СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы образовательной модели христиано-мусульманского диалога

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В теории межрелигиозного диалога можно выделить несколько уровней такого диалога. Политический уровень – между главами стран и конфессий, политическими структурами общества; социокультурный уровень – между разными религиозно-общественными, культурными институтами, средствами массовой коммуникации; мировоззренческий уровень – между конкретными представителями конфессий в межличностных отношениях. Все эти уровни тесно взаимосвязаны друг с другом и составляют общий цивилизационный портрет  межконфессионального диалога.  На основании традиций диалога в обществе в сферах науки, религии, политики, СМИ, образовании можно выделить следующие модели межконфессионального диалога.

Просмотр содержимого документа
«Принципы образовательной модели христиано-мусульманского диалога»

Принципы образовательной модели

христиано-мусульманского диалога


Мишучков А.А.



Межрелигиозный диалог является важной составляющей гражданского мира в мировом сообществе. Опасной тенденцией, разрушающей этот мир является идеологизация религиозных сообществ и их противопоставление по «цивилизационным» принципам. Ярким примером таких идеологий являются концепции С. Хантингтона и Мухаммада ибн Абдаль Ваххаба [1], создающих конфронтацию между христианским миром Запада и мусульманским миром Востока.

В теории межрелигиозного диалога можно выделить несколько уровней такого диалога. Политический уровень – между главами стран и конфессий, политическими структурами общества; социокультурный уровень – между разными религиозно-общественными, культурными институтами, средствами массовой коммуникации; мировоззренческий уровень – между конкретными представителями конфессий в межличностных отношениях. Все эти уровни тесно взаимосвязаны друг с другом и составляют общий цивилизационный портрет межконфессионального диалога. На основании традиций диалога в обществе в сферах науки, религии, политики, СМИ, образовании можно выделить следующие модели межконфессионального диалога.

Научная внеконфессиональная модель (А.В.Журавский, М.М. Бахтин) предполагает чисто научный дискурс - объективную беспристрастность в отношении сторон диалога, их мировоззренческих систем; идеологическую нейтральность в рассмотрении религии как культурно-социального феномена имеющего историческую значимость.

Апологетически-конфессиональная модель диалога (иерей Д.Сысоев, протодиакон А.Кураев, диакон Ю.Максимов, В.Полосин, Абу Хадид) основана на чисто религиозном дискурсе, несет идеологическую функцию и основана на идее несовместимости христианства и ислама духовно, идеологически, догматически, культурно и личностно в той или иной степени.

Экуменическая модель (Бахаулла, Р. Генон, М.Лайтман) основана на особом философском дискурсе, предполагающем культурную либерализацию религиозных традиций, отказ от фундаментализма, создание в будущем сверхрелигии; выражением этой модели в массовом сознании является искаженное восприятия христианства и ислама обыденным сознанием в силу религиозно-морального синкретизма по некоторым параметрам диалога.

Политически-конфессиональная модель на уровне религиозных лидеров (святейший патриарх Кирилл (Гундяев), муфтий Талгат Тадджудин) предполагает нравственный и богословский консенсус в решении общих социальных и нравственных проблем, стоящих перед религиями, выражает присущую им идеологию антисекуляризма и антиглобализма.

Образовательная модель как вариант социокультурного диалога исходит из принципов, вытекающих из важности рефлексивной межкультурной диалогичности в сфере образования как фактора: развития современного образования (Кудашов В.И.) [2]; образовательного процесса вуза (Давыдова Г. И.); формирования дискурсивной компетенции учащихся (Пономаренко В.Н.) и преподавателей (Гусевская Н.С.); основы инкультурации личности (Антонова Л.Е.); аксиологического потенциала личности студента (Веселовская Г.В.); цивилизационной индентичности (Васильева Е.И); средства воспитания толерантности студентов (Стрельцова Е.А.); вида культурной солидарности (Фируллина Е.Г.); формы цивилизационного диалога светской и религиозной культуры (Ковальчук О.В.); модели средней школы этнокультурного диалога (Нидерер Н.В.).

