СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Принципы русской орфографии. Правописание корней (задание 9 ЕГЭ)»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ (задание 9)

Просмотр содержимого документа
««Принципы русской орфографии. Правописание корней (задание 9 ЕГЭ)»»

КОНСПЕКТ 10 класс УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА № Дата______________


ТЕМА: Принципы русской орфографии. Безударные и чередующиеся гласные в корне слова (задание 9ЕГЭ)

Цели:

  • познакомить учащихся с основными принципами рус­ской орфографии;

  • повторить и обобщить правила, касающиеся безударных гласных в корне слова (проверяемые гласные, гласные в чередующихся корнях);

  • отработать навыки «узнавания орфо­граммы», условий ее выбора, правильного ее графического обо­значения.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

Несколько человек работают у доски, выполняя словообразо­вательный анализ слов из домашнего упражнения. Одновременно учитель дает задание остальным ученикам: выполнить морфем­ный и словообразовательный разбор слов ледокол, беспощадный, сконфузиться.

II. Работа по теме урока:

1. Слово учителя.

Грустные вести.

Пришло письмо мне, Гляжу -

Из лагеря, от Мишки...

«Здесь чудный лук, и я лижу», -

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит плут.

Читаю дальше:

«Здесь лиса, красивый длинный прут», -

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идет в поход, я запиваю песни.

На днях в лису нашел я грусть, и очень был доволен».

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен!

Вернется - надо подлечить:

Заставить правила учить.

Слово учителя. - Почему герой не понял смысла письма?

( Ответ: Не соблюдены орфографические правила, т.е допущены орфографические ошибки)

Слово учителя.

- Как видите, именно из-за несоблюдения орфографических правил и возникло непонимание смысла письма. А вот если морфемы всегда будут писаться нами единообразно, несмотря на то что звуки в них могут стоять не только в сильных, но и в сла­бых позициях, то непонимания не возникнет.

- Сегодня мы с вами повторим и обобщим некоторые орфогра­фические правила.

(Ученики записывают число, тему урока слушают и записывают основные положения лекции учителя.)

( СЛАЙД 2)

(Ученики записывают число, тему урока слушают и записывают основные положения лекции учителя.)




( СЛАЙД 3)

Без знания частей речи нельзя правильно выполнить задания № 11, 12, 13, 14, 15 ЕГЭ.

( СЛАЙД 4) Читаем упр.94 стр.91Обратить внимание на пунктуацию при оформлении цитаты, особенно на кавычки, которые ставятся дважды, а не 4 раза, как часто ставят ученики.

( СЛАЙД 5) Задание 3 ЕГЭ Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИНЦИП. Определите значение, в котором это слово употреблено в теме урока. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

( СЛАЙД 6)

Какой основной Принципы русской орфографии?

(ответ Основным принципом русской орфографии является морфологический принцип см. стр.90)

Однако в русском языке есть отступления от морфологического принципа. Какие?

( СЛАЙД 7)

Уточнить и дописать в скобках значение каждого из принципов, чтобы для ученика названия принципов были понятны с практической точки зрения. (см.стр.90)

( СЛАЙД 8)

Таким образом какой промежуточный вывод можно сделать?

Орфография – это совокупность правил, которые группируются в 4 раздела.( Ученику важно осознать, что все правила группируются в 4 раздела.

( СЛАЙД 9)

Для чего нам это важно знать?

Вы уже знаете структуру заданий ЕГЭ. Знаете , что задание 9 требует знания правильного написание гласной в корне

( СЛАЙД 10)

Познакомить обучающихся со структурой задания. Обратить внимание на множественность ответов и вариативность задания (проверяемая, непроверяемая, чередующаяся гласная).

III. Закрепление полученных знаний 5-9 класс.

( СЛАЙД 11) Способы проверки

По статистике самая частая ошибка у выпускников школы – проверяемая гласная в корне. Существует много способов проверки написания гласной в корне, но самые распространённые 4.

( СЛАЙД 12) Устно. Подбирая слово для проверки следует различать омофоны

( СЛАЙД 13)

ЗАПОМНИТЬ

А/О в корне глагола совершенного вида нельзя проверять

Несовершенным видом на –ывать/ивать – НЕЛЬЗЯ!!!!!

Устно упр.98



( СЛАЙД 14)

Ученики называют условия чередования и соответствующие им корни. Можно обратиться за информацией к теории учебника (стр. 96 – 97,99,101).

Корни лаг//лож и плав//плов//плыв учитель даёт в той группе, в которой считает нужным. Например, в учебнике Н.Г.Гольцовой плав//плов//плыв относят к группе корней с чередованием, зависящих от ударения, а лаг//лож – к зависящим от суффикса А.



( СЛАЙД 15)

Подробнее остановиться на явлении омонимии проверяемых и чередующихся корней.

Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием гор/гар (НЕ ЯВЛЯЮТСЯ КОРНЯМИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ): ГОРистая (местность), ГОРевать, ГОРизонт, ГАРмония, ГОРдиться, ГОРчица, оГОРчение, отГОРодиться и др.



( СЛАЙД 16)

Остановиться на значении непонятных слов: зоревать – бодрствовать, не спать на заре; зорянка – птица вида Зарянка (лат. Erithacus rubecula); выгарки – остатки от сгорания; утварь – предметы обихода.

Омонимичные корни не единственная ловушка задания 9 ЕГЭ. Важно также уметь правильно выделять корень: загорать – горизонт. Кстати, неплохо подобрать как можно больше однокоренных слов к слову гора, так как у детей это задание вызывает затруднение: горец, горянка, пригорок, горка, горочка, горный, гористый и т. д.



( СЛАЙД 17)

Ещё одна ловушка задания 9 ЕГЭ – состав слова.

Ученики иногда формально выделяют корень по набору букв.



( СЛАЙД 18)

Обратить внимание на ИСКЛЮЧЕНИЯ!!!

IV. Повторение, закрепление и отработка практических навыков .

( СЛАЙД 19) Работа с учебником. Закрепление знаний. 3 человека у доски Задание: из упражнений 96 и 100(вторая строчка), упражнений 102,104,106,107 из 1-3 предложений выписать по колонкам слова с орфограммой «Гласная в корне»

( СЛАЙД 20) Самопроверка.

V. Применение знаний в Задании 9 ЕГЭ .

( СЛАЙД 21) Выполнение Задания 9 ЕГЭ. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

VI. ( СЛАЙД 22) РЕФЛЕКСИЯ

VII. ( СЛАЙД 23) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ



Принципы орфографии – это закономерности, лежащие в основе орфографической системы. Каждый принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым явлениям.

Морфологический принцип заключается в требовании одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов и т. д. Например: степной – степь, рябиновый – сосновый, подписать – подпись, к ране – к воде. Этот принцип является ведущим в русской орфографии; ему подчинено написание большей части слов.

Фонетический принцип заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать – роспись, бездомный – бесхозный.

Традиционный принцип заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией. Это, например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, топор, вокзал, футбол, здоровье, аллея и др. В школьной практике слова с непроверяемыми гласными и согласными называются словарными словами.

Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орёл (птица) и Орёл (город).

Кроме названных, в русской орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!