МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта
Институт образования
Кафедра «Начальное образование»
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
по дисциплине: Общая педагогика с практикумом
на тему: “Приоритеты школьного образования в конце 20 века”
Выполнила работу студентка
1 курса
Кенке Д.Э
Калининград
2020
Введение:
В представленной работе я попыталась разобраться в процессах смены образовательных ориентиров школьного образования в Европе, в конце 20 века, отметить ведущие тенденции развития мирового образовательного процесса и выявить основные приоритеты школьного образования того времени.
Основная часть:
На развитие школы с начала XX в. значительное влияние оказали психолого-педагогические теории, призванные обновить обучение. В зарубежных странах велись интенсивные поиски новых форм и методов обучения, направленных на развитие активности, самостоятельности, творчества школьников.
Школа призвана научить ребенка самостоятельно открывать факты, а не снабжать его фактами. Эти идеи нашли свое воплощение вначале в работе экспериментальных и частных школ.
С середины XX в. под влиянием критики теории умственной одаренности и деления учащихся на основе тестовых испытаний школы разных типов западных стран реформировались, что внесло заметные изменения в их работу. Так, в Великобритании стали создаваться объединенные школы с тремя отделениями: гуманитарным, техническим, естественно-математическим.
Ориентир на интересы и потребности ребенка, его личный опыт, обучение путем выполнения практических дел - в этом особенности педагогики Дьюи - «учение посредством делания». На идеях Дьюи основана разработка «метода проектов» его единомышленниками; Обучение «методом проектов», когда ученики, выполняя проект, узнают нужные сведения из различных дисциплин, меняет и структуру занятий, отводя учителю роль помощника, консультанта. Вместо монолога учителя - беседы с учащимися, самостоятельная работа детей над темой, игра, трудовая деятельность, занятия письмом и счетом проводятся только в связи с потребностями, вытекающими из практической деятельности.
В 1978 г. ЮНЕСКО разработала рекомендации о воспитании детей в духе мира и взаимопонимания. Ведущей идеей многих международных документов, принятых в 70- 90-х гг., стала идея гуманизма, принцип гуманизма признан основополагающим критерием общественного прогресса. Школам рекомендовано обеспечить воспитание детей в гуманистическом духе уважения к людям и их правам.
Воспитательная функция школы оказалась выполнимой при условии глубокого и всестороннего знания психических особенностей каждого ученика, его способностей, интересов и затруднений.
Одно из основных направлений воспитательной работы школы - нравственное развитие детей, направленное на освоение ими гуманистических норм, формирование у школьников модели нравственного поведения.В целях нравственного воздействия на учащихся прежде всего используются учебные материалы, особенно дисциплин гуманитарного цикла.
В целях развития сопереживания и сочувствия со школьниками проводятся специальные занятия по таким, например, темам: как можно понять эмоциональное состояние другого человека; что чувствуют, находясь вдали от дома; как выражают сочувствие, что при этом говорят и делают, и т.д. Этой же цели подчинена общественно полезная деятельность учащихся: работа в больницах, домах престарелых, в бедных районах.
В содержание обучения вводятся программы и курсы, совмещающие специфику жизни и культуры разных народов («глобальное воспитание»).Широкое распространение в школах получило изучение прав человека, инициированное ЮНЕСКО и включаемое в систему нравственного воспитания. Проводится знакомство учащихся с нравственными нормами при изучении курсов «Мораль», «Этика».Большое внимание в работе школ уделяется гражданскому воспитанию: развитие чувства любви к своей стране, знакомство с символикой. Словесные, книжные методы дополняются практическими: стажировкой подростков в государственных учреждениях, выполнением проектов по совершенствованию жизни своего города, района и конкретной работой - посадкой деревьев, очисткой дорог и др.
Еще один аспект гражданского воспитания - изучение проблемы сохранения мира и предупреждение войн и насилия, которое осуществляется как через традиционные предметы, так и через специальные курсы мира.
Заключение:
Таким образом, можно выделить такие приоритеты школьного образования в 20 веке как:
- ориентация на индивидуальные особенности каждого ученика;
- воспитание в духе мира, толерантности и взаимопонимания;
- усиленное внимание на психологическое состояние ребёнка;
- развивающий, деятельностный характер образования
Источники:
1. studfile.net/preview/6265163/page:9/
2. studopedia.ru/10_270706_obrazovanie-v-evrope-hh-veka.html