Одной из тенденций современного образования является интеграция в образовательном пространстве религиозного и светского образования. Одна из форм такой интеграции в высшей школе является специальность теология с конфессиональными блоками христианство и ислам (в настоящее время более сорока кафедр теологии в российских вузах); в средней школе курс «Основы религиозных культур и светской этики» с конфессиональными блоками. Доля учащихся в 2010 году выбравших основы православной культуры составила 82 тысячи, основы исламской культуры - 40 тысяч. Данная модель органично дополняет социокультурные модели диалога прежде всего в сфере религиозного образования в высшей и средней школе.

Учитывая важную роль образовательной системы в обществе актуальной становится проблема межконфессиональной специфики социокультурного образовательного диалога. Рассматривая данную специфику, остановимся на четырех блоках принципов диалога – общетеоретическом, конфессиональном, нравственном, образовательном, учитывая религиозную аргументацию данных принципов.

Общетеоретический блок принципов описывает в целом специфику диалога как форму коммуникации, ее социальную эффективность:

1) Принцип рефлексивности и предметности обсуждения выражает рациональный понятийный характер процесса и итога обсуждения, переход от обыденного сознания к рациональному в ходе диалога.

2) Принцип системности и организованности диалога предполагает, что процесс диалога органично включает все уровни человеческого сознания (общественный, личностный) и носит организованный, а не стихийный характер.

3) Принцип высокой логической культуры диалога предполагает знание законов формальной логики и правил умозаключений, противодействие манипулятивным приемам в общении, а также серьезность, недопустимость иронии в отношении сферы сакрального.

4) Принцип эмоционально-психологической поддержки учитывает важность психологического комфорта, эмпатии (сопереживания) в процессе диалога.

5) Принцип толерантности, терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям, способность относиться к ним без раздражения. В религиозной модели толерантности однозначно неприемлем консенсус в отношении греха, аморального поведения. Все остальное, что не ведет ко греху, способствует нравственному единству людей и имеет религиозный смысл.

6) Принцип гуманизма, уважение прав и свобод человека во всём своеобразии его личности, права человека на самоопределение, реализацию своих способностей. Если в светском гуманизме упор делается на автономию и самоценность человека, то в религиозном гуманизме на нравственное единство людей и Бога.

7) Принцип культурного плюрализма, уважения религиозно-культурных традиций. Понимание культурного многообразия, как заложенного Творцом принципа жизни является важным в диалоге культур. Христианство и ислам как мировые религии равноправно относятся ко всем этнокультурным традициям и воспитывают равное уважительное отношение к каждой национальной культуре и особую любовь к своей культуре.

8) Принцип целевого единства и функциональной взаимодополнительности. Христианство и ислам – важнейшие религиозные социальные институты российского общества, у которых по отношению к государству, обществу и другим социальным институтам (образование, семья) стратегически совпадают цели – стабильное гражданское демократическое общество с высокой нравственностью. Межрелигиозный диалог - необходимый элемент функциональной целостности общества, сохраняющего свои религиозные традиции.

9) Принцип единства образовательного пространства. Исходя из религиозной поликультурности и культуросообразности образовательного пространства, все части его, светские и религиозные системы образования, образуют единую целостность во взаимосвязи тенденций: интеграции частей системы в силу универсализации научного знания и дифференциации частей системы в силу региональных традиций и этноконфессиональной индентичности.

Конфессиональный блок принципов описывает специфику религиозного сознания, участвующего в диалоге:

1) Принцип религиозного традиционализма предполагает абсолютность и неизменность высших религиозно-нравственных ценностей как необходимое условие для нравственного совершенствования личности верующих, спасения души, а также наличие этих ценностей как ядра в национально-государственных отношениях в обществе. Христианство и ислам как религии формируют традиционное общество и в этом смысле они противостоят вызову глобализма, противоречащему традиционным сообществам.

