СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка.»

ддддддДата урока : 7 класс

Тема урока : Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка.

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, контраст, разработка, секвенция, имитация, варьирование

Цель: актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание учащимися таких приемов развития, как повтор, разработка, контраст.

Задачи:

  • формировать умение проводить интонационно-образный анализ музыки классической и современной;

  • воспитывать осмысленное восприятие музыкального искусства, их традиции и современность.

Музыкальный материал: Фуга ля мирон для органа И. С. Баха;«Высокая месса» - месса си минор И. С. Баха: ария «Aqnus Dei» из «Высокой мессы» си минор;

песня РНП «Во поле береза стояла»

Оборудование: ноутбук, мультимедийныЙ проектор, экран, портреты композиторов,учебники.

Планирумыерезультаты:
Личностные результаты:  ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

Метапредметные  умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

Предметныерезультаты должныотражать:
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

 расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;


ХОД УРОКА

1. ЭТАП: организационный момент

Фоновый рисунок «Музыка»

Музыкальное развитие является важной составляющей процесса создания и представления музыкальных произведений. Оно определяет структуру и форму музыки, создавая ее эмоциональную и художественную целостность. В данной статье мы рассмотрим три основных принципа музыкального развития: повтор, контраст и разработка.

2. ЭТАП: повторение пройденного материала

Давайте вспомним основные разделы курса «Музыка»,

Музыкальные и произведения живописные, мы отмечаем их СОЗВУЧИЕ.

НАПРИМЕР: самое известное произведение великого художника эпохи Возрождение Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» мы нашли созвучным трём музыкальным произведениям с одинаковым названием.

- Вспомните название этих произведений? («Аве Мария»)

- Назовите композиторов, написавших музыкальные произведения с таким названием? (Джулио Каччини, Иоганн Себастьян Бах, Франц Шуберт)

Именно эти произведения: музыкальные и живописное, позволили говорить нам о существовании МУЗЫКАЛЬНОЙ живописи и ЖИВОПИСНОЙ музыки.

-Говорили о музыкальных образах.

- Вспомните понятие МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ? (Музыкальный образ - это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ складывается из следующих составляющих:

•характер;

•музыкально-выразительные средства;

•общественно-исторические условия создания;

•особенности построения;

•стиль композитора.

Музыкальные образы бывают:

•лирические - образы чувств, ощущений;

•эпические - описание;

•драматические - образы-конфликты, столкновения.

- Вспомните понятия ДРАМАТУРГИЯ и МУЗЫКАЛЬНАЯ драматургия?(ДРАМАТУРГИЯ это сюжетно - композиционная основа произведения)

СЛУШАНИЕ: «Увертюра» к опере «Кармен» Ж. Бизе

3. ЭТАП: изучение нового материала

Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка.

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела, который называется :Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка.

Музыкальное развитие является важной составляющей процесса создания и представления музыкальных произведений. Оно определяет структуру и форму музыки, создавая ее эмоциональную и художественную целостность. На этом уроке мы рассмотрим три основных принципа музыкального развития: повтор, контраст и разработка.

Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. Образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия.

Сегодня мы закрепим знания об особенностях воплощения музыкальных образов в следующей таблице:

Музыкальный образ — это воплощённый в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое-либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества и т.д.).

Музыкальный образ включает в себя:

  • характер;

  • музыкально-выразительные средства;

  • общественно-исторические условия создания;

  • особенности построения;

  • стиль композитора.

Музыкальные образы бывают следующих видов:

  • лирические — образы чувств, ощущений;

  • эпические — описание;

  • драматические — образы-конфликты, столкновения;

  • сказочные — образы-сказки, нереальные;

  • комические — смешные и т.д.

РАБОТА обучающихся в тетради.

Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие. Давайте поразмышляем над следующими вопросами:

- Что происходит с человеком на протяжении нескольких лет жизни?

- Меняются ли его жизненные пристрастия, музыкальные предпочтения?

- Как воспринимается одно и то же музыкальное проведение человеком на разных этапах его жизни?

Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.

Одним из самых распространённых способов развития музыки является ПОВТОР.

ПОВТОР - прием в художественной речи, заключающийся в повторении одинаковых звуков или их сочетаний в известной последовательности. Звуковые повторы. 

В ПОВТОРАХ ощущается развитие образного строя произведения. Так построены народные песни. Вот один из самых известных примеров.

«Во поле берёза стояла» РНП (текст+ фонограмма)

Повтор — один из наиболее распространенных и эффективных методов создания ощущения единства и узнаваемости в музыке. Он заключается в использовании повторяющихся мотивов, тем или структурных элементов в разных частях произведения. Повторение может быть полным или частичным. Полный повтор подразумевает точное или почти точное воспроизведение музыкального материала, в то время как частичный повтор включает изменения и вариации в повторяющихся элементах.

Повторение создает ощущение целостности и структуры в музыке. Оно помогает слушателю узнать и запомнить основные музыкальные мотивы и темы, что способствует их узнаваемости и вовлеченности в произведение.

