учитель музыки
Володин Сергей Евгеньевич
МБОУ Мечетинская СОШ
Зерноградского района
Ростовской области
2017 год
ДОКЛАД
«Принципы подбора репертуара в детском хоре»
учитель музыки Володин С.Е МБОУ Мечетинская СОШ
Самым наглядным показателем работы детского хора является его выступление на публике — концерт. Успех концерта зависит от многих причин — и главных и второстепенных, постоянно действующих и разовых, одномоментных. Тут и достигнутый хором исполнительский уровень, и настрой коллектива, степень подготовки к данному концерту, и акустика зала, состав аудитории, ее реакция и так далее. Едва ли не главную роль в успехе концерта играет его программа. А программа определяется репертуаром хора, его «золотым» фондом. «Репертуар – лицо хора, его визитная карточка. Ещё не слышно хора, но зная его репертуар, можно в определённой мере точно судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях».
С самых первых шагов знакомства с музыкой, песенный репертуар служит путеводителем для ребенка в мире музыкального искусства. Репертуар хора формирует и воспитывает музыкально-эстетический вкус маленьких певцов и их понимание музыкальной культуры в целом. На протяжении всего цикла обучения дети знакомятся с большим многообразием жанров и стилей отечественной и зарубежной музыки. Лично участвуя в воспроизведении хоровой музыки, они учатся воспринимать, чувствовать и исполнять музыкальные произведения, ориентироваться в различных направлениях, жанрах и стилях классической и современной музыкальных культур.
Конечно, значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений коллектива. Не менее важную роль он играет в музыкальном образовании и в эстетическом воспитании его участников, в повышении их вокально-хорового мастерства, в развитии музыкального вкуса исполнителей и аудитории. А.В. Свешников сказал: «Пение в хоре является как бы народной общедоступной музыкальной школой, в которой музыка, познается не отвлечённо, без связи с окружающей жизнью, а идет с ней, украшает, обогащает её»
Подбирая программный репертуар, следует руководствоваться следующими принципами:
художественная ценность;
воспитательное значение;
доступность музыкального и литературного текста;
разнообразие жанров и стилей;
каждое произведение должно двигать хор вперёд.
Главным «собирательным» принципом можно считать подчинение репертуара учебно –воспитательным задачам. При работе с детским хором соблюдение этого принципа особенно важно, так как хоровой коллектив является, прежде всего средством разностороннего развития ребёнка независимо от того, в школе или вне школы работает хор
В репертуаре детского хора должны найти место русская и зарубежная классика, народная песня, произведения современных композиторов и старинная музыка, кроме этого, нужно помнить о главной задаче подбора репертуара – развивать и совершенствовать музыкально – образное мышление участников хора, их эстетический вкус и творческую активность, обогащать слушательский опыт, музыкальную память.
Полноценными и эффективными по своей воспитательной роли можно считать четыре группы пластов репертуара в широком понимании слова:
Сочинения композиторов русской классической школы.
Сочинение зарубежных композиторов – классиков.
Народные песни разных народов.
Произведения современных русских и зарубежных композиторов.
Выбор репертуара — очень ответственное дело. Здесь необходимо помнить об охране детского голоса. Правильный выбор репертуара в сочетании с распеванием, с хоровым сольфеджио может по-настоящему помочь развитию голоса ребенка. В то же время ошибки в выборе репертуара приводят к торможению развития голоса, а в самом худшем варианте — к пагубным последствиям для голоса и, естественно, для здоровья. Особое значение имеет высоко художественность репертуара, который осваивается в определённой системе и последовательности. Успех работы зависит от умений учителя, знаний и учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.
Основную часть программы руководитель хора подбирает по собственному желанию в соответствии с заявленной учебной программой. Кроме того, какая-то часть программы может рекомендоваться руководством для проведения каких-либо совместных общешкольных или городских мероприятий. Также какая-то инициатива, особенно на начальных стадиях работы хормейстера, может исходить от самих ребят, участников хора.
Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, безинтересность к делу которым он занимается, в некоторых случаях даже отчуждение от хорового пения вообще (зависит от характера) ребёнка. Доступность репертуара предполагает также восприятие детьми образного строя произведений. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чем они поют. Здесь наряду с музыкальной формой произведения огромное значение имеет его текст. Очень важно, задевает ли он струны детских сердец или поется равнодушно, без особого вникания в красоту слова, смысл фраз. К сожалению, часто можно встретить песни с «дежурными» словами, которые не могут увлечь, заинтересовать детей. Бывает еще обидней, когда в подобных песнях красивая мелодия. Встречаются произведения, в которых текст плохо сочетается с музыкой.
Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должны быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост.