2) Принцип иерархичности нравственных ценностей – религиозных, национально-культурных, личностно-индивидуальных, подчиненных общему благу, нравственному единству людей со Творцом. Межконфессиональный диалог формирует правильную иерархию ценностей, низшие ценности подчинены высшим. Общей высшей ценностью является любовь к Богу; особенной - любовь к своей культуре, традиции, народу; единичной - личные права и свободы. В Евангелии сказано: «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лук.12: 29-31). В Коране тоже ставится приоритет поиска воли Бога на первом месте: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите приближения к Нему и усердствуйте на пути Его, - может быть, вы будете счастливы!» (Коран 5:35). Приоритет духовных ценностей над материальными – важный пункт в сближении ценностных позиций сторон диалога, а также в их общей позиции неприемлемости бездуховности и материализма в современном обществе.

3) Принцип монотеизма. Пророк Малахия упрекает иудеев от имени Господа Саваофа: «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших?» (Мал.2:10). О единобожии говорит и апостол Павел: «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:6). Коран продолжает традицию единобожия, положенную Авраамом (Ибрахимом) и Иисусом Христом (Исой) и призывает людей Писания к соблюдению этой заповеди: «Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Бога, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Богом» (Коран 3:64) [5]. Таким образом, главным пунктом диалога является признание монотеизма сторон – христианства и ислама.

4) Принцип свободы вероисповедования. Вслед за признанием свободы собственного выбора в религиозной вере христианство и ислам признают и свободу других людей в вопросах веры. В Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека (Москва, 2008г.) [7] и в Основных положениях социальной программы россий­ских мусульман (Москва, 2001г.) [8] говорится о свободе вероисповедания как фундаментальном праве личности в религиозной традиции. Утверждение свободы веры противостоит фанатизму, прозелитизму и другим манипуляциям в вере, которые системно присущи сектам, псевдорелигиозным образованиям, являются отклонением от свободы веры, заложенной в Священном Писании.

5) Принцип сотрудничества в образовательной сфере. Раскрытие основ религиозных традиций в сфере образования является противоядием экстремизму и религиозному отчуждению людей, совместная поддержка введению религиозных курсов в школе. Одним из инициаторов такой поддержки является верховный муфтий ЦДУМ Талгат Таджуддин, он отметил в феврале 2010 года при награждении орденом РПЦ в честь святого благоверного князя Даниила Московского (II степени: «Без Русской Православной Церкви мы не представляем деятельности Центрального духовного управления мусульман. Мы - части одного целого, единой Отчизны, Богом хранимой России, Святой Руси» [10].

6) Принцип компетентности в межрелигиозном диалоге, отказе от препирательств (Коран, 22, 67 -69), от богословских дискуссий в сфере социального служения в рамках образовательной модели диалога. Поскольку участники образовательного диалога в целом учащиеся и преподаватели миряне, не богословы, то цель диалога, не богословская апология (требующая академического образования и сана), а образовательная, осознание общих ценностей и создание общей программы конкретной социальной деятельности на основе религиозно-нравственной мотивации.

7) Принцип исключения прозелетизма (пропаганда перехода верующих в другую религию) и фанатизма (веры в Бога без любви к людям), отказ от религиозной ксенофобии, совместное осуждение международного терроризма как крайнего проявления фундаментализма, не имеющего ничего общего с религиозными традициями.

8) Принцип социального сотрудничества религий в целях нравственного и материального благополучия общества, общественного согласия в совместных усилиях в противостоянии негативным явлениям: наркомании, алкоголизма, социальной несправедливости между бедными и богатыми, морального разложения, культурного колониализма, потребительства, загрязнения окружающей среды и т. д.

9) Принцип «земли мирного договора». В идеологии ислама мир делится на три части: «дар аль ислам» (дом ислама), и «дар аль харб»(дом войны), между ними «дар ас сульх» (или «дар аль ахд») — «земля мирного договора» — промежуточная территория, где власть у немусульман, но мусульмане пользуются религиозной свободой. Так вот, Россия, где христиане и мусульмане около тысячи лет мирно живут с друг другом по праву можно назвать «землей мирного договора», где братья по вере Авраама, Исаака и Иакова сотрудничая с друг другом живут в единой российской цивилизации.