Однако этот способ развития нередко имеет чисто внешний характер. Для создания убедительных образов в инструментально-симфоническом произведении композиторы применяют не только точное повторение, но и Контраст

Контраст — ключевой принцип, противоположный повтору. Он основан на использовании различных элементов, нарушении повтора и создании разнообразия. Контраст добавляет интерес и эмоциональную глубину в музыку.

Контраст может быть выражен на уровне мелодии, ритма, гармонии или динамики. Противоположные и различные элементы создают напряжение и драматическое воздействие. изменение темпа, использование разных инструментов и т.д. Контраст создает интригу и напряжение в музыке, делая ее более интересной и увлекательной

Контраст – это еще один важный принцип музыкального развития. Контраст позволяет ученикам и слушателям ощутить различия между разными частями музыкальной композиции.

Использование контраста помогает подчеркнуть и выделить определенные идеи или части произведения. Он также добавляет динамику и разнообразие в музыку, делая ее более интересной для слушателя.

КОНТРАСТ – это сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. контрасты встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907)

- Перечислите известные вам КОНРАСТЫ музыкальной речи? (МЕЛОДИЯ – подъём, спад; РИТМ – двудольный, трёхдольный; ЛАД – мажор, минор, ТЕМП – быстрый, медленный; РЕГИСТР – высокий, низкий, ДИНАМИКА – громко, тихо; ФАКТУРА – гармония, полифония, ЗВУКОВЕДЕНИЕ – легато, стаккато)

КОНТРАСТЫ музыкальной речи (примеры)

СЛУШАНИЕ: Весело –грустно- Л. Ван Бетховен

СЛУШАНИЕ: Песня сторожа – Э .Григ

Образный контраст создается с помощью изменения акустических параметров. Для создания одного контраста можно использовать сразу несколько параметров — чаще всего такие контрасты воспринимаются ярче и отчетливее. Среди параметров могут быть:

— мелодия, например, плавная или скачкообразная;
— ритм, например, ровный или пунктирный, отчетливый или будто плавающий;
— динамика, например, громко или тихо;
— темп;
— тембры инструментов — каждый имеет собственный характер;
— метрическая сетка: на две доли, на три доли, переменный метр;
— регистр звучания, например, высоко или низко;
— фактура музыкальной ткани, например, одноголосье или многоголосье,
— лад, например, мажор или минор.

Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют РАЗРАБОТКОЙ.

Разработка – это еще один принцип музыкального развития, который играет важную роль . Разработка позволяет ученикам развивать свое музыкальное мышление и творческие способности.

Разработка может проявляться в различных формах, таких как тематическое развитие, гармоническое развитие, развитие контрапункта и т.д. Через разработку ученики могут раскрывать потенциал музыкального материала, создавать новые и оригинальные музыкальные идеи.

В РАЗРАБОТКЕ находят применение такие способы развития, как СЕКВЕНЦИЯ и ИМИТАЦИЯ.

СЕКВЕНЦИЯ и ИМИТАЦИЯ

СЛУШАНИЕ: «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина (СЕКВЕНЦИЯ)

СЛУШАНИЕ: «Высокая месса» си минор И. С. Баха (ИМИТАЦИЯ)

Музыкальные образы могут воплощаться и по принципу РАЗЛИЧИЯ. Главной составляющей этого принципа является КОНТРАСТ. КОНТРАСТ – это сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. контрасты встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907)

- Перечислите известные вам КОНРАСТЫ музыкальной речи? (МЕЛОДИЯ – подъём, спад; РИТМ – двудольный, трёхдольный; ЛАД – мажор, минор, ТЕМП – быстрый, медленный; РЕГИСТР – высокий, низкий, ДИНАМИКА – громко, тихо; ФАКТУРА – гармония, полифония, ЗВУКОВЕДЕНИЕ – легато, стаккато)

КОНТРАСТЫ музыкальной речи (примеры)

4 ЭТАП: Рефлексия

Закрепить полученные знания

Принципы музыкального развития — повтор, контраст и разработка — играют важную роль в создании музыкальных произведений. Композиторы могут использовать эти принципы для создания интересной и запоминающейся музыки.

Повтор помогает закрепить мелодии и ритмы, контраст добавляет эмоциональность и разнообразие, а разработка позволяет расширить и развить музыкальные идеи. Вместе эти принципы создают цельное и увлекательное музыкальное произведение, который привлекает внимание слушателя.

Разбираясь в принципах музыкального развития, ученики развивают свои навыки и становятся более эмоциональными и творческими музыкантами. Знание и понимание этих принципов помогает им создавать уникальную музыку, которая вызывает глубокие эмоции и соединяет людей.

Музыкальное развитие начинается с понимания принципов повтора, контраста и разработки. Эти принципы помогают создать музыкальное произведение, которое захватывает слушателя и оставляет яркие эмоции на долгое время.

5 ЭТАП: подведение итогов урока

Подведём итоги. Сегодня мы говорили о музыкальной драматургии, как главном развитии музыки.

Принципы музыкального развития — повтор, контраст и разработка — играют важную роль в создании музыкальных произведений. Композиторы могут использовать эти принципы для создания интересной и запоминающейся музыки. - Какой вывод мы можем сделать по итогам работы на уроке?  (ВЫВОД: В основе музыкальной драматургии лежит развитие музыки - повтор, контраст и разработка.

Спасибо за работу на уроке!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!