КОНСПЕКТ 10 класс УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА № Дата______________
ТЕМА: Принципы русской орфографии. Безударные и чередующиеся гласные в корне слова (задание 9ЕГЭ)
Цели:
познакомить учащихся с основными принципами русской орфографии;
повторить и обобщить правила, касающиеся безударных гласных в корне слова (проверяемые гласные, гласные в чередующихся корнях);
отработать навыки «узнавания орфограммы», условий ее выбора, правильного ее графического обозначения.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
Несколько человек работают у доски, выполняя словообразовательный анализ слов из домашнего упражнения. Одновременно учитель дает задание остальным ученикам: выполнить морфемный и словообразовательный разбор слов ледокол, беспощадный, сконфузиться.
II. Работа по теме урока:
1. Слово учителя.
Грустные вести.
Пришло письмо мне, Гляжу -
Из лагеря, от Мишки...
«Здесь чудный лук, и я лижу», -
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит плут.
Читаю дальше:
«Здесь лиса, красивый длинный прут», -
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
«Когда отряд идет в поход, я запиваю песни.
На днях в лису нашел я грусть, и очень был доволен».
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен!
Вернется - надо подлечить:
Заставить правила учить.
Слово учителя. - Почему герой не понял смысла письма?
( Ответ: Не соблюдены орфографические правила, т.е допущены орфографические ошибки)
Слово учителя.
- Как видите, именно из-за несоблюдения орфографических правил и возникло непонимание смысла письма. А вот если морфемы всегда будут писаться нами единообразно, несмотря на то что звуки в них могут стоять не только в сильных, но и в слабых позициях, то непонимания не возникнет.
- Сегодня мы с вами повторим и обобщим некоторые орфографические правила.
(Ученики записывают число, тему урока слушают и записывают основные положения лекции учителя.)
( СЛАЙД 2)
(Ученики записывают число, тему урока слушают и записывают основные положения лекции учителя.)
( СЛАЙД 3)
Без знания частей речи нельзя правильно выполнить задания № 11, 12, 13, 14, 15 ЕГЭ.
( СЛАЙД 4) Читаем упр.94 стр.91Обратить внимание на пунктуацию при оформлении цитаты, особенно на кавычки, которые ставятся дважды, а не 4 раза, как часто ставят ученики.
( СЛАЙД 5) Задание 3 ЕГЭ Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИНЦИП. Определите значение, в котором это слово употреблено в теме урока. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
( СЛАЙД 6)
Какой основной Принципы русской орфографии?
(ответ Основным принципом русской орфографии является морфологический принцип см. стр.90)
Однако в русском языке есть отступления от морфологического принципа. Какие?
( СЛАЙД 7)
Уточнить и дописать в скобках значение каждого из принципов, чтобы для ученика названия принципов были понятны с практической точки зрения. (см.стр.90)
( СЛАЙД 8)
Таким образом какой промежуточный вывод можно сделать?
Орфография – это совокупность правил, которые группируются в 4 раздела.( Ученику важно осознать, что все правила группируются в 4 раздела.
( СЛАЙД 9)
Для чего нам это важно знать?
Вы уже знаете структуру заданий ЕГЭ. Знаете , что задание 9 требует знания правильного написание гласной в корне
( СЛАЙД 10)
Познакомить обучающихся со структурой задания. Обратить внимание на множественность ответов и вариативность задания (проверяемая, непроверяемая, чередующаяся гласная).
III. Закрепление полученных знаний 5-9 класс.
( СЛАЙД 11) Способы проверки
По статистике самая частая ошибка у выпускников школы – проверяемая гласная в корне. Существует много способов проверки написания гласной в корне, но самые распространённые 4.
( СЛАЙД 12) Устно. Подбирая слово для проверки следует различать омофоны
( СЛАЙД 13)
ЗАПОМНИТЬ
А/О в корне глагола совершенного вида нельзя проверять
Несовершенным видом на –ывать/ивать – НЕЛЬЗЯ!!!!!
Устно упр.98
( СЛАЙД 14)
Ученики называют условия чередования и соответствующие им корни. Можно обратиться за информацией к теории учебника (стр. 96 – 97,99,101).
Корни лаг//лож и плав//плов//плыв учитель даёт в той группе, в которой считает нужным. Например, в учебнике Н.Г.Гольцовой плав//плов//плыв относят к группе корней с чередованием, зависящих от ударения, а лаг//лож – к зависящим от суффикса А.
( СЛАЙД 15)
Подробнее остановиться на явлении омонимии проверяемых и чередующихся корней.
Омонимичные корни и буквосочетания, созвучные корню с чередованием гор/гар (НЕ ЯВЛЯЮТСЯ КОРНЯМИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ): ГОРистая (местность), ГОРевать, ГОРизонт, ГАРмония, ГОРдиться, ГОРчица, оГОРчение, отГОРодиться и др.
( СЛАЙД 16)
Остановиться на значении непонятных слов: зоревать – бодрствовать, не спать на заре; зорянка – птица вида Зарянка (лат. Erithacus rubecula); выгарки – остатки от сгорания; утварь – предметы обихода.
Омонимичные корни не единственная ловушка задания 9 ЕГЭ. Важно также уметь правильно выделять корень: загорать – горизонт. Кстати, неплохо подобрать как можно больше однокоренных слов к слову гора, так как у детей это задание вызывает затруднение: горец, горянка, пригорок, горка, горочка, горный, гористый и т. д.
( СЛАЙД 17)
Ещё одна ловушка задания 9 ЕГЭ – состав слова.
Ученики иногда формально выделяют корень по набору букв.
( СЛАЙД 18)
Обратить внимание на ИСКЛЮЧЕНИЯ!!!
IV. Повторение, закрепление и отработка практических навыков .
( СЛАЙД 19) Работа с учебником. Закрепление знаний. 3 человека у доски Задание: из упражнений 96 и 100(вторая строчка), упражнений 102,104,106,107 из 1-3 предложений выписать по колонкам слова с орфограммой «Гласная в корне»
( СЛАЙД 20) Самопроверка.
V. Применение знаний в Задании 9 ЕГЭ .
( СЛАЙД 21) Выполнение Задания 9 ЕГЭ. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
VI. ( СЛАЙД 22) РЕФЛЕКСИЯ
VII. ( СЛАЙД 23) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Принципы орфографии – это закономерности, лежащие в основе орфографической системы. Каждый принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым явлениям.
Морфологический принцип заключается в требовании одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов и т. д. Например: степной – степь, рябиновый – сосновый, подписать – подпись, к ране – к воде. Этот принцип является ведущим в русской орфографии; ему подчинено написание большей части слов.
Фонетический принцип заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать – роспись, бездомный – бесхозный.
Традиционный принцип заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией. Это, например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, топор, вокзал, футбол, здоровье, аллея и др. В школьной практике слова с непроверяемыми гласными и согласными называются словарными словами.
Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орёл (птица) и Орёл (город).
Кроме названных, в русской орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.
4