10) Принцип исторического (библейского) родства. Священное Писание предлагает христианам и мусульманам осознать свое происхождение от сыновей Авраама – Иакова и Измаила. Апостол Павел говорит: «Мы, братия, дети обетования по Исааку» (Гал.4:28). В следующей суре утверждается единство веры Измаила (Исмаила) и Иисуса Христа (Исы): «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророками от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему предаемся» (Коран 2:136).

11) Принцип цивилизационной и конфессиональной индентичности. Каждый участник диалога морально и рационально вырабатывает свою личностную позицию на основе вероисповедной принадлежности, цивилизационной значимости нравственно-религиозных ценностей в общественной и личной жизни.

12) Принцип антисекуляризма. Материализм и консюмеризм (потребительское движение), ставшие идолами современного мира, приводят к повторяющимся кризисным явлениям в обществе, открывают путь к нравственному нигилизму. Если культурный, политико-экономический, личностный плюрализм ведет к творческому развитию общества, то религиозно-моральный плюрализм, касающийся высших абсолютных ценностей, подрывает это цивилизационное развитие. Опасным является тенденция глобализации, опирающаяся на религиозно-моральный синкретизм массового сознания и экуменизм, соединение всех вер в одну. Это приводит к отказу от самобытности и целостности культур и религий, не к объединению, а к еще большему разделению людей. «Многие в современном мире пытаются вытеснить религию на периферию общественной жизни. Эти люди настаивают на секулярности публичного пространства, исключая в нем любые выражения религиозности. Параллельно отрицается сам факт присутствия в человеке и обществе неизменных моральных установлений. Это открывает путь к полному нравственному нигилизму. Если нравственные нормы и впредь будут размываться и видоизменяться в зависимости от моды, выгоды, практической целесообразности, то человечество ждет гибель. Ни знания, ни технические достижения, ни законы не спасут мир, в котором не будет морального измерения жизни, не будет вечного и неизменного нравственного закона, данного людям Творцом»1.


Нравственный блок принципов показывает религиозное значение моральных ценностей как высших целей межрелигиозного диалога, к реализации которых стремиться любой верующий независимо от конфессиональной принадлежности:

1) Принцип любви к Богу и ближнему. В Евангелии от Матфея: «Иисус сказал ему (книжнику): возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф.22:37-40). Коран продолжает эту традицию пророков, утверждая, что любовь к Аллаху сильнее у верующих (Коран:2:165; 49:7-8) и непримирима с грехом.

2) Принцип смирения. Пророк Давид в псалмах восклицает: «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет…» (Пс.33:19). Только смиренный имеет благодать от Бога, а гордым Бог противится. «О вы, которые уверовали! Если кто из вас отпадет от своей религии, то... Аллах приведет людей, которых Он любит и которые любят Его, смиренных перед верующими, великих над неверными, которые борются на пути Аллаха и не боятся порицающих. Это - щедрость Аллаха: дарует Он ее, кому пожелает» (Коран 5:54). Верховный муфтий России Т.Таджуддин ответил так на вопрос «как жить?»: «Жить так, как нас бабушки и дедушки учили: всех, кроме себя считай святыми! Это высший принцип. Когда нет гордыни, можно ужиться со всеми» [11].

3) Принцип покаяния. Каждый пророк приходил с проповедью покаяния, чтобы спасти свой народ. Христос возвестил о проповеди покаяния для всех людей, говоря, «что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лук.15:7). В Коране – покаяние, важнейшее религиозное чувство, этим чувством истинно верующий отличается от лицемера. «Разве они не знают, что Аллах принимает покаяние от Своих рабов и принимает милостыню и что Аллах - обращающийся, милосердный!» (Коран 9:104).