Надо ввести в школьный репертуар песни, удовлетворяющие запросам ребят, и лучшие из песен, что они поют сами. Проложить мост между песней школьного хора и песней, звучащей вне его.
Кроме внесения в репертуар хора качественных эстрадных песен, можно так же ввести и произведения с элементами джаза. Здесь выбор целиком зависит от опыта, музыкального вкуса руководителя хора, умения чувствовать и понимать желания и вкусы детей, и грамотно их направлять.
Репертуар хора должны составлять и произведения «a cappela». Начинать лучше с произведений с малым и умеренным диапазоном. Это будет способствовать выработке навыков пения в унисон. Именно раннее пение небольших хоров «a cappela» может привести детский хоровой коллектив к исполнению сложных произведений без сопровождения.
Практика включения канонов в репертуар хоров показывает, что должным образом подобранные каноны обеспечивают значительные продвижение учащихся в развитие их гармонического слуха. Канон вносит в роботу хора элементы игры, соревнования (чья партия споёт лучше).
Хоры младшего детского возраста имеют в репертуаре одно двухголосные произведение. На этом начальном этапе и закладывается необходимые профессиональные навыки - точное интонирование, ансамбль, элементы вокальной техники. Подбирая песенный репертуар, необходимо учитывать физиологические особенности голосового аппарата (диапазон, регистр, степень владения дыхательным аппаратом и др. физические свойства). Различные несложные распевки, попевки. Как было сказано выше произведение должно соответствовать возрастному уровню по тематике. И если это не так, исполнение как правило бывает неудачным.
Для хора среднего возраста исполнительские возможности значительнее, в репертуаре таких хоров, несложная полифония. Отдельные хоры среднего школьного возраста справляются и с 3х и 4х голосными партитурами.
В репертуаре старших хоров – сложные произведения. У девочек заканчиваться формирование голоса, у мальчиков мутация (в хоре редко участвуют). А’cappella «Как за речкою», «А кто у нас моден» обработка Лядова. «Веники» обработка Ф. Рубцова в переложение для детского хора Ю. Васильева.
В репертуарах хоров народные песни занимают особое место. Русские народные песни учат основам вокально – хоровой профессиональной школы пения. Для которой характерна широта дыхания, вокально – интонационная устойчивость, яркая и выразительная подача слов, задушевность, радость, печаль, через богатство нюансов вокальной речи. Песни других народов открывают нам новые народные традиции, познание песенной культуры других народов.
Русская духовная музыка – по словам известного музыковеда Б. Доброхотова – «вырабатывала замечательно ровное, мягкое и согласованное звучание, необычайную чистоту строя, выразительное, глубоко осмысленное интонирование, наконец, глубокую, живую и в то же время точную динамику». Духовные песнопения построены на средних звуках диапазона, исполняемые без сопровождения, вырабатывают у хористов определённо вокальный навык. Петь в характере русскую духовную музыку большое мастерство.
Подводя итог всему выше изложенному, можно сказать следующее: подбор репертуара и последующее его разучивание – это кропотливый труд, требующий от руководителя предельного внимания, знаний и опыта. В выборе произведений для детского хора нужно помнить, что главная задача репертуара состоит в том, чтобы привить школьникам интерес и любовь к музыке и к хоровым занятиям, а так же развить их музыкальные способности, музыкальный вкус, расширить музыкальный кругозор.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аверина, Н. В. Проблема репертуара в детском хоровом исполнитель стве: Дис. канд. искусств. / Н. В. Аверина. - М.: Просвещение, 1996. - 117 с.
2.Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. / Ю. Б. Алиев. - Воронеж. 1998
3.Апраксина, О. А. Современный школьник./ О. А. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. – 1977 - Вып.12 – С. 15
4.Асеев, В. Г. Возрастная психология / В. Г. Асеев. – Иркутск: Иркутский государственный педагогический институт, 1989. – 196 с.
5.Дмитриевский, Г. А. Хороведение и управление хором. / Г. А. Дмитриевский. - М.: Музыка - 1957.
6.Махинько Е.П. Влияние музыки на развитие личности подростков в процессе хорового исполнительства / Е.П. Махинько – М.: Музыка, 2006.
7.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2006. - 559 с.
8.Черноиваненко, Н. Формирование творческих способностей школьников в певческой деятельности. / Н. Черноиваненко. //Музыкальное воспитание в школе. – 1989. – Вып. 9.
9.Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. / И. С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000.
Песенные сочинения: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А.С. Аренский, П.Т. Гречанинов, В.С. Калинников, а так же произведения - композиторов - песенников: И.О. Дунаевского, А.Н. Пахмутовой, В. Я. Шаинского, Е.П. Крылатова.