им знаний и умений определяются в сопоставлении с его же результатами, полученными в предыдущий период. Сравнение учащихся между собой не допускается.

Предметом контрольно-оценочной деятельности являются:

  • ·степень овладения знаниями и умениями учащихся по учебным предметам;

  • ·уровень личностного развития учащихся.

Контроль и оценка знаний и умений учащихся. Содержательный контроль и оценка предусматривают выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускают сравнения его с другими учащимися.

Используются следующие формы контроля: устная, письменная, практическая. Допускается сочетание указанных форм.

Устный опрос осуществляется с использованием фронтальной, групповой, парной и индивидуальной формы. Следует учитывать, что монологическая речь учащихся начальных классов только формируется, поэтому недопустимо злоупотреблять индивидуальным устным опросом учащихся.

Самостоятельные работы проводятся в рамках осуществления поурочного контроля и позволяют фиксировать степень усвоения учебного материала в процессе его изучения.

Проверочные работы направлены на проверку усвоения отдельных вопросов учебной темы. В соответствии с учебной программой учитель определяет по каждой теме объем знаний, умений и навыков, на основе чего составляются и проводятся проверочные работы.

Тестовые работы направлены на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть в рамках данной учебной темы.

Контрольные работы направлены на выявление результативности усвоения учащимися материала определенной темы или раздела учебного предмета.

Контроль и оценка уровня личностного развития учащихся. Содержательный контроль и оценка уровня личностного развития учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к его концу, от года к году) с учетом индивидуальных особенностей и личных успехов учащихся.

Основными показателями личностного развития учащихся являются:

•сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности;

•сформированность учебно-познавательных интересов;

•способность к согласованным действиям с учетом позиции другого;

•самостоятельность действий, суждений, критическое отношение к своим и чужим действиям;

•сформированность общеучебных умений и навыков;

•адекватность самооценки;

•проявление творчества в различных видах деятельности.

Динамика развития учащихся определяется учителем совместно со школьным психологом на основе результатов психолого-педагогического мониторинга.





3. Организация контрольно-оценочной деятельности

Для того чтобы оценка стала средством развития активности и инициативы самого учащегося, он должен научиться самостоятельно осуществлять действия контроля и оценки.

Формирование адекватной самооценки учащегося начинается с учебного предмета «Введение в школьную жизнь». После выполнения работы учитель вместе с учащимися определяет показатели, по которым будет оцениваться работа, например: соответствие образцу, отсутствие ошибок и др. Показателей не должно быть много, так как для каждого из них необходима отдельная линеечка. Начинать обучение следует с использования только одного показателя, четко сформулированного и понятного учащимся. При этом выполняется неизменное требование: самооценка учащегося опережает оценку учителя.

В результате работы по учебному предмету «Введение в школьную жизнь» должны быть заложены основы контрольно-оценочной деятельности:

1) прежде, чем оценить выполненное действие, необходимо определить вместе с учащимися показатели, по которым будет проводиться оценивание;

2)оценивание любого действия первоначально осуществляется ребенком, а только потом – взрослым (приоритет самооценки);

3) обсуждение возможных причин расхождения оценок взрослого и ребенка организуется индивидуально в доверительной обстановке.

Педагог может выражать оценочные суждения в различной форме: словесной («Молодец! Ты правильно решил задачу», «Умница! Ты аккуратно выполнил работу», «Твоя работа достойна высокой оценки»); графической (линеечки самооценки; ступеньки роста; графики и др.); знаковой (знаки «+», «–» и другие).

В конце учебного года учитель-дефектолог осуществляет содержательный анализ результатов учебной деятельности, в котором отражает:

  • степень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам учебного предмета;

  • результаты контрольных работ;

  • сведения о выполнении учебной программы с указанием успехов и возникших трудностей;

  • динамику развития учащихся за учебный период.




4. Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:

 Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

 Волшебная линеечка на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше

Светофор оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

 Символы Фиксация оценки производится следующим образом:

+ - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации %

^ - ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;

- ученик испытывает затруднения в выполнении задания;

- ученик не знает материал и не справляется с заданием;

(+ - согласен, ? –предлагаю повторить материал, !- поработаем ещё раз вместе)

 Балловая оценка

Процент выполнения

85- 100% - высокий уровень усвоения

65 - 84% - средний уровень

40 - 64% - уровень ниже среднего

меньше 40% - низкий уровень

Словесное оценивание устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

На начало учебного года для контроля и оценки результатов учебной деятельности каждого ученика ведётся систематический учет усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования учебной программы по каждому учебному предмету. Данные фиксируются в рабочем журнале в % соотношении либо с помощью знаковой системы:

+

« » – хорошо знает и может применить на практике. Этим знаком отмечается только прочное усвоение учебного материала, полностью самостоятельная и безошибочная работа учащегося;

«+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки;

«» – знает, но недостаточно уверенно, выполняет с небольшим количеством ошибок, т.е. в большей мере материал освоен, но требуется небольшая помощь;

« + » – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок;

«–» – не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки и др.

Ведение данного журнала помогает спланировать и организовать дифференцированную и индивидуальную работу на уроках, коррекционных занятиях, стимулирующих, поддерживающих занятиях.

Сегодня каждый учитель-дефектолог сам решает, каким образом проводить внешний и рефлексивный контроль на уроке. Но каждому из нас необходимо осознать, что рефлексия – это не просто минутка отдыха или логическое завершение урока, а это этап, который имеет свою значимость: не только выполняет функцию контроля, но и способствует развитию у учащихся внутренней мотивации учения, способности самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников, содействует становлению адекватной самооценки, а также участвует в формировании личностных качеств ребёнка. А ведь в этом и заключается цель безотметочного обучения и её достижение.



















Список использованной литературы:


  1. Алексеева Е.Л. «Эффективные методы и приёмы формирования адекватной самооценки» Пачатковае навучанне. 2009г № 9

  2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РБ «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования» 2012г

  3. Никитина М.П. «О безотметочном обучении» Начальная школа – 2000г- № 1

  4. И.В. Фёдоров «Организация контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся при безотметочном обучении» Пачатковае навучанне 2009г- № 9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!