4) Принцип мирности и миротворчества традиционных религий. Христос утверждает эту заповедь: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матф.5:9). Именно на этом принципе базируется все международное право и деятельность всех международных организаций, в том числе и религиозных. Слово «ислам» в переводе с арабского языка означает «спокойствие, мир с самим собой», а как религиозный термин означает «преданность, смирение Богу», «мир с Богом»(8). В отношении христиан говорится в Коране: «И когда придут к тебе те, которые веруют в Наши знамения, то говори: «Мир вам!» Начертал Господь ваш самому Себе милость, так что, кто из вас совершит зло по неведению, а потом раскается после этого и станет благим, то Он - прощающ и милосерд» (Коран 6:54).

4) Принцип справедливости к иноверцам, отвергающий принцип двойного стандарта. Человек с добрым сердцем ищет справедливого и не делит добро для одних и для других, отвергая двойной стандарт в благодеяниях. «Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют все» (Прит.28:5). Христос постоянно обличал двойные стандарты фарисеев и предупреждал своих друзей не иметь «закваски фарисейской». В Коране также содержится призыв к справедливости (аль-адль) на пути к Аллаху (Коран 4:135). В отношении к иноверцам пророк Мухаммад сказал: «Поистине, тому, кто обидит живущего на мусульманской территории (немусульманина), или ущемит его права, или возложит на него то, что ему не по силам, или заберет у него что-нибудь против его воли, тому я стану противником в День воскресения!». Таким образом, принцип справедливости содержит важное социально-нравственное содержание – быть честным в отношении каждого человека, будь то друг или враг, женщина или мужчина, богатый или бедный, единоверец или иноверец.

5) Принцип благодетельствования к иноверцам на пути к Богу. В Евангелии Христос говорит о благодеянии не только в отношении к своим ближним, но в отношении ко всем людям без исключения, даже к врагам. «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лука 6:33-36). Заповедь благодеяния к иноверцам содержится в Коране, если они не находятся в состоянии открытой вражды к мусульманам: «Аллах запрета не дает Вам доброту и справедливость проявлять к тем людям, кто против веры вашей с вами не сражался, не изгонял из дома вас. Поистине, Бог любит справедливых! (Коран, 60:8). Щедрость (ата) - большая заслуга, особенно когда кто не получит ничего взамен и даст тем, кто плохо к нему относится и подвергает лишениям.

6) Принцип духовной ответственности человека за других людей, за общество, природу. Бог являет себя в Священном Писании как Личность в высшей степени ответственная за себя и Свое творение и передает человеку часть ответственности за происходящее с ним. Цена этой ответственности – свободный выбор человека быть с Богом вечно в раю или отказ от сотрудничества, что ведет к вечному мучению. Ответственность означает отвечать за порученное и исполненное, принимать наказание за неисполненное, отвечать за последствия своих решений. В хадисе Аль-Бухари говорится: «Каждый из вас — пастух и каждый из вас ответствен за свое стадо: повелитель — пастух по отношению к людям, ведомым им, и ответствен за них, мужчина — пастух по отношению к своим близким и ответствен за них, женщина — пастух по отношению к дому своего мужа и его детям и ответственна за них, раб — пастух по отношению к имуществу своего господина и ответствен за него. Стало быть, каждый из вас — пастух и ответственен за свое стадо!». Таким образом, ответственность является важным качеством межчеловеческих отношений и религия налагает особый сакральный смысл ответственности за каждое слово и действие человека, имеющим влияние на его вечность.

7) Принцип дружелюбия. Дружба есть проявление высоких человеческих качеств, выраженная в душевной привязанности людей, взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Апостол Павел напоминает об этом: «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры…» (1Пет.3:8). В Коране с людьми Книги (христианами) устанавливается дружеский характер отношений, кроме двух случаев - лицемерия и неверия (куфр): «Не считайте тех, которым Писание было даровано до вас и которые глумятся над вашей религией и считают ее развлечением, и неверных своими помощниками и друзьями. Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими» (Коран аль-Маида 5: 55-57). В фетве от 09.03.97г. муфтий Р. Гайнутдин с минбара Московской Cоборной мечети произнес: «...Последователей трех мировых религий - ислама, христианства и иудаизма гораздо большее объединяет, чем разъединяет. Ислам считает иудаизм и христианство родственными религиями, запрещая своим последователям обвинять иудеев и христиан в неверии. Неверными по исламу являются лишь язычники» [12]. Если христиане боятся Бога и смиряются, очищают себя от греха и не уходят в ересь, то по причине достойных качеств и благого нрава они душевно близки к правоверным: «…и ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: «Мы - христиане!» Это - потому, что среди них есть иереи и монахи и что они не превозносятся» (Коран 5:82). Поэтому надо различить дружбу по вере среди единоверцев и душевную близость по нравственным качествам (авлия) как норма в отношениях людей Книги. «Мусульмане всегда старались и стараются быть авлия пред Всевышним, и авлия с теми, кто близок к Нему, близок сердцем, делами и поступками. И это не мешает быть честными, благородными и надежными с людьми других культур или вероисповеданий. Ведь они стремятся быть набожными пред Творцом, Который сотворил всех людей, как верующих, так и отрицающих Его. Они понимают, что через благородство и искренность показывают другим правильность своего пути» [13].

8) Принцип нравственной чистоты и целостности. Пост и молитва одинаково заповеданы Священным Писанием для христиан и мусульман, цель их – очищение от всего греховного, ибо только чистые войдут в вечную жизнь и увидят Бога. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф.5:8). Общим для христиан и мусульман является стремление к вечной жизни и отвержение всего суетного в этой. В отношении именно таких верных и чистых христиан Аллах обращается к мусульманам: «А если они обратились, и выполнили молитву, и дали очищение, то они - братья ваши в религии. Мы разъясняем знамения для людей, которые знают!» (Коран 9:11). Искренность (аль-ихляс), означает чистоту сердца и чистоту мыслей (намерений) и противоположна лицемерию. Чистота тесно связана с целомудрием, совершенной полнотой всех добродетелей в верующем человеке, нравственной его целостностью. Нравственно целостный человек есть зрелая, свободная в добре личность, могущая вместе с Богом совершенно исполнять Его заповеди.

9) Принцип умеренности (аль-касд) и воздержания (аз-зухд). Путь умеренности есть путь золотой середины в добродетелях, воздержания от крайностей. Апостол Петр говорит о важности воздержания: «Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2Пет.1:5-7). По словам святого Григория Нисского: «совершеннейшая цель воздержания состоит в том, чтобы иметь в виду не злострадание тела, а облегчение служения души», чтобы «тело покорилось душе, а душа — духу». Об этой добродетели у христиан говорится в Коране: «Потом Мы дали писание в наследство тем из Наших рабов, кого Мы избрали; из них есть несправедливые для самих себя, есть и умеренные, есть и опережающие благими деяниями по изволению Аллаха; это - великая милость!» (Коран 35:32) Воздержание (зухд) означает отказ (тарк) от стремления к чему-либо, отстранение от мира, отказ от отдыха в этой жизни ради отдыха в жизни будущей. «И здешняя ближайшая жизнь — только забава и игра, а обиталище последнее — это Жизнь, если бы они это знали» (Коран 29:64).

10) Принцип красоты в религиозной культуре. Принцип красоты, прекрасного заложен во всем Творении Творцом и человек – одно из совершенных творений. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо (прекрасно) весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт.1:31). Аллах «прекрасно сделал всякую вещь, которую сотворил, и начал творение человека из глины» (Коран 32:7). Внешняя красота, согласно Писаний, должна быть соединена с внутренней красотой. «О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние, которое прикрывало бы ваши тела (аурат) и украшения. А одеяние богобоязненности - лучше» (Коран 7:26).

11) Принцип мужества и жертвенности во имя отстаивания добра. Христиане и мусульмане призваны своей верой вместе проявлять свое мужество в защите Родины, семьи, слабых и беспомощных, в борьбе против пороков общества и удержания себя от грехов, а также от унижения религиозных чувств друг друга. Христиан к такому мужеству призывает апостол Павел: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1Кор.16:13). Идея жертвенного мужества на пути Аллаха выражена в учении о шахидах в исламе. «Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду» (Коран 4:74). Религиозный фанатизм искажает нравственную сущность мужества, о чем свидетельствует печальный опыт Беслана и Норд-оста. Но, есть сотни обратных примеров, настоящих шахидов, пострадавших за братьев-соотечественников в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время. Например, муфтий Дагестана Сайидмухаммад хаджи Абубакаров, павший смертью шахида от рук террористов в августе 1998 г.

12) Принцип различения добра (халяль) и зла (харам), опираясь на категории «закон» и «благодать». Пророку Муххамаду предписывается: «Скажи: "О люди писания! Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено вам от вашего Господа»(Коран 5:68). Таким образом, закон Моисеев (10 заповедей), данный еврейскому народу и закон благодати (заповеди блаженств), данный через Христа, исполненные верующими и есть по мысли Корана «установления прямо Торы и Евангелия». Опираясь на эти два закона, люди Писания могут правильно различить добро от зла и тем самым исполнить волю Бога.

13) Принцип прощения личных и исторических обид. В основной молитве к Богу христиане просят: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Матф.6:12). Способность прощать (аль-‘афв) - важнейшее качество необходимое для спасения души правоверному. «Держись прощения, побуждай к добру и отстранись от невежд!» (Коран 7:199).

14) Принцип нравственной рефлексии поступков исходя из намерения. Не внешний характер поступков определяют их нравственную сущность, но внутренние намерения человека совершить их, или для себя или для славы Божьей. Истинное понимание намерений знает только Бог, Он и рассудит в Судный день. «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:5). Добродетель размышления (фикр) о добром и полезном и добродетель в желании учиться и способности извлекать нравственные уроки (ибрах) – важнейшие в структуре поведения. В мусульманской этике структура (поступок (фил) – намерение (нийя)) является богоугодной только при правильном намерении, исключающем тщеславие, гордость, лицемерие и подверженность страстям (хаван).

15) Принцип приоритетности общего блага над частным. Религиозная этика опирается на коллективистскую психологию и социальную значимость религиозного служения. Общим благом всех верующих является нравственное единство с Богом, с Его благой волей; приведение всех верующих через нравственное совершенство к спасению души чрез стяжание вечного блаженства и оправдания в Судный день. Частное благо только средство общего блага, как благополучие верующего, его жизнь, здоровье, оно имеет цену, если связано с Промыслом Божьим, с общим благом, служению ближнему и Богу.

Это далеко не полный перечень нравственных принципов этого блока, ибо сфера этики наиболее разработана в религиозных традициях. Но основные ориентиры межрелигиозного общения обозначены и именно они определяют всю основную специфику и содержание этого общения.

Образовательный блок принципов межрелигиозного диалога.

1) Принцип образовательной компетентности. Данная компетентность включает в себя совокупность компетенций учащегося в сфере познавательной деятельности в рамках религиозно-культурного диалога, включающей элементы логической, методологической, общеучебной и социально-религиозной деятельности, а также системной целостности с ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, религиозной компетенциями.

2) Принцип научности и историчности в ведении диалога. Недопустимы ненаучные неисторические аргументы в диалоге религий; аргументы взятые из сомнительных критически-апологетических источников как перед религиозной аудиторией, так и перед научным сообществом.

3) Принцип взаимодополнения в межрелигиозном диалоге – религиозного дискурса, опирающегося на Священное Писание и научного дискурса, исходящего из исторической значимости религиозных фактов. Например, в отношении ко Христу мусульмане придерживаются религиозной идеи, что Иисус (Иса) безгрешный пророк, Мессия, сын девы Марьям (Марии), является Словом Божьим, рожденный от Его Духа, который является заступником христиан в Судный день. Данная религиозная идея в научном дискурсе дополняется историческим фактом, что Христос есть основатель мировой религии христианства, не разрушающий идеи единобожия. Так же решается вопрос о Коране как части Священного Писания, о Муххамеде как пророке в отношении к арабо-мусульманской цивилизации. Двудискурсивность позволит выйти за узкие рамки строго научного или строго религиозного подхода к историческим фактам.

4) Принцип деидеологизации. Образовательная модель строится на деиделогической практике и общении вне политической ангажированности и избежания манипулятивных схем и приемов идиологем политизированного сознания.

5) Принцип социокультурного характера образовательного диалога предполагает общественную значимость тем сотрудничества между религиями.

6) Принцип событийности. В контексте программы развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) нравственное измерение поступков в контексте межрелигиозного диалога предполагает нахождение общих смысловых полей как высших религиозных ценностей в сопричастности участников диалога в едином событии.

7) Принцип вненаходимости. По мысли М.М.Бахтина вненаходимость дает возможность вживания с другим человеком, с последующим возвращением в свою систему мировоззрения. Это позволяет субъекту целостно завершить восприятие-созерцание другого человека и в результате этого познавательно обогатиться и этически определить свое отношение к этому человеку, создавая предпосылки для взаимодействия с ним и для совершения поступка по отношению к нему.

8) Принцип демифологизации. Преодоления ложных стереотипов созданных на уровне массового сознания: что ислам есть дух агрессии и преследует тайные цели господства (концепция джихада); что в исламе женщина порабощена; что христианство выродилось и исказилось, есть многобожие и язычество (ширк) и т.д.

Таким образом, во взаимодействии данных принципов становится понятна специфика образовательной модели христиано-мусульманского диалога и его дальнейшие перспективы на современном этапе. Данный диалог становится все более актуальным, так как в последние десятилетия в связи с развитием коммуникаций представители этих двух крупнейших цивилизаций стали все больше контактировать друг с другом. Факт мирного сосуществования православия и ислама в России на протяжении почти тысячи лет показывает цивилизационный потенциал миротворчества и традиционализма этих двух мировых религий, историческую роль миротворческой модели их отношений во все более глобализирующемся и конфликтующем мире.

В качестве практического предложения нами предлагается введение в качестве предмета в систему светского и религиозного высшего образования (университеты, семинарии и медресе) учебного курса «Теория и практика межрелигиозного диалога», который формировал бы в студенческой среде адекватную религиозной ментальности модель толерантных отношений между разными религиями.


Литература:

1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Москва: АСТ. - 2003. 280с.; Тамими М.С. «Книга единобожия». М.: Бадр – 1999. 230с.

2. Кудашов В. И. Диалогичность сознания как фактор развития современного образования: сущность и специфика взаимосвязи. Автореферат д.ф.н., Красноярск, -1998; Давыдова Г. И. Рефлексивный диалог в образовательном процессе вуза. Автореферат д.п.н., Оренбург, -2002.

3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Свято-Успенская Почаевская Лавра, - 2001г. 1367с.

5. Коран (пер. И.Ю.Крачковского). Душанбе, -1990г. 443с.

7. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. Москва: изд.Московской патриархии,- 2008. 55с.

(э.р.: www.sedmitza.ru/text/415169.html).

8. Основные положения социальной программы россий­ских мусульман / Совет муфтиев России. Ярославль: ДИА-пресс, -2001. 43 с.

10. Т.Таджуддин. Выступление при встрече с патриархом Кириллом. (www.patriarchia.ru/db/text/955254.html).

11. Т.Таджуддин. «Когда нет гордыни можно ужиться со всеми» // Ислам и жизнь. Общественный информационно-просветительский духовный журнал Оренбургского муфтията, -№1(5). -2010. - С.13.

12 Р. Гайнутдин. Проповеди. (э.р.: islam.com.ua/forum/index.php?showtopic=7717&st=100)

13. Шамиль Аляутдинов. Из проповедей. (www.umma.ru)





1 Богословский анализ послание Всемирного саммита религиозных лидеров (Москва, 3-5 июля 2006 г.). Минск, Христианская инициатива, С.9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: :http://www.patriarchia.ru/db/text/123666.html.

